Стих От Жизни Той Что Бушевала Здесь

Стих От Жизни Той Что Бушевала Здесь

Стих От Жизни Той Что Бушевала Здесь
0
14 мая 2021

Стих От Жизни Той Что Бушевала Здесь

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «От жизни той, что бушевала здесь…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1871 году. Создавалось оно под впечатлением поездки поэта на берег Десны, к городищу древнерусского города Вщиж Брянского уезда Орловской губернии (неподалеку находилось родовое поместье Тютчева), разгромленного татарами в 1237 году. Рядом с этим местом сохранились древние курганы, напоминающие об этих кровавых событиях истории. Сохранился первоначальный вариант этого стихотворения:

От жизни той, во дни былые
Пробушевавшей над землей,
Когда здесь силы роковые
Боролись слепо меж собой,
И столько бед здесь совершалось,
И столько крови здесь лилось,
Что уцелело и осталось?
Затихло все и улеглось.
Лишь кое-где, как из тумана
Давно забытой старины,
Два-три выходят здесь кургана.

Произведение относится к философской и пейзажно-медитативной лирике. Жанр его – лирический фрагмент. Основная тема – след человека в истории и природе.

Вопрос-раздумье открывает это стихотворение. Лирический герой, глядя на окружающую природу, вспоминает о минувших исторических событиях:

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?

Затем герой размышляет о том, что может сохраниться во времени, пройти через глубину веков. И это для него – природа.

Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко, и смело.
Красуются, шумят, – и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.

Природа в этом пейзаже не просто равнодушна или безучастна к человеку, она противопоставлена самой жизни, человеку и его памяти. Тот же мотив противостояния природы и человека звучит у Тютчева и в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах»:

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Природа у Тютчева искушает и «губит» человека:

Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Во второй части стихотворения мысль лирического героя принимает характер философского и афористического обобщения. Природа здесь противопоставлена всему человечеству с его историей, войнами, кровопролитием, «бесполезными подвигами». Итогом жизни становится «всепоглощающая бездна».

Природа знать не хочет о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Бездна здесь – это смерть, небытие, бесконечность времени и пространства. Исследователи неоднозначно оценивали финал стихотворения. Б.Я. Бухштаб отмечал «пессимизм» Тютчева, Л.В. Пумпянский – нигилистическое отрицание. И.Н. Сухих пишет «о беспощадном трагизме тютчевской мысли, преодолевающей как романтические, пантеистические иллюзии, так и нигилистическое отрицание»[91 — Сухих И.Н. Ф. Тютчев «От жизни той, что бушевала здесь…». Анализ одного стихотворения. Л., 1985, с. 187–198.]. Безусловно, человек в этом произведении обречен на забвение и небытие именно потому, что является частью природы. Он не чувствует своего единства и кровного родства с ней, осознавая себя лишь ее «грезою». Вечность наглухо заслоняет от поэта мысль о преемственности жизни.

Композиционно произведение делится на две части. Первая часть – это мысли героя о прошлом, условная картина природы. Вторая часть – философское обобщение.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка – кольцевая и перекрестная. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитеты («призрачные годы», «всепоглощающей и миротворной бездной»), олицетворение («природа знать не хочет о былом»), анафору («От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась»), аллитерацию («Свершающих свой подвиг бесполезный»).

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector