Разруха В Головах Цитата

Разруха В Головах Цитата

Разруха В Головах Цитата
СОДЕРЖАНИЕ
0
17 мая 2021

Продолжаем публиковать работы победителей V Конкурса для старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «ВЛАСТЬ СЛОВА», который проводился Институтом филологии и журналистики СГУ.

Сегодня вашему вниманию представлена работа, победившая в номинации «Журналистский дебют». Её автор – Александр Фролин, ученик 11 класса МОУ «СОШ п. Римско-Корсаковка Краснопартизанского района Саратовской области». Учитель-консультант – Татьяна Владимировна Дугина.

«Разруха начинается в головах»

Для рецензии я обратился к интереснейшему фильму – «Собачье сердце», режиссер Владимир Бортко, 1988 год (12+) – и книге-источнику текста, повести «Собачье сердце» М. Булгакова.

Почему именно этот фильм, эта книга? Слишком уж много накладывается совпадений при просмотре на нашу действительность: и яркое социальное расслоение, и поиск идеала – в песнях, действиях, поступках, и стадность в поведении.

Но самым интересным для меня является 3 глава повести – именно эта часть литературного произведения (беседа Великого Доктора – волшебника и его верного помощника). Действие происходит в гостиной дома Доктора.

С первых же слов беседы заметно расхождение текста – но таков авторский замысел режиссера: 1988 год – УЖЕ многое можно показать, но ЕЩЕ не все можно говорить.

Диалог Борменталя и Преображенского начинается с дружеского совета профессора:

«Доктор Борменталь, умоляю вас, оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета: налейте не английской, а обыкновенной русской водки». Булгаков в оригинале оставляет выбор за Борменталем – хотите – послушайтесь, хотите – нет… И на встречный вопрос – ответ доктора: «Бог с вами, голубчик, – отозвался хозяин». Упоминается Всевышний – а в фильме упоминание к Богу сведено до минимума.

Обед продолжается в обсуждении блюд, а Профессор дополняет вкушение еще одним советом – никогда за столом не говорить о большевизме и медицине…

И вот речь заходит о советских газетах:

«Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно….» эта часть реплики в сценарий не вошла, а вот та часть, что подтверждает вред газеты «Правда» оставлена в картине. Хотя, при современной постановке, можно было бы эту реплику и оставить – после чтения любой газеты возникает и несварение, и рефлексы слабеют, и инстинкты исчезают…

Режиссер опустил и реплику профессора о том, что сам заговорил о медицине, и рассуждение об отсутствии хорошего вина – в момент снятия фильма это был политический вопрос. А вот дальше раздаются звуки хорала сверху – и профессор горестно восклицает: «Придётся уезжать, но куда – спрашивается»… Эта фраза была актуальна и в годы гражданской войны, и в годы перестройки (когда создавался фильм), и сейчас – действительно, где можно спокойно жить, не слушая ЧУЖИХ песен? Уехать можно, но не столкнешься ли ты с теми же проблемами?

Для того, чтобы показать не только конкретную эпоху, но и подтянуть фильм до 90-х годов двадцатого века, режиссер убирает целый кусок текста из речи Профессора ( слишком он уж точен по времени):

« вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод. И вот вам факт: вешалка и калошная стойка в нашем доме.

– Это интересно…

– Не угодно ли – калошная стойка. С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая – подчёркиваю красным карандашом: ни одного – чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня приём. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила своё существование. Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция – не нужно топить»

Текст привязан к конкретной истории – даже по месяцам – и еще нельзя так открыто говорить с экрана…

Свое отношение к пролетариату режиссер выразит позже – там, где речь зайдет о галошах. И если Булгаков предложит в лице Профессора оставлять галоши внизу, то Бортко переформулирует вопрос – «разве пролетариат не может снять свои грязные (уточняет Ботко) галоши?»

Вопрос о галошах остался открытым – непонятно, куда же пропали галоши профессора, кто их попер? Булгаков М. оставил этот вопрос на домысел читающего – а вот в фильме ответ дан четкий: «Сделали вот эти самые певуны!»

И как дополнение к украденным галошам – гаснущее электричество. У Булгакова М. в тексте оно гаснет раз в месяц, в фильме – 2 раза в день.

И вот наконец найдено объяснение – откуда все проблемы. Разруха!

« – Нет, – совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, – нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это – мираж, дым, фикция…» – в фильм эта тирада не вошла.

А вот окончание изменено: «Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских (у Булгакова М.) – иностранных (у Бортко В.) оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!»

Этот текст в год 1000-летия Крещения вряд ли прошел цензуру…

И красивую точку ужину и рассуждениям о политике ставит Профессор – он планирует поездку в театр на «Аиду». Как же успевает делать все?

«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится… Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел, начало девятого… Ко второму акту поеду… Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух» (текст жирным фоном в фильме не появился. И в фильме Профессор напевает именно мелодию триумфального марша, кажется. Даже музыка здесь ставит точку – он прав, «гром победы, раздавайся»).

Звучит по-современному: пусть каждый занимается своим делом профессионально! Так же профессионально, как Булгаков написал повесть, Бортко снял фильм, Евстигнеев, Толоконников, Плотников и другие артисты сыграли персонажей повести.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Настя На Дне Цитаты Цитаты
0 комментариев

Тьма Цитаты Цитаты
0 комментариев

Учиться Всю Жизнь Цитаты Цитаты
0 комментариев
Adblock
detector