Содержание
«Мечтатель» А. Пушкин
Дата создания: 1815 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Мечтатель»
Творчество старших коллег-карамзинистов повлияло на содержание и формальные особенности лицейского произведения, датированного 1815 г. Интонации зачина, открывающегося пейзажной картиной, созвучны поэтике Жуковского. С наступлением сумерек мир погружается в седеющую мглу и тишину. Природную зарисовку завершает метафора, уподобляющая приход ночи бесшумному полету.
Темнота и спокойствие окутывают скромное пристанище лирического «я», получающее романтический перифраз уголка «мирной неги». Герой описывает детали интерьера, смешивая христианские и античные религиозные атрибуты, домашний киот и фигурки пенатов, покровителей дома и семьи в римской культуре. Указаны и обстоятельства лирической ситуации: комната слабо освещена затухающим огнем камина и тусклым пламенем нагоревшей свечи.
Прием, допускающий сочетание образов разных эпох, юный поэт позаимствовал из лирики Батюшкова. С известным произведением последнего, текстом «Моих пенатов», пушкинское творение сближает тема, декларирующая счастливую частную жизнь как удел истинного поэта, отвергающего «богатство с суетой». Повторы выявляются и на лексическом уровне: «богов домашних лик», «домик», «шалаш», «лень».
В третьей строфе появляется автопортрет героя, одинокого задумчивого романтика. Остальная часть текста посвящена содержанию «крылатых мечтаний», занимающих ум лирического субъекта.
Думы юного мыслителя лишены честолюбивых намерений. Он выбирает не ратные подвиги, а тишину «скромной кельи» и творчество. Компонентами антитезы выступают образы славы, властно манящей к себе окровавленным пальцем, и нежной легкокрылой музы. Первую сопровождает ряд акустических и визуальных атрибутов: резкие звуки труб, подобные «ужасному гласу», и призывный звон щита, развевающиеся боевые знамена, шум битвы. Неслышное, почти безмолвное явление второго персонажа всегда окружено атмосферой спокойствия, выраженного словосочетанием «чуть дышала».
В финальных строфах возникает обращение к музе – лирическому адресату, покровительствовавшему герою-поэту с младенческих лет. Прогнозируя жизненный итог, субъект речи с мудрым смирением относится к собственной кончине, уподобляя смерть сну, завершению спокойного зимнего вечера. Персонифицированный образ сновидения подобен облику античного бога, увенчанного венком и вооруженного волшебным посохом.