Конспект урока
Литературное чтение, 1 класс
Урок 51. И. Токмакова «Ручей»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Познакомится со стихотворением И. Токмаковой «Ручей»
- Познакомится с произведениями классиков детской литературы
СТИХОТВОРЕНИЕ – литературное произведение, написанное по законам стихосложения.
РИФМА — одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк.
БУРИМЕ — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов на заданные рифмы.
ЗАГАДКА – образное описание предмета, явления, по которому надо угадать этот предмет или явление.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – литературный приём, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
ЭПИТЕТ – образное, художественное определение при слове.
Ключевые слова
Стихотворение, средства художественной выразительности, олицетворение, эпитет, сравнение, рифма, загадка.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 /(Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 8-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 79с.:ил. – С. 52 — 53
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. С. 42-44
- Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
Цель нашего урока:
— познакомиться со стихотворением И. Токмаковой «Ручей»
Задачи урока:
— познакомится с произведениями классиков детской литературы;
— развивать умение определять жанр произведения.
На уроке мы познакомимся со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».
Научимся выразительно читать стихи.
Сможем найти средства художественной выразительности, которые используют писатели.
Основное содержание урока
Из – под снега побежал,
Зазвенел и зажурчал.
С речкой встретиться скорей
Хочет маленький … ручей.
Вас встречает первое стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Ручей». Прочитайте его на странице 68 учебника Литературное чтение.
Докажем, что это стихотворение. В произведении есть ритм и рифма: бежал – лежал, уснул – утонул, значит это стихотворение. Как же Ирине Петровне удалось передать ритм весёлого бега и плеска ручья?
Какие приёмы использует писательница?
Первый приём – это повторы, они создают ритм стихотворения и неугомонность ручейка. При чтении слышно, как ручей задорно бежит и звенит.
Второй приём – олицетворение.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – литературный приём, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. Посмотрим, какими же свойствами наградила Ирина Токмакова ручей: он бежит, лежит, уснул.
Третий приём – использование образных выражений. Вскачь – это быстро. «Увидел речку — прыг туда» – совершил стремительный прыжок. «Сразу утонул» — влился в реку.
Детские писатели любят сочинять загадки о природе в стихах. ЗАГАДКА – образное описание предмета, явления, по которому надо угадать этот предмет или явление. Прочитайте загадку Людмилы Ульяницкой. Отгадали? Это одуванчик. Какие приёмы использует поэтесса в своём стихотворении? Во-первых, СРАВНЕНИЕ, одуванчик сравнивают с фонариком золотистым, превращение одуванчика с угасанием – померк, потух.
Во – вторых, автор использует эпитеты. ЭПИТЕТ – образное, художественное определение при слове. Найдём эпитеты: трава (какая?) росистая, фонарик (какой?) золотистый. Эти приёмы помогают создать красочный образ одуванчика.
Рассмотрим ещё одно стихотворение – загадку о природе Леонида Яхнина.
на тоненькой ножке
Это ромашка. Попробуем найти сравнения. Серединка цветка сравнивается с глазком, лепестки — с ресничками, стебелёк сравнивает с тоненькой ножкой. Есть и олицетворение – сестрички.
Сделаем вывод. Для создания стихов о природе писатели используют следующие выразительные средства: повторы, образные выражения, сравнение, олицетворение, эпитеты. Благодаря средствам художественной выразительности в стихотворении Ирины Токмаковой слышно, как бежит ручей. Эти же приёмы помогли разгадать стихотворные загадки Ульяницкой и Яхнина.
Разбор типового тренировочного задания
Подстановка элементов в пропуски в тексте;
_______________ – литературный приём, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – литературный приём, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.