(Комбайн)
В Море Пшеничном
Корабль необычный.
Шагает он по дну
Режет рыжую волну.
В Жёлтом Море он один
Загружает хвост машин.
(Комбайн)
Владислав Стручков
Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет —
Урожай соберет.
(Комбайн)
Зерноуборочные комбайны
И площадь посевная под пшеницу в три раз «подросла».
Теперь комбайнов комбайнёрам – немцам всем хватало,
Мы ежедневно скашивали те пшеничные поля.Комбайн наш самоходный «С-Четыре» назвался.
С захватом жатка у него четыре метра лишь была.
Он мало же производительным здесь оказался:
На Целине, где есть простор – другая техника нужна.
Есть и другой! Но он не может сам передвигаться!
Но жатка у него с захватом метров шесть в длину.
От вала трактора все механизмы могут лишь вращаться.
От трактора зависел он — был у него в «плену»!
Комбайн был прицепным. За трактором он вслед таскался.
При этом тот комбайн работу сам всю выполнял.
Он при работе сложной комбайнёром управлялся,
А тракторист — он безответственно за всё – его таскал.
Подумать, сколько сложных органов в комбайне было!
То жатка – что срезала стебли, транспортёр их подбирал,
И мотовило стебли плавно те на транспортёр ложило,
А главный транспортер всю массу в молотилку подавал.
В приёмной камере приёмный транспортер трудился,
А барабан с колосьев зёрна непрерывно выбивал.
Соломотряс ту массу вытрусить сполна стремился,
А грохот с ситами и вентилятор зёрна очищал.
А чистое зерно по шнекам в бункер поступало,
А ворох из соломы напрямик в копнитель поступал.
В копнителе соломонабивателями трамбовало.
Копнитель за собой большие копны в поле оставлял.
За все узлы, за их работу комбайнёры отвечали!
За неполадки, за простой – он, комбайнёр, в ответе был!
А если вдруг предохранительные муфты затрещали:
То — SOS! И нужно сделать всё! Чтобы комбайн «застыл»!
Ответственные все узлы комбайна муфтами снабжались.
Пример: забьётся молотилка – барабан застрял!
Узлы все нужно выключить, чтоб не сломались!
Задача муфты — упредить и вовремя подать сигнал.
Но вся беда, что все валы от вала трактора вращались.
От трактора и от комбайна по округе шум идёт.
Задача тракториста: чтобы жатка в ряд жнивья вписалась,
А что там на комбайне – трактористу невдомёк.
Чтоб выключить тот сложный механизм, чтоб не вращался:
Об этом нужно срочно тракториста известить.
То надо проволочку тянуть, чтобы сигнал раздался,
А трактористу вал отбора мощности остановить.
Лишь жатка прицепному преимущество ему давала.
На том и кончилось! Комбайн неуправляемым тот был.
Манёвренность же прицепного во сто крат страдала.
Никто из комбайнёров этот тип комбайнов не любил.
А в доказательство я приведу пример из нашего совхоза:
Как на комбайне прицепном девчушка смерть свою нашла.
Когда «две головы» поставлены над агрегатом – то угроза!
Ведь по вине же тракториста девочка была задавлена!
Погожий день, когда хлеба комбайнами косили.
Отец был комбайнёром, дочь помощницей его была.
При техуходе, как обычно, утром смазку проводили,
И под комбайном ставили решётки для зерна.
В то время из заправки тракторист на тракторе вернулся.
Готовил агрегат к работе – знамо трактор прицепил.
Не рассчитав немного, трактор и комбайн столкнулся:
И девочку – помощницу он колесом комбайна задавил.
Ещё пример — коль комбайнёр процессом всем сам управляет:
Случись беда — он может ход комбайна вмиг остановить.
В работе неожиданно с комбайном всякое бывает!
Решают всё секунды часто, чтоб комбайн застопорить!