Стих Пушкина Мечтатель

Стих Пушкина Мечтатель

Стих Пушкина Мечтатель
СОДЕРЖАНИЕ
0
14 мая 2021

Содержание

«Мечтатель» А. Пушкин

Дата создания: 1815 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Мечтатель»

Творчество старших коллег-карамзинистов повлияло на содержание и формальные особенности лицейского произведения, датированного 1815 г. Интонации зачина, открывающегося пейзажной картиной, созвучны поэтике Жуковского. С наступлением сумерек мир погружается в седеющую мглу и тишину. Природную зарисовку завершает метафора, уподобляющая приход ночи бесшумному полету.

Темнота и спокойствие окутывают скромное пристанище лирического «я», получающее романтический перифраз уголка «мирной неги». Герой описывает детали интерьера, смешивая христианские и античные религиозные атрибуты, домашний киот и фигурки пенатов, покровителей дома и семьи в римской культуре. Указаны и обстоятельства лирической ситуации: комната слабо освещена затухающим огнем камина и тусклым пламенем нагоревшей свечи.

Прием, допускающий сочетание образов разных эпох, юный поэт позаимствовал из лирики Батюшкова. С известным произведением последнего, текстом «Моих пенатов», пушкинское творение сближает тема, декларирующая счастливую частную жизнь как удел истинного поэта, отвергающего «богатство с суетой». Повторы выявляются и на лексическом уровне: «богов домашних лик», «домик», «шалаш», «лень».

В третьей строфе появляется автопортрет героя, одинокого задумчивого романтика. Остальная часть текста посвящена содержанию «крылатых мечтаний», занимающих ум лирического субъекта.

Думы юного мыслителя лишены честолюбивых намерений. Он выбирает не ратные подвиги, а тишину «скромной кельи» и творчество. Компонентами антитезы выступают образы славы, властно манящей к себе окровавленным пальцем, и нежной легкокрылой музы. Первую сопровождает ряд акустических и визуальных атрибутов: резкие звуки труб, подобные «ужасному гласу», и призывный звон щита, развевающиеся боевые знамена, шум битвы. Неслышное, почти безмолвное явление второго персонажа всегда окружено атмосферой спокойствия, выраженного словосочетанием «чуть дышала».

В финальных строфах возникает обращение к музе – лирическому адресату, покровительствовавшему герою-поэту с младенческих лет. Прогнозируя жизненный итог, субъект речи с мудрым смирением относится к собственной кончине, уподобляя смерть сну, завершению спокойного зимнего вечера. Персонифицированный образ сновидения подобен облику античного бога, увенчанного венком и вооруженного волшебным посохом.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector