«Не́доросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя.
Содержание
Содержание
- 1 Цитаты
- 1.1 Митрофан
- 1.2 Простакова
- 1.3 Стародум
- 1.4 Софья
- 1.5 Скотинин
- 1.6 Правдин
- 1.7 Диалоги
- 2 О пьесе
- 3 Примечания
- Не хочу учиться — хочу жениться.
- Да отвяжись, матушка, как навязалась.
- (Цыфиркину): Гарнизонная крыса.
- (Простаковой): Ты так устала, колотя батюшку.
- По мне, куда велят.
- Ночь всю така дрянь в глаза лезла . Да то ты, матушка, то батюшка.
- Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
- Уж ребёнок не смей и избранить Пафнутьича!
- Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала?
- Нашёл деньги, ни с кем не делись!
- Повинную голову меч не сечёт.
- Вот злонравия достойные плоды.
- Начинаются чины — перестает искренность.
- Невежда без души — зверь.
- Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
- Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
- Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
- Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
- Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
- Наличные деньги — не наличные достоинства.
- Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
- Честный человек должен быть совершенно честный человек.
- Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
- В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
- (к Софье): Бог дал тебе все приятности твоего пола.
- Я боюсь для вас нынешних мудрецов.
- Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!
- Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть
- Как наружность нас ослепляет!
- Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
- Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
- Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение.
- Прямое достоинство в человеке есть душа.
- Стародум. Это к кому я попался?
Скотинин. Это я, сестрин брат.
Стародум (увидя ещё двух, с нетерпением). А это кто ещё?
Простаков. (обнимая). Я женин муж.
Митрофан (ловя руку). А я матушкин сынок. - Стародум. (к Правдину). Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Простаков. Всему, мой отец.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин. (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан. (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин. (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Митрофан
Простакова
Стародум
Софья
Скотинин
Правдин
Диалоги
Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе. [1]