Стихи О Соликамске — подборка стихотворений

Стихи О Соликамске — подборка стихотворений

Стихи О Соликамске — подборка стихотворений
СОДЕРЖАНИЕ
0
09 мая 2021

Вы здесь

О Соликамске. Володя Спиридонов

На севере края стоит Соликамск.
Очень красивый и ласковый город.
По аллеям парков приятно гулять,
Везде ощущаешь, что город,молод!

Соликамск, Соликамск,
Город наш соляной.
Ты красавец у нас,
И нам самый родной!

Издавна здесь соль земли добывали.
Сушей везли, и по Каме сплавляли.
Солью своей конечно известен на мир,
Понятно, ведь соль на любой нужна пир!

Многие здесь родились и учились.
Взрослели, любовью обзаводились.
В парке икс назначали свидания,
И под гармошку пели страдания.

Летняя ночь пролетала мгновенно!
Расставались к утру, обыкновенно.
Опять молодая рождалась семья,
Все были так счастливы, и ты и я!

Виват тебе, Уральская Пальмира,
Вобравшая в себя все соли мира!
Избыток их твой лик не исказил, —
Он стал ещё прекраснее, чем был!

К нему бы прикоснуться (хоть на миг!),
Почувствовать неуловимый запах соли.
Для этого пуститься в долгий путь
И позабыть на время все юдоли,

Преодолеть инертность, суету,
Умчаться на крыле большущей птицы
И, наконец, увидеть наяву
Российскую “солёную“ столицу!

Здесь Банникова встретить, с ним вдвоём
Поплыть на лодке по широкой Каме,
Услышать песню страстную его
О том, что Соликамск – он самый-самый!

Ведь, что ни говори (и это знают все),
Без сахара прожить – проблема, что ли?
Но не прожить, конечно же, и дня
Без Соликамска, без щепотки соли!

Городу соликамск. Иван Сидоров Рлк

Не в стране незнамой, дальней,
Вот он город, рядом, здесь.
Солью камской изначально
Назывался край наш весь.

Далеки Урала гребни,
Но горняцкий тут заквас.
Город юный, город древний
Процветает и сейчас.

Старина и новостройки
По соседству в нём стоят.
И народ здесь всё геройский:
Славный пролетариат.

Труд серьёзный, труд тяжёлый:
Выдать соли на-гора,
Но умеют и весёлый
Праздник встретить на ура.

Города как побратимы:
Соликамск, Березники.
Судьбы их неразделимы,
Перспективы широки.

Мой город Соликамск. Татьяна Селянинова

Мой Соликамск, прекрасный русский город,
Родитель соли, страж большой реки,
Ты мне так мил и сердцу очень дорог,
Достоин поэтической строки…

Шесть сотен лет стоишь на Каме гордо,
Сияешь куполами двенадцати церквей,
Люблю свой город, и я знаю твердо:
Нет города добрее и нежней!

Ты нежен утром, в предрассветной дымке,
Ты добр ко всем, кто сердцем добр к тебе…
Смотрю в тебя — как на цветной картинке
Чудесный город улыбнулся мне..

Соликамск. Утро. Алиса Знакомая

Просыпается мой заколдованный Соликамск
Под оранжево-спелыми тучами. Стаей птиц,
Светофорами, что улыбаются двойникам,
Нарастающим шумом и свежестью новых лиц.

Просыпаются плоские крыши и купола,
И просоленным воздухом дышит рожденный день, –
Где-то там, под изгибами улиц, – соленый клад,
Где-то там притаились потомки чудских людей.

Торопливо Усолка смывает остатки сна
С берегов, на которых раскинулся город мой,
И взрываются тучи, и солнце взмывает над
Стоголосой и радужной уличной кутерьмой.

Соликамску — 580. Ирина Малик

Те края, где моё сердце застучало,
Где берёзой белою росла,
Где впервые мои песни зазвучали,
Где своих кровинок родила,
Где живу, работаю на совесть
И от трудностей не прячу глаз,
Где не раз напишет кто-то повесть
О тебе, родной мой Соликамск.
Не велик ты в измереньях, может,
Иногда тебя на карте не найти,
Но для многих нет тебя дороже,
Велики всегда твои пути.
Ты трудился, рук не покладая,
На пути врагов Руси вставал,
Ничего взамен не принимая,
Ты стране так много отдавал:
Раньше соль ценилась в каждом доме
И сейчас, коль на пороге гость —
Мы его встречаем хлебом с солью,
Издревле так это повелось.
Славен был всегда ты мастерами,
Множество ты пережил событий,
Добывали здесь руду, медь, камни,
Здесь немало сделано открытий.
Шестой век от самой древности
Ты хранишь традиции свои,
Ты бросаешь вызов современности,
И шагаешь часто впереди.
Город мой — жемчужина уральская,
Все твои заслуги налицо —
Жаль, что не вошла Соль Камская
В Золотое русское кольцо.
Соликамск — моя судьба и ноша,
Выбор мой и в целом жизнь моя,
Не покину тебя, родина, не брошу,
Я горжусь: соликамчанка я.

Соликамск. Тетерин Виктор

Соликамск, Соликамск, Соликамск.
Тихий город над Камой певучей.
Ты простую мне правду открыл:
Наша жизнь на Земле — только случай.

Древний град за века изменился,
И дымят здесь теперь лишь заводы.
Почему же не вспомнить сейчас,
Твои старые, старые годы?

Дым от мощных железных печей,
Боровую, Усолье, Камы берег высокий,
Позолоту старинных церквей —
Не всегда ты казался убогим.

Ты когда-то трудился заставой,
Охраняя захваченный край.
Ты богатым пожил и славным,
И в тебе был когда-то царь.

Но не это мне мило в тебе,
Соликамск, ты мне дорог как память,
Как далёкая песня во мгле.
Мне вовек ничего не убавить.

Здесь в таёжном, суровом краю,
Родились мои предки и жили.
И сегодня я оду тебе пропою —
Ты не хуже ведь прочей России.

Соликамск – трудно слово спрягать,
Не убавить его, не прибавить.
Что тут думать, считать, выбирать,
Чтобы вкус поэтизмом забавить.

Ну и что, что немного не в рифму,
В рифму только ведь врать хорошо.
Соликамску ничуть не обидно,
Что кому-то бывает смешно.

Иногда впечатленье нелепо, —
Вот, мол, город не тот, слишком мал,
По сравненью с Москвой златолепной,
Он конечно бы тотчас проиграл.

Но тем больше он дорог мне этим,
Своим тихим величьем и сном:
Вековечным, глубоким, российским,
Словно пьяным грузинским вином.

Соликамск, Соликамск, Соликамск.
Я пропел, о тебе не сказав.
Мало слов в языке у меня,
И, быть может, я в чем-то не прав.

Ты прости уж меня, мой родной,
Что я сыплю слова через край.
Но всегда я знаю и помню, —
Ты единственный мой земной рай.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№15» структурное подразделение « Детский сад»

Путешествие по Соликамску

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с применением ИКТ

Подготовила: Логинова Е.В., воспитатель, МАОУ «СОШ№15» с\п « Детский сад»

г. Соликамск, 2015г.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с применением ИКТ

Путешествие по Соликамску

Цель: Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, его культурному наследию.

  • Развивающая : Развивать познавательный интерес, творческие, познавательные способности, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающей жизни в процессе освоений знаний о родном городе.
  • Образовательная: Расширить представление о городе, его символике, производстве, достопримечательностях. Формировать умение пересказывать увиденный и узнанный ранее материал, понимать содержание просмотренных фильмов, передавая их содержание словесно.
  • Воспитательная: Формировать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Используемые приемы, методы, технологии обучения: игровые, художественное слово, наглядность, ТСО.

Используемые формы познавательной деятельности детей: вопросы познавательного характера, мини – описательные рассказы, вопросы на смекалку, фото-загадки.

Материалы, оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point «Путешествие по Соликамску», дидактическая игра « Собери герб»,

Предварительная работа: экскурсия на Людмилинскую скважину, рассматривание фото альбома « Мой Соликамск», чтение стихов о Соликамске Словарная работа: Верстовой столб, рассолоподъемная башня, варницы, ларь, «пермянка», Богоявленская церковь.

Прогнозируемый результат: расширение кругозора детей по теме, умение детей содержательно и доброжелательно общаться друг с другом и взрослым, устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями.

Организационный момент:

Звучит гимн Соликамска

Воспитатель: Ой, ребята, а что это за мелодия. Правильно гимн, это гимн нашего города. Я люблю свой город. А вы?

Воспитатель : Молодцы! Может, проверим, что вы о нем знаете? А кто из вас знает, как называется наш город? Правильно — Соликамск.

Слайд (Соликамск стела)

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение нашего земляка Никиты Шишкина

Мой древний, славный город!

Люблю я звон твоих колоколов,

И улиц скромные уборы,

И утренней реки Усолки сон,

Туман над нею вечером росистым,

Плеск рыбы, яркий свет огня на берегу…

В мой город не возможно не влюбиться.

Забыть все это точно не смогу!

Воспитатель: Я приглашаю вас в увлекательное путешествие-экскурсию по нашему родному городу. А на чем мы с вами отправимся в путешествие, выбирайте. Кто за автобус …, кто за вертолет …. Решено поехали.

Воспитатель: — Мы с вами прибыли в исторический Соликамск, посмотрите, каким был раньше наш город.

Слайд (ролик исторические фото)

Воспитатель: — В 1430г торговые люди Калинниковы перенесли свои соляные варницы на берега реки Усолка, так основалось поселение. Названное как вы думаете как называли наш город раньше?

Воспитатель: Да вначале называли наш город Соль Камская, Усолье Камское, только потом позднее Соликамском.

Слайд (верстовой столб)

Воспитатель: — Конечно, имея солеварное производство, Соликамск был богатым и значимым городом, но именно Бабиновская дорога сделала Соликамск одним из крупных городов торгового пути. А начиналась она, с чего? Может, кто ни будь, знает?

Воспитатель: Да ребята с верстового пути и стала эта дорога значимой для всей России т.к. именно благодаря ей шло освоение Сибири и Дальнего Востока.

Как у всех городов у нашего Соликамска есть герб, и я предлагаю вам разделиться собрать пазлы, отыскать герб нашего города.

Дети собирают пазлы

Слайд (герб Соликамска)

Воспитатель: Скажите, что означает изображение на нашем гербе.

Воспитатель: Правильно на золотом поле и зеленой земле расположен колодец наполненный серебристой солью , а в вольной части герба расположен герб Пермского края.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю по — рассуждать, чем же прославился наш город? Что это изображено? Добывают ли это полезное ископаемое у нас?

Слайд (найди, чем славится город)

Дети обсуждают, ищут правильный ответ

Воспитатель: Соль – большая ценность. Поваренная соль – незаменимый пищевой продукт.

Ну что ж молодцы! Я предлагаю вам вновь отправиться в прошлое. Выбирайте на чем. В путь.

Слайд 3 (солезавод)

Воспитатель: 150 лет назад на средства купца Александра Васильевича Рязанцева в Соликамске был построен Усть-Боровский солеваренный завод. На котором добывали соль, которую в то время называли «пермянка».

Слайд (рассольная башня)

Воспитатель: С рассольной башни начался весь процесс добычи соли. Башни самые высокие сооружения завода внутри них находились скважины — трубы, их пробуривали на очень большую глубину, примерно если посмотреть в окно, то взять 10 домов и поставить их друг на друга.

Воспитатель : Затем рассол накапливали в деревянных ларях. В ларях рассол отстаивался, хранился и по подземным деревянным трубам подавался в варницы.

Слайд (варница)

Воспитатель: Варницы являлись основными сооружениями, у не внутри находилась огромная сковорода, на которую заливали рассол. Вода испарялась, а соль выгребали и досушивали на деревянном колпаке.

Слайд (амбар)

Воспитатель: Хранили соль в больших деревянных амбарах, но прежде сухую соль собирали в мешки, потом их взвешивали на соляных весах каждый мешок, а мера веса в те времена был пуд или 16 кг. Я приготовила для вас мешок, он весит ровно пуд, т.е. 16 кг может, кто то желает его поднять, Тяжело. Сегодня нам один пуд кажется очень тяжелым, а в прошлые века мужчины и женщины носили за плечами огромные мешки в несколько пудов. Мешки рвались, соль высыпалась и разъедала уши, поэтому жителей этого края было легко узнать. Так и повелось их называть "пермяк — соленые уши".

Слайд (Людмилинская скважина)

Воспитатель: А вот на Людмилинской соляной скважине пробуренной на Троицком солеваренном заводе И.В. Рязанцева и названной в честь его жены Людмилы Васильевны. Помните, мы там с вами уже были, рассол оказался горьким, а значит, соль из него была непригодной для пищи.

Воспитатель: Да далекое наше путешествие вы, наверное, устали давайте разомнемся и продолжим свой путь.

Слайд 4 (физминутка)

Воспитатель: Ну что ж немного отдохнули пора и в путь, на чем сейчас продолжим наше путешествие.

Слайд (предприятия)

Воспитатель: Следующая наша остановка это предприятия нашего города. А знаете ли вы их? Да это ОАО Уралкалий, ОАО Соликамскбумпром, ОАО СМЗ

Слайд (ОАО Уралкалий)

Воспитатель: Соль давно добывали по- разному. У нас (выпаривали), а где-то добывали из недр земли шахт, что было выгоднее. Так в Соликамске началось строительство 1 Калийного комбината, сейчас это предприятие называется « ОАО Уралкалий».

Слайд (Повар, учитель, шахтер)

Воспитатель: Я так думаю, что все знаю, как называется главная профессия на « ОАО Уралкалий». Но все же давайте проверим.

Дети рассуждают и выбирают нужную профессию.

Слайд (ОАО СЦБК)

Воспитатель: Но наш город богат не только солью, но еще и лесами. А что делают из дерева?

Воспитатель: Правильно из дерева можно делать бумагу. Поэтому 30 лет назад правительством было принято решение о строительстве в Соликамске целлюлозно-бумажного комбината. Рождение комбината началось со строительства железной дороги. По железной дороге доставлялись строительные материалы и оборудование для строящихся цехов и участков. И по сей день предприятие наращивает и модернизирует свое производство.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как на целлюлозно-бумажном комбинате делают бумагу.

Слайд (ролик «Как делают бумагу»)

Воспитатель: Этому предприятию, как и СЦБК тоже около 80 лет и оно тоже является одним из самых крупных предприятий города Соликамский магниевый завод с первых дней стал знаменитым здесь плавили металл — магний, который называли « Крылатый магний». И из него делали самолеты, вертолеты, а сейчас и ракеты. Вот на одном из таких самолетов я предлагаю, скорее в путь полетели

Слайд (фото города)

Воспитатель: Наш город не только знаменит промышленными предприятиями, но он еще и очень красив. Город Соликамск славится своими достопримечательностями. А какими назовите мне? На слайде вашему вниманию предлагаются четыре фотографии. Выберите среди них ту достопримечательность, которая относится к нашему городу. Назовите её, можете рассказать о ней.

Воспитатель: Да на фотографии изображена Богоявленская церковь, она вся светится радостью, ее стены до сих пор хранят тепло печи и человеческих рук. Славится она своим иконостасом.

Слайд (Игра – угадай-ка «Достопримечательности города Соликамска»)

Воспитатель; Молодцы! Наше путешествие подошло к концу и пришло время возвращаться в детский сад, выбирайте, на чем поедем, закройте глазки и в путь.

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие по нашему замечательному городу.

Ответы детей: да!

Воспитатель: А что тебе … понравилось? Кому бы ты… сказала спасибо? О чем бы вы рассказали родителям

Дети рассказывают, обсуждают, высказывают свое мнение.

Воспитатель: Я предлагаю вам вечером нарисовать наш знаменитый город и оформить альбом.

Автор: Кузмичёва Раиса Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Соликамск, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Моя малая родина.История города."
Дата публикации: 18.02.2017
Раздел: среднее образование

Классный час в 6 С(К )к на тему

Моя малая Родина

.История города.

Классный руководитель: Кузмичёва Раиса Ивановна

1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.

2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей

3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных

памятников родной земли.

4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5. Содействовать моральному развитию детей.

Оформление: Презентация, карточки с названием группы.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование ценностного отношения к родному краю,

навыков взаимодействия в группе.

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать

Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание,

формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые

средства для решения коммуникативных задач.

Оформление: Презентация,карточки с названием групп.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы –

россияне! Россия – огромная страна .

Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и

Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки,

глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки,

светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся

нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

— Что такое Родина для каждого из нас?

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

А другим, наверно вспомнится

Свой родной уютный двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

Или степь от маков красная,

Родина бывает разная.

Но у всех она одна. (З. Александрова)

2. Сообщение темы. Целевая установка.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где

живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Говорят: «Где родился, там и пригодился».

Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и

игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся

основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять

их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом

Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине.

Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

История родного края — это наша история. Страшно обедняет свою жизнь тот,

кто живет, не ведая своих корней. Такому ничего не стоит взорвать древний

храм, уничтожить за ненадобностью редкую старинную книгу. Ведь любить

свой родной город, значит любить тот район, то географическое

пространство, где человек родился, получил первые жизненные впечатления,

испытал первые радости и горечи. Но истинная любовь к родине немыслима без

знания её великого, трагического и прекрасного прошлого.

— Как называется край, в котором мы живём? (Пермский край)

— Назовите главный город Пермского края. ( Пермь)

— Если мы скажем, что живем в России, в Пермском крае, то, наверное, будет

очень трудно найти наш родной уголок, так как Пермский край

оченьбольшой, поэтому нам надо уточнить наш адрес.

Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе, где мы родились и живем.

Вы трудились над проектом для того, что бы лучше, больше узнать о родном

вам уголке. Среди вас были патриоты, следопыты, поэты, историки.

3. Работа групп.

И сегодня каждый из вас расскажет это всем ребятам, а значит, мы точно

назовем свой адрес.

Слово предоставляется ребятам из группы « Патриоты».

Они расскажут о том, что они узнали об истории города, его основании.

«Соликамск городок — Москвы уголок».

Эта меткая пословица о нашем древнем городе.

Начало города Соликамска связывают с XV веком 1430-м годом, когда выходцы

из Вологды, посадские люди братья Калинниковы, основали на реке Усолке

варницу и поселение.

Первоначально город в летописи 1506 г. назывался Усолье на Камском, позднее

Усолье Камское, а с конца XVI века Соль Камская.

Солеварение было основой существования Соликамска, с момента его

рождения в XV веке до 1972 года. В конце XVII века Соликамск был центром

российского солеварения: ежегодный объем производства в городе и уезде на

231 варнице составлял 7 млн. пудов соли, что составляло 70% от

общероссийской добычи. В Соликамске действовали 2 солеваренных завода-

Георгиевский и Троицкий ( принадлежал известной семьи Рязанцевых). От

первого остались только старые фотографии, а от второго самая известная

рассолоподъёмная скважина- Людмилинская.

Завод был основан в 1878 году соликамским купцом А.В. Рязанцевым в селе

Усть-Боровском. Построен он за четыре года с применением ряда новшеств,

несмотря на которые технологическая цепочка завода отражает практически

весь солеваренный процесс более раннего времени. Промысловые деревянные

сооружения завода по своим архитектурным достоинствам относятся к

уникальным памятникам русского деревянного зодчества. Это

рассолоподъемные башни, соляные лари, варницы и амбары. Сооружения

промыслов — трубы, башни над ними, лари для хранения рассола, варницы,

амбары — были первыми постройками нового поселения.

К концу XVII — началу XVIII в. Соликамск был крупнейшей «солеварней»

России. Соль Камская давала в это время более половины всей реализуемой в

В настоящее время варка соли в городе прекращена. Последний солеваренный

Усть-Боровской завод закрыл производство в 1972 году.

Людмилинская скважина

Недалеко от центра города, если идти на северно-восток по берегу Усолки,

находится знаменитая Людмилинская соляная скважина. Скважине этой уже

более ста лет. Когда-то, на этом месте находился Троицкий солеваренный завод,

принадлежащий купцам Рязанцевым. Людмилинская скважина была пробурена

в 1906-1907 годах прошлого столетия. Имела глубину около 100 метров.

К большому разочарованию всех, рассол из Людмилинской скважины оказался

горьким, а значит соль из него была непригодной для пищи. Как оказалось

впоследствии, в ней было повышенное содержание калия, на что тогда не

обратили внимания. Значительно позже эту новость оценили по достоинству,

т.к. это означало, что в России впервые были обнаружены залежи калийной

соли, которую до этого приходилось завозить из-за границы.

Бабиновская дорога

Подлинное величие обрел Соликамск с открытием нового сухопутного пути,

связывающего центральную Россию с Сибирью. В 1595 году царь Федор

Иоаннович велел отыскать человека, который бы вызвался указать новый путь

через Уральские горы.

Прямую дорогу удалось разведать Артемию Сафроновичу Бабинову, выходцу

из деревни Верх-Усолки. Бабинов, рискуя жизнью, несколько суток шел по

следам лесных охотников. Чтобы не терять тропу, он заламывал ветки деревьев.

Так и прошел через уральский хребет.

В Москве его официально нарекли «Новой Сибирской Верхотурской дорогой»,

а в народе прозвали Бабиновской, по имени первопроходца.

Каменное зодчество

Вторая половина XVII века положила начало каменному зодчеству Соликамска.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector