Виноград, виноград,
В кучке шарики висят.
Любят кушать эти шарики
Все от взрослых и до маленьких.
Что сказать про виноград?
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный.
Виноград, виноград,
Много ягодок подряд
Выросло на ветке —
Объеденье, детки!
Виноград висит кистями
Разговаривает с нами:
«Скоро стану очень спелым
И тебе найдётся дело —
Кисти сладкие срывать
И в корзинку собирать»!
Знайте детки, винограда
Очень много кушать надо,
Чтоб забыть про все болезни,
Потому что он полезный.
Он кишечник, почки чистит,
Мочевой пузырь, дружище,
И отлично ладит с кровью.
Лучше он диетвсех строгих,
У него достоинств много
Ешьте, детки, на здоровье
Сколько можно весь подряд
Вкусный, сладкий виноград.
В огороде винограду
Для плетенья нет преграды,
От стены к забору плети
Тянет, думал, не заметим
Ягод изумрудных гроздья.
Приходите, ждем всех в гости!
…Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград
Цепляясь вьется длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!…
Грозди ягод на лианах лоза
Нас встречают в теплых странах.
Ягоды продолговаты,
С кожицей зеленоватой.
Вкус их — просто наслажденье,
Слаще меда и варенья.
Это сочный виноград,
Угостить детей он рад.
Зреет, зреет виноград,
Солнечным лучам так рад.
Сахаром нальется,
Спелым обернется.
Украшенье сада —
Кисти винограда.
В каждой кисти
Солнца свет —
Лета тёплого привет.
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с лёгкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
Гроздьями гордится сад
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!
Cреди полуденной жары
Висят воздушные шары
Гроздьями на ветке
У бабушки в беседке.
Вот — зеленые, как лист.
Вот — черней, чем трубочист.
А эти — темно-красные.
Какие же все разные!
Они висят и просят с крыш:
«Скорее съешь меня, малыш!»
Очень странный виноград
Мне рисует старший брат,
Виноградинка одна —
Ярко красная она,
Возле ножки — жёлтый бант,
А под шкуркой темный кант…
А другая в синий, синий
Цвет покрасилась, красиво!
Вот зеленая одна —
Недоспелая она,
Вот оранжевая здесь,
Вы скажите что за смесь,
На рисунке уместилась,
Что же это получилось?
Я просила виноград,
Получила целый сад!
После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы, на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.
Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке:
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.
Я и жёлтый, я и белый,
Я и чёрный — если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я виноград.
Он бывает сине-черный.
Всем он вам весьма знакомый.
Иногда зеленый, красный,
Сорт любой на вкус прекрасный.
Любит солнышко он очень,
С ним, лучистым, станет сочен.
Он свисает с нежных веток,
Сочным видом дразнит деток.
Гроздь возьми к себе в ладошку,
Жуй вкусняшки понемножку.
Каждый будет очень рад
Слопать вкусный виноград.
Ой, здесь бусинки растут,
Выглядят, как изумруд.
Их так много, так красиво,
Просто чудо или диво.
А какой здесь аромат,
Издает наш виноград,
Очень сладкий он на вкус,
Я и с вами поделюсь!
— То ли дождинки,
То ли слезинки
Горкой прозрачной
Желтеют в корзинке?
Кисточки сладкие —
солнышка клад!
— Знаем!
В корзинке лежит
виноград!
Ах, наш сад, наш виноградник
Надо чаще поливать
И сухие ветки яблонь
Надо чаще подрезать.
В нашем садике укромном
Есть цветы и виноград;
Кто увидит кисти гроздей,
Всякий сердцем будет рад.
И калитка меж кустами
Там прохожего манит —
Ей Зевес-Гостеприимец
Быть открытою велит.
Мы в калитку всех пропустим,
Мы для всех откроем сад,
Мы не скупы: всякий может
Взять наш спелый виноград.
У виноградинки сестренки и братишки
Читают дружно вечерами книжки;
Хоть в грозди тесновато вместе жить,
Не повод это перестать дружить.
Все виноградинки едины в этом
И вместе наслаждаются рассветом;
Дожди идут — всех вместе поливают,
И стебелек их поровну питает.
У незрелого винограда есть шанс стать изюмом, у гнилого никогда.
Он был, как виноград, подавлен… и быстро скис… и забродил.
— иz —
МОЯ БЕССАРАБИЯ. юг Украины — виноградный край.
Уходят корни вглубь седых веков
Берут оттуда влагу, силу роста
Ветвями родословной от Богов
В наш мир вошел желанным гостем
Лозой пьянящей без сомнений и преград
Обвил весь мир, неся нам упоение
Богов подарок, чудо — виноград
И рук людских прекрасное творение.
Ложится в землю хрупкий черенок,
Упрямо тянется к лучам тепла и света
Из недр земли бежит целебный сок
Чтоб жажду утолить нектаром где-то.
Причудливые формы гроздья вьют
Цветами радуги, окрашивая кисти
… показать весь текст …
Содержание
Фрукты
«Ножки» скрестили две груши,
Кисти сплелись винограда
Точно влюблённые души,
Словно с тобою мы рядом.
Чудится: снова мы вместе,
Ты поправляешь мне чёлку.
Нам предоставит поместье
Август отметить помолвку.
Там мы, смеясь, истолкуем
Счастья любовную ересь.
И закусить поцелуем
Крепкий попробуем херес.
… показать весь текст …
Из жизни басенной Лисицы
(100% гон и стёб по мотивам дедушки Крылова)
В мечтах нажраться и напиться,
Да так, чтоб всё нашармака,
В лесу голодная Лисица
Шаталась бестолку, пока
Не увидала краем глаза
С ольхи свисавший виноград,
Лиса к нему метнулась сразу,
Но виноград ей был не рад.
Он был созревшим, смачным, спелым,
Не кисти — чистый изумруд!
… показать весь текст …
Среди кавказких гор, снега лежат
С них по весне стекает талая вода,
Под солнцем жарким, бурными ручьями
И реки наполняя, убегает вдаль
На склонах, виноградную лозу питая
Где свежий ветер, листья обдувает неспеша
И каждому плоду, закладывает вкус
Прекрасным ароматом дополняя
И дым костра, что усыплял их на закате
И звуки флейты пастуха, что пас овец
И темный небосвод, откуда млечный путь
Смотрел на эту благодать, с небес
… показать весь текст …
Виноградные гроздья прелестны.
Виноградные гроздья прелестны
И обласканы солнечным светом!
Напоил дождь их влагой любезно,
Гроздь янтарно целуется с ветром.
Ведь она — дочь лозы винограда,
А лоза — мастерам вдохновенье,
Путь по жизни, их сладкая радость,
Виноград — всегда Божье творенье.
Восхитительны грозди на солнце,
Поражают собой воображенье!
Ведь глядят много солнц из оконцев,
Вызывая восторг, изумленье!
… показать весь текст …
«Дамские пальчики» в пальцах прозрачно манят,
Рот открываю и падает в рот виноград,
Косточек пульки летят в одноразовый блюд,
Как же я «дамские пальчики» эти люблю!
Выйдет пора винограда, поспеет хурма —
Я и её обожаю, в ней нежность сама,
Ну, а настанет зима, новый год, снегопад
Будут царить мандарины — услада услад!
Ссора из-за винограда
Как-то шли вместе и в согласии четыре человека — турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:
— Давайте купим ангур!
— Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, — возразил араб.
Но тут вмешался турок:
— К чему спорить? — сказал он.- Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!
Грек тоже выразил свое несогласие: — Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! — заявил он.
Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И все потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же и что слова « ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают « виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своем языке.
Бейт:
Так мудрость знанья может всем на счастье
Вражду и распрю превратить в согласье.
Заплети в мои волосы нежность…
Гибкостью виноградной лозы
обними, подарив неизбежность
наступающей страсти/грозы…
Янтарем спелого винограда,
брось к ногам этот сладостный рай,
где лишь снится ночная прохлада
страсти плещущей через край…
Из дрожащих ладоней напиться
виноградным нектаром зари
дай скорей, чтоб покорною жрицей
я легла на алтарь любви…
… показать весь текст …
Расскажи мне как цветёт сандал…
Как благоухает веточка джамбула…
Где с улыбкой на лице и стар и мал,
Где лучи палящие и зной аула.
Расскажи мне как цветёт гранат —
Всех изысков Божьих предпочтенье.
Сладость грузных кистьев — виноград,
Беданы ласкающий слух пенье.
Расскажи мне аромат плодов хурмы
ЦвЕта шоколадного его и терпкость.
Сочность всех узоров краски хны…
Уваженье к аксакалам и почетность.
… показать весь текст …
Дело было в отечественном « супермаркете». Ходил я как-то по нему, ходил, да и слопал одну виноградинку. Не то, чтобы я покупать собирался виноград этот и попробовать решил прежде, а просто вот так взял и слопал. Ничего, вкусная попалась. Но — продавщица или как там у этой тетки, что по залу шоркается, должность называется, — такое дело заметила и подняла хай порядочный. Народу сбежалось при должности — уйма, в основном все прикалывались, в том числе и охранник, которому вышеозначенная тетка передала меня для удержания. Стали они решать, что же со мной делать — кто по приколу, кто всерьез. Долго решали, мы аж с охранником перекурить успели пару раз. Кстати, чувак все предлагал мне свалить нафиг из магазина, да я отказывался — уж больно интересно было, какой же вердикт вынесут.
После долгих споров решили, наконец, взвесить точно такую же виноградинку и насильно ее мне продать, что и было осуществлено. Справедливость восторжествовала!
Стихи о винограде Юнна Мориц
*** Стихи о винограде Юнна Мориц
Виноград, фиолетовый, синий,–
Ешь и косточки плюй в кулачок,
Где таинственна графика линий,
Их скрещений, значений…молчок!
Фиолетовый, синий, осенний
Виноградник созвездий вночи –
Тайнописный советник спасений,
Только тайное зренье включи!
Фиолетовый, синий, зелёный
Виноградник небесных огней, —
Он из бездны, где мрак раскалённый,
Мне сигналит о тайне, о ней.
Там, где тайна отсутствует начисто, —
Нет вселенных, созвездий, планет,
Там, где это отсутствует качество,
Жизни нет и поэзии нет.
Мы не только от тайны зависим,
Но и тайна зависит от нас,
Как прочтение книг или писем –
От Читателя внутренних глаз:
Там, где кто-то вчитается в пропасть
И вглядится в её зеркала, –
У кого-то включается лопасть
Не согласного с этим крыла!
Однозначность отсутствует начисто!
От прочтенья зависит оно –
Многозначности тайное качество,
Где возможностей тайных полно.
Юннв Мориц 2019 Источник
Стихи о винограде Юнна Мориц
Виноградная лоза стихи и песня
Виноградная лоза стихи и песня
стихи Николай ДОБРОНРАВОВ
музыка Александра Пахмутова
Над предгорьями Кавказа солнце доброе не светит.
Старики вздыхают молча. Исподлобья смотрят дети.
Вырубают виноградник, — без вины пришла расплата.
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…
Ты дарила людям радость, звонко пела и смеялась.
Гибкий стан твой порубали. Поле мертвое осталось…
Рубанули за мгновенья. За столетья — нет возврата…
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…
Вырубали (мы-то знаем!) из поэм и песен строчки.
И кедровник вырубали. И людей — поодиночке.
Ах, как лихо, ах, как просто, — одним махом все поборем!
Бывший стих и бывший труд, — все под корень, все под корень!
Доброта в посеве правды. Только злоба в разрушенье.
Вот уже навеки в ссоре близлежащие селенья.
Ах, как страшно, если руку поднимает брат на брата!
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…
Все как будто бы, как прежде… Ручейки сбегают к морю.
Только мертвые равнины, — словно памятники горю,
Словно вызов нашим предкам, словно нежности утрата.
Виноградная лоза, — ты ни в чем не виновата…1988.
Это было в эпоху Горбачева , в эпоху недоброй памяти антиалкогольная кампания, когда только в Крыму вырубили 30% лоз, уничтожили уникальные донские виноградники, замахнулись на Кубань, Краснодарский край и Грузию….. Были потеряны не только автохтонные сорта… …были потеряны люди, виноградари, которые не смогли жить далее без смысла их жизни, так же как великий селекционер винограда Павел Голодрига.. И не он один.
ЭТА ВЕЛИКАЯ ПЕСНЯ..в исполнении Тамары Гвердцители 2009 г. Виноградная лоза стихи Н.Добронравова/музыка А.Пахмутовой
И еще процитирую статью О песне «Виноградная лоза» (2018)
: Сегодня мне хотелось бы рассказать ещё об одной, крайне важной для понимания сути перестройки, песне. Несколько дней назад я называл её, вспоминая авторский вечер Александры Пахмутовой в ГЦКЗ «Россия» 25 марта 1990 года. Как и «Песенка о неголом короле», она тоже прозвучала тогда со сцены и тоже в исполнении Павла Дементьева. Конечно же, я говорю о «Виноградной лозе» — по моему глубокому убеждению, песне великой, но, как часто случается, недооценённой современниками.
Николай Добронравов рассказывал мне, что стихи, впоследствии ставшие песней «Виноградная лоза», были написаны им в самом конце 1986 года — когда стало известно о самоубийстве большого друга Пахмутовой и Добронравова, выдающегося советского виноградаря и селекционера Павла Голодриги. Ближе к лету 1987 года известный публицист, ведущий «Сельского часа» Юрий Черниченко напишет о Голодриге очерк «Мускат белый Красного Камня», который все вы можете прочитать в файловом архиве группы (см. сборник писательской публицистики «Личное мнение», книга 2). Судя по этому очерку, основной мотив самоубийства Голодриги — невозможность и дальше заниматься любимым делом, вызванная целым рядом причин, в том числе и повсеместным выкорчёвыванием виноградников в рамках антиалкогольной кампании.В скобках стоит заметить, что за период перестройки до августа 1991 года громких самоубийств почти не было. На память, кроме Голодриги, приходят только академик Валерий Легасов и рок-бард Александр Башлачёв. К этим именам можно добавить и имя Коли Яралова — юноши из Южной Осетии, делегата Всесоюзного сбора членов комсомольских штабов старшеклассников, чьё самоубийство после статьи «Как не закалилась сталь» в «Комсомольской правде» привлекло внимание общественности. Августовский путч 1991 года открыл шлюзы новой волне самоубийств: Борис Пуго, Сергей Ахромеев, Николай Кручина, Юлия Друнина…
«Виноградная лоза» написана в форме притчи. Её ритм, совпадающий с «Калевалой» или «Песнью о Гайавате», роднит эти стихи с эпосом древних народов. Впрочем, насколько я понимаю, так получилось случайно. По крайней мере Николай Добронравов утверждает, что именно такой ритм пришёл ему в голову сам собой, без всякой целенаправленной ассоциации.
В 1988 году, когда обострение межнациональных отношений в Закавказье стало фактом общественной жизни и пророчества «Виноградной лозы» начали сбываться, Александра Пахмутова сочинила музыку на эти стихи. Однако в то время песни, написанные советскими композиторами поколения Александры Николаевны, уже почти не звучали по радио и ТВ. Быстрое омоложение властной вертикали, происшедшее после прихода Горбачёва к власти и затронувшее в том числе и творческие союзы, не говоря уже о СМИ, привело к резкой переориентации общенационального культурного пространства в сторону молодёжи. Кстати, это стоит иметь в виду всем, кто мечтает о коренных изменениях в стране: неконтролируемая смена поколений на самом высшем уровне влечёт за собой резкое и крайне болезненное для зрелых и пожилых людей изменение всего культурного фона жизни, поэтому старшее поколение при первой же ошибке власти найдёт возможность отыграть подобную ситуацию назад — как это, собственно, и произошло 12 декабря 1993 года.
При этом, если для очень многих людей исчезновение из эфира любимых песен стало лишь некомфортностью окружающего мира, то для авторов этих песен прекращение в одночасье авторских отчислений и гонораров ребром поставило вопрос, на что жить дальше. Известно, что Евгений Птичкин, автор «Сладкой ягоды» и «Эха любви», в последние годы жизни, чтобы хоть как-то прожить, распродавал картины из своей коллекции. Он умер всего за несколько дней до сокрушённого возгласа Юрия Карякина в банкетном зале Кремлёвского дворца съездов: «Россия, ты одурела…» — ставшего точкой разворота страны на сто восемьдесят градусов.
Важно отметить и иное: на самом поверхностном уровне «Виноградная лоза» шла вразрез с антиалкогольной кампанией, которая как раз к концу 1988 года и была спущена на тормозах. Здесь уместно вспомнить, что в тот «антиалкогольный» период тексты очень многих песен исправлялись, в том числе и на местах, под «требования момента». Так, строчка «Выпью чарочку вина, всех прощу» из пахмутовской же песни «Слушай, тёща» (на стихи Николая Дружининского) публиковалась в нотных сборниках как «Чудной музыкой сполна угощу» — надеюсь, никто эту песню в таком варианте ни разу не пел. На пластинке Александра Розенбаума «Мои дворы» в песне «Извозчик» строчка «Если меня пьяного дождёшься» звучит как «Если ты меня, мой друг, дождёшься». У группы «Машина времени» строчка «Вагонные споры — последнее дело, когда больше нечего пить» трансформировалась в «…и каши из них не сварить». Владимир Ланцберг вспоминал и о бардовских песнях, которые как раз в тот период стали активно публиковаться: «и душу греть добром (вместо «вином») или огнём» у Визбора, «пусть грянет надо мной настроенный (вместо «подвыпивший») оркестр» у Владимира Васильева и, наконец, «где тучи трезвые на трезвый тополь тянет» в бессмертных и всем известных стихах о майдане Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц на музыку Сергея Никитина…
Но главная причина того, что «Виноградная лоза» почти год не звучала в эфире, на мой взгляд, состоит в другом. В основе перестройки лежал рационализм, так как её целью было преобразование жизни на рациональной основе. Свойственный людям искусства язык образов и метафор был чужд ей, и более того — у меня складывается впечатление, что «прорабы перестройки» по какой-то причине видели для себя в этом языке смертельную угрозу. Иначе не записали бы они выступление Юрия Бондарева на XIX партконференции в «антиперестроечные» — ведь по здравом размышлении ни слова против перестройки там не было. Не мог человек, не принимающий перестройку, сказать «Если апрель (напомню, один из её символов, отождествлявшийся с апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС) — месяц весны и ожидания — принёс осознание необходимости действия, то сейчас настала пора осмысления каждым исторической логики непреложных законов развития» и «На родине я испытываю нарастающую тоску по Родине обновлённой». Но о Бондареве мы, надеюсь, ещё поговорим ближе к 29 июня, то есть к 30-летию его выступления с трибуны конференции, а сейчас вернёмся к теме.
Как часто бывает в подобных случаях, нашлась молодёжь, которая выручила. В марте 1989 года песня «Виноградная лоза» в исполнении Павла Дементьева впервые вышла в телеэфир в программе «Взгляд», более того — редакция программы самостоятельно подготовила к этой песне видеоклип. К сожалению, я никогда его не видел и знаю о нём только со слов Пахмутовой и Добронравова. Но датировке можно верить: все члены Союза композиторов СССР были обязаны ежегодно представлять отчётность о написанных ими произведениях с указанием месяца первого исполнения по радио или телевидению. На основе этих материалов, сверенных с каталогами РГБ и Телерадиофонда, при моём участии в 2004 году был подготовлен полный список произведений Александры Николаевны. В каталоге Телерадиофонда, однако, конкретно этого выпуска «Взгляда» я не нашёл. Очень многие видеоматериалы бесследно пропали при реорганизациях начала девяностых. Впрочем, возможно, со временем что-то и всплывёт. Лично я впервые услышал эту песню в середине мая-1989 в радиоверсии программы «Песня года» по «Маяку» — где-то между «Провинциалкой» Вячеслава Малежика и «Вечером вдвоём» Кати Семёновой (кстати, записи этой радиопрограммы в каталоге Телерадиофонде я тоже не обнаружил). Через какое-то время песня была выпущена фирмой «Мелодия» на миньоне, а затем на последнем советском альбоме Пахмутовой и Добронравова «Шанс». В дальнейшем, после отъезда Павла Дементьева в Израиль, «Виноградную лозу» пел Иосиф Кобзон и — два десятилетия спустя — Тамара Гвердцители.
Можно ли считать эту песню «антиперестроечной»? И да, и нет. Всё зависит от того, как понимать перестройку. Если следовать в фарватере тех, чьи имена не сходили с газетных полос и телеэкранов того времени и кого быстро захватил азарт разрушения — то да, песня чётко предупреждала о том, к чему неизбежно и быстро приведёт этот деструктивный порыв, и противодействовала ему. Но ведь разрушение не заявлялось целью перестройки. Первоначально говорилось об обновлении, то есть о модернизации общества без демонтажа его основы, на основе уважения к труду тех, кто жил за десятилетия и века до нас. Возможна ли была такая перестройка? Судя по опыту Китая, да. И если понимать её именно так, то ничего «антиперестроечного» в этой песне нет, она лишь в иносказательной форме показывает границы, которые обществу переходить опасно.
Я спрашивал Николая Николаевича: как вообще было возможно за пять лет до спуска красного флага над Кремлём увидеть всю цепочку, которая в конечном итоге приведёт к распаду страны? Он ответил, что не знает. Творчество — процесс загадочный: никому не известно, что в нём от человека, а что — из какой-то иной, непонятной для людей реальности, которая предупреждает всех нас о возможных последствиях наших поступков.
Когда предупреждение — с большой задержкой — было передано по телевидению и радио, мы не поняли его.
И — вспоминая название альбома, на котором вышла «Виноградная лоза» — свой шанс мы тогда, увы, упустили. Зато сейчас есть над чем подумать. Источник