Содержание
Презентации к уроку
Цели урока:
- учащиеся рассказывают о фактах биографии В.А.Жуковского;
- определяют тему и идею стихотворного текста;
- выразительно читают наизусть стихотворения;
- находят в стихотворении тропы и объясняют их роль в тексте.
- Учащиеся аргументируют свой ответ в рамках данной темы;
- пополняют свой словарный запас;
- работают со справочным материалом.
- Учащиеся видят и понимают красоту окружающего мира, красоту природы, изображённую в тексте;
- оказывают помощь друг другу при выполнении заданий.
Оборудование.
- Наглядный материал– Презентация, портрет В.А.Жуковского, выставка книг В.А.Жуковского, записи на доске.
- Раздаточный материал – ксерокопии стихотворения В.А.Жуковского (Приложение 1), справочный материал (Приложение 2), таблица и опорные слова и выражения (Приложение 3).
Подготовка к уроку.
Написать сочинение на тему «Рассвет»; повторить определения из «Литературоведческого словарика»; найти в словаре и записать в тетрадь толкование слов «приятный», «благодатный», «младой», «очи», «сманила».
Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений «Взошла заря», «Там небеса и воды ясны».
Задание для творческой группы. Подобрать материал для презентации к стихотворению «Там небеса и воды ясны».
Эпиграф к уроку:
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой!
(В.Жуковский)
Ход урока
Учитель (читает стихотворные строки, записанные на доске):
1.
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
2.
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту.
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Вопросы и задания классу.
– О чем строки, записанные на доске?
(Предполагаемый ответ: о природе)
– Определите основную мысль стихотворных текстов.
(Предполагаемый ответ: автор показывает красоту природы)
– Какому поэту принадлежат стихотворные строки?
(Предполагаемый ответ: эти строки принадлежат В.А.Жуковскому)
– Сформулируйте тему нашего урока.
(Предполагаемый ответ: красота природы в стихотворениях В.А.Жуковского)
– Запись в тетрадях темы урока: «Родная природа в стихотворениях В.А.Жуковского». (Слайд 2)
– Давайте познакомимся с отдельными фактами биографии поэта.
Рассказ учащегося с использованием презентации.
(Презентация 1.Слайды 3-12. Приложение 4)
– Внимание к слову, умение пользоваться им отличает настоящих писателей и поэтов. Попробуем понять, в чем красота истинной поэзии. Обратимся к стихотворению замечательного поэта Василия Андреевича Жуковского. Представим автора как человека и поэта и к концу урока ответим на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»
Так что же главное в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, зеленое – зеленым, зарю – зарей. Вот мы наблюдаем за рассветом. Прочтите свои этюды, которые вы написали дома.
Учащиеся читают работы (3-4 работы)
– Ребята, вы замечательно справились с работой, подобрали красивые слова для описания рассвета. (Приложение 5)
Давайте послушаем, каким увидел такой же рассвет Жуковский.
Ученик читает наизусть стихотворение «Взошла заря».
Вопросы и задания классу.
– Определите тему стихотворения «Взошла заря».
(Предполагаемый ответ: стихотворение о заре, не раз воспеваемой поэтами)
– Утро, рассвет. Все еще спит. Что можно услышать на рассвете? Прочитаем строчку: «Дыханием приятным сманила сон с моих она очей».
– Слышите ли вы легкое дыхание?
– Сочетание каких согласных рождает звукообраз, передает ощущение дыхания.
(Предполагаемый ответ: сочетание согласных [с, х] передает ощущение дыхания)
– А что еще необычного в этой строке?
(Предполагаемый ответ: автор использует необычный порядок слов)
– С какой целью используется инверсия?
(Предполагаемый ответ: привлечь внимание к признаку предмета)
– Объясните, лексическое значение слова «приятный»
(Предполагаемый ответ: «приятный» – «доставляющий удовольствие»)
– Автор создает ощущение восхода зари, которая своим дыханием пробуждает человека. Мы можем не только услышать это дыхание, но и почувствовать его прохладу: «Приятное дыхание».
Ещё раз прочтите медленно эту строку, и сочетание согласных словно создаст эту волну прохладного воздуха, ощущение приятного пробуждения под воздействием дыхания зари.
– В этом стихотворении всего 2 строфы. Что такое строфа?
Какие картины можно увидеть, читая 1 строфу? 2 строфу?
– Описание природы и внутреннего состояния осуществляется с помощью слов и выражений, употребляемых в переносном значении. Вспомните, как называются слова и выражения, употребляемые в переносном значении?
– Что такое эпитет? Метафора? Сравнение? Олицетворение?
– Найдите в тексте тропы и внесите их в таблицу. (Приложение 3)
Проверка работы проводится с помощью консультантов.
Вопросы и задания классу.
– Мы слушали, осязали, теперь – видим живую картину. Жуковский заставляет нас всем существом почувствовать необыкновенную красоту зарождения нового дня. Прочитайте, каким поэт видит новый день?
(Предполагаемый ответ: «И день взлетел, как гений светлокрылой! И жизнью всё живому сердце было»)
– А что вы можете сказать о словах «благодатный, младым, очи, сманила» с
точки зрения лексики?
Учащиеся читают выписанные дома значения слов.
– Почему же поэт использует именно эти слова?
(Предполагаемый ответ: человек говорит такими словами, когда хочет передать свои чувства от увиденного)
– Какие же чувства он испытывает?
(Предполагаемый ответ: чувство изумления, восхищения, удивления)
– Настроение, чувства передаются в художественном произведении не только
с помощью лексики, но и с помощью интонации. Найдите в стихотворении
восклицательные предложения. Как следует их прочитать?
(Предполагаемый ответ: особенно весело, с восторгом, громче, чем все остальные предложения).
– Обратимся к эпиграфу урока. (Презентация 1.Слайд 2)
Как вы понимаете смысл слов Жуковского?
(Предполагаемый ответ: о чём бы ни писал Жуковский, где бы он ни был, он думал о родине и выражал в своих стихах чувство любви к ней)
– Давайте с вами посмотрим работу творческой группы, которая выполняла
задание по стихотворению «Там небеса и воды ясны».
Отчёт творческой группы.
– Стихотворение В.А.Жуковского «Там небеса и воды ясны» вдохновило нас на создание презентации, которую мы назвали «Как сладко мне воспоминание». В презентации мы постарались показать картины родной природы, которые представляли себе, читая стихотворение.
Ученик читает наизусть стихотворение «Там небеса и воды ясны».
Письменно ответить на вопрос: «Как поэт вглядывается в мир, каким он его рисует?»
Для ответа используйте опорные слова и выражения. (Приложение 3)
величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его воображении; богатство переживаний передано в. ; особенность поэтики Жуковского; стихотворение поражает своими открытиями.
– Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок! (Выставление оценок)
Домашнее задание.
Из стихотворения «Там небеса и воды ясны» выписать тропы.
Письменно ответить на вопрос: Какое впечатление произвело на вас стихотворение В.Жуковского «Там небеса и воды ясны»?
Жуковский, Московской области. Жуковские соколы
Город жуковский доработка
Город Жуковский-наукоград.
В городе летчиков целый отряд.
И вертолетчики,парашютисты
В авиаспорте-лишь активисты.
Улицы города названы в честь,-
Трудно фамилии все перечесть.
Люди-герои. Люди- легенды
Их именами заполнены стенды.
Гимназия.Школы.Лицей и сады.
ЖАТ.Всероссийский МФТИ.
Центр авиации-город науки.
Пережил прошлое..голод и муки.
Мосаэрошоу у нас через год.
Съезжается в город разный народ.
Выставки,шоу всех самолетов
И выступления лучших пилотов.
Город Жуковский-зеленая зона.
Весь расцветает в начале сезона.
Цаговский лес..деревья..природа..
Все красивее из года да года..
Много ученых,профессоров.
Степень научная у докторов.
В городе столько ученых умов
Но не хватает для жизни домов.
ЦАГИ..ЛИИ."Мясищев"."Сухо й."
ЛИи ДБ. МИГ и ИЛ дорогой.
Трудятся жители многие годы.
Но не хватает зарплаты народу.
Главное здание в городе-МЭРИЯ
Как в организме-мегаартерия..
Многоэтажный,белый,красив ый.
Взгляд депутатов многоречивый.
Кинотеатры.Парк.Развлечен ья.
Секции разные для увлеченья.
Есть "МЕТЕОР".Живут олимпийцы.
Всюду знакомые всей стране лица.
В центре красуется памятник броский –
Помните все, кто прославил Жуковский!
Мудро глядит с пьедестала ученый,
Щедро от Бога умом одаренный.
В город въезжаете – и самолет.
Миг-21-ый приветливо ждет.
Город когда-то для всех был закрыт,
Нынче распахнут, гостей он манит.
Город Жуковский и твой юбилей-
Ныне собрал ты друзей и гостей!
Возраст почтенный:до ста-тридцать пять!
Будем веками тебя прославлять!
Город Жуковский,и я-жуковчанка.
Как бриллиант. удивляет"огра нка"..
Город Жуковский и мы-жуковчане,
Трижды-"Ура!"-за тебя дружно грянет.
Ж-Жуковский — любимый мой город, родной!
У-У каждого есть уголок свой — святой!
К-Красивый, зеленый наш наукоград!
О-О нем с теплотою всегда говорят.
В-Весной отмечаем мы твой Юбилей!
С-Стаханов — встречает поселок гостей.
К-Каждая улица – летчикам дань:
И-Их не забудет вовеки Жуковский —
Й-Им столько лет стоит памятник броский.
М-Можно менять адреса на планете,
О-Область, район и столицу на свете.
Й-И не забыть только — улицы эти.
Л-Летный состав, институты и годы.
Ю-Юность для города — радуга-своды.
Б-Бьется сердечко в такт, в унисон —
И-И каждый житель отдаст свой поклон!
М-Мы — жуковчане! Город — причал!
Ы-Искорки светятся наших начал!
Й-И городов он других — идеал!
Г-Город — рожденье — под гул самолета.
О-Очень гордится своею работой.
Р-Радость и гордость для всех жуковчан.
О-Он не приемлет ни ложь, ни обман!
Д-Дорог нам очень – наш град-ветеран!
Город Жуковский.Мосаэрошоу.
Десятый сезон.Летное шоу.
Летчики-асы.Фигур пилотаж.
Международный.Ведут репортаж.
Пилотные группы."Первый полет".
"Русские витязи","Русь".Да и взлет
В небе "Стрижи"виртуозно летают
Город Жуковский наш прославляют.
МАКС -вековая история.Зрелище.
Много сил вложено в данное детище.
И экспонаты.История летная.
Ждет самолеты-родная и взлетная.
В небо смотреть-одно восхищенье
Техника выбрана-на удивленье.
Жителям города видно с балкона
Даже модель.какого он тона.
Город распахнут.На Макс всех манит.
Тянет народ к нам.словно магнит.
Не упустите!Только шесть дней!
Ждем посетителей.В гости -гостей!
Привет тебе, наукоград!
Стоишь, потупив взор, Жуковский?
Ты будто даже и не рад,
Что явью стал завет твой броский,
Что полетит мол человек,
На силу разума опёртый.
И он летал почти что век,
Ну а теперь, летит всё к чёрту.
И разум твой, о человек,
Стихию неба покоривший,
Стоит не поднимая век,
Страшась взглянуть на город бывший.
А те, кто силою ума
И мускул крылья создавали,
По ком теперь скулит сума,
Твоей печалью, город, стали.
Жуковский, помнишь или нет,
Как громко слава грохотала,
Вздымая ввысь форсажный свет
И блеск крылатого металла?
В ответ ни слова не сказал
Достопочтенный сын Егорки.
Гремел металл — металл устал,
Знать укатали Сивку горки.
Ах, как прекрасен этот город.
Люблю его я всей душой.
Хоть он давно уже не молод,
Но в нём всегда мне хорошо.
Всё здесь привычно и любимо:
Дома и скверы, и кусты.
Всё в нём прекрасно, даже имя
И люди в городе просты.
Так оставайся ты таким же.
Цвети, чиновникам назло!
Не знают люди и в Париже,
Как Жуковчанам повезло.
Городов на свете много,
Но прекрасней всех один.
Тот, в котором я родился,
Сделал шаг в чудесный мир.
Имя городу родному
В честь Жуковского дано,
Но не только это имя
Славу городу дало.
Он собрал в себе великих,
Выдающихся людей:
Инженеров, космонавтов,
Летчиков, учителей.
Все стараются трудиться,
Чтобы стал еще светлей
Наш Жуковский — чудный город,
Нет на свете нам родней.
Мой Жуковский — самый лучший
Город на Земле!
Разошлись на небе тучи —
В солнечном тепле
Ты купаешься сегодня,
В День Рожденья свой,
Главный город Подмосковья —
Милый и родной.
Я желаю счастья, мира
Жителям твоим.
Пусть поет златая лира:
"Будь всегда таким:
Важен ты в научном свете
И искусствам рад. "
Лучший город на Планете,
Мой Наукоград!
Я по тебе скучаю. Мне бы скрыться
Посреди домов твоих и улиц.
И в толпе прохожих раствориться,
При тебе совсем разоружиться,
Выбросив свои ножи и пули.
Бронь непробиваемую скинуть,
Над тобой вдыхая небосвод.
А для всех друзей — как будто сгинуть,
Для родных — как будто дом покинуть,
И освободиться от невзгод.
Мне б сейчас с тобой, родной, быть рядом!
Посреди ночИ взлететь стрелой!
Чтобы мир мне не казался адом,
Чтоб под голубым небесным взглядом
В буйном сердце обрести покой,
Чтоб, как в детстве, звуки самолетов
Разрезали воздух и печали.
Открывая полосы для взлетов,
Расправляя крылья для полетов,
Чтоб несчастья нас не замечали.
А пока лишь горечь твердым комом
В горле встала, обдавая жаром —
Я не выношу разлуки с домом!
С парком, с городским аэродромом!
С площадью и радужным бульваром.
Я вернусь к тебе, любимый город!
Ты прими такой, какая есть —
Повзрослела я, и ты — не молод;
Солнышко со мной, с тобою холод
Высшей славы — боевая честь!
Разные мы, разные с тобою,
Только ты — мой самый лучший друг,
Наделен нелегкой был судьбою,
Знай, что я всегда горжусь тобою!
И гордятся, верю, все вокруг!
————————- ——————
Хоть и не состаримся мы дважды,
И тоска по сердцу растеклась, —
Все же, с детством встречусь я однажды
В городе сынов земли отважных,
Там, где я весною родилась.
Средь сосен угрюмых, лесами укрыт,
Вдали от столичного шума,
Церквей куполами на солнце блестит,
Даруя покой мне и думы.
Останется сердце навеки с тобой,
Спокойным, тенистым, красивым,
Идущий вперёд за небесной мечтой,
Ты слава и гордость России!
Цвети сквозь века небесами храним,
Мой город, величьем неброский,
Дари благодать горожанам своим,
И славь свои крылья, Жуковский!
В мире много городов.
Все они на карте.
Малые, большие
И у каждого родные.
Но для сердца русского,
Где соколы летают,
Корабли воздушные,
Миги называют.
Городок тот маленький,
Чистенький такой.
Люди в нём бывалые,
Часто не в кино.
В небо подымаются — там их ремесло.
Радость от полётов,
Гордость за людей.
Гений человека,
Что может быть сильней.
В небо подымает.
Космос не предел.
К звёздам улетают,
Много еще дел.
Дед ещё Жуковский
Много завещал.
За его заслуги
Город так назван.
Въеду я в Жуковский,
Деда вспомяну.
Миги пролетают,
Памятью ему.
Город Жуковский – наукоград.
Девятого мая – праздник-парад.
Идут потихоньку с цветами в руках
Деды-ветераны, вся грудь в орденах.
В городе памятник – "вечный огонь".
Кто-то приносит с собою гармонь;
Песни военные с ноткой минора,
В кружении вальса столько задора.
Ложатся к подножью сирень и тюльпаны
Ноют душевно-кровавые раны.
Воспоминанья все о войне:
Если дожили – рады втройне.
Памятник "вечный огонь"-это боль.
Для ветеранов-огромная роль.
Смотрят на бабушек правнуки, внуки
Держат их крепко с морщинками руки.
Молодожены — из Загса к огню:
Цветы возложить и вспомнить родню.
За жизни спасенные — низкий поклон.
Прийти не помеха — ни зной,ни циклон.
Ребячьи ладошки ромашки кладут —
На клумбах у парка букеты нарвут.
И, глядя на пляшущий Вечный Огонь,
Украдкой к теплу его тянут ладонь.
Напротив огня-гимназия первая
В годы войны-госпиталь. Верные,
Боролись за жизни военных врачи:
Даже под бомбами нужно лечить.
Стоны солдат. Бинты и повязки.
Раны. Убитые. С дырами каски.
Обезображены лица. Без ног.
"Не умирай! Еще рано, сынок!"
Шепчет в бреду контуженный: "Пить!"
"Как мне сестричка, обрубком-то жить!"
Юнцы постарели. Видна седина.
Страшное слово это – война!
Голос знакомый во время войны
Сводки. Воюют как наши сыны,
Где одержали на фронте победу…
Снова пришла похоронка к соседу.
Новости от совинформбюро
Слезы и радость. Сводило нутро.
Верил в победу советский народ:
Защитник "бубновых" всех разобьет.
Прошлой ночью налет самолетов
От снарядов под шум пулеметов..
Сбросил бомбы на город огромный.
Дом теперь не жилой, а надгробный.
В годы военные поселок Стаханово
Тыл был для летчиков и партизан.
Гитлер на карте отметил границу:
Летную базу, трубу и Столицу.
Ученики-малолетки, подростки.
Щавель и крапиву-для супа отростки.
Для раненных летчиков, чтоб накормить
Хотели помочь, и нужными быть.
На помощь медсестрам бегут ученицы
Слетаются в госпиталь словно синицы:
Мыли палаты, кормили больных,
Письма писали, что жив, для родных!
Теряли сознанье от запаха крови.
Стиснуты зубы. Нахмурены брови.
В чувство девиц приводил нашатырь.
Сколько в телах пули сделали дыр.
Директор – Витольд Францевич Бельке
С бородкой седою и в телогрейке.
Работала школа в другом помещенье;
К учёбе привил он детям стремленье.
Погиб на войне сын-подросток Ольгерд…
Выпускники – Юрий, Петр, Иван и Сергей,
Олег, Александр и Владимира два,
Виктор… Закончили школу едва.
Парт не хватало – по трое сидели
В учебник один всемером глядели.
Вместо тетрадей – обертка бумажная,
Газета затертая. Это неважно!
Брезентовой сумкой вооружась,
Пред зеркалом нежно и мило кружась –
На переменах мелькали косички…
Умные взгляды. Тревожные личики.
Учились в три смены. Старый барак.
Гимназия – летчикам; ранил их враг.
Жизнь комсомольская в школе кипела,
Значимость в жизни детишек имела.
Город Жуковский чтит память отцов.
Дедушек.братьев.солдат-юн цов!
Вечная память!Никто не забыт!
Вечная жизнь-огонь ваш горит!
Каждая искорка-чья-то судьбинушка
Спит в земле русской-чья-то кровинушка.
Не угасает вечное пламя!
Советский солдат. Красное знамя!