Русский поэт «Серебряного века».
Годы жизни: 1887 — 1941
Содержание
Стихи по типу
Стихи по длине
Все стихи списком
- Nocturne
- Prelude I
- Адриатическая бирюза
- Акварель
- Амулеты
- Баллада
- Бежать в льяносы!
- В июле
- В осенокошенном июле
- В парке плакала девочка
- Вариация (Весна — и гул. )
- Ветер
- Все они говорят об одном
- Выйди в сад
- Глазенки
- Град
- Грезы миньоны
- День на ферме
- Дым льда
- Запад погас.
- Зеленое очарованье
- Июневый набросок
- Капель
- Классические розы
- Коктебель
- Красный жасмин
- Кто идет?
- Лесной набросок
- Лиловая цветунья
- Маргаритки
- Март
- Мечты о Фофанове
- Мне весело грустить…
- Мы сходимся у моря под горой.
- На дровнях
- На колокола
- На реке форелевой
- На сенокосе
- Надрубленная сирень
- Народная
- Ноктюрн (Бледнел померанцевый запад. )
- Обманщица-весна
- Октябрь
- Они поют (миньонет)
- Осенняя палитра
- Прелюдия (Лунные тени — тени печали. )
- Прохладная весна
- Распускаются почки душистые…
- Регина
- Родник
- Синее
- Синь неба облачного матова.
- Слово безбрежное
- Солнце и море
- Только миг
- Триолет о клене
- У моря
- Эскиз вечерний
- Я к морю сбегаю…
Я сидел на балконе, против заспанного парка,
И смотрел на ограду из подстриженных ветвей.
Мимо шел поселянин в рыжей шляпе из поярка.
Вдалеке заливался невидимка-соловей.
Ночь баюкала вечер, уложив его в деревья.
В парке девушки пели,- без лица и без фигур.
Я, белоснежный, печальноюный бубенчик-ландыш,
Шуршу в свой чепчик
Зефира легче
Для птичек певчих.
И тихо плачу белесой ночью, что миг мне дан лишь
Для вдохновенья,
Для упоенья
Как обвораживает мне глаза
Адриатическая бирюза!
Облагораживает мне уста
Непререкаемая красота.
Обескураживает вышина,
От туч разглаживает лик луна.
И разгораживает небеса
Бежит, дрожит на жгучем побережье
Волна, полна пленительных былин.
Везде песок, на нем следы медвежьи.
Центральный месяц — снова властелин.
И ни души. Весь мир — от солнца! — вымер.
Но все поет — и море, и песок.
Оно печет, небесный князь Владимир,
Звенели ландыши во мху,
Как сребротканый колокольчик,
И белки, в шубках на меху,
Сгибали хвостики в колечки.
О, красота пушистых кольчек!
О, белок шустрые сердечки!
И было красочно везде
У мельницы дряхлой, закутанной в мох
Рукою веков престарелых,
Где с шумом плотины сливается вздох
Осенних ракит пожелтелых,
Где пенятся воды при шуме колес,
Дробя изумрудные брызги,
Я в ранней юности любил Эмара,
Очарование его рассказов.
Моей фантазии, рабе экстазов,
Дороже многого семья омара…
Дороже многого душе фантаста
Вы, краснокожие, и вы, пампассы!
Все наши фабрики и все лампасы
В полях созрел ячмень.
Он радует меня!
Брожу я целый день
По волнам ячменя.
Смеется мне июль,
Кивают мне поля.
И облако — как тюль,
Июль блестяще осенокошен.
Ах, он уходит! Держи! Держи!
Лежу на шелке зеленом пашен,
Вокруг — блондинки, косички ржи.
О небо, небо! Твой путь воздушен!
О поле, поле! Ты — грезы верфь!
Я онебесен! Я онездешен!
В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты,
папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю. "
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Весна — и гул, и блеск, и аромат.
Зачем мороз снежинки посыпает?
Наряд весны нежданной стужей смят,
А сад еще весной благоухает.
Но солнце вновь дробит лучистый звон
И лед в лучах певучих растопляет —
Опять весна взошла на пышный трон,
Ветер весел, ветер прыток,
Он бежит вдоль маргариток,
Покачнет бубенчик сбруи, —
Колыхнет речные струи.
Ветер, ветреный проказник,
Он справляет всюду праздник.
Кружит, вертит все, что хочет,
С. В. Рахманинову
Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада — в любви.
И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Выйди в сад. Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник — вял.
Эта ягода — яблочко-гном.
Как кудрявый кротекус красив.
Скоро осень окутает сном
Твои глазенки, как небо — тучки,
Застлали думы, и я, как вождь
Твоих мечтаний, лелеял ручки,
Боясь, что хлынет из глазок дождь.
Крылила чувства в саду певунья,
И раздушила мечты сирень…
Ты прояснилась, моя шалунья,
Качнуло небо гневом грома,
Метнулась молния — и град
В воде запрыгал у парома,
Как серебристый виноград.
Вспорхнула искорка мгновенья,
Когда июль дохнул зимой —
Памяти сестры Зои
Знаешь рощ лимонных шорох,
Край огнистых померанцев?
Сколько песен, сколько танцев
Там в лесах, морях и горах.
Там, как песня, звучны краски,
Там, как краски, сочны песни…
Из лепестков цветущих розово-белых яблонь
Чай подала на подносе девочка весен восьми.
Шли на посев крестьяне. Бегало солнце по граблям.
Псу указав на галку, баба сказала: возьми!
Было кругом раздольно! было повсюду майно!
Как золотела зелень! воздух лазурно-крылат!
Под ветром лед ручья дымится,
Несутся дымы по полям.
Запорошенная девица
Дает разгон своим конькам.
Она несется по извивам
Дымящегося хрусталя,
То припадая к белым гривам,
О классике
Северянин Игорь
Годы жизни: 16.05.1887 — 20.12.1941
Биография
Игорь Северянин в целом разделил судьбу большинства поэтов «Серебряного века» — быть преследуемым властями. Однако он, пожалуй, единственный из поэтической братии, кто страдал от них не на Родине, а наоборот – в эмиграции, в Эстонии, где жил с 1918 года. Умер он 20 декабря 1941 года от сердечного приступа, причиной которого эти гонения во многом и стали.
Игорь Северянин, настоящее имя которого – Игорь Васильевич Лотарёв, оставил значительный след в русской поэзии, и его творческое наследие является важной частью эпохи «Серебряного века». Он издавал книги с 1908 по 1934, а в печати пытался публиковаться даже после присоединения Прибалтики к СССР в 1940. Стихи Игоря Северянина весьма важны не только для русской культуры, но и для Эстонии – он очень много писал о природе, культуре, жизни этой страны, а также переводил эстонских поэтов, чем принёс им немалую популярность.
Молодость, раннее творчество
Родился будущий поэт Игорь Северянин в Санкт-Петербурге 4 (16 по новому стилю) мая1887 года. Его отец был военным инженером, семья состояла в дальнем родстве с Карамзиным и Фетом. Сначала жили в столице, затем – в имении под Череповцом, а после переехали на Дальний Восток, и вернулись обратно в Санкт-Петербург.
Игорь Северянин стихи публиковал с 1904 года, в основном в виде брошюр. Поначалу особенного признания у публики и критиков они не получали, однако принесли определённую скандальную славу. В 1910 году крайне гневный отзыв на одного из его стихотворений написал Лев Толстой – и это был весьма удачный пример «чёрного пиара», поскольку данная рецензия получила едва ли не большую известность в литературных кругах, чем сами стихи.
В то же время стоит отметить, что поэт Константин Фофанов быстро оценил талант Северянина, и позже называл его одним из создателей поэтического движения эгофутуристов.
Творческий расцвет поэта
В 1913 году вышел сборник «Громокипящий кубок» — и с его появлением стихи Игоря Северянина впервые имели широкий успех у публики. С этого момента он много выступал на поэтических вечерах. Его стихи содержали весьма смелые для того времени эксперименты с образам и рифмами, отношение к которым было неоднозначным – но это ещё больше способствовало популярность Игоря Северянина.
В это же время зародилось движение эгофутуристов, движение которых, впрочем, Северянин формально быстро покинул. Самоуверенности ему было не занимать – стихотворение, «объявившее» о выходе из стана эгофутуристов, он начал со слов: «Я – гений Игорь Северянин…».
До революции у Игоря Северянина было немало литературных последователей, которых он старался поддерживать, однако никто из этих поэтом не добился значительных успехов. В то же время, стихи Игоря Северянина имели определённое влияние на ряд известных поэтов того времени.
Игорь Северянин в Эстонии
Дачу в селении Тойло поэт купил ещё до революции, и окончательно переселился туда в 1918 году. Здесь он и женился – на Фелиссе Круут, местной жительнице, в 1921 году.
Что касается творчества, то в Эстонии Игорь Северянин стихи писал уже в несколько иной манере, чем прежде. Он создал несколько романов в стихах – достаточно редкий поэтический жанр, а также писал сонеты, описывающие образы различных деятелей искусств (не только современников, но и классиков).
Впрочем, в Эстонии Северянину были не слишком рады – к нему негативно относились местные националисты, а после немецкой оккупации поэт попал под пристальное внимание Гестапо. Причиной этому были в первую очередь его публикации в советской печати до войны.
Игорь Северянин жил и работал в Эстонии более 23 лет. Похоронен он в Таллинне.