Диктант восход солнца 5 класс

Диктант восход солнца 5 класс

Диктант восход солнца 5 класс
0
13 мая 2021

диктанты с грамматическим заданием по всем разделам курса

ВложениеРазмер
kim_5_klass.doc 60.5 КБ

Контрольный диктант № 1

Раздел: «Повторение изученного в начальных классах»

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.
Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

2. Грамматическое задание.

Выпишите два слова, в которых есть орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» (I вариант); «Безударные проверяемые гласные в корне слова» (II вариант).

Подчеркните личное местоимение, укажите его падеж.

Контрольный диктант № 2.

Раздел: «Синтаксис. Пунктуация»

Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.

Вот выбежал во двор пес с кусочком хлеба, лег на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.

Пес рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергиваю!» Но вороны – птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пес терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.

А в это время другие давно уже его хлеб утащили. (104 слова.)

2. Грамматическое задание

Составьте схему предложения с прямой речью.

Составьте схему второго предложения (I вариант); четвертого предложения (II вариант).

Выделите условными обозначениями два обстоятельства (I вариант); два дополнения (II вариант). Укажите, к какому слову в предложении они относятся, какими частями речи выражены.

Подберите проверочные слова к з-м словам с орфограммой «Проверяемые гласные в корне» (I вариант); «Проверяемые согласные в корне» (II вариант).

Контрольный диктант № 3

Раздел: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие, ручные. Они на ладошке поместятся. А есть огромные, такие сильные, что их боятся леопарды. У некоторых обезьян мощные хвосты, которые помогают им ловко перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый, как у лисы.

Шерстка у обезьян тоже разная. У одних она гладкая и не очень плотная, у других — густая.

Есть обезьяны, у которых во рту имеются специальные защечные мешочки. В них прячутся запасы: плоды, орехи, ягоды.

Обезьяны живут в джунглях Африки, Индии и в тропических лесах Южной Америки. (75 слов.)

2. Грамматическое задание

1.Запишите цифрой, сколько раз в предложении У одних она гладкая…встречается звук [т] (I вариант); звук [д] (II вариант).

2.Выпишите три слова, в которых есть мягкий согласный, укажите, как обозначена в них мягкость согласных.

3.Выпишите два слова, в которых есть гласные в слабой позиции.

4.Укажите, сколько звуков в слове ягоды (I вариант); обезьяны (II вариант).

5.Расположите в алфавитном порядке слова в предложении А есть огромные… (I вариант); Есть обезьяны, у которых… (II вариант).

Контрольный диктант № 4

Солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Листья становятся мутного цвета. Верхушки деревьев качаются, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и ласточки пролетают низко над землей. Вспыхивает молния, ослепляет зрение и освещает нас. Над самой головой раздается оглушительный гул, который заставляет нас трепетать.

Но вот молния освещает местность шире и бледнее. Туча разделяется на волнистые облака, светлеет. Сквозь ее большие края виднеется ясная лазурь.

1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.

2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу.

1) Придумайте синонимы ко всем словам 4-го предложения.

2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.

3) Выпишите предложение с однородными членами и подчеркните их. Контрольный диктант № 5

Раздел: «Морфемика. Орфография»

Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий, безветренный летний день листья осины дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под листьями видны красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков.

В дуплах старых толстых осин располагаются дневные и ночные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимой корой молодых растений кормятся зайчата.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шелесту сразу узнаешь осину. (97 слов.

2. Грамматическое задание

Из первого и второго абзацев выпишите словосочетания, в которые входят слова осины (I вариант); листья (II вариант). Сделайте письменный разбор этих словосочетаний, укажите число и падеж данных слов.

Найдите три слова, в которых основа равна корню.

Выпишите по два слова: 1) с приставками, которые не изменяются на письме; 2) с приставками на з (с). Графически объясните правописание приставок.

Выпишите слова с корнем –раст-рос- (I вариант); -лаг-лож- (II вариант). Подберите к ним 3-4 однокоренных слова.

Найдите во втором и третьем абзаце слова-антонимы.

Контрольный диктант № 6

Раздел: « Морфология. Орфография» (Имя существительное)

Грузовик свернул в дачный поселок и остановился перед укрытой плющом дачей. Шофер с помощниками откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла ключом дверь на террасу.

С террасы виднелся большой сад. В глубине его торчал неуклюжий двухэтажный сарай.

Пока водитель и помощник разгружали и носили в дом вещи, Ольга вышла в сад. На стволах вишен блестела горячая смола. Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью. Ольга пробралась через орешник, смахнула с лица колючую веточку. Тут она услышала тревожный шепот. Над крышей сарая задрожали веревочные провода. Ольга остановилась, осмотрелась. Но среди зелени в черном квадрате окна сарая чужих не было видно. Ольга вернулась к крыльцу. (104 слова)

2. Грамматическое задание

Разберите по членам предложения: Над крышей сарая… (I вариант); С террасы виднелся… (II вариант).

Обозначьте морфемы в словах: дачный, разгружали, орешник (I вариант); сгружать, ключом, горячая (II вариант).

Выпишите из текста два словосочетания прил. + сущ. и глаг.+ сущ.; произведите морфологический разбор существительных.

Обозначьте орфограммы и обоснуйте выбор букв в словах сгружать,( над) крышей, чужих (I вариант); террасы, вносили, шепотом (II вариант).

Контрольный диктант № 7

Раздел: «Морфология. Орфография» (Имя прилагательное)

Весна пришла мартовскими грозами. Но вдруг на четвертой неделе марта начался могучий снегопад. Все в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу.

Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекала даже воробьев. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно клевали старые крошки.

Другие птицы ищут спасение в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился. (100 слов.)

2. Грамматическое задание

Найдите имя прилагательное в первом предложении (I вариант); в предложении Снег глухим одеялом… (II вариант). Произведите морфологический разбор.

Обозначьте морфемы в словах: мартовским, прилетали, крошки (I вариант); кормушку, зимней, встречный (II вариант).

Подчеркните три слова, у которых в окончании проверяемая согласная.

Найдите сложное предложение, выделите в нем грамматические основы.

Контрольный диктант № 8

Раздел: «Морфология. Орфография» (Глагол.)

Кто сеет в лесу

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (100 слов.)

2. Грамматическое задание

Произведите синтаксический разбор первого предложения.

Поставьте глаголы трудились, увидишь в неопределенную форму.

Обозначьте морфемы в словах передвигаться, кротовую, (на) бороздках.

Найдите два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.

Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Поставьте глаголы насыпали, запутались в неопределенную форму.

Обозначьте морфемы в словах расположились, свечками, свободного.

Найдите два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.

Контрольный диктант № 9

Раздел: «Повторение изученного в конце года за курс 5 класса»

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез*. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик — гриб яркий, стройный*. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

Грамматическое задание: объяснить графически постановку знаков препинания в отмеченных знаком * предложениях.

(без грамматического задания)

Коротка летняя пора на севере тундры. В мае еще в воздухе вьются снежинки, бушуют буйные ветры по ее бескрайним просторам. Потом вдруг проясняется небо, тает снег, начинают оживать и цвести первые растения.

В это время сюда возвращаются птицы. Тундра — родина этих птиц. На берегах светлых озер они строят свои гнезда. Здесь они могут спокойно отложить яйца, выкормить птенцов и не беспокоиться о пище. Мошки и комары сами лезут им в рот!

Быстро проходит летняя пора. Птенцы вырастают и отправляются за далекие горы, леса и моря. Весной они опять вернутся сюда.

Наступает день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Теперь его не увидишь до весны. Долгая полярная ночь простирается над необъятными просторами тундры, и только синие сумерки освещают землю.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

В ожидании зимы диктант Диктанты
0 комментариев

Географический диктант 9 класс Диктанты
0 комментариев

Adblock
detector