Любим Россию!
Патриотическое воспитание
Знаем Россию!
Содержание
О проекте
Гимн России
Пословицы о Родине
Российские праздники
Загадочная Россия
АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО РОССИЯНИНА
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
Х ЛЕБНЫЙ КОЛОСОК
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
Ты расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
(В. Орлов)
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наша, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырём!
(С. Погореловский)
Х ЛЕБ РОССИИ
Хлеб для России –
Не просто еда.
Символ он Мира,
Семьи и Труда.
(И. Агеева)
Х ЛЕБ УВАЖАЙТЕ!
Что на земле дороже хлеба?
Какой алмаз сравнится с ним?
В нём – запах пашни, нежность неба.
И жизнь вся, вскормленная им.
Дороже всякого богатства
Растущий в поле колосок.
И нет страшнее святотатства,
Чем хлеба брошенный кусок!
(Д. Попов)
Праздника веселье
Ждёт честной народ,
Чтобы с песней русской
Встать всем в хоровод.
Из друзей, подружек
Цепь живым венком,
Что пойдёт-закружит
Плавным ручейком.
Да, забава предков
По сей день живёт, –
Возле ёлки детки
Водят хоровод.
(И. Агеева)
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Шёлковые всплески,
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точёной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный,
Праздничный наряд!
Роспись хохломская –
Песня колдовская,
В терема-светлицы
Просится сама.
И на целом свете
Нет таких соцветий,
С хохломой сравнится
Только хохлома.
(П. Синявский)
Х ОХЛОМА ЗОЛОТАЯ
Деревянная чашка,
Деревянная плошка
И, как будто простая,
Деревянная ложка.
Но узорочьем дивным
Они расцветают,
Как посуда нарядна –
Она золотая!
Вся в цветах она, в листьях
И в ягодах алых,
На ветвях золотых
Стаи птиц небывалых.
До того хороша,
Восхищенья не скрою!
Называют её
Золотой хохломою.
(Н. Радченко ■ )
В государстве нашем встарь
Правил властно, жёстко царь.
Сам придумывал Указы,
Не спросив народ ни разу,
Хорошо от них иль нет,
Мир несут иль тягость бед.
Безраздельный властелин,
Русью правил он один.
На престол не избирался –
По родству короновался.
Царь хороший – Русь цветёт,
Царь плохой – Русь слёзы льёт.
Хорошо ли или плохо –
Царства кончилась эпоха.
Государства строй иной –
За народ закон стеной.
И обычный человек
Может многое в наш век.
(И. Агеева)
Мы, подружки-веселушки,
Нас бойчее в школе нет.
Очень любим петь частушки,
Знаем сто один куплет.
Мы притопнем каблучком
И платком помашем,
Обо всех своих делах
С шуткою расскажем.
Рифмы наши озорные,
Искромётны, как огонь,
Петь частушки помогает
Балалайка иль гармонь.
Мы у бабушек учились,
Как припевки сочинять,
И теперь мы ими будем
Всю Россию покорять.
(И. Агеева)
Я стою на пьедестале,
Солнца свет в моей медали.
Флаг российский взмыл всех выше,
Криков счастья гром я слышу.
Как в боях когда-то деды,
Я принес стране победу.
Мировая есть награда,
Впереди – Олимпиада!
(И. Агеева)
(Оренбургский пуховый платок)
Нежный пух свой козы дали,
Руки женщин нити спряли.
Замелькали бойко спицы –
Шали вяжут мастерицы.
Вяжут с самых давних пор,
У снежинок взят узор.
Шаль воздушно-кружевная,
Белоснежная, резная,
Сквозь колечко струйкой льётся –
Не застрянет, не порвётся!
Знает Запад и Восток
Оренбургский наш платок.
Надевай платок скорее,
Он украсит и согреет,
Словно маменька родная,
Мягко, нежно приласкает.
Так обновка хороша,
В ней вся русская душа!
(И. Агеева)
Шанежка сметанная –
Солнышко в ладошках.
В горнице счастливая
Я стою в сапожках.
За стеною бабушка
У печи хлопочет.
«Притомилась, лапушка?» –
Дедушка хохочет.
С бабушкой для шанежки
Тесто я месила
И для вкуса в шанежку
Творог положила.
Северная булочка
На морозе греет.
Щёчка, будто шанежка,
Ярче розовеет.
(Е. Губина)
Мишка бурый озорной
Подремал чуть-чуть зимой.
Но поспасть не дали всласть,
Разбудили – вот напасть.
Мишка вылез из берлоги,
Как бандит с большой дороги.
До конца зимы не спит –
Всё дубравы бороздит.
На такого нападешь –
Еле ноги унесёшь.
Берегись его, шалун, –
Очень зол медведь-шатун.
(М. Любавин )
Школа, школа – дом второй,
Мудрый, строгий и родной.
Столько лет мы день за днём
В стенах добрых проведём!
Школа, школа! По волнам
В море знаний мчаться нам.
Ты для нас – корабль большой,
Парус детства над тобой.
Школа, школа! Круг друзей,
С каждым годом всё тесней.
С ними радость и беда,
Не забыть их никогда!
Школа, школа! Глянец парт,
В жизнь большую верный старт,
Твой приветливый порог
Есть начало всех дорог.
(И. Агеева)
Ш ТАНДАРТ ПРЕЗИДЕНТА
Президента личный флаг,
Власти высшей символ, знак.
Триколор, но вид иной:
Стяг квадратный, с бахромой,
Герб России есть на нём,
Древко длинное с копьём.
Место флага днём и ночью –
Кабинет Кремля рабочий.
Близнеца штандарт имеет,
Над Кремлём тот важно реет,
Видом гордым объявляет –
Президент здесь пребывает.
(И. Агеева)
Что может в жизни сравниться
С щедростью русской души?
Ходят про то небылицы,
Аж за морями слышны.
С давних времен хлебом-солью
Всех принимают гостей.
Глазом окинешь – раздолье
Щедростью манит своей.
(И. Дарнина )
Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нём наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.
(Ю. Юдин)
Что должно быть в каждом доме?
Никаких излишеств, кроме
Кухни, ванны, туалета,
Ноутбука, интернета,
Телевизора, дивана
И цветов на фортепьяно…
Но чукотская яранга –
Дом совсем другого ранга.
Ни дивана, ни салфеток,
Ни шкафов, ни табуреток,
Ни компьютера, ни штор…
Но зато горит костер
Посреди гостиной прямо!
И не станет точно мама
За него детей ругать.
Можно смело зажигать!
(А. Игнатова ■ )
Уважаемые посетители сайта,
владеющие поэтическим слогом!
Вы можете стать СОАВТОРАМИ этой народной "Азбуки маленького россиянина", прислав свои стихи.
Стихотворения для детей, конечно же, должны быть понятными, лёгкими для прочтения и запоминания, информативными, интересными и полезными, искренними, без излишнего пафоса, по возможности, с долей юмора и небольшие по объёму. Задача, как видите, очень и очень трудная. Но ведь благородное дело достойного воспитания подрастающего поколения того стоит!
Автор(ы) | Орешкина Ирина Геннадьевна |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | г.Электросталь, Московкая область |
Материалы | бумага |
Вот такая картина у меня получилась, выполненная в технике квиллинг
в процессе работы
Сегодня очень важно, чтобы дети не только сами создавали произведения народного искусства, но и знали о происхождении этого искусства, об истории развития народных промыслов. Хохлома — красота несравненная. Мерцающее золото, пламень киновари, глубина черного фона. Поет Хохлома человеку о мире нестареющем и прекрасном.
В нашем детском саду этому уделяется большое внимание.
Так мы знакомились с хохломой:
Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы — Горьковская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально-техническая школа хохломской росписи.
Город Семенов: родина Хохломской росписи
На территории фабрики «Хохломская роспись» стоят два памятника. Один — легендарному Семену-ложкарю, отцу-основателю промысла. Второй — Георгию Матвееву, основателю школы росписи. В 1916 году, Георгий Петрович приехал в Семенов и создал школу художественной обработки дерева. А затем объединил местные артели в один большой коллектив. Из них и выросла фабрика «Хохломская роспись».
На фабрике два цеха. Первый — где делают деревянную посуду для росписи. Там работают в основном мужчины, они вытачивают на станках деревянные матрешки, чашки, миски, блюдца и тому подобные изделия.
В цехе художественной росписи работают исключительно женщины. Они расписывают эксклюзивные вещи и имеют право ставить на них свой личный авторский знак.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.
Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.
Легенда о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Жил в давние времена в Москве мастер — иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо — художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Стихи и загадки о ХОХЛОМЕ
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Что в лучах ее теплых
(П. Синявский «Хохлома».)
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Родную, милую сторонку!
И физкультминутка (может кому пригодится)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).