Контрольный диктант (нулевой срез).
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Кончился январь. Лениво угасал морозный день. Небо было ясно. Лишь на закате, как в кузнечном горне, жарко плавились корявые железины туч…
По дороге к Аркалыку ходкой рысью бежала пароконная упряжка. В легких желтых санях ехали два отменно одетых жигита.
В одном из них сразу узнаешь господина. Поверх теплой одежды на нем серый чекмень с щегольским черно-бархатным воротником, на голове – новый лисий тымак. Обут в превосходные шевровые сапоги; из-под голенищ выступают войлочные чулки, тоже отороченные черным бархатом. Ему лет около тридцати. Он коренаст, круглолиц и курнос. Клинышком торчит холеная бородка. Взгляд колюч…
На отлогом пригорке вдали показались две могилы , и путники , подняв руки, скороговоркой пробормотали молитву.
В полуверсте от могил завиднелась одинокая зимовка. Она казалась заброшенной, необитаемой, вросла в землю, увязла в сугробе и мало чем отличалась от могил. Крыша обветшала, углы обвалились, снег прикрывал прорехи. Лишь узкая тропка была протоптана к черным стенам зимовки, — в ней жили…
Дрожь охватывала при мысли, какое злосчастье облюбовало этот дом!
Соскочив с саней и стряхивая снег с чекменя, Ахан проговорил сквозь зубы:
— Куда ты меня привез? Тут, наверно, ни сесть, ни лечь. Неужели не мог найти жилья поприличней?
1 Произвести синтаксический разбор предложения
1в На отлогом пригорке вдали показались две могилы, и путники, подняв руки, скороговоркой пробормотали молитву.
2в Обут в превосходные шевровые сапоги; из-под голенищ выступают войлочные чулки , тоже отороченные черным бархатом.
2 Построить схему предложения с прямой речью.
3 Объяснить значение слова
4 Продолжить текст ,введя диалог.
Контрольный диктант за 1 полугодие
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Быть настоящим человеком.
Известно, что талант – это во многом трудолюбие и терпение. Чтобы добиться мастерства в любом искусстве, нужно неустанно упражняться, то есть совершенствоваться. Это знает и художник, и музыкант, и певец, поэт и ученый, — словом, каждый мастер своего дела, будь то великий гений Моцарт или просто хороший токарь.
Да, это старая истина. А вот далеко не каждый знает, что прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, чем любое другое мастерство. И оно тоже требует неустанного упражнения, только упражнения своей души.
В жизни случается все: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищен и в беде высшими, непреходящими ценностями: верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду и понимать всю ответственность за свою жизнь, за жизнь всего человечества.
Все эти ценности связаны неразрывно, это и есть то, что мы называем настоящим у человека: мужеством и готовностью его к жизни.
1. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор:
1в — трудолюбие, готовность.
2в — наслаждаться, достойно.
2. Выписать глаголы:
1в. — существительные конкретные и отвлеченные.
2в. – местоимения и определить их разряд.
4.Выписать слова с безударной гласной, проверяемой ударением ,и выделить орфограмму. ( 5-6 слов )
5. Письменное высказывание: «Что значит «прожить жизнь свою достойно на земле».
Годовой контрольный диктант.
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта Республики Казахстан
Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом , вышла за пределы природы.
Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу.
В природе вода лежит , и ее зеркало отражает небо , горы и лес. Вся история культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все наше в том, что еще в этом зеркале увидит.
Природа нам развертывается, как перспектива прошлого самого человека, но когда усилием воли постараешься войти в нее, то тут же распадаешься на свое прошлое, то есть природу, и на себя, как человека.
Значит, не будущее, а настоящее- это точка опоры рычага, отрывающего человека от природы и перебрасывающего в будущее.
Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое. И, вернувшись домой, открывает свои глаза на знакомое и тем самым обогащает и расширяет свою родину.
Все эти солнца и звезды, поверхности вод и земля подозрительны тем, что их прекрасное лицо всегда обращено к лицу человека. Восторгаясь лицом природы, спрашиваешь себя: « Не любуешься ли ты лицом самого человека, отраженным в этих водах и звездах, в огне и цветах?»
Человек, любующийся природой, не нарцисс, а «гадкий утенок», впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя.
Произвести синтаксический разбор предложения
1вариант Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы.
2вариант Каждый из нас, путешествуя, непременно открывает для себя вдали что-то новое.
2 Выполнить морфологический разбор
1вариант природу, открывает, прекрасное.
2вариант человека, вышла, гадкий.
Выписать 3 слова , в которых букв больше, чем звуков.
Выписать 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
Выписать 5 слов с безударной гласной в корне слова. Проверить эту гласную ударением.
Объяснить правописание приставок в словах текста: развертывается, предел, распадаешься, расширяет, прекрасное.
Написать сочинение-рассуждение по фразе текста: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку…»