«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки»* и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова…», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой.
Объем слов: 166 слов.
(По Б. Рыбакову.)
* сказать учащимся о постановке кавычек
Содержание
Грамматическое задание по теме «Сложносочиненное предложение»
I вариант
1. Найдите неверное утверждение.
- Простые предложения, объединяясь в сложные по смыслу, обладают интонационной законченностью.
- Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
- Союзные сложные предложения бывают сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
2. Определите вид предложения.
Стиснутая черными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
1. Предложение простое.
2. ССП.
3. СПП.
4. БСП.
3. Найдите среди данных предложений ССП.
1. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми корзинами.
2. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
3. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
4. В предложении опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок.
5. Найдите СПП.
1.Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
2.Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.
3.Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
4.Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
6. Прочитайте предложение:
Только исследую какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
Придаточное предложение в нём стоит:
1.Перед главным предложением.
2.После главного предложения.
3.В середине главного предложения.
7. Замените простое предложение с обособленными членами сложноподчинённым предложением.
Выйдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
8. Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Дать схему и характеристику предложению?
Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным убеждаешься что он не успел рассказать нам и сотой доли того что превосходно видел и знал.
II вариант
1. Найдите неверное утверждение.
- Простые предложения, объединяясь в сложные по смыслу, обладают интонационной законченностью.
- Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
- Союзные сложные предложения бывают сложносочинёнными и сложноподчинёнными.
2. Определите вид предложения.
Стиснутая черными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
1. Предложение простое. 2. ССП. 3. СПП. 4. БСП.
3. Найдите среди данных предложений ССП.
1. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми корзинами.
2. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.
3. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
4. В предложении опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.
Днём дул лёгкий ветерок и перепадал снежок.
5. Найдите СПП.
1.Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
2.Мост снесло во время половодья, и поэтому нам пришлось делать большой крюк.
3.Аист, как говорит народное поверье, стережёт счастье, не подпуская беду.
4.Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
6. Прочитайте предложение:
Только исследую какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
Придаточное предложение в нём стоит:
- Перед главным предложением.
2. После главного предложения.
3. В середине главного предложения.
7. Замените простое предложение с обособленными членами сложноподчинённым предложением.
Выйдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
8. Составьте из двух простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Дать схему и характеристику предложению? 1.Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шёпотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.