Лес, точно терем расписной,
                Лиловый, золотой, багряный,
                Веселой, пестрою стеной
                Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
                Блестят в лазури голубой,
                Как вышки, елочки темнеют,
                А между кленами синеют
                То там, то здесь в листве сквозной
                Просветы в небо, что оконца.
                Лес пахнет дубом и сосной,
                За лето высох он от солнца,
                И Осень тихою вдовой
                Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
                Среди широкого двора,
                Воздушной паутины ткани
                Блестят, как сеть из серебра.
                Сегодня целый день играет
                В дворе последний мотылек
                И, точно белый лепесток,
                На паутине замирает,
                Пригретый солнечным теплом;
                Сегодня так светло кругом,
                Такое мертвое молчанье
                В лесу и в синей вышине,
                Что можно в этой тишине
                Расслышать листика шуршанье.
                Лес, точно терем расписной,
                Лиловый, золотой, багряный,
                Стоит над солнечной поляной,
                Завороженный тишиной;
                Заквохчет дрозд, перелетая
                Среди подседа, где густая
                Листва янтарный отблеск льет;
                Играя, в небе промелькнет
                Скворцов рассыпанная стая —
                И снова все кругом замрет.
                Последние мгновенья счастья!
                Уж знает Осень, что такой
                Глубокий и немой покой —
                Предвестник долгого ненастья.
                Глубоко, странно лес молчал
                И на заре, когда с заката
                Пурпурный блеск огня и злата
                Пожаром терем освещал.
                Потом угрюмо в нем стемнело.
                Луна восходит, а в лесу
                Ложатся тени на росу…
                Вот стало холодно и бело
                Среди полян, среди сквозной
                Осенней чащи помертвелой,
                И жутко Осени одной
                В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
                Прислушайся — она растет,
                А с нею, бледностью пугая,
                И месяц медленно встает.
                Все тени сделал он короче,
                Прозрачный дым навел на лес
                И вот уж смотрит прямо в очи
                С туманной высоты небес.
                0, мертвый сон осенней ночи!
                0, жуткий час ночных чудес!
                В сребристом и сыром тумане
                Светло и пусто на поляне;
                Лес, белым светом залитой,
                Своей застывшей красотой
                Как будто смерть себе пророчит;
                Сова и та молчит: сидит
                Да тупо из ветвей глядит,
                Порою дико захохочет,
                Сорвется с шумом с высоты,
                Взмахнувши мягкими крылами,
                И снова сядет на кусты
                И смотрит круглыми глазами,
                Водя ушастой головой
                По сторонам, как в изумленье;
                А лес стоит в оцепененье,
                Наполнен бледной, легкой мглой
                И листьев сыростью гнилой…
                Не жди: наутро не проглянет
                На небе солнце. Дождь и мгла
                Холодным дымом лес туманят,—
                Недаром эта ночь прошла!
                Но Осень затаит глубоко
                Все, что она пережила
                В немую ночь, и одиноко
                Запрется в тереме своем:
                Пусть бор бушует под дождем,
                Пусть мрачны и ненастны ночи
                И на поляне волчьи очи
                Зеленым светятся огнем!
                Лес, точно терем без призора,
                Весь потемнел и полинял,
                Сентябрь, кружась по чащам бора,
                С него местами крышу снял
                И вход сырой листвой усыпал;
                А там зазимок ночью выпал
                И таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,
                Звенит их медный перелив,
                Как грустный вопль, среди широких
                Ненастных и туманных нив.
                Сквозь шум деревьев, за долиной,
                Теряясь в глубине лесов,
                Угрюмо воет рог туриный,
                Скликая на добычу псов,
                И звучный гам их голосов
                Разносит бури шум пустынный.
                Льет дождь, холодный, точно лед,
                Кружатся листья по полянам,
                И гуси длинным караваном
                Над лесом держат перелет.
                Но дни идут. И вот уж дымы
                Встают столбами на заре,
                Леса багряны, недвижимы,
                Земля в морозном серебре,
                И в горностаевом шугае,
                Умывши бледное лицо,
                Последний день в лесу встречая,
                Выходит Осень на крыльцо.
                Двор пуст и холоден. В ворота,
                Среди двух высохших осин,
                Видна ей синева долин
                И ширь пустынного болота,
                Дорога на далекий юг:
                Туда от зимних бурь и вьюг,
                От зимней стужи и метели
                Давно уж птицы улетели;
                Туда и осень поутру
                Свой одинокий путь направит
                И навсегда в пустом бору
                Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
                День будет ласковый, хороший,
                И скоро мягкою порошей
                Засеребрится мертвый край.
                Как будут странны в этот белый,
                Пустынный и холодный день
                И бор, и терем опустелый,
                И крыши тихих деревень,
                И небеса, и без границы
                В них уходящие поля!
                Как будут рады соболя,
                И горностаи, и куницы,
                Резвясь и греясь на бегу
                В сугробах мягких на лугу!
                А там, как буйный пляс шамана,
                Ворвутся в голую тайгу
                Ветры из тундры, с океана,
                Гудя в крутящемся снегу
                И завывая в поле зверем.
                Они разрушат старый терем,
                Оставят колья и потом
                На этом остове пустом
                Повесят инеи сквозные,
                И будут в небе голубом
                Сиять чертоги ледяные
                И хрусталем и серебром.
                А в ночь, меж белых их разводов,
                Взойдут огни небесных сводов,
                Заблещет звездный щит Стожар —
                В тот час, когда среди молчанья
                Морозный светится пожар,
                Расцвет полярного сиянья.
Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад»
Стихотворение Ивана Бунина «Листопад» — яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.
Для восприятия данного стихотворения нелишне дать общую характеристику поэзии Бунина. В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости. Но почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости. В стихотворении «Листопад» осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени.
Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором. Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень». И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии.
При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.
Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина. Ощущается запах дуба и сосны… Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», а также оживлением Осени — тихой вдовы, леса-терема, заворожённого тишиной…
Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.
Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая (это уже домыслит лирический герой и романтик-читатель, так как автор использует умолчание) предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».
В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков [ш] и [с] в последних двух строфах. Повторение же звуков [о] и [е] (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.
В стихотворении множество тропов: сравнений – «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов – «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».
Стихотворение написано 4-хстопным ямбом. Рифмы – мужские и женские.
Построение стихотворения своеобразное. По рифмовке оно делится на 7 четверостиший и 2 двустишия. В 1, 3 и 5 строфах – перекрёстные рифмы с чередованием мужских и женских рифм. 2, 4 и 7 строфы написаны смежными рифмами, из них 4 и 7 строфы – двустишия с мужскими рифмами. В 6, 8 и 9 строфах – кольцевые рифмы.
«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…
Иван Бунин: листопад.
                "Стихи о любви и стихи про любовь" — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв


