С Лука Сняли Кожицу Тонкую Бесцветную Стихотворение

С Лука Сняли Кожицу Тонкую Бесцветную Стихотворение

С Лука Сняли Кожицу Тонкую Бесцветную Стихотворение
0
14 мая 2021

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

Разделы: Биология

Учебные задачи:

— научить учащихся обрабатывать данные экспериментов;

— учить сравнивать, обобщать, делать выводы.

— продолжать обучение работы в группах;

— учить правильно распределять обязанности, уметь слушать своих товарищей и приходить к общему мнению;

— учить учащихся выдвигать гипотезы и на основании опытов иэкспериментов доказывать или опровергнуть их;

Тип урока: урок-совершенствование знаний, умений и навыков.

Основной метод: исследовательский.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: на столах – живые растения, пробирки с раствором крахмала, йода, спирта, пипетки, клубни картофеля.

Подготовка к уроку: за неделю до урока поставить опыт по образованию крахмала в листьях на свету.

I. Организационный момент. Класс делится на 4 группы (исследовательские лаборатории).

II. Постановка познавательной задачи.

(На столе учителя стоит ветка дерева, без листьев)

Учитель: Что не хватает на нашей веточке?

Учитель: Как вы думаете, для чего растениям нужны листья, какую функцию они выполняют? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: О чем пойдет речь на этом уроке? Что нам необходимо выяснить?

Учащиеся: Выяснить, какую основную функцию выполняет лист.

В тетради учащиеся записывают тему урока, задачи и как найти пути решения их.

III. Актуализация знаний.

(Учащиеся по очереди называют, все, что они знают о строении листа)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: начнем наше расследование.

1. Постановка проблемы:

Учитель: Как вы думаете, какие компоненты необходимы, для выполнения основной функции зеленого листа?

Решение проблемы:

— Для выполнения этой функции необходимо четыре компонента:

1. Для получения первого компонента растения приспособились специально располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток (Свет)

2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета, Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (Хлорофилл)

3. Третий компонент – это газ, который выделяют в атмосферу при дыхании все живые организмы. (Углекислый газ)

4. Четвертый компонент – это вещества, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа. (Неорганические вещества – вода с растворенными минеральными веществами)

(Учащиеся отгадывают их и, не называя, записывают их в тетради)

После обобщения данных записывается вывод.

Вывод: Листу необходимы: свет, углекислый газ, вода с растворенными минеральными веществами, а в листе должен быть хлорофилл, придающий ему зеленую окраску.

Учитель: Первую часть в открытии функции листа мы сделали. Нас ждет второй вопрос.

2. Постановка проблемы:

— Что образуется в листе с участием этих веществ?

— Образуются органические вещества.

Учитель: Сначала мы сделаем следующее:

На столах в двух пробирках имеются растворы крахмала и йода. Капните раствор йода в раствор крахмала. Какого цвета стал крахмал?

1. Теперь возьмите лист растения (у каждой группы свой набор). Сначала зальем его кипятком, а затем в горячий спирт. (Пигменты хлоропласта разрушатся)

2. Затем на обесцвеченный лист капните несколько капель раствора йода и положите на заранее приготовленный белый лист. Какого цвета он стал?

Вывод: В листе образуется органическое вещество — крахмал.

3. Постановка проблемы:

— Действительно ли наличие света – это одно из главных условий образования крахмала.

Выдвижение гипотезы:

— Органические вещества образуются только на свету.

Решение проблемы:

— Рассказ учащегося о заранее проведенном, до урока, опыте.

Вывод: Крахмал в листьях образуется только на свету.

4. Постановка проблемы:

— Что выделяется из листьев в атмосферу, когда в зеленом листе идет этот процесс?

Выдвижение гипотезы:

— Учащиеся называют различные вещества и газы.

— Итак, среди разных веществ был назван кислород. Чтобы это предположение подтвердить, рассмотрим опыт Пристли с мышами.

Задание: Рассмотрите рисунок, на котором изображен этот опыт. Как его можно истолковать? Учащиеся отвечают.

Вывод: В результате процесса, проходящего в листьях, на свету выделяется кислород. За год растение выделяет в атмосферу 400 млрд.т. кислорода, поглощает 600 млрд.т. углекислого газа. Это растениям – единственным в мире производителям кислорода мы говорим спасибо за то, что мы живем.

Учитель: Теперь нам нужно дать название этой основной функции листа. По-гречески – свет – фотос, а соединение — это синтезис. (Ученики записывают в тетрадь)

Определение: Процесс образования органических веществ в листьях на свету – называется фотосинтезом.

5. Постановка проблемы:

— За год растение образует в листьях 450 млрд.т. органических веществ. Куда же эти органические вещества поступают?

— Органические вещества, образовавшиеся в листьях поступают в стебель, корни, корневища.

V. Домашнее задание:

1 группа: Выяснить, в каких корнеплодах есть крахмал. Наблюдение записать в тетради.

2 группа: Мини-сочинение “Берегите лес”.

3 группа: Сочинить стихотворение со словами: фотосинтез, углекислый газ, свет, хлорофилл.

Учитель: Вернемся к нашей веточке.

Задание учащимся: Попробуем оживить следующим образом. Каждый ученик, (по очереди), подходит к ветке, говоря ей:

— или слова благодарности;

— или выводы, которые он(а) сделали из урока (О бережном отношении к природе, при этом ученики прикрепляют по одному вырезанному листику).

В результате должна получиться ветка с прикрепленными бумажными листочками.

Тема: “Строение растительной клетки”
Фрагмент урока-исследования

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся знания о клетке.
  • Раскрыть особенности строения растительной клетки
  • Сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуоли.
  • Закрепить знания умения работать с микроскопом, делать обобщения, выводы.
  • Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков.

    Основной метод: Исследовательский.

    Форма: Организация учебной деятельности: Парная.

    Оборудование: Микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей. Таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, лук репчатый, лист элодеи – готовый препарат.

    I. Постановка познавательной задачи.

    Учитель: Ребята, вы видели клетки? (Нет)

    Вы уверены, что все растения, как впрочем, и все другие живые организмы, состоят из клеток? (Да)

    Сегодня на уроке вы рассмотрите под микроскопом препараты кожицы лука, которые приготовите сами. Я надеюсь, что мы после исследования сделаем правильные выводы о строении растительной клетки.

    Решение познавательной задачи.

    Лабораторная работа “Строение растительной клетки”.

    Порядок выполнения работы:

    Учитель:

    1. В каплю на предметное стекло положите маленький кусочек прозрачной кожицы и расправьте его кончиком иглы (ручки).
    2. Покройте кожицу покровным стеклом.
    3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

    Учитель: Что вы видите?

    Ученики: Кожица лука состоит из плотно прилегающих клеток. Каждая клетка одета оболочкой, внутри находится цитоплазма.

    Задание: Зарисуйте клетки в тетради, подпишите.

    1. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло одну каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой оттяните лишний раствор.
    2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Какие произошли изменения?

    Ученики: В каждой клетке стали видны коричневые ядра, в некоторых хорошо видна цитоплазма и вакуоль.

    Задание: Дорисуйте части клетки в тетрадях.

    Выводы: Клетка кожицы лука имеет оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоли.

    Учитель: Прослушайте стихотворение:

    “С лука сняли кожицу, тонкую бесцветную,
    Положили кожицу на стекло предметное.
    Микроскоп поставили, препарат – на столик,
    Объектив направили, глядь, а лук из долек!
    Дольки – это клетки, с ядрами внутри,
    Вакуоли крупные в клетке – посмотри.
    Снаружи – оболочка, под нею – цитоплазма.
    Зеленые пластиды искать будешь напрасно.

    II. Постановка познавательной задачи:

    Учитель: Почему мы не увидели зеленые пластиды? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим препарат листа элодеи.

    Решение познавательной задачи:

    Учащиеся рассматривают препарат под микроскопом.

    Учитель: В чем сходство и различие между клетками кожицы лука и листа элодеи?

    Ученики: Сходство в том, что в кожице лука нет зеленых пластид (хлоропластов), как в клетке листа элодеи, поэтому кожица бесцветная.

    Далее учащиеся обобщают полученные данные, делают выводы.

    Вывод: Растительная клетка состоит из оболочки, цитоплазмы, ядра, вакуоли, хлоропласта.

    Фрагмент урока-исследования по теме:
    “Плесневые грибы, их строение, размножение”

    Цель:

    1. Изучить плесневые грибы.
    2. Выяснить строение плесневых грибов, их размножение.

    Основной метод: Исследовательский.

    Оборудование: Таблицы с изображением строения плесневых грибов, микроскопы с препаратом гриба мухомора, гриб – мухомор, выращенный учащимся заранее на хлебе в стеклянных банках.

    Предварительная подготовка к уроку: Задание учащимся: Вырастить гриб – мукор на хлебе, наблюдение оформить на альбомных листах.

    Учитель: Вы дома выращивали плесневый гриб – мухомор, расскажите ваши наблюдения. (Отчет по наблюдениям 2–3 ученика)

    1. Постановка познавательной задачи:

    Учитель: Нам сегодня необходимо выяснить:

    1. Какое строение имеет гриб – мукор?
    2. Как размножаются плесневые грибы?

    2. Решение познавательной задачи. Выдвижение гипотез:

    Лабораторная работа “Плесневый гриб – мукор”

    Порядок выполнения работы:

    1. Рассмотреть мукор под микроскопом.

    — Почему его называют плесенью?

    2. Найти грибницу и “головки” — плодовые тела со спорами.

    — Какое они имеют строение?

    3. На препарат мукора пипеткой нанести каплю воды и наблюдать, как увеличиваются размеры грибниц и плодовых тел.

    — Почему это происходит?

    4. Зарисовать и подписать название составных частей гриба – мукора.

    Выводы: а) Гриб – мукор состоит из тонких, бесцветных нитей грибницы. Это все одна, сильно разросшаяся клетка с множеством ядер в цитоплазме.

    б) Размножается гриб – мукор спорами. Споры образуются на концах нитей грибницы в расширениях имеющих вид округлых черных головок.

    Учитель: Как вы считаете, какой из способов добывания пищи характерен для гриба-мукора?

    Учащиеся: Это гриб – сапрофит. Он питается готовыми органическими веществами.

    Учитель: Этот гриб поселяется не только на хлебе, но и на других продуктах питания. Например: — на фруктах, овощах, варенье и т.д.

    Задание учащимся: Подготовить рассказ о хранении продуктов питания и записать его в тетради.

    Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно
    Adblock
    detector