В работе раскрыта важность движения для оргнанизма, особенности изменений, протекающих в организме при гиподинамии., приведены гигиенические нормы двигательной активности. В практической части показан ход измерения собственной двигательной активности и анализ двигательной активности одноклассников.
Содержание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_-_eto_zhizn_.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Однажды я услышал поговорку: «Движение — это жизнь, а жизнь — это есть движение». Так ли это? Неужели нельзя жить без движений?! Такой же девиз предложила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) для Всемирного дня здоровья. «Формула здоровой жизни – это 30 минут движения каждый день»,- добавил директор Европейского регионального бюро ВОЗ доктор Марк Данзон. С детства мы слышим о том, что каждый человек должен заниматься физической культурой, спортом, посильным физическим трудом: об этом нам говорят в школе, читаем в книгах, слышим и видим по телевидению.. Но почему-то занятия спортом мы ставим ниже, чем знание иностранного языка или понимание музыки. Считаем, есть физическое развитие — хорошо, нет — не страшно. И хотя еще великий философ Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать и плавать. Однако многие люди поступают согласно утверждению небезызвестного Кузьмы Пруткова: «Все говорят, что движение для здоровья дороже всего, но никто этого не придерживается»! В чем заключается важность движения для здоровья и жизни человека? Насколько велика суточная потребность в движении нашего организма? Соответствует ли моя двигательная активность норме движения младшего школьника? Я решил в этом подробно разобраться.
Цель работы : узнать о значении движения для жизни организма, изучить показатели двигательной активности своего организма и сделать вывод о ее соответствии норме.
Гипотеза: я думаю, что моя двигательная активность соответствует норме младшего школьника.
Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу я поставил перед собой следующие задачи:
- Изучить научно-популярную литературу по этой теме
- Узнать мнение одноклассников и их родных о важности движения для жизни человека с помощью анкетирования, проанализировать результаты и сделать вывод.
- Провести измерение своей двигательной активности, сравнить результаты с нормой и сделать вывод по работе
- Создать буклет «Движение – это жизнь», и познакомить одноклассников с результатами моей работы
1. Значение движения в древности
С давних времен известно, что движение является необходимой потребностью человека. В своём историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело своё значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
2. Значение движения в современном мире.
По данным В. Пекелиса (член Союза писателей СССР), сто лет назад 96% всей работы на Земле человек выполнял сам с помощью только своих мускулов. А теперь? Всюду автоматика и машины. Вместо того чтобы пройтись пешком, мы спешим воспользоваться автомобилем, в учебе – компьютером или калькулятором. Приходя домой после школы, часами сидим или лежим на диване перед телевизором, т.е. неподвижность нас преследует повсюду. Малоподвижный образ жизни приводит к гиподинамии
Гиподинамия — недостаток движения — подтачивает организм, начинает сокращать жизнь. А ведь исследованиями не только медиков, но и биологов, физиологов и самой жизненной практикой доказано, что разумная физическая нагрузка способствует сохранению здоровья и работоспособности на долгие годы. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, болеют и обращаются к врачу намного реже, чем те, которые занимаются ими нерегулярно. Известный французский врач XVIII века Тиссо писал: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Физические упражнения оказывают влияние и на психические функции, обеспечивая умственную работоспособность. Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой», — говорил он. Многие великие ученые, деятели искусства, писатели любили обдумывать свои мысли во время пешеходных прогулок. Корней Чуковский рассказал, что В. Маяковский, создавая некоторые поэмы, ежедневно проходил по берегу моря по 10 километров, а иногда пускался вскачь с камня на камень, но чаще шагал как лунатик. (Хотя известно и другое: когда писатели создавали свои произведения в тиши своих рабочих кабинетов.)
Здоровым хочет быть каждый. Поддерживать всю жизнь необходимый уровень здоровья трудно, это требует работы, воли, настойчивости. Существуют тысячи болезней, но здоровье только одно. От человека требуется не пассивное созерцание и томительное ожидание улучшения своего здоровья по рецептам врача (выпишите, пожалуйста, самое хорошее и дорогое лекарство от моей болезни, я обязательно достану и куплю), а активная борьба за свою молодость. И в этом одно из главных мест занимает движение. Движение — это жизнь, а жизнь — движение.
3. Движение и организм
Молекулы, клетки, системы нашего организма (сердце, легкие, выделительная система, сокращение мышц и т.д.) существуют только благодаря физическим нагрузкам. Если мы хотим на долгие годы сохранить свое здоровье на оптимальном уровне, то должны систематически испытывать физические нагрузки (ходьба, бег), индивидуально подобранные с учетом состояния здоровья, возраста и физического развития. Жан-Жак Руссо говорил: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться». Очень полезен и бег. Бег дарит и радость, и здоровье. Еще в Древней Элладе популярен был афоризм: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай».
Когда мы двигаемся, в нашем организме происходит обновление всех клеток – на смену старым и больным приходят молодые и здоровые.
Если мы перестаем двигаться, то сначала процесс обновления клеток замедляется, а потом и вовсе начинает давать сбои. Вот описание того, что происходит с человеком, когда он перестает быть активным. Процитирую известного популяризатора здорового образа жизни, Гарри Буковского (из книги «Век живи! Долголетие без лекарств): «Наше здоровье зависит от того, насколько энергично кровь через артерии и капилляры снабжает клетки организма питательными веществами и через капилляры и вены уносит отходы их жизнедеятельности. Общая длина капилляров в нашем теле составляет около 100000 км. Сердце может протолкнуть кровь лишь по артериям, а прохождение её по капиллярам и венам проходит лишь благодаря сокращающимся мышцам.
Активная мышечная деятельность необходима для нормального кровообращения, иначе часть капилляров постепенно отмирает, сильнее мерзнут конечности, перегружается сердце и сосуды, возникают застои крови, клетки голодают (человеку при этом постоянно хочется есть), а организм отравляется шлаками со всеми многочисленными последствиями. Возникает ожирение (пища уходит не в энергию, а в образование новых и новых жировых клеток). При недостатке движения наблюдается пониженный жизненный тонус, апатия, неадекватная реакция на мелкие неурядицы. Так как к клеткам не поступает кислород, возникает быстрая утомляемость, частая дремота, недомогания, учащаются инфекционные заболевания.
4. Суточная норма активности младшего школьника
Особенно важна двигательная активность для растущего организма. По данным врачей-гигиенистов, ученик начальной школы для сохранения тонуса должен в течение дня пройти, пробежать, проскакать расстояние не менее пяти километров.
Для оценки суточной активности используются гигиенические нормы, разработанные А.Г. Сухаревым.