В задании № 16 необходимо привести по два примера стихотворений, созвучных с данным для анализа лирическим произведением. Далее нужно сопоставить все три стихотворения, то есть отметить, что общего, в чём они созвучны по своим мыслям, идеям или в чём различны.
Предлагаю материал, который, думаю, поможет при подготовке к заданию №16.
Все темы взяты из различных вариантов заданий. Они разделены на 8 частей ( выбор групп чисто случаен, для удобства изучения, рассмотрения). В каждой части — по 4-5 тем, каждая из которых представлена тремя примерами ( как это требуется по заданию). Аргументы могут быть самыми различными. Я подобрала те стихотворения, которые мне кажутся наиболее яркими для раскрытия темы.
Каждое стихотворение кратко анализируется ( 5-7 предложений), а в конце даётся общая характеристика темы.
На сайте есть тексты всех разбираемых стихотворений.
Цитаты из стихотворений я привожу минимально, как как учащиеся часто забывают их на экзамене. Конечно, хорошо, если в ответе будут предложены строки из стихов. Но по заданию этого не требуется, баллы за отсутствие цитат не снижаются. Так что я постаралась дать примеры ответов, которые смогут учащиеся привести на ЕГЭ.
Буду благодарна, если напишите мне отзыв, дадите рекомендации, советы.
Содержание
Список разбираемых тем:
Часть 1
- Тема родины
- Тема поэта и поэзии
- Тема природы, восхищения её красотой, единения с природой
- Тема взаимосвязи внутреннего мира человека и природы
Часть 2
- Вольнолюбивая лирика
- Философская лирика, смысл человеческой жизни
- Тема быстротечности жизни человека
- Тема мечты и реальности
- Тема человека и общества, личности и эпохи
Часть 3
- Тема дружбы
- Тема взаимной любви
- Тема неразделённой любви
- Тема моря
Часть 4
- Сатирическое изображение действительности
- Тема лицемерия, бездушия человека
- «Крестьянская « тема
- Тема войны и мира
Часть 5
- Тема одиночества
- Тема ангела
- Тема демона
- Тема креста
Часть 6
- Тема матери
- Тема города
- Тема цвета
- Тема ночи
Часть 7
- Тема времени
- Тема солнца
- Тема дороги
- Тема добра и зла
Часть 8
- Тема искусства
- Тема метели
- Тема жизни и смерти
- Тема будущего
- Тема памятника
Часть 1
Тема родины
Поэт не приукрашивал действительность, описывая Россию. Он видел и покосившиеся избы крестьян, и нищету простого народа.
Однако поэт верил, что Россия не пропадёт, не сгинет, что станет могущественнее и краше. Он верил в будущее Родины, надеялся, что «невозможнее возможно». Это глубоко патриотическое стихотворение, полное огромной любви к России.
Гордость за огромную, великую страну, касающуюся трёх океанов, передаёт поэт в стихотворении. Её ширь, величие, непобедимость составляют гордость каждого россиянина. Однако автор отмечает, что огромна любовь и к малой родне. В час, когда человек будет защищать страну, он вспомнит тот уголок земли, где он родился. Большая и малая Родина — вот что даёт силы человеку в годы испытаний.
Тема поэта и поэзии
Автор пишет об особенностях поэтического творчества, о том, что в стихах она пишет о ,казалось бы, простых вещах- «одуванчике у забора», «запахе дёгтя», о лопухе и лебеде, но всё это- окружающая природа, а значит, жизнь во всей её простоте и прелести. Это те ценности, которые должен воспевать поэт. Не «одические рати» её стихи, а описание привычной жизни во всей её полноте.
Тема природы, восхищение её красотой, единение с природой.
Тема взаимосвязи внутреннего мира человека с природой
Человек – часть природы. Он ощущает это постоянно. Прекарасная картина начинающейся ночи поражает нежностью, восхищением, Уснуло всё вокруг. «Всё во мне, и я во всём»,- писал поэт. Соединение человека с природой делает его счастливым .Поэт словно просит у природы успокоения души, тишины, воссоединения с природой. «Все залей и утиши».
Продолжение следует.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна