О Боже мой, благодарю
                За то, что дал моим очам
                Ты видеть мир, Твой вечный храм,
                И ночь, и волны, и зарю…
                Пускай мученья мне грозят, –
                Благодарю за этот миг,
                За все, что сердцем я постиг,
                О чем мне звезды говорят…
                Везде я чувствую, везде,
                Тебя Господь, – в ночной тиши,
                И в отдаленнейшей звезде,
                И в глубине моей души.
                Я Бога жаждал – и не знал;
                Еще не верил, но любя,
                Пока рассудком отрицал, –
                Я сердцем чувствовал Тебя.
                И Ты открылся мне: Ты – мир.
                Ты – все. Ты – небо и вода,
                Ты – голос бури, Ты – эфир,
                Ты – мысль поэта, Ты – звезда…
                Пока живу – Тебе молюсь,
                Тебя люблю, дышу Тобой,
                Когда умру – с Тобой сольюсь,
                Как звезды с утренней зарей.
                Хочу, чтоб жизнь моя была
                Тебе немолчная хвала.
                Тебя за полночь и зарю,
                За жизнь и смерть – благодарю.
Анализ стихотворения Мережковского «Бог»
В 1886 году Дмитрий Сергеевич Мережковский перенес тяжелую болезнь. Подробностей об этом времени не сохранилось, однако именно это несчастье стало первой ступенью на пути к религиозному осознанию. Поиски смысла в вере надолго стали одним из основных мотивов в лирике поэта. Своеобразной квинтэссенцией духовного чувства является стихотворение «Бог», написанное не позднее 1892 года.
В качестве эпиграфа к этому стихотворению использованы выдержки из «Фауста» Гете и «Деяний Апостолов». Цитируя Гете: «Все преходящее, есть только символ» Дмитрий Сергеевич формулирует идею своего произведения, которое одновременно напоминает и молитву богу, и манифест художника.
Нельзя точно определить, к какому именно богу обращается автор. Не зря критики в разное время трактовали стихотворение как пантеистический гимн. Поэт дает множество определений своему кумиру. Поэт ищет бога и находит его в различных вещах и явлениях:
                Ты – мир.
                Ты – всё. Ты – небо и вода,
                Ты – голос бури, Ты – эфир,
                Ты – мысль поэта, Ты – звезда…
Несмотря на то, что автор употребляет типичные для христиан слова «Боже мой», «Господь», при прочтении не складывается впечатления, что речь идет именно о христианском боге. Напротив, приняв во внимание эпиграф и некоторые фразы из текста стихотворения, например, «Благодарю… за всё, что сердцем я постиг», «я чувствую … Тебя… в глубине своей души», «Ты – мысль поэта», можно подумать, что сам бог является для поэта символом. Под ним скрывается, по всей видимости, весь мир, сам человек и его душа. А также та ее часть, в которой рождается поэзия.
Если представить, что воспевая божественную силу, автор говорит на самом деле о поэзии, произведение приобретает иной смысл.
С этой позиции строки:
                Пока живу – Тебе молюсь,
                Тебя люблю, дышу Тобой,
                Когда умру – с Тобой сольюсь…
                объясняются как объяснение тому, как поэт творит. Рассуждая о мечте превратить свою жизнь в «немолчную хвалу», автор указывает на бессмертие своих трудов, которые останутся в веках, когда он сам покинет этот мир. Эта мысль напоминает о пушкинском памятнике нерукотворном.
Идея, что Бог Мережковского – это не одно существо, а совокупность сверхъестественных сил, подтверждается еще и композицией произведения. Число строф в нем – семь. Эта цифра издревле считается связанной с природными энергиями. Неудивительно, что поэт мистически воспринимает мир через бога и бога через мир, ведь именно благодаря этому особому взгляду на окружающее он может создавать поразительные произведения поэтического искусства.


