Содержание
Цели:
а) проверить знания, полученные по теме «Причастие»;
б) повторить различные виды разборов;
в) продолжить работу по овладению учащимися орфографическими навыками.
Текст диктанта: Тропинки
Тропинки — это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.
Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.
Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.
Тропинки — это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.
Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.
Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнезда птички.
Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.
Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.
(Ф. Нестеров )
Объем текста: 124 слова
Грамматические задания
1. Произведите синтаксический разбор предложений:
1 вариант — первое предложение
( Тропинки — это большие искатели приключений.)
2 вариант— первое предложение второго абзаца.
( Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки.)
2. Произведите пунктуационный разбор предложений:
1 вариант — Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой.
2 вариант — Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света, ярко сверкающего.
3. Выпишите из текста причастия, определите их глагольные признаки,
1 вариант— действительные причастия;
2 вариант — страдательные.
*4. Графически объясните (в виде схемы) постановку знаков в последнем предложении.
*5. Выполните словообразовательный разбор существительного первопроходцы.
Домашнее задание .
Повторить сведения о стилях, типах текста .