- Регистрация
- Вход
Содержание
-
Апрельская синь небесная
- —Новости
- —Видео
- —Всегда под рукой
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
-
—Статистика
- 4 августа в национальном парке «Алханай» Забайкальского края собрались тысячи буддистов – здесь прошёл обряд освящения восьми ступ-субурганов, посвящённых Будде.
- Шаманы на байкальском острове Ольхон провели обряд жертвоприношения (тайлаган), в том числе в виде барана, который должен способствовать прекращению в Сибири лесных пожаров и паводков, сообщило 4 августа ТАСС со ссылкой на председателя шаманской организации «Хун шубуун» («Лебедь») Нима Борокшонов.
—Метки
—Рубрики
- (0)
- English (31)
- Polska (217)
- Мой польский дневник -75 (25)
- UK(United Kingdom) (59)
- Багульник (38)
- Британская королевская семья (27)
- Для дневника (853)
- Word Art (34)
- зимнее (30)
- зимние картинки (18)
- кнопки Далее (59)
- Комментарии (46)
- плееры (108)
- Разделители (27)
- Рамки (374)
- смайлики (8)
- смайлики новогодние (19)
- Спасибо (20)
- Спасибо кулинарные (2)
- Схемы (18)
- Уроки (136)
- Цветочные картинки (21)
- Живопись (333)
- Животный мир (86)
- Здоровье (164)
- Интересно (916)
- Дни рождения великих (41)
- Искусство (533)
- История (936)
- 22 июня (64)
- Нерчинск (20)
- Русская гимназия (11)
- СССР (460)
- Чита.Декабристы (14)
- Кино (235)
- Забайкальский кинофестиваль (33)
- мультфильмы (21)
- фильм для души (36)
- Кошки (60)
- Зверинец наш (18)
- Кулинария (402)
- Блюда из яиц (4)
- Десерт (43)
- Добавки-вкусняшки (26)
- Закуски (34)
- Книги по кулинарии (9)
- Куличи (6)
- Мясное (46)
- Овощи (64)
- Печеньки (45)
- Пироги (50)
- Рыбное (35)
- Салаты (60)
- Торты (44)
- Украшения стола (12)
- Литература (247)
- Лермонтов (21)
- Литература Забайкалья (11)
- Мой школьный дневник (31)
- Моя семья (64)
- Мой отец-фронтовик (20)
- Музыка (475)
- Новеллы мои (50)
- (33)
- Олимпиада (37)
- Осень (210)
- Песни (939)
- Владимир Асмолов (4)
- Дин Рид (3)
- Ив Монтан (5)
- Майя (13)
- Одинокая гармонь (5)
- Поделки (58)
- Подругам (194)
- (46)
- К дню рождения (99)
- Ольгина сокровищница (5)
- Полезности (185)
- Поэзия (606)
- Праздники (1129)
- 8 марта (27)
- 9 мая (174)
- Merry Christmas (92)
- Вербное воскресенье (6)
- День учителя (12)
- Мамин день (21)
- Новый год (131)
- Пасха (19)
- Праздники души (607)
- сакура О`ханами (9)
- сакура О`ханами (10)
- Природа (779)
- 12 месяцев (455)
- Забайкальский лес (76)
- Озера Забайкалья (5)
- ранетки (4)
- Цветение абрикоса (20)
- Психология (224)
- тесты/гороскопы обо мне (142)
- Путешествия (1234)
- Азия (11)
- Алханай (6)
- Байкал (11)
- Беларусь (16)
- Европа (65)
- Иркутск (13)
- Канада (7)
- По всему миру (17)
- Польша (83)
- Россия (63)
- США (17)
- Чита (930)
- Радио (10)
- Размышлизмы (676)
- То, что было. (10)
- Смешно (99)
- Советы (173)
- Спорт (78)
- Стихи мои (281)
- Предвесенний счет (181)
- Тане (802)
- Театр (62)
- Балет/танец (23)
- Учительское слово (4)
- (3)
- (2)
- Фото (179)
- Футбол (38)
- Хоккей (27)
- Цветы (160)
- моя роза (14)
- Саранки тигровые (10)
- Эухарис, Лилия амазонская (3)
—Цитатник
Езжай и слушай. Друзья !Хотите попутешествовать по крупным городам мира? Тогда давайте со мной.
Цветы: Астра в живописи художников Цветы: Астра в живописи художников Brоcker, Ernst 1893- 196.
Xудожник Игорь Егоров Игорь Егоров (род.1964). Белорусский художник. Родился в Гомеле. В 1979.
Игорь Сахновский . Вот так и запомню тебя Вот так и запомню тебя на скамье под сутулым о.
Дореволюционные газеты доступны онлайн Дореволюционные газеты теперь доступны онлайн: 250.
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Я — фотограф
Апрельская синь небесная
—Новости
—Видео
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
(и еще 24 записям на сайте сопоставлена такая метка)
Другие метки пользователя ↓
- 9 Запись понравилась
- 1 Процитировали
- 0 Сохранили
- 1Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
4 августа в национальном парке «Алханай» Забайкальского края собрались тысячи буддистов – здесь прошёл обряд освящения восьми ступ-субурганов, посвящённых Будде.
Воздвигнуты они в честь деяний и жизненных этапов основателя одной из ключевых религий. Люди приезжали семьями, привозили дары для духов.
В обряде освящения Равнай приняли участие ламы и ширээтэ ламы Буддийской традиционной Сангхи России под руководством главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева.
Глава буддистов России Хамбо Лама Дамба Аюшеев, приехал в посёлок Агинское накануне и сначала провёл молебен в дацане, а в воскресенье в 10 утра начал освящать ступы уже на месте.
Говорят, что присутствие на таком событии хорошо сказывается на дальнейшей жизни, поэтому на Алханай приехали и из других городов. Дарами для задабривания духов служат традиционное молоко и сладости – от покупных кексов до огромных тортов. Сладкое – сжигается, молоко – разливается вокруг себя и кругами рядом. Разливалось везде – у ступ, по дороге к автомобилям, у самих машин.
Поток людей двигался к ступам и после того, как закончился обряд освящения. Многие отправились в сам парк Алханай, чтобы умыться священной водой.
Подробнее по ссылке:
Шаманы на байкальском острове Ольхон провели обряд жертвоприношения (тайлаган), в том числе в виде барана, который должен способствовать прекращению в Сибири лесных пожаров и паводков, сообщило 4 августа ТАСС со ссылкой на председателя шаманской организации «Хун шубуун» («Лебедь») Нима Борокшонов.
Обряд прошёл хорошо. Его смысл — предотвращение различных бедствий, в том числе пожаров и наводнений. Сделать так, чтобы у людей было счастье — вот в чем значение тайлагана.
Не знаю, как там для всей Сибири, но нашим, на месте, порой удавалось договориться с небесной канцелярией.
Хотя для 21 века актуальнее все-таки:
на Бога(Будду, Аллаха) надейся, но и сам не плошай.
- 3 Запись понравилась
- 1 Процитировали
- 0 Сохранили
- 1Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Напомнили, что забыла я про 3 часть краевИдческой поездки по Забайкалью.
Хотела добавить в предыдущий рассказ ссылку, но решила, что Алханай стоит быть отдельно вынесенным.
Итак, по дороге неровной, по тракту ли.
В один из самых молодых национальных парков России, образованный в 1999 году. "Алханай" располагается на территории Агинского Бурятского автономного округа. Национальный парк создан с целью сохранения памятников природы, истории и культуры, ценных ландшафтов, видов животных и растений, а также организации туризма и отдыха людей без ущерба для природы.Где большим грехом считается даже царапанье священной почвы и сдвигание с мест камней(если это, конечно, не чистка дороги, что, напротив, является благодеянием, способствующим очищению жизненного пути своих потомков . )
Алханай – это единственное место в России, где сложилась система культовых буддийских памятников, прекрасно сочетающихся с природными феноменами. Алханай является Пятой святыней Северного буддизма.
Пожелаю себе уВИДеть, наконец, этот край.
А вот и словесный фотоотчет на читинском портале пожаловал:
- 2 Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Путешествие в мир Алханая. Часть 1
Алханай
Живя большую половину своей жизни в Чите, всегда мечтала побывать на Алханае, в удивительном мире природы и памятников буддийской культуры.
Свершилось! Совпал мой выходной день с днем поездки группы студентов и преподавателей ЧТОТиБа (Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса) на Алханай.
Что же такое Алханай? Почему так притягивает к себе буддистов, путешественников, людей, любящих природу, стремящихся поправить свое здоровье?
Национальный парк «Алханай» находится в 250км от Читы на территории Дульдургинского района (дорога на автобусе заняла больше 3 часов). Алханайский горный массив окаймляет с запада агинскую степь, являясь отрогом Могойтуйского хребта.
Наша группа проходила маршрут в соответствии с буддийским ритуалом "Малое гороо", который начинается с Аршана (святого источника), затем Дэмчог Сумэ (скала Хозяина Алханая), скала-останец Мунхе Зула (Вечная лампада), Ууден Сумэ — Храм Ворота, Загуурдин хабсагай (Щель грешников), Эхын Умай (Чрево матери), скала Небесная Музыкантша, домик для медитаций, Аршан.
Чтобы подняться на скалу-останец Дэмчог Сумэ, нужно было пройти 1 км по круто поднимающейся вверх тропе.
Дэмчог Сумэ – одна из самых крупных скал Алханая. В переводе с бурятского означает «храм, сотворенный природой». Это скала Хозяина и Охранителя горы Алханай.
- 1 Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Путешествие в мир Алханая. Часть 2
Алханай
Алханай – это живописный горный массив, величественно возвышающийся над просторами степных и лесостепных ландшафтов юга Забайкальского края. Это – целая страна, мир гармонии и красоты.
Немного истории о создании парка. В 1991 году это священное место посетил Далай-Лама XIV. Он провел молебен и наказал охранять природу этого места, так как она была подвержена в то время загрязнению. Нерегулируемое никем паломничество разрушало экосистему Алханая.
С тех пор началась работа над проектом Национального парка. И с 15 мая 1999 года Национальный парк Алханай в Агинском бурятском автономном округе начал свою историю. Сейчас Алханай — священное для буддистов место, место религиозного паломничества, а также известная туристическая достопримечательность.
Наше путешествие продолжается.
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Путешествие в мир Алханая. Часть 3
Алханай
Мы подошли к особенному месту на Алханае — Храму Ворот.
Удивительное творение природы — скальный останец с естественной аркой, образованной в результате неоднородного выветривания горной породы.
Высота арки 6 метров, под ней — буддийская ступа.
- 2 Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Путешествие в мир Алханая. Часть 4
От Храма Ворот по тропе мы поднялись к особенному гроту длиной около 4 м и высотой в месте входа около 1,5 м — Чреву Матери (Эхын Умай). С глубокой древности это одно из самых посещаемых мест Алханая, связанное с культом матери-земли. Бездетная женщина должна проникнуть в пещеру и взять кусочек камня, чтобы таким образом исцелиться и обрести способность иметь детей. Окрестности грота и сам вход буквально задрапированы дарственными ленточками и кусочками ткани. Среди приношений нередки здесь детские вещи и игрушки. Рядом с гротом я увидела яркий кустик барбариса, выросший на камнях.
Идем далее по тропе. Впереди виден останец Небесная Музыкантша (Наро Хажод) – внушительная скала овальной формы, расположенная в 500 м от Храма-Ворот на берегу ручья, впадающего в речку Убжогое. Высота останца в южной части составляет 50 м, в северной 10 м. В скале образовалась обширная расщелина, нижняя часть которой заканчивается горизонтальной площадкой, а верхняя – сквозным овальным отверстием. К отверстию ведут естественные каменные ступеньки, поднявшись по которым паломники возлагают дары на импровизированный алтарь.
Считается, что через отверстие в космос уходит негативная энергия, а обратно возвращается мощный поток позитивной. Наро Хажод — богиня, пребывающая на небесах, льющая на землю музыку. В досоветское время большинство лам предпочитали для медитации из всех святынь Алханая именно этот останец. Вокруг него проложена каменная тропа для гороо.
ЖСЛ — Жизнь Самобытных Людей
В декабре 2018 года в моём онлайн-издательстве: от замысла — до тиража, в серии ЖСЛ — Жизнь Самобытных Людей, создана художественно-публицистическая книга «Алханай – Кандагар». Заказчики — родственники главного героя книги.
Бумажный вариант отпечатан в типографии «Нова-Принт».
УДК 84(2=642)6 ББК 821 Б 20 ISBN 978-5-91121-250-6
(Тираж 300 экземпляров передан герою повести и его родственникам. Повесть также публикуется в газете "Вечорка". Публикация глав книги в социальных сетях и интернете — после выхода очередной главы в номере газеты).
Книга повествует о сержанте легендарного 173 отдельного отряда спецназа ГРУ ГШ ВС СССР. Время основных событий – вторая половина XX века, места – Восточная окраина России, Алханай, Узбекистан, Афганистан, Кандагар.
Отряды специального назначения ВС СССР имеют насыщенную предшествующими событиями историю. Наша история – история одного спецназовца, разведчика, который встречается с противником лицом к лицу, где возможен только один исход, определяемый словом – либо. В этом слове – весь спецназ, в котором – история народа и личное мужество, трагедия и невольный выбор человека. Эти понятия сочетаются вместе и отдельно в каждом, проявляясь или не проявляясь в самые разные моменты судьбы.
Жизнь самобытных людей
Позвольте предположить, что жизнь – это самобытность, само бытие человека. Помните мысль: «Человек – это то, что нужно преодолеть»?
Моя серия ЖСЛ – рассказывает именно о жизни самобытных людей. Тут нет аналогии с известной исторической серией, ибо я не могу позволить себе делить людей на замечательных и не замечательных. Самобытен же каждый человек.
В эпоху ужасающего расчеловечивания, я намерен рассказывать о жизни своих современников, своих земляках, простых жителях страны. Большинство из них – люди, остающиеся в прошедшем времени, которых уже невозможно расчеловечить, сплав их души нельзя раздробить и развеять по ветру.
Их судьбы раскрываются по мере знакомства с ними.
Предлагаемая читателю повесть представляет жизнь обыкновенного человека Восточной окраины страны – Балдана Дугарова. Но какая самобытная раскрывается судьба в процессе знакомства. Это частичка истории и отдельного народа, и большой России.
Вместе с тем – это часть истории спецназа.
По ходу повествования я предлагаю некоторые отрывки из истории отдельных отрядов специального назначения, действовавших на территории Афганистана в середине 1980-х годов, ибо герой книги – Балдан Дугаров проходил действительную службу с ноября 1985 по май 1987 года в Кандагаре, в самый пик охоты за караванами душманов.
Он – один из охотников за караванами.
Литературе, религии и другим вымыслам человека, уже не обмануть умное и прозревшее время. Наверное, умному времени нужна публицистика, рассказывающая об исторических примерах, возможностях человека, о том, что было и всегда может повториться.
Предлагаемая книга – один из таких примеров.
Здесь максимально достоверное переложение рассказов Дугарова о своём детстве, отрочестве, службе и связанных с этим периодом событиях в Кандагарском спецназе.
Фотографии из альбома Дугарова и открытых источников.
Авторские отступления претендуют на достоверность только в моём понимании, ибо у каждого автора и читателя собственное видение или даже опыт участия. Буду рад, если моё понимание событий читатель воспримет с определенной долей терпимости, диктуемой требованиями общечеловеческой культуры. Вместе с этим прошу читателей, знакомых с темами повествования, простить рассказчика и автора за возможные ошибки или упущения.
Схема повествования проста: герой книги, Балдан Дугаров, будет рассказывать о себе, автор – иногда вмешиваться и вносить необходимые отступления, расширяя и углубляя познания читателя о пространстве и времени человека.
Глава 1. Сын двух семей
Как рождается повесть о самобытном человеке?
Вот случай, произошедший летом 2018 года. Встречаются два родственника. Одному за шестьдесят лет, второй миновал пятидесятилетний рубеж. Обычно тот, кто старше, чаще остальных вглядывается в прошлое, в судьбы людей своего рода.
У старшего – диктофон. Он задаёт вопросы и темы беседы:
— Балдан, расскажи о себе. Где родился, жил, служил?
— Всю жизнь?
— Всю. До сегодняшнего дня.
Так стали проявляться очертания этой повести.
Дугаров:
— Что рассказывать? Ничего особенного: родился 14 февраля 1967 года в предгорьях Алханая, в живописном месте, которое называется Тут-Халтуй. Там маленькая, извилистая, речка Тут-Халтуй, втекающая в Дульдургинку, берега которой в густых зарослях деревьев и кустарников. Это наши алханайские земли.
Некогда там кипела жизнь молочно-товарной фермы, где жили и работали доярки, телятницы, скотники, их дети, образуя свою, неповторимую, среду и характеры.
В этом селении и родила меня Бальжима Дашиева, работавшая на ферме дояркой. Записали меня – Дашиевым Балданом Дашиевичем. На Тут-Халтуйской ферме я рос до трёх лет.
Представьте меня маленьким бурятёнком среди таких же ребятишек живописной фермы. Вокруг высокие горы, тайга, в ложбине меж ними бежит речушка, среди густых кустарников и деревьев белеют крыши домов и строений молочно-товарной фермы.
Так, наверное, и жил бы дальше в Тут-Халтуе, но весной или в начале лета, когда мне было уже три с половиной года, меня усыновила семья скотника Дугарова Доржижап Мункуевича и Цырегмы Жигмитовны.
Так я стал Дугаровым.
Конечно, обо всём этом мне рассказали позже, когда я был уже взрослым. А тогда с молочно-товарной фермы повезли меня на животноводческую стоянку, где, в вершине речки Дульдурга, жили и работали Дугаровы.
Предгорья Алханая середины прошлого века – это живописные места, где у ручьёв и рек, опушек леса и долинах, распаханных полей – полевые станы, животноводческие стоянки чабанов и скотников. Население объединяет таёжное село Алханай, где центральная база большого хозяйства – колхоза «Эрдэм».
Эти места – Родина многих и многих моих земляков.
Коротко об Алханае
Абзац из Википедии: «Национальный парк «Алханай» (бур. Алхана) образован Постановлением Правительства Российской Федерации № 533 от 15 мая 1999 года для охраны, изучения и рекреационного использования горно-таёжных ландшафтов Забайкалья, а также для охраны культовых мест бурятского народа. Расположен на территории Дульдургинского района Забайкальского края».
Но Алханай – более широкое понятие, это не только известная гора и живописная местность, но и природно-культовый комплекс, национальный парк, село, люди, сельское хозяйство, богатейшая история, а сегодня – туризм. Основная вершина, называемая собственно Алханаем, – самая высокая точка Юго-Восточного Забайкалья. Истоки большинства современных материалов об Алханае сконцентрированы в книге «Алханай – мир великого блага», в интернете можно найти фильм с таким же названием.
«Эрдэм» переводится с бурятского языка как наука или знание. Так называется колхоз, бригады и стойбища которого находятся в предгорьях Алханая, а центральная усадьба – в селе Алханай. В разное время Алханай был прославлен многими своими людьми. Среди них – Герой России Бадма Жабон, писатель Дугаржап Жапхандаев, народный артист России Майдари Жапхандаев, ламы – Жимба-лама, Жунды-лама и многие другие.
Сегодня в горы и предгорья Алханая посещают отдыхающие со всей России, прибывают туристы зарубежья. Они любуются и наслаждаются девственной природой и знакомятся с историей и традициями бурятского народа.
Алханай – Родина героя этой книги. Послушаем его. Ведь только в процессе общения раскрываются нравы и нравственность, обычаи и привычки целого народа. Например, как отдавали детей в другие семьи, как их усыновляли? Как происходил такой процесс? И почему эта традиция была и есть?
— Рассказывали, что в новую семью я отправился без плача, криков и капризов. Как будто бы поехал в свою настоящую семью, где и должен был жить и воспитываться.
Об этом очень интересно рассказывала моя родная мать Бальжима Дашиева: «Вот привезли мы Балдана к Дугаровым. Конечно, они встретили нас как очень дорогих гостей. Приготовили много разных подарков мне и Балдану. А когда настала пора прощаться, я испугалась, что маленький Балдан будет плакать. Тут меня просят поцеловать на прощанье сына, но Балдан, который сидел на коленях приёмной матери Цырегмы, крепко обнял её и наотрез отказался от всяких целований со мной…»
В этом моменте все присутствовавшие поняли, что я и должен быть Дугаровым. Даже когда моя новая мама Цырегма сказала мне, что гостья, то есть моя родная мама Бальжима, уезжает и хочет меня поцеловать, я громко и, наверное, капризно сказал, что не хочу целоваться с ней.
Предание это сохранилось в двух моих семьях…
Усыновление или удочерение
Усыновление, удочерение, приобретение новых родителей – вековые традиции бурят-монгольского народа, где не было сирот и бездетных семей. Таким образом, сохранялся зыбкий баланс, равновесие семейного благоденствия, вместе с тем крепли традиции, с ними вырастали сильные люди, а в целом сохранялся народ. Бездетных семей или сирот не было.
Конечно, многим нашим современникам, да и не только им, непонятны мотивы и поступки, бытовавшие и бытующие до сегодняшнего дня в бурят-монгольском народе. Возможно, для некоторых людей такой обычай – дикость.
Так думаем мы, люди, живущие в первой четверти XXI века. Но в нашем обществе всё ещё много людей, доказавших всей своей жизнью практическую мудрость наших предков.
Один из них – Балдан Дугаров, рассказавший о себе по нашей просьбе.
— Дашиевым я был до трёх с половиной лет. Конечно, я совсем не помню себя Дашиевым. Отчётливо помню себя уже Дугаровым. Особенно – четырехлетним, пятилетним, шестилетним. Жили мы на скотоводческой стоянке в истоках норовистой и бурной речки Дульдургинка.
В те годы юрт уже не было, строили брусовые и бревенчатые дома, рядом с ними – кошары, стайки, изгороди. До центральной усадьбы колхоза, села Алханай, довольно далеко. Кажется, это время бурлило совсем недавно. Трудно стереть из памяти людей время, в котором все работали и ощущали причастность к делам и развитию государства. Люди знали, что государство – это они.
Однажды весной, оставив меня одного, мама отправилась в Алханай. Наверное, за покупками. Папа с дядей Чимитом работали – пасли коров или возились в изгороди.
Через некоторое время, заскучав в одиночестве, я тоже отправился в Алханай. Было мне тогда лет пять или того меньше. Думаю, что километров шесть я прошёл по течению Дульдургинки. Не меньше. Помню, иду, поглядываю на солнце и размышляю: плохо, если быстро вечер наступит, звери могут спуститься с гор. Вот доберусь сейчас до стоянки Мухамеда, там тоже жила семья скотника. Возьму у них ружьё на всякий случай. А вдруг медведь в темноте появится, обороняться же придётся…
В предгорьях Алханая
Тут надо сказать, что медведей в предгорьях Алханая, действительно, много. Я помню, как в 1981 году ездил на молочно-товарную ферму Тут-Халтуй, где жил мой приятель-художник Жадамбаев. Мы ходили с ним в тайгу, на солонцы, куда добавляли соль. В такие места приходят изюбри и косули. Тем, кто не знает о солонцах, рекомендую поинтересоваться материалами на эту тему. В моей памяти остались отчётливые медвежьи следы и свежий помёт на влажной тропе возле таёжной речушки. Стало понятно, что здесь можно встретиться с медведицей и медвежонком, что особенно опасно для человека.
В случае с походом маленького Балдана в Алханай по течению речки, сплошь заросшей кустарниками и деревьями, а с двух сторон зажатой горами и непроходимой тайгой, я представляю, что медведь мог появиться в любую минуту и с любой стороны.
Слухами о нашествии медведей алханайская земля известна издавна.
Вот почему четырех или пятилетний Балдан размышляет о том, как доберется до стоянка Мухамеда и возьмёт там его ружьё!
Но послушаем Балдана.
— Наконец, я добрался до стоянки Мухамеда. Но что это? Вокруг тишина. Изба кажется нежилой. В изгороди нет ни коров, ни овец, ни свиней. Собаки не лают. Не видно даже телег. Потихоньку всё зарастает травой.
Захожу в избу – никого нет.
Семья перекочевала на другую стоянку.
Делать нечего, побрёл дальше. Уже вечерело, солнце накренилось в сторону дальних гор. А в наших краях это верный знак, что очень скоро долина будет охвачена сумерками. Как быть? До Алханая должно быть ещё далеко. Надо идти обратно, домой! Повернул я назад. Потом побежал. Быстрей, быстрей, надо успеть до захода солнца!
И тут что-то застрекотало и затопало не то в стороне, не то впереди. Попробуй, разберись при такой суматохе в голове! Топот становился всё явственней, тогда я стал прижиматься к берегу речки и красться, а потом и вовсе залёг под кустарником. Стал прислушиваться. Кажется, лошадь. Не то рысью идёт, не то скачет.
И вдруг над зарослями раздался родной, ищущий, голос отца:
— Балдан, Балдан! Ты где? Где ты сынок?
И сразу же из-за зарослей деревьев, на дороге, появились полностью – и наш конь, и отец, внимательно озирающий густые скопища деревьев, кустарников и кричащий в лучах предзакатного солнца. В каждом движении коня, звуках отцовского голоса, повороте его головы трепетала тревога, наполняющая предвечерний воздух и пронизывающая всего меня.
Мне стало страшно. Даже дышать становилось трудно.
— Балдан! Сынок!
Не успел растаять последний звук, как я выскочил из кустарников и бросился к отцу. Конь даже не испугался. Отец мгновенно наклонился, и я оказался в его руках. Тревога тут же растаяла, и воздух наполнился звонкой радостью двух мужчин – отца и сына.
Помню тёплую спину отца, покачивающийся ход коня. Стало тепло и дремотно. Так, то погружаясь в сон, то просыпаясь, я вернулся с отцом домой из своего первого дальнего выхода…
На снимке: 1987 год. Бойцы разведывательно-десантной группы 173 отдельного отряда СпН (Кандагарский спецназ). В нижнем ряду, в центре, Балдан Дугаров, герой этой книги.