Содержание
Вот-вот начнется последний месяц лета – пора задуматься о начале учебного года. В сентябре очень хорошо работать с насыщенными, но не слишком сложными текстами, которые пробуждают мысли и желание поспорить. Один из них мы предлагаем вышему вниманию. Его можно использовать как диктант с грамматическими заданиями; он может стать отправной точкой для дискуссии о творчестве и трудолюбии.
Маяковский выступает на радио. Кинокадр. 1929 г.
Как же делается стих?
Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа. Предшествующая поэтическая работа ведется непрерывно. Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок.
Есть нравящийся мне размер какой-то американской песенки. Есть крепко скроенные аллитерации по поводу увиденной мельком афиши. Есть темы разной ясности и мутности.
Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные – записаны.
Способ грядущего их применения мне неведом, но я знаю, что применено будет все.
На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. Сосредоточением на этом объясняется пресловутая поэтическая рассеянность.
Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы и т.д.
Эта «записная книжка» – одно из главных условий для делания настоящей вещи. У начинающих поэтов эта «книжка», естественно, отсутствует, отсутствуют практика и опыт. Сделанные строки редки, и поэтому вся поэма водяниста, длинна.
Начинающий ни при каких способностях не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда «свежее», так как в нее вошли заготовки всей предыдущей жизни.
Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления.
Раньше я так влезал в эту работу, что даже боялся высказывать слова и выражения, казавшиеся мне нужными для будущих стихов, – становился мрачным, скучным и неразговорчивым.
Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей лояльности сказал ей, что я не мужчина, а облако в штанах. Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха.
Через два года облако в штанах понадобилось мне для названия целой поэмы.
Из статьи:
Маяковский В.В. Как делать стихи? (Избранные произведения в 2-х тт.
М.: Художественная литература, 1953.)
ЗАДАНИЯ
1. Какой корень в слове предшествующий?
2. Разберите по членам предложения все три предложения, начинающиеся со слова есть.
3. Согласуется ли сказуемое есть с подлежащим? Обоснуйте вашу точку зрения.
4. Подчеркните в тексте причастные обороты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните расстановку знаков препинания.
5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: аллитерации по поводу афиши, на протяжении пятнадцатилетней работы.
1. Какой корень в слове предшествующий?
2. Разберите по членам предложения все три предложения, начинающиеся со слова есть.
3. Согласуется ли сказуемое есть с подлежащим? Обоснуйте вашу точку зрения.
4. Подчеркните в тексте причастные обороты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните расстановку знаков препинания.
5. Определите, какой частью речи является выделенное слово: аллитерации по поводу афиши, на протяжении пятнадцатилетней работы. произведите морфологический разбор одного из них.
6. Прокомментируйте стилистические особенности следующих выражений:
крепко скроенные аллитерации по поводу афиши-
место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы-
мои слова уже вылетели у нее из следующего уха-
допрашивал девушку наводящими вопросами-
7 определите стиль текста
8 определите тип текста (докажите своё мнение)
9 определите способ связи между следующими предложениями:
1 и 2
2 и 3
4 и 5.
10 определите, какое средство( однородные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используются для связи предложений:
1 и 2
2 и 3.
11 определите стилистическую окраску слова разбазарено
12 подчеркните в тексте причастные обороты вместе со словами, к которым они относятся
Есть нравящийся мне размер какой-то американской песенки, еще требующей изменения и русифицирования:
Есть крепко скроенные аллитерации по поводу увиденной афиши с фамилией «Нита Жо»:
Или по поводу красильни Ляминой:
Есть темы разной ясности и мутности:
1) Дождь в Нью-Йорке.
2) Проститутка на бульваре Капуцинов в Париже. Проститутка, любить которую считается особенно шикарным потому, что она одноногая, — другая нога отрезана, кажется, трамваем.
3) Старик при уборной в огромном геслеровском ресторане в Берлине.
4) Огромная тема об Октябре, которую не доделать, не пожив в деревне, и т.д. и т.д.
Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные — записаны.
Способ грядущего их применения мне неведом, но я знаю, что применено будет все.
На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. Сосредоточением на этом объясняется пресловутая поэтическая рассеянность.
Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы и т.д.
Лица У… (Трамвай от Сухаревой башни до Срет.ворот, 13 г.)
Угрюмый дождь скосил глаза, —
А за… (Страстной монастырь, 12 г.)
Гладьте сухих и черных кошек. (Дуб в Кунцеве, 14 г.)
Левой. (Извозчик на Набережной, 17 г.)
Сукин сын Дантес. (В поезде около Мытищ, 24 г.)
Эта «записная книжка» — одно из главных условий для делания настоящей вещи.
Об этой книжке пишут обычно только после писательской смерти, она годами валяется в мусоре, она печатается посмертно и после «законченных вещей», но для писателя эта книга — все.
У начинающих поэтов эта книжка, естественно, отсутствует, отсутствует практика и опыт. Сделанные строки редки, и поэтому вся поэма водяниста, длинна.
Начинающий ни при каких способностях не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда «свежее», так как в нее вошли заготовки всей предыдущей жизни.
Только присутствие тщательно обдуманных заготовок дает мне возможность поспевать с вещью, так как норма моей выработки при настоящей работе это — 6-10 строк в день.
Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления.
Раньше я так влезал в эту работу, что даже боялся высказать слова и выражения, казавшиеся мне нужными для будущих стихов, — становился мрачным, скучным и неразговорчивым.
Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я не «мужчина, а облако в штанах». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха.
Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы.
Я два дня думал над словами о нежности одинокого человека к единственной любимой.
Как он будет беречь и любить ее?
Я лег на третью ночь спать с головной болью, ничего не придумав. Ночью определение пришло.