Я думал уж о форме плана.
Если о форме плана думают гении, то что остается нам, простым смертным. Тем не менее следует сказать, что наличие плана в сочинении необязательно. Но из этого совсем не значит, что писать можно и без плана: план поможет Вам сделать сочинение последовательным, логичным, доказательным. Хорошо продуманный план не позволит Вам уйти от темы, забыть интересную мысль. План сэкономит Вам время при работе над черновиком. При переписывании сочинения набело план переписывать не следует.
При подготовке к сочинению самостоятельно или под руководством преподавателя советуем освоить такой вид работы: составление плана без написания сочинения. (Преподавателю советуем давать близкие по содержанию темы: это даст возможность лучше выявить специфику темы, четче определить идею, строже подобрать материал). План — это краткий конспект сочинения. По Вашему плану должно быть понятно, о чем будет сочинение, какова его основная мысль — идея, какова система доказательств этой идеи и к каким выводам приходит автор сочинения. Поэтому каждый пункт Вашего плана должен нести определенную информацию, то есть быть говорящим, сообщающим. Причем это сообщение должно быть сформулировано в виде конкретного ответа на вопрос.
Например, заголовок «Эпоха создания.» не содержит никакой полезной информации. При характеристике эпохи укажите ее конкретные признаки: наличие определенных идейно-политических направлений, общественно-политических движений, реакции правительства.
Можно не добиваться отточенности формулировок, важно, чтобы они были содержательно насыщенными. Помните! Каждый пункт Вашего плана должен быть одним из доказательств главной мысли сочинения. Не допускайте, чтобы пункты плана дублировали друг друга.
План может быть простым и сложным. Обратимся к форме сложного плана, который строится по следующей схеме:
Писать в плане слова «введение», «основная часть» и «заключение» не следует, потому что цифры I , II , III уже обозначают соответствующие
разделы плана сочинения. Н. П. Морозова справедливо считает, что схема плана чем-то напоминает построение геометрической теоремы. В заголовке I явно звучит, «что дано». В формулировке II пункта плана — «что требуется доказать». Затем идут пункты 1, 2, 3, 4, то есть уже само доказательство. И, наконец, пункт III — «что и требовалось доказать».
Оптимальное количество пунктов основной части плана должно быть не меньше 3 и не больше 5: это позволит полно и глубоко раскрыть тему сочинения. Не следует делать в главной части большое количество пунктов: от этого сочинение получится дробным, мозаичным, без четкого выделения в работе главного и второстепенного.
Если вы хотите уточнить, детализировать отдельные пункты главной части, то можно ввести подпункты, обозначаемые строчными буквами алфавита. Следует помнить: количество подпунктов всегда должно быть от двух и более. Если подпункт всего один, он не выносится отдельно, а вводится в пункт плана. Наличие подпунктов оправдано при характеристике сложного явления.
К сожалению, некоторые пособия для абитуриентов выдают за план перечень вопросов для раскрытия темы. В таких планах отсутствует четко выраженная структура: введение, основная часть и заключение, а количество пунктов колеблется от 3-5 до 10-13. Именно такие планы предлагают методические пособия Ю. А. Озерова «Раздумья над сочинением»1,
Н.Н.Кохтева «Сочинение: работа над содержанием и языком»2 и др.
Составление плана начинается с формулировки введения. Главная функция введения — «ввести в тему». Во введении вы должны
· указать направление, которое выбрали для раскрытия темы;
· определить свою задачу, то есть сказать, какова идея сочинения и как Вы будете доказывать ее в главной части;
· сообщить, если это необходимо, сведения биографического, исторического или другого характера, выходящие за рамки темы, но помогающие в ее раскрытии.
Чаще всего абитуриенты дают характеристику эпохи или приводят сведения о создании произведения, но это не всегда оправдано.
Н. П.Морозова в книге «Учимся писать сочинение»3 выделяет следующие типы введений:
1. историческое (краткая характеристика эпохи);
2. биографическое (краткая биографическая справка);
3. сравнительное (сопоставление взглядов, позиций разных авторов на проблему, заключенную в формулировке темы);
4. аналитическое (анализ ключевого слова темы);
5. философское (осмысление философского понятия в формулировке темы).
[1] Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением — М., 1990.
2 Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. — М., 1994.
3 Морозова Н.П. Учимся писать сочинение — М., 1987.
Обратите внимание, что при некотором сходстве двух последних типов введения между ними имеется существенное различие: анализироваться может не только философское понятие, но и любое ключевое слово, входящее в формулировку темы.
Необходимость использования разных типов введения можно показать на примере тем, связанных с лирикой А. С.Пушкина.
«В мой жестокий век восславил я свободу. »
· историческое введение (характеристика «жестокого века» — 20-30- х годов Х1Х столетия), если тема направлена на осмысление гражданской, политической свободы в лирике А. С.Пушкина;
· аналитическое (размышление о свободе поэта в условиях несвободного общества) или
· философское (осмысление понятия свободы как категории философской), если тема направлена на раскрытие проблемы индивидуальной, личной свободы Пушкина-поэта.
« Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина.
· биографическое введение (рассказ о лицейских друзьях поэта, друзьях-декабристах, женщинах, которым поэт посвящал стихи, няне Пушкина — Яковлевой Арине Родионовне).
«Я памятник себе воздвиг. »
· Сравнительное введение (сопоставление взглядов предшественников Ломоносова, Державина — и современников — Рылеева, Баратынского, Лермонтова на назначение поэта и поэзии).
Написать хорошее введение — задача очень сложная: в небольшой объём (а введение и заключение, вместе взятые, должны занимать 1/4 часть сочинения) следует вместить емкое содержание. Введение — это та самая «одёжка», по которой Вас встретит проверяющий.
Один из способов написать на экзамене хорошее введение — написать его дома. Так, сравнительное введение — сопоставление взглядов разных писателей на назначение поэта и поэзии — лучше написать заранее, включив необходимые цитаты из стихотворений Державина, Рылеева, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева, Некрасова и др.
И здесь следует предостеречь пишущего от весьма распространенной ошибки — механического сцепления цитат, резко отличающихся по смыслу.
«Свободу лишь умея славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рождён царей забавить
Стыдливой музою моей.
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа»,
— писал А.С.Пушкин в послании «К Н.Я.Плюсковой». «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы», — призывал поэт в стихотворении «К Чаадаеву».
«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв»,
— утверждал А.С.Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа». «Зависеть от царя, зависеть от народа — не всё ли нам равно? Бог с ними», — писал этот же поэт позже в стихотворении «Из Пиндемонти». И на вопрос «Зачем вы пишите?» лаконично отвечал: «Я? Для себя».
Из первого — раннего — Пушкина «вышли» Лермонтов, Некрасов; из второго — позднего — Тютчев. Соединив в одном введении столь разные, относящиеся к разным периодам творчества, высказывания А. С.Пушкина о назначении поэта и поэзии, Вы должны давать себе отчёт, насколько сложно будет Вам перейти к написанию основной части.
При работе над темой, связанной с творчеством конкретного поэта, «домашнее введение» должно быть откорректировано уже в аудитории. Такая коррекция не должна проводиться чисто механически — путём отсечения «лишних» цитат и переноса их в главную часть. Коррекция должна проводиться на смысловом уровне. Например, тема «Я лиру посвятил народу своему» связана с проблемой назначения поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова. Естественно, что некрасовское понимание этой проблемы связано с гражданскими, социальными мотивами. Следовательно, во введении следует говорить о гражданской направленности русской поэзии: начиная с поэтов-декабристов, возможно, пропуская А.С.Пушкина, и обращаясь к М.Ю.Лермонтову.
Заранее могут быть написаны исторические введения, характеризующие эпохи 20-30-х и 40-х годов XIX века, предреформенные и пореформенные периоды истории России и т.д. При работе над историческими введениями старайтесь выбрать из течения эпохи наиболее значимые, ключевые, переломные моменты, научитесь их описывать ярко, точно, лаконично, используя образные характеристики минувших столетий. Так, эпоха правления Екатерины II и Павла I — “век покорности и страха” (А.С.Грибоедов); 20-30-е годы XIX столетия “жестокий век” (А.С.Пушкин); 40-е годы — «век изнеженный» (М.Ю. Лермонтов); век девятнадцатый, ушедший, — “мой прекрасный, жалкий век”, век двадцатый, наступивший, — ”век мой, зверь мой”, 30-е годы XX века -”век-волкодав” (О.Мандельштам). Об этом же времени у Марины Цветаевой: ”Век мой — яд мой, век мой — вред мой, век мой — враг мой, век мой — ад”.
Помните! Особенно раздражают проверяющего ничего не значащие общие слова, приложимые к характеристике любого времени.
Задолго до написания сочинения, об этом уже говорилось, следует осмыслить такие, на первый взгляд, простые понятия, как добро, зло, свобода, честь, порядочность, нравственность и др. Такого рода домашняя работа поможет Вам написать введения аналитического и философского типа. Таким образом, Вы можете заранее подготовиться к вступительному сочинению. Естественно, что все домашние заготовки должны быть зафиксированы в Вашей памяти, чтобы в нужный момент Вы могли их оттуда извлечь.
В своей книге «Как сдать экзамен по литературе» Е.Н.Ильин рекомендует «пять возможных вариантов зачина:
1. Академический. «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году.»
2. От «я». «Я не случайно выбрал (а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения.»
3. «Киношный» . Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «Ненастная ночь. За окном шумит ливень. А в мокрые стёкла стучат мокрые ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов. »
4. Дневниковый. «Болконский. Что же это такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно. »
5. Цитатный. «Что вы, что вы с собой сделали! — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов . все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь»1.
[1] Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. — М., 1994. — С.6-7.
Если типы введения, выделенные Н.П.Морозовой, можно условно назвать типами введения по содержанию, то типы введения по Е.Н.Ильину — введениями по форме. Обратите внимание, что введение, аналитическое по содержанию, может быть академическим, дневниковым, цитатным по форме.
Работу по составлению плана лучше начать с «работы над ошибками». Обратимся к планам, рекомендованным абитуриентам Ю. М. Озеровым.
А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии.
1. Роль поэта и поэзии — одна из главных тем в лирике Пушкина.
2. Пушкин-лицеист о назначении поэта и поэзии.
3. «Истина жизни» — важнейший эстетический критерий поэта.
4. Независимость поэта в своих чувствах и мнениях от сильных мира сего.
5. Прославление свободы — священная обязанность поэта.
6. Творчество поэта-гражданина — это вдохновенный труд. Подвиг на благо общества.
7. Истинный поэт чужд всему мелкому, обыденному, житейскому.
8. Цель поэзии — служение Родине, защита передовых идей своего времени.
9. «Глаголом жечь сердца людей».
10. Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков (поэтическое завещание Пушкина).
11. «Поэт всегда принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям» (В.Г.Белинский)1.
При анализе этого плана Вы должны отметить не только недостатки формы — отсутствие введения, главной части и заключения, но и недостатки содержания — отсутствие классификации по единому признаку, дублирование отдельных пунктов. Такого рода работа даёт возможность избежать подобных ошибок при составлении плана и вырабатывает умение критически относиться к различного рода рекомендациям, предлагаемым в ряде методических пособий. Вы можете на основе данного плана, учитывая его недостатки, создать свой.
Ранее мы уже обращались к теме «Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Конкретизируем формулировку темы — «Мысль народная в изображении Отечественной войны 1812 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)» — и составим сложный план2.
Используем аналитический тип введения, в котором раскроем многомерность понятия «мысль народная».
[1] Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением — М., 1990. С.126.
2 В основу положен план, предложенный И.А.Фогельсоном в кн. Литература учит. 10 кл. Кн. для учащихся. — М,. 1990.
I. «Мысль народная» как основа художественного содержания романа-эпопеи «Война и мир».
Л.Н.Толстой говорил, что в своем романе больше всего любил «мысль народную». Следовательно, «мысль народная» является основой художественного содержания романа-эпопеи.
Что такое русский народ и отдельные его представители?
Какими силами движется история и какова роль каждого человека в этом движении?
Что есть истинная нравственность?
Все эти проблемы поднимает писатель в своем романе, и об этом мы должны сказать во введении.
Поэтому вычленим только одно направление: народ — решающая сила истории. Эта мысль и ляжет в основу формулировки 2 пункта плана — главной части нашего сочинения.
Распространенной ошибкой является перенесение в заголовок главной части формулировки темы. Такой подход неверен: часть темы уже раскрыта во введении, часть предстоит раскрыть в заключении, поэтому заголовок главной части должен быть уже, конкретнее формулировки темы, его функция состоит в том, чтобы показать главную мысль, то есть идею Вашего сочинения. Итак, перейдем к формулировке главной части.
ІІ. Народ — решающая сила истории («мысль народная» по Толстому).
«Царь — раб истории. История . бессознательная, общая, роевая жизнь человечества», — писал Л.Н.Толстой. И далее отмечал, что «ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное».
Идею сочинения необходимо доказать рядом аргументов, в которых бы раскрылось своеобразие Отечественной войны 1812 года, значение Москвы, роль народа и отдельных его представителей, роль Кутузова как выразителя народных интересов в этой войне. Каждый аргумент — отдельный пункт Вашего плана, впоследствии — фрагмент сочинения.
1. «Отступление от правил» в войне 1812 года — её народный общенациональный характер.
2. Москва — символ России, её сердце:
а) «скрытая теплота патриотизма» защитников Москвы;
б) стойкость и мужество героев Бородина.
3. Кутузов как воплощение духа русского народа и войска (здесь возможно сопоставление Кутузова с Барклаем-де Толли, Александром I и Наполеоном, что может быть оформлено в виде отдельных подпунктов).
4. Размах партизанской войны:
а) авторская характеристика партизанского движения;
б) действия партизанских отрядов Денисова и Долохова;
в) мужик Тихон Щербатый — типичный образ партизана.
Ещё раз обратите внимание, что подпункты уточняют, детализируют формулировку пункта плана.
Раскрыв содержание главной части, перейдём к формулировке заключения. Н.П.Морозова выделяет два типа заключения: заключение- вывод и заключение-следствие. Иногда в сочинении совмещается тот и другой тип, но чаще всего используется что-то одно.
Заключение-вывод несёт в себе новую мысль более общего характера, но возникшую на основе аргументов главной части. Заключение- вывод подводит черту под всей системой доказательств и сообщает, что идея сочинения раскрыта. В нашем случае заключение-вывод может быть сформулировано так:
III. Истоки победы в Отечественной войне 1812 года — в справедливом её характере, в духовном единении армии и народа.
Заключение-следствие выходит за рамки темы, за рамки всего изложенного в сочинении. Здесь Вы должны использовать те знания, которыми располагаете сверх знаний о данном произведении: месте произведения в творчестве писателя, в литературном процессе эпохи, жизни общества и т.п. Формулировка заключения-следствия для нашей темы может быть такой:
IV. Народно-поэтические истоки образа «дубины народной войны».
Обратите внимание, что заключение-вывод в содержательном плане проще, чем заключение- следствие.
Мы не представляем план в полном виде, Вы легко это сделаете сами.
Обратимся ещё к одному плану — цитатному. Такой план, особенно подготовленный заранее, даёт возможность запомнить цитаты, которые впоследствии будут использованы в сочинении.
Например, тема «История души человеческой» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).
Основное внимание будет, естественно, сосредоточено на «истории души» главного героя — Григория Александровича Печорина.
І. «История души человеческой. едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа».
II . «И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови».
1. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом» (формирование основных черт характера Печорина).
2. «В нём два человека: первый действует. Второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения» (В. Г. Белинский).
3. Нравственное кредо Печорина:
а) «первое моё удовольствие — подчинять моей воле всё, что меня окружает, возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»;
б) «у меня врождённая страсть противоречить»;
в) «я готов на все жертвы. Но свободы своей не продам»;
г) «я никогда не делался рабом любимой женщины»;
д) «я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь».
4. «Зачем я жил, для какой цели я родился. »
III . «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».
Составление плана, как уже говорилось, — один из главных этапов работы над сочинением: хороший план позволяет представить сочинение в «свернутом виде».
В некоторых случаях вместо написания одного сочинения полезно написать несколько планов к темам, охватывающим произведение в целом. В Приложении 1 Вы можете выбрать такие темы. Работа над планами сочинений, близких по содержанию, даст Вам возможность выявить специфику каждой темы, избежать ошибок при написании сочинения. Наличие таких планов — конспектов сочинения — существенно впоследствии облегчит Вашу задачу при написании выпускного или вступительного сочинения.
Ниже предлагается несколько планов к темам, связанным с поэмой Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Тема Родины и народа в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
I. Эволюция темы Родины и народа в творчестве Н.В.Гоголя.
II. «Мне хочется. показать хотя с одного боку всю Русь».
1. «Ведь какой народ! Просто золото!». Положительные черты русского народа:
д) решительность, умение найти выход из любой ситуации.
2. Отрицательные качества русского народа:
а) глупость, неразвитость,
в) забитость, рабская покорность
3. «Боже, как грустна наша Россия!». Россия «мёртвых душ» в поэме.
4. «Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!»
III . «. постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Гоголь об исторической судьбе России.
Приёмы сатирической обрисовки помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
I. «. на Руси есть такая коллекция гадких рож».
II. Художественные приемы, с помощью которых писатель сатирически изображает помещиков.
1) Портрет: роль зоологических сравнений в создании портретной характеристики.
2) Речь героев Н.В.Гоголя.
3) «Каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил.». Роль пейзажа и интерьера в раскрытии образов.
4) Продажа «мёртвых душ» как один из способов сатирического изображения помещиков.
III. «. все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие — вот мёртвые души» (А.И.Герцен).
Составление плана, как уже неоднократно говорилось, — один из главных этапов работы над сочинением. Хотите проверить, насколько удачен Ваш план, дайте прочитать его Вашему однокласснику. Если по этому плану он поймёт, какова идея Вашего сочинения, каков ход доказательств этой идеи, какова логика повествования, то Вы справились со своей задачей и составили действительно удачный план. Если после знакомства с планом Ваш друг недоуменно пожмёт плечами, значит, план схематичен, неглубок, поверхностен. Наверное, не надо объяснять, что такого рода работа делается не на экзаменах.
Естественно, что предложенная выше структура плана с чётко выраженными введением, главной частью и заключением больше подходит для сочинения, выдержанного в традиционном жанре — жанре школьного сочинения. Но такого рода план может быть использован и при работе с другими жанрами.
Так, введение в рецензии — это библиографическое описание, в статье — освещение вопроса, в дневнике — история написания или находки дневника, в интервью — знакомство с героем беседы, описание места встречи и времени проведения в интервью.
Пункты главной части могут превратиться в дневниковые записи или вопросы корреспондента и ответы интервьюируемого.
Не следует, конечно, механически использовать стандартный план. Так, дневниковых записей может быть значительно больше, чем пунктов стандартного плана, как, впрочем, и вопросов корреспондента. Поэтому для сочинений, написанных в нетрадиционных жанрах, требуется более гибкая и подвижная структура плана.