СТИХИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение словарных слов. За годы обучения в начальной школе ученику предстоит запомнить написание около 200 словарных слов с непроверяемыми гласными и согласными звуками и буквами.
Три дня подряд мы публиковали пособия с карточками, на которых словарные слова представлены в виде визуально-графического образа. Их можно просто распечатывать, разрезать, ламинировать. Кто-то из наших читателей предложил карточки перебирать во время поездки куда-либо, и это очень хороший совет. Словарные слова можно и самим визуализировать в виде образов, которые вы придумаете вместе с детьми, это весело и полезно. Вот эти пособия с готовыми карточками:
— https://vk.com/detidoma?w=wall-34443093_96557
— https://vk.com/detidoma?w=wall-34443093_96322
— https://vk.com/detidoma?w=wall-34443093_96444
А сегодня мы предлагаем вам сборник четверостиший, которые помогают запомнить написание словарных слов.
Механическое запоминание путем многократного повторения не всегда дает нужный результат. Необходим эффективный метод, который позволит детям быстро соориентироваться и вспомнить безошибочное написание словарных слов. Особые трудности при запоминании написания словарных слов дети испытывают потому, что у них нет слуховой и зрительной опоры, которая помогла бы им запомнить написание непроверяемого безударного гласного или непроизносимого согласного звука.
Четверостишия, в которых называется словарное слово, не всегда достигают своей цели, так как ученик, называя слово не вызывает тем самым у себя в памяти его зрительный образ. Среди различных факторов, влияющих на формирование грамотности учащихся, особенно важным является фактор одновременного взаимодействия зрительной и слуховой памяти. Написанные автором четверостишия содержат именно такие слуховые и зрительные опоры.
Буква, написание которой необходимо запомнить, повторяется в других словах четверостишия так, что на нее падает при произношении ударение, и как бы подсказывает ученику, какую именно букву необходимо писать в том или ином словарном слове. Иногда
такой заключительной строки нет, но подсказками являются многие слова во всех строчках стихотворения. В этих словах повторяется в качестве ударного тот слог, написание которого необходимо запомнить в словарном слове.
Если необходимо запомнить написание удвоенной согласной буквы, рекомендуем также использовать стихотворные рифмовки: Такие четверостишия можно записывать в рабочие тетради. При этом ученикам дается задание найти слова с повторяющейся буквой, слогом или парами слогов и их обратить внимание на то, что именно такую букву или такой слог нужно писать в словарном слове. При этом очень важно обратить внимание детей на тот факт, что «вспомогательные» слова не являются однокоренными по отношению к словарному слову и служат только зрительным и слуховым ориентиром.
Вот несколько четверостиший из сборника, остальные — в прикрепленном файле.
= Адрес Адреса друзей не забывай,
Письма им почаще посылай.
Знают все ребята во дворе
Слово «адрес» пишем с буквой Е.
= Акварель Я достану краски «Акварель»,
Нарисую солнечный апрель.
И запомню раз и навсегда: В слове «акварель» две буквы А.
= Аллея Я гуляю в парке по аллее, А вокруг звенит-поет апрель. — Хочешь слово написать «аллея»?
Не забудь удвоенную Л.
= Альбом Аля купила новый альбом,
Будет цветы рисовать она в нём.
Вот уже алая роза видна. В слове «альбом» напиши букву А.
= Аптека Ане в аптеке лекарство купили,
Ане лекарство в ложку налили,
Ане лекарство выпить пора,
Слово «аптека» начни с буквы А.