В Чем Созвучно Стихотворение Бунина Искушение

В Чем Созвучно Стихотворение Бунина Искушение

В Чем Созвучно Стихотворение Бунина Искушение
0
14 мая 2021

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА
Изучаем библейские сюжеты по произведениям искусства
Адам и Ева в Земном раю

После того, как Бог сотворил человека (см. предыдущую заметку цикла от 7.06.2019), он создал цветущий сад в Эдеме вблизи шумерских земель, и это предполагает либо, что то был оазис посреди засушливой равнины, либо плодородное полное растительности место.

Сад — по-еврейски "ган" — находился на Востоке, он был хорошо орошаем и засажен деревьями. В Библии, переведенной на древнегреческий язык, его обозначают символом παράδεισος (paradeisos), имеющем персидское происхождение и идентифицируемым с понятием "Земной рай". "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт. 2: 8-9).

Петер Венцель. Адам и Ева в Эдемском саду. 1745 г. Музеи Ватикана, Рим

Сад, расположенный в Эдеме, представлял собой тот идиллический мир, который Бог создал для человека, чтобы тот возделывал и охранял его. Это место населяли все виды животных и растений. В библейском описании не указано точного расположения Эдема, поскольку он воплощает идеальный образ гармонического сосуществования человека и его окружения. Ученые, пытаясь определить точную географическую локацию Земного рая в соответствии с намеками, содержащимися в Священном Писании, помещают его в район Персидского залива. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора (1891 г.) предполагает, что географически «… страна Едемская и Рай находились в местности лежащей близ рек Тигра и Евфрата".

"Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [ Тигр ]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2: 10-14).

Земной рай представляют в христианском искусстве с четырьмя реками, протекающими в нем, а иногда — замкнутым стеной: он и возник как огороженное благое место для человека. Изображение природы в Эдеме варьируется в зависимости от страны, в которой было создано произведение искусства. Так, в живописи северных регионов преобладают роскошные леса, а в живописи южных — Земной рай чаще представляют как оазис посреди пустыни.

В. Васнецов. Блаженство Рая. 1885-1896 гг. Владимирский собор Киев.

На картине изображены прародители человечества, Адам и Ева, испытывающие райское блаженство. В мечтательных позах на фоне прекрасного сада они стоят у древа познания добра и зла. Их окружают звери и птицы. Лев (символ мужского начала) стоит рядом с Адамом, а прижавшаяся к Еве лань символизирует её женственность. Великолепная природа рая исполнена безмятежного спокойствия и гармонии. Ничто не предвещает беды. Картине Васнецова удивительно созвучно стихотворение поэта Ивана Алексеевича Бунина «Искушение» (1916):

В час полуденный, зыбко сливаясь по Древу,
Видит, тянется малой головкой своей,
Ищет трепетным жалом нагую смущённую Еву
Искушающий Змей.
И стройна, высока с преклонёнными взорами Ева,
И к бедру её круглому гривою ластится Лев,
И в короне Павлин громко кличет с запретного Древа
О блаженном стыде искушаемых дев.

Поместив Адама и Еву в Земной рай Бог сделал им одно предостережение: "от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:16). Однако дьявольские силы мечтали лишить Адама и Еву райской жизни. Один из дьяволов превратился в змея и предложил Еве вкусить запретный плод с древа познания добра и зла, которое росло посреди райского сада. Хитрый змей-искуситель пообещал, что сделает их подобно Богу знающими что есть добро а что есть зло. Он сорвал красивое золотистое яблочко и подал его Еве. Соблазн был так велик, что Ева, забыв о запрете, сама попробовала яблоко и дала его Адаму. Так первые люди ослушались Бога и совершили грех. В тот самый момент открылись глаза у них обоих, и поняли они, что наги; чтобы скрыть свой грех, Адам и Ева прикрылись листьями фигового дерева. Два прародителя изображаются обычно стоящими возле дерева познания добра и зла; Ева срывает плод, надкусывает его или просто прикасается к нему и предлагает попробовать Адаму. Во многих культурах известна тема, когда женщина, подруга выступала и как искусительница.

В. Васнецов. Искушение Евы змием. 1885-1896 гг. Владимирский собор, Киев

На второй картине В. Васнецова мы видим испуганную Еву, которую обольщает змей-искуситель. Исчез золотой нимб над её головой, волосы растрёпаны, руки сложены в отчаянном жесте — всё это усиливает впечатление смятения. Змей коварен и хитёр. Его огромное тело несколько раз обвило ствол дерева с прекрасными золотыми плодами. Где тут устоять?! Запретный плод всегда сладок! И Ева неуверенно и робко протягивает руку к золотому яблоку, нарушая заповедь Бога.

Художнику важно было передать широкую палитру чувств: смятение и растерянность Евы, хитрость и коварство змея-искусителя.

Хуго ван дер Гус. Грехопадение. 1470 г. Музей истории искусств. Вена

Предостережение Бога не есть плод от дерева означает, что лишь он один мог судить о том, что есть добро и зло. Совершив первородный грех, человек пожелал в противовес божественному замыслу сам стать арбитром в области морали.

Якопо Тинторетто. Грехопадение. Ок. 1550 г. Галерея Академии, Венеция.

Змей со звериным лицом держит во рту яблоко. Выбор змея в качестве искусителя объясняется тем, что в древних восточных цивилизациях он считался символом бессмертия и плодовитости. Так было, например, у идолопоклонников хананеев, местного населения Святой земли.

В композиции изображена сцена, следующая непосредственно за грехопадением: изгнание прародителей из Рая ангелом с огненным мечом. Адам и Ева в отчаянии устремляются в темное, неизведанное пространство.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Бараны Стих Слушать Стихи
0 комментариев

Стих Золотое Сердце Стихи
0 комментариев

Стих Про Кука Стихи
0 комментариев
Adblock
detector