Борис Бобылев
Выпуск альманаха «Орел литературный» за 2008 год, предшествовавший празднованию пятидесятилетия орловской писательской организации, в определенной мере, можно считать итоговым. Публикации выпуска значительны по содержанию и разнообразны по жанрам. Каждая литературная рубрика сборника, безусловно, заслуживает отдельного разбора. Однако в первую очередь обращает на себя внимание раздел поэзии, занимающий центральное место в альманахе.
Виктора Дронникова, по праву, можно назвать солнцем орловской поэзии. Подборка его стихов, опубликованная в альманахе, отличается необыкновенной поэтической силой, чистотой и естественностью интонации, передающей все своеобразие живой речи и воплощаемой в виртуозном стихе. Летящая вереница образов, Дронникова воспринимается как откровение, уводит нас в иную, высшую реальность, где все окружающее нас является в его истинной, сокровенной сущности. Поэзия у Дронникова воистину предстает «органом шестого чувства»:
Ты слышала? – ночью кричали
пролетные птицы.
Я слышал их крики…
Иль всё это было во сне?
Ты слышала? – ночью скрипели
в дому половицы…
Входил, выходил кто? –
Иль всё это грезилось мне?
Ты знаешь, мне грустно, что я
отлучен от природы…
Я гдето не с нею,
я гдето поодаль стою.
Не я же, не я на краю
золотой непогоды
Кричу над водою
и белыми крыльями бью….
Воздушное пространство стихов Дронникова населено самыми различными птицами. Пересвистывание, перепевы, переливы голосов создают впечатление особой неповторимой «птичьей симфонии», исполненной щемящей красоты бытия, Божьего мира и Божьего света:
С птицами я дружу
С птицами я дружу,
С ними легко дружить.
Витютень снова: Вить,
Дай мне росы испить
Дай мне росы испить
(«Витютень»)
***
Не осуждайте мои привычки,
Они не Ваши, они мои.
Ко мне на плечи летят синички,
Ну чем синички не соловьи.
…Я зачарован их чудной речью,
Осталось только в слова облечь.
Я научился на человечью
Переводить их синичью речь.
***
Прокатилось лето…
Закатилось
Закричали над полями птицы.
Лишь вчера мне
радостное снилось.
А теперь не знаю,
что приснится.
(«Прощанье с летом»)
***
Душа сама летит, как птица
На Божий свет! На Божий свет!
Тонкая, воздушная лирика сменяется у Дронникова стихами гневного, набатного звучания. Поэт охватывает здесь настоящее и грядущее России, остро сопереживая ее бедам и прозревая ее великий и святой удел:
Я обложен с Юга и Востока…
…Разве непонятно – в этом мире
Мы одни, как перст,
на белом свете.
Мы живем на Родине, как в тире…
Что же, православные,
Мужайтесь
С нами Бог и сам
Георгийвитязь.
***
И Русская правда на вере стоит,
На вере и светлом моленье.
И каждый святой на Руси
это щит
И Божие благословение…
Есть различные классификации поэтов. Французский философ Гастон Башляр предложил одну из них, основанную на соотнесении наиболее часто повторяющихся в их творчестве образов и слов с четырьмя основными стихиями: огня, воздуха, воды и земли. Если Виктора Дронникова, согласно этой классификации, можно отнести к поэтам стихии воздуха, то Николай Перовский – это поэт стихии земли.:
Муза моя на подножном корму
Многие лета пасется в округе,
Тихо диктует душе и уму
О листопаде, о саде, о вьюге.
***
Среди невыжженой ботвы
Совсем как овцы и телята,
Паслись мы в поисках жратвы
Послетифозные ребята.
***
Выбиваем ковры, выбиваем
Злую нечисть, гремя и пыля,
В белоснежных холстах выбываем
В ту страну, где сплошная земля.
Крупно и сочно выписанные образы Перовского вместе с тем лишены пошлости, тривиальности, низкого цинизма. Так, в строках: «Паслись мы в поисках жратвы Послетифозные ребята», просторечие жратва преображается, утрачивает свою грубость благодаря сочетанию со следующим за ним выражением послетифозные ребята. Это выражение приобретает особо пронзительное звучание за счет вынесения его в отдельную строку и замедления темпа речи, возникающего благодаря сокращению количества ударений в стихе с четырех до двух. Тем самым создается впечатление особого словесного жеста, целомудренно чуждающегося внешней патетики, но, в существе своем, обращенного к высшей природе человеческой души, взыскующей милосердия.
Тщательно выписанные детали быта становятся у Перовского символами, знаками, указывающими за пределы этой, казалось бы, непреложной в своей реальности действительности:
Если жизнь в этом мире случайна,
Отчего этот зов чистоты
И какой они связаны тайной,
Жажда плоти и дым красоты?
(«Тайна»).
Поэзия Вадима Еремина может вызвать оторопь и шок у человека, воспитанного на песенной мелодичной традиции русского стиха. Она подчеркнуто угловата, странна и парадоксальна:
Овдовел
в небесах рыбача:
Неудача…
За ней –
удача.
Бредит бреднем.
А на крючок
Присоседился
Светлячок.
(«Рыбак»)
Или:
Молния
С треском прошлась
по крестам
и по фрескам.
Восстановила
Контур ваятеля.
Сгинула гдето
за перелеском.
Там и валяется.
Однако в этой странности есть своя лирическая логика.. Лесенка стиха, составляющие ее угловатые строки предстают в виде своеобразного иконического образа, когда форма изображения подобна его содержанию. Здесь воочию возникают образы ступеней, ведущих в небо:
В затылок твой дышит
Следующего
Вспугнутая душа.
Следующего,
Не ведающего
Как жизнь
вверху
хороша.
(«Преодоление»).
Вадим Еремин, как и Николай Перовский, чуждается громких слов, он ограждается от высокого пафоса иронией и парадоксом, но при этом в его стихах также присутствует «духовная вертикаль», небесный свет:
Прошит сусальным блеском
Случайный мой приют,
Прислуживая лескам,
Лимонницы снуют.
Весь мир сосредоточен
На дальнем берегу
И сам я, между прочим,
Слетать туда могу.
В стихах орловских поэтов возникает один и тот же круг образов и мотивов, сплетающихся подобно венку. Особенно очевидно это проявляется на примере «птичьей темы». В подборке стихов Ивана Александрова читаем:
Тенькала синичка у дверей
И чирикал шумно воробей.
Видимо, просили у меня
Горстку крошек или ячменя.
Эти строки непосредственно отсылают нас к синичкам Виктора Дронникова. Образ стремительной чайки возникает в стихах Вадима Еремина:
Снялась с обветренной скалы
И – камнем – в пропасть.
Лесам послышался стрелы
Победный посвист.
А вот птицы Николая Перовского:
На весенние рощи и чащи
Прямо с крыльев рассветных зарниц
Опрокинут поющий, звенящий
Разнобой взбудораженных птиц.
Этот диалог продолжается и в стихах других поэтов. Подборка стихов Владимира Ермакова начинается со слов, которые как бы подхватывают замолчавший звук:
Птичий переполох
ближнего поднебесья…
И далее, уже в другом стихотворении, читаем:
…через сон мой пролетали птицы,
птицы радости и птицы печали:
сойки в голубых пелеринках,
снегири в багряных манишках,
синицы в желтых жилетках…
При этом рождается неожиданный образ: птицы – «знаки», «вестники» еще не сказанного слова. Здесь возникает ассоциация с неевклидовой геометрией, «обратной перспективой», при которой не ты смотришь во Вселенную, но Вселенная смотрит в тебя. Поэзия мысли Владимира Ермакова требует от читателя немалого душевного труда. Но этот труд вознаграждается расширением круга понимания себя и других.
В стихотворении Ермакова, посвященном Ивану Александрову, возникает цепь образов, соединяющая прошлое и настоящее русской поэзии. Интонации и акценты поэта точны и выразительны:
Душа страшится перемен…
На дне колодца тьма кромешная…
По руслу русских деревень
река времен течет неспешно.
Святой и страшный русский быт!
Одно и то же год от году.
Поэтом можешь ты не быть…
но если стал – назад нет ходу…
…Призвания не предавай,
эпоху собирай по крохам,
но важности не придавай
сиюминутным катастрофам.
Обращаясь к Ивану Александрову, Владимир Ермаков предлагает собрату по перу стряхнуть с души гнет злободневности, не приходить в отчаяние от перемен в судьбе страны. При этом русский быт у Ермакова именуется не только страшным, но и святым, и это не просто громкий эпитет, за этим вечные, неподвластные времени ценности. В союзники поэт здесь призывает Державина, Пушкина, Некрасова. Не случайно в данном случае возникают реминисценции именно с поэтами классического золотого века. Тем самым подчеркивается вневременной характер поэзии, живущей «меж календарных дат», и, вместе с тем, свидетельствующей перед вечностью о своей эпохе.
Это чувство эпохи пронизывает стихи другого замечательного орловского писателя – Василия Катанова.
Вот школьный сад.
В саду играют дети.
Как мало их, играющих детей!
Как мало их, как мы, поющих песни!
Пустеют парты.
Трудный разговор.
О, наше прошлое!
Ты повторись,
Воскресни!
(«Альшанская школа»)
Шли мы – Коли да Толи, да Нины
Шли экзамены в школу сдавать
Вдруг с холма – ровный гул тополиный…
Как у памяти это отнять?
(«Холмы»)
Сколько непосредственности, тепла и участия слышится в строках:
Тетя Нюра болела –
Был недуг ее прост,
И, печальное дело,
Отвезли на погост.
Прилегла, как устала,
Сделав дело свое…
Так и Кати не стало,
Тети Фени не стало,
А теперь и ее…
Как и у других орловских поэтов, в стихах Василия Катанова явственно присутствует ощущение, предчувствие иной, высшей реальности, по законам которой оценивается и измеряется жизненный путь человека:
Время движется, движется, движется…
В нем не только поют соловьи…
…Время скачет –
Никто не угонится…
Вдруг однажды придержит коня.
Будет голос:
«Пора познакомиться!
Я же ангел твой с первого дня!»
Все опубликованные подборки стихов объединяет тема родных корней, глубинной связи с истоками живительных вод Орловского края, вспоивших, по слову Николая Лескова, столько русских писателей, сколько не поставил их на службу Родине никакой другой край русской земли.
Как важно свой иметь заветный корень, Что прорастал веками в глубь земли…Как хорошо, что есть чему молиться, пишет Валентина Корнева.
Ей вторит Андрей Фролов:
На медвяных лугах стада
Мне мычат:
Здравствуй, блудный сын.
И волнуюсь я, как всегда,
Заприметив знакомый тын.
(«Возвращение домой»)
Тот же круг образов возникает в стихах Виктора Садовского:
Месяц ясный светит,
Тишь над огородами.
Лучше нет на свете
Сердцу милой родины
Своеобразие и свежесть отличают строки поэта Михаила Турбина, посвященные родным местам:
Вдали смешалась с тучей пыль.
Сейчас оттуда так бабахнет!
Ну что же, город Новосиль
И в дождик рыжиками пахнет.
Однако наиболее развернутое и разнообразное выражение тема родины и России получает в подборке стихов Геннадия Попова:
Дороги утреннего света,
Начало всех земных путей,
Зарей восходит над планетой
С востока родины моей.
(«Заутреня»)
Пусть тает сердечная наледь!
Да будет над Родиной свет,
Державная сила во взгляде
На взлете мятущихся лет.
(«Преддверие»)
Здравствуй, здравствуй…
Я уже в Сибири.
Что желать мне, русскому, еще…
(«Письма с дороги»)
Смотри: за окном снегири
на снеге сверкающем русском,
который под солнцем горит.
(«О снегирях»)
И. наконец, чеканное и утверждающее:
И – с нами Бог!
Довольно плакать.
В окно вагонное смотрю
И сквозь оснеженную слякоть
Встречаю русскую зарю.
В своей знаменитой пушкинской речи Ф.М.Достоевский говорит о стремлении русского народа к всечеловечности. Отличительной чертой гения Пушкина была всемирная отзывчивость, перевоплощение своего духа в дух других народов.
С этой пушкинской традицией связаны стихи орловской поэтессы Ирины Семеновой. В ее стихотворении «Легенда об Алимхане» воссоздается атмосфера Средней Азии, чья история тесно сплелась с историей России:
О, сколько русских поколений
Клянет Отечества пути!
А гдето в Бухаре далекой
Есть глинобитная стена,
Почти китайская она
По древности… Под ней глубокий
Подземный ход, ведущий прочь,
По зыби жаркие пустыни
Весною запахом полыни
В его отверстья дышит ночь…
… Арык, прозрачная жара,
Бархан, плывущий из низины,
Мечеть, орнамента игра…
О чем так долго муэдзины
Кричат над площадью с утра.
И лишь в часы ночной прохлады
Глазами ящериц и змей,
Таящих огненные яды,
В гнетущей древности камней
Мерцают спрятанные клады.
Поражает энергия поэтической строки Ирины Семеновой, точность слова, изобилие красок. В ее стихах ярко и сильно выражается дорогая сердцу поэта мысль о неотделимости судеб России от Православия:
Среди пустынь – мираж почти!
Храм православный, белостенный!
Клянут Отечества пути,
А между тем они священны!
Именно в православных христианских истоках русского духа таится разгадка его всечеловеческого характера. Об этом – стихи, посвященные Голландии, картинам ее природы, ее художникам. Поэтесса ощущает духовное родство с миром, возникающим на полотнах великих голландцев:
Пусть этот мир не похож на славянский
Царство небесное здесь,
Всечеловеческий он, христианский,
Детский, светящийся весь!
Поэтические страницы альманаха «Орел литературный» за 2008 год оставляют впечатление единого текста, связность и целостность которого обеспечивается комплексом образов, тем и мотивов, возникающих вновь и вновь, звучащих с разной силой и в разной тональности, но в этой поэтической симфонии не теряются отдельные голоса. Здесь мы имеем пример подлинного разнообразия в единстве, что составляет существо соборности – основы мировидения и образа жизни русского народа. В этой глубинной связи с основами духа и бытия русского народа заключается секрет плодоносности и лирической силы орловской поэзии, составляющей сегодня одну из самых ярких страниц современной отечественной литературы.
ПЕСНИ СОВРЕМЕННЫХ ОРЛОВСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
О НАШЕМ ГОРОДЕ
«…Ты – родник, что вечно льется и не выльется, из которого мне песни пить».
В одной из своих книг краевед и исследователь Павел Васильевич Сизов написал: «Литературная слава Орловского края не только не умаляет его престижа в области развития других видов искусств, но и во многом предопределяет и объясняет их самобытный рассвет на нашей земле. Орловщина в силу исторического развития и географического положения оказалась на перепутье «музыкальных маршрутов и звучащей летописи России».
Всегда на Руси песня сопутствовала человеку. Ничто не проходило в молчании. На все откликалась песня: «Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленаются, женится и хоронится русский человек», – полтора века назад сказаны эти гоголевские слова. Хорошая песня придает любому человеку уверенность в своих силах и оптимизм.
Песенное творчество было одной из тех соломинок, за которую цеплялась русская национальная культура. Сегодня народное творчество Орловщины уже немыслимо без песен Николая Афанасенко, Леонида Афанасьева, Валерия Герасимова, Евгения Дербенко, Александра Крепких, Владимира Пикуля, Виктора Садовского, Николая Стреглова, Юрия Зацарного, Аркадия Умана, Анатолия Харасахала, Ирины Хрисаниди.
Традиции не прерываются. Орловские композиторы – известные и не очень продолжают творить и сочинять песни в разных жанрах, как для детей, так и для взрослых.
Орловский край богат на таланты. Кто-то из именитых людей родился на Орловщине, другие здесь жили, у кого-то предки из нашего края. Всех их объединяет чувство гордости за Орловщину.
Афанасенко Николай Михайлович – талантливый музыкант, педагог, композитор, заслуженный работник культуры РФ. Создал инструментальное трио-ансамбль «Наигрыш», концерты которого состоялись во многих уголках нашей страны, в Украине, в Белоруссии, а так же в 14 странах мира. В концертный репертуар ансамбля входили как аранжировки, так и собственные сочинения Н. Афанасенко. Он внес огромный вклад в организацию муниципального ансамбля «Славица».
В 2004 году вышел авторский сборник композитора «Нет России другой: песни Николая Афанасенко на стихи орловских поэтов», в который вошли и песни об Орле, такие как «Мое Орловье» на стихи Н. Мухина, «Первый салют» стихи В. Перина, «Цвети Орел» стихи Л. Коптенко.
Дербенко Евгений Петрович – почетный гражданин города Орла, преподаватель Орловского музыкального колледжа, основатель и руководитель ансамбля русских народных инструментов «Орловский сувенир», с которым представлял искусство нашего края во многих странах мира. В уникальном песенном сборнике «И это все Россия» многие произведения Евгения Петровича посвящены городу Орлу – «Вальс о нашем городе», «Земля Тургенева и Фета» (сл. И. Александрова), «Пойдем в мой край» (сл. Д. Блынского), «Орловский вальс» (сл. Л. Коробовой), «Славься, Орел» (сл. А. Иванова), «Песня об орловском танке» (сл. В. Фомина. А тексты к песням «Вальс о нашем городе», «Город воинской славы — Орел», «Мой край», «Берегите Орел» были написаны самим композитором.
Крепких Александр Александрович — автор более 50 произведений, Заслуженный работник культуры РСФСР. Был самым успешным руководителем Орловского русского народного хора профсоюзов. Хор заявил о себе как об одном из лучших в России уже в 1973 году! Именно песнями Орловского хора профсоюзов впервые на всю страну зазвучала Орловщина в грамзаписях Всесоюзной фирмы "Мелодия". Коллектив приглашается для выступлений на “Голубой огонёк” и другие телепрограммы такие как “Дружба Фройндшафт”, “Наш адрес Советский Союз”. Его можно было услышать и по заявкам радиослушателей с отдельными полюбившимися им песнями, такими как “ Русь”, “Татьяна” и другими.
В первый авторский сборник композитора «Привольный край России» вошли и лирические, душевные песни об Орле на стихи орловских поэтов: В. Катанова «Привольный край России», Д. Блынского «Орловский край», Г. Иванова «Орловщина моя», А. Шиляева «Орловия», В. Орлова «Песня об Орле». В хоровом репертуаре до сих пор широко используются его авторские песни.
Вся творческая жизнь композитора Садовского Виктора Федоровича, уроженца Кубани, связана с хоровыми коллективами Орла и Орловской области. Начинал рядовым певцом Орловского русского народного хора профсоюзов. Создал свой народный хор при Дворце культуры орловских сталепрокатчиков. Много сил отдал развитию и сохранению песенно-хоровых традиций на селе. Собирал и пропагандировал казачий фольклор Орловского края. Им создан гимн-марш «Орловские казаки», вошедший в его песенный сборник «Березы Мценской стороны», где собраны песни о земле Орловской: «Березы Мценской стороны» (сл. И. Александрова), «Первый салют» (сл. В. Рассохина), «Ливенка» (сл. народные), «За Окой грустит гармошка» (сл. И. Озерова), «Мать Орловщина» (на стихи известного орловского поэта Дмитрия Блынского).
В Орле живет и трудится прекрасный композитор, педагог, руководитель детского вокального ансамбля «Семицветик». Хрисаниди Ирина Кирилловна. Особое место в творчестве Хрисаниди отводится хоровым сочинениям. Все свои сочинения Ирина Кирилловна посвящает детям. Произведения из ее сборников «Милый край», «Семь нот радуги», «Хормейстеры России» включены в репертуар многих детских хоровых коллективов России и часто звучат на различных фестивалях и конкурсах. А песни отличаются сердечностью, теплотой, искренностью. Творчество Ирины Хрисаниди – это доброта и любовь! И, конечно же, в ее репертуаре сочинения, посвященные нашей малой Родине – Орловскому краю: «Вечен свет твой, родное Полесье» (автор слов А. Иванов), две песни на стихи О. Назировой – посвященное 450-летию города Орла «Приношение Орлу (, «Когда будете в Спасском», «Милый край» (на стихи Т. Нестеровой), «Орел — крылатый город мой» (слова И. Хрисаниди и Г. Попова).
В честь нашего замечательного города орловскими авторами было создано еще немало песен. Юрий Зацарный вместе с поэтом В. Суховским сочинил гимн-посвящение Орлу «Орел – любимый город мой». Исполняют орловчане и песни композиторов Леонида Афанасьева «Пою мой край» на стихи П. Николаева, Владимира Пикуля «Мой любимый Орел» на стихи В. Шошина, Николая Стреглова «Наш город», «Над рекой, над Орликом» на стихи Д. Блынского, В. Ласкарева «Вальс об Орле» (он же автор слов).
Студенты орловского музыкального училища продолжили эстафету своих учителей и композиторов старшего поколения. Ими были сочинены песни разного жанрового диапазона, которые объединили в сборник с говорящим названием «Доброе дерево». Среди студенческих работ две песни О. Тулиной на стихи орловских поэтов о нашем городе — «Орловщина – родная сторона» (слова В. Катанова) и «Орловский край» (слова Д. Блынского).
В 2010 году в Орле был объявлен конкурс по созданию гимна города. Орловцы с энтузиазмом откликнулись на призыв сочинить песню о родном городе и прислали 51 вариант гимна собственного сочинения.
Бывший выпускник ОГИИК музыкант Владимир Губчевский в содружестве со Светланой Шкир написали торжественный и гордый Гимн родному городу .
Выставка Славься,Орел,-город-любимый! песни современных орловских композиторов о городе Орле
В фонде отдела искусств Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина особую ценность представляют собой ноты, книги, статьи, аудиодокументы по музыкальному краеведению.
В. Л. Ткачева, главный библиограф отдела искусств
Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины ни какой другой русский город». ( Н. С. Лесков)
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) родился в Орле. Детство будущего писателя прошло в родовом поместье матери Спасском-Лутовинове . Впечатления детства оставили глубокий след в памяти Тургенева. Орел, Спасское-Лутовиново сыграли огромную роль в жизни и творчестве. Наблюдения над жизнью родного края дали писателю богатейший материал для произведений.
(«Записки охотника», «Дворянское гнездо» и др.)
4 ноября 1968 г. был открыт памятник И. С. Тургеневу в одном из самых красивых уголков парка культуры. Его еще называют «Тургеневским бережком». Памятник открыли к 150-летнему юбилею со дня рождения писателя.
Дом музей И. С. Тургенева был открыт в 1918 г. к 100-летию со дня рождения писателя.
Спаское-Лутовиново — родовое поместье И. С. Тургенева.
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится». (И. С. Тургенев)
Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохово Орловского уезда. «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть». (Д. П. Святополк-Мирский,1926г.)
Памятник Н. С Лескову был открыт в 1974 году. Он установлен в честь 150-летия со дня рождения писателя
.
Дом- музей Лескова был открыт в 1974г. Дворянский особняк передает очарование легендарного уголка Орла — Дворянского гнезда. В этом доме прошли детские годы писателя.
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – великий писатель, первый в русской литературе нобелевский лауреат.
Дом- музей И. Бунина был открыт 10 декабря 1991г. Старинный дворянский особняк находится в той части города, где жил писатель.
Памятник И. А. Бунину.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Фет является автором многих произведений пейзажной и любовной лирики.
25 мая 1997 г. в Орле был открыт памятник А. А. Фету.
Л. Н. Андреев – один из самых популярных писателей начала хх века, талантливый и до сих пор не воплощенный драматург, непревзойденный художник. Родился 21 августа 1871 года в семье землемера, который был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что он был аристократом, как по духу, так и по крови.
Бюст Л. Н. Андреева у здания юридического факультета ОГУ.
Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803г. в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из самых распространенных тематик в творчестве поэта – природа.
Памятник Ф.И. Тютчеву в Овстуге.
Апухтин Алексей Николаевич
Родился 15 ноября (27 н.с.) в городе Волхов Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детство прошло в деревне Павлодар, в родовом имении отца.
В 1852 поступил в Петербургское училище правоведения, которое окончил в 1859. В училище начал писать стихи, первые из которых были опубликованы в 1854, когда ему было 14 лет. Юный автор был замечен, и ему прочили великое поэтическое будущее.
1859 в журнале "Современник" был напечатан цикл небольших лирических стихотворений "Деревенские очерки", отразивших гражданское настроение Апухтина, которые отчасти возникли под влиянием некрасовской поэзии.
После 1862 отошел от литературной деятельности, мотивируя это желанием остаться вне политической борьбы, в стороне от каких-либо литературных или политических партий. Он уехал в провинцию, служил в Орловской губернии чиновником особых поручений при губернаторе. В 1865 прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А. Пушкина, что явилось событием в культурной жизни города.
В том же году вернулся в Петербург. Поэт все более напряженно работал, отыскивая собственный путь в поэзии. Наибольшую известность ему принесли романсы. Используя все традиции любовного, цыганского романса, он внес в этот жанр много собственного художественного темперамента. Многие романсы были положены на музыку П. Чайковским и другими известными композиторами ("Забыть так скоро", "День ли царит", "Ночи безумные" и др.). В 1886 после выхода сборника "Стихотворения" его поэтическая известность окончательно упрочилась. В 1890 были написаны прозаические произведения — "Неоконченная повесть", "Архив графини Д.", "Дневник Павлика Дольского", опубликованные посмертно. Прозу Апухтина высоко оценивал М. А. Булгаков.
Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954), прозаик.
Родился 23 января (4 февраля н.с.) в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье, состояние которой было промотано отцом, оставившим семью без средств к существованию. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.
После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу "Календарь природы" (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России. В эти же годы он писал автобиографический роман "Кащеева цепь", начатый им в 1923, над которым работал до последних дней.
В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга "Дорогие звери", послужившая основой для повести "Жень-шень" ("Корень жизни", 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написал в повести "Неодетая весна". В годы Отечественной войны писатель создает "Рассказы о ленинградских детях" (1943), "Повесть нашего времени" (1945), сказку-быль "Кладовая солнца". В последние годы жизни много сил и времени отдавал дневникам (книга "Глаза земли", 1957).
Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855) — известный историк, общественный деятель, профессор всеобщей истории в Московском университете, весьма популярный в передовых кругах русского общества. Родился в г. Орле. Учился за границей (преимущественно в Германии). Блестящий оратор. Сторонник идеи общности развития России и Западной Европы, первый, кто прочел в России публичный курс лекций по западноевропейскому средневековью. Поборник просвещения, либеральный интеллигент-западник.
Елена Александровна Благинина(1903 – 1989) — уроженка с. Яковлево Орловской губернии.
Детская писательница. Она писала стихи, искрящиеся юмором, »дразнилки», »считалки», «скороговорки», песенки, сказки.
Посидим в тишине
Елена Благинина
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.
Дмитрий Иванович Блынский (1932 -1965) – русский поэт, воспевающий в своих стихах родные орловские края. Его по праву называли «орловским Есениным».
Пойдем в мой край,
В поля, в луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на "ты"
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал. Пойдем в мой край,
Где первоцветы вешние
Весною по-особому цветут.
Тут сказки ты узнаешь
Только здешние,
"Матаню" нашу встретишь
Только тут. В слух превратишься, наши песни слушая,
У нас такой в округе чернозем,
Что даже трактор
За рекою Зушею
На пашне светлым выглядит пятном. А наша тройка-птица!
Не отсюда ли
Она впервые начала свой бег? !
Эй, рысаки мои!
В них столько удали,
Что славы хватит им на долгий век. Тропинками извилистыми, узкими,
Пойдем туда, где земляки мои,
Где по соседству
С соловьями курскими
Поют не хуже
Наши соловьи. Пойдем в мой край.
Я покажу село мое.
В нем мило все, хоть бедно до поры:
Простые хаты, крытые соломою,
Коровий рев и песни детворы. Весна. Сугробы снега за калитками,
А по откосам рыжим, у воды
Проталины подснежниками вытканы, —
Последний снег
И первые цветы. Дни перволетья — дни невыразимые.
Их нужно видеть, слышать.
Что слова?
Пух тополей плывет, цветут озимые,
Кричат стрижи, и дремлет сон-трава. А бабье лето с тихою прохладою,
Со вспыхнувшими шапками берез,
Над плесом листья кружатся
И, падая,
Как будто искры, поджигают плес. Зимой у нас — что в русской сказке.
Где еще
На свете есть подобная зима?
Представь — летящий снег и дуб седеющий.
Да это же поэзия сама. Пойдем в мой край,
В поля, в луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на "ты"
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал.