Диктант «Байкал» (Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу…) — 9 класс

Диктант «Байкал»

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и ию́нь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале – точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В ию́не они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коря́ги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка.

(165  слов)                                                  (По  В. Пескову)

Грамматические  задания

  1. Произвести  фонетический  разбор  слова:

Голая  —   1-й  вариант                                                июня  —  2-й  вариант

  1. Сделать  разбор  слова  по  составу:

Пробираемся,  запоздалым,  загородив  —  1-й  вариант

остановиться,  безбрежное,  по-весеннему  —  2-й  вариант

  1. Осложнить  предложение  обособленным  определением  —  1-й  вариант

   Обстоятельством  —  2-й  вариант

Сквозь  чащу  черёмухи  пробираемся  к  берегу.

  1. Сделать  синтаксический  разбор  сложносочинённого   предложения:

 Запоздалым  сиреневым  цветом  горит  багульник,  а берёзка,  не  поверив  лету,  стоит  голая.  —  1-й  вариант

Байкал вскрывается  поздно, и  до  конца  мая   носятся  по  воде  ледяные  стада.  —  2-й  вариант

Цель и содержание диктанта

Проверить  общий  уровень сформированности  орфографической  и  пунктуационной  грамотности  учащихся  на  конец  1-й  четверти   в  соответствии  с  требованиями  государственного  стандарта.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  —  проверяемые  безударные  гласные;

  —  непроверяемые  безударные  гласные;

  —  правописание окончаний  имён  существительных;

  —  написание  непроизносимых  согласных:

  —  правописание  корней  с  чередованием;

  —  з-с  на  конце  приставок;

  —  написание  -тся  -ться  в  глаголах;

  —  написание  н-нн  в  прилагательных  и  причастиях;

 Постановки  знаков  препинания:

  —  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  —  запятая  в  сложносочинённом  предложении;

  —  запятые  при  обособлении  обстоятельств.

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

— синтаксического  разбора  предложения;

-фонетического  разбора  слова;

-разбора  слова  по  составу;

— умение работать  с  простым  осложнённым  предложением.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *