Доклад к педсовету; quot; СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА; quot; Материал по развитию речи на тему

Доклад к педсовету; quot; СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА; quot; Материал по развитию речи на тему

Доклад к педсовету; quot; СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА; quot; Материал по развитию речи на тему
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Значение сказки в жизни ребенка, классификация и функции сказок, роль сказки в развитии словесно-логического мышления.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 45.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 23 Невского района

Доклад к педсовету на тему: «СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

воспитатель ГБДОУ № 23

1. Значение сказки в дошкольном возрасте

2. Функции сказки

3. Классификация сказок

4. Сказка как средство развития словесно-логического мышления

1.Значение сказки в дошкольном возрасте

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети воспринимают не так как взрослые, они мыслят вещами, предметами внешнего мира. Их мысли связаны только с конкретными образами.

Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.

Ирина Токмакова говорит, что «никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален, а сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека».

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий. Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду.

Сказка является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. Как справедливо отмечала Ю.А.Лебедева, «любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит».

Е.А.Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия, дети не любят плохого конца – герой должен быть удачлив, так как ребенок, как правило, ставит себя на его место, мысленно действует, борется с его врагами.

Можно смело говорить о том, что сказкам принадлежит большая роль в развитии личности ребенка. Дети рано приучаются правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально – этические нормы поведения в обществе.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической теории. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение «слушать» формируется у дошкольников в процессе воспитания, при активном воздействии взрослого и достигает все более высокого уровня, по мере того, как развивается и совершенствуется мышление детей, обогащается их словарь, развивается воображение. Поэтому педагогика рассматривает воспитание детей средствами художественной литературы и устного народного творчества в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения.

В дошкольном возрасте происходит формирование способностей ребенка к восприятию и пониманию художественной литературы, и именно сказка готовит его к этому. Для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок должен отнестись к нему, как к изображению реальных предметов и явлений. В сказке многие действующие лица попадают в самые необычайные положения, но все эти обстоятельства нужны лишь для того, чтобы показать истинные, характерные свойства.

Можно сказать, что сказка – это важное средство развития личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Она влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.И.Максаков и др.).

Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться.

Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию детей. Д. Родари подчеркивал, что «дети долго остаются в отношении сказок консервативными; они не хотят что – либо менять в них, настаивают на том, чтобы сказка рассказывалась одним и тем же образом и почти одними и теми же словами». Потом, по его мнению, наступает момент, когда рождается потребность в новых впечатлениях от старой сказки. И тогда дети придумывают для нее новый конец или наделяют героя новыми свойствами, что способствует развитию у детей связной речи, пониманию возможности подбирать слова со сходным или противоположным значением.

Следует подчеркнуть, что чувственная сторона восприятия ребенком произведения ни в коей мере не умаляет роли языка и мышления и, тем более, художественного слова, которое ведет ребенка по линии чувственно – образного и абстрагирующего мышления.

А.М.Леушина справедливо утверждает: «Наглядное представление о ситуации рассказа или сказки создается через понимание контекста, смыслового содержания слов и тех речевых конструкций, с помощью которых оформляет свою мысль автор или рассказчик. Так ребенок привыкает контекстную речь переводить на язык наглядных образов, и, обратно, наглядные образы своих собственных представлений и переживаний он тоже мало – помалу приучается выражать с помощью развернутой, структурно – оформленной контекстной речи».

Таким образом, сказка создает у ребенка потребность в новой структуре речи, а ее форма дает необходимые для этого образцы, которые в ходе своего развития он осваивает.

Е.А.Флерина также говорит о целесообразности использования сказок для развития связной монологической речи дошкольников. Она считает, что «лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка».

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут видны ее несомненные преимущества. Например, миф. Он тоже говорит на языке образов, но он пессимистичен, а дети не любят плохих концов, поэтому не воспринимают миф как рассказ о чем-то интересном и захватывающим.

Мораль басни, ее нравоучительный характер больше подходит взрослому, а не ребенку. Дети понимают, что, например, делать так нельзя, но басня не дает ответа на вопрос «Почему?». В сказке же ясна причина, по которой следует руководствоваться тем или иным принципом.

Если же сравнить сказку с реалистическим рассказом, то становится ясно, что он психологически неправдоподобен для ребенка, так как его мышление еще неподготовлено для восприятия реальности в чистом виде.

Литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Всем этим требованиям удовлетворяет только сказка. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.

2. Функции сказки

Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что «лишь условно их можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую». К познавательно – нравственной функции она относит развитие и активизацию воображения, образного мышления, расширение представлений о мире, освоение моделей человеческого поведения, формирование эмоционально – ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. К эстетической функции Н.Короткова относит приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи.

Ю.А.Лебедева выделяет шесть основных функций сказок:

  • функцию социализации;
  • креативную функцию;
  • голографическую функцию;
  • развивающе – терапевтическую функцию;
  • культурно – этническую функцию;
  • лексико-образную функцию.

Функция социализации состоит в приобщении новых поколений к общечеловеческому и этическому опыту. В данном случае сказка приходит на помощь человеку и раздвигает границы его индивидуального жизненного опыта.

Креативная функция – это способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление

Голографическая функция проявляется в трех формах:

  1. способность представлять мироздание в его трехмерном пространственном и временном измерениях;
  2. потенциальная способность актуализировать все органы чувств человека и быть основой для создания всех видов, жанров эстетического творчества;
  3. способность в малом представлять большое.

Развивающе — терапевтическая функция сказки представлена в активном воздействии на эмоционально – образный потенциал личности и способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья.

Культурно – этническая функция проявляется в историческом отражении уклада народа, его языка, его менталитета, его традиций и обычаев.

Лексико-образная функция сказки – это способность формировать языковую культуру человека, владение многозначностью народной речи, ее художественно – образным богатством.

Как говорилось выше, сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательным значением. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Конечно, образовательное значение зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно стараются использовать нужные моменты в сказке, ставя в ходе рассказывания наводящие вопросы. Одним из главных условий чтения сказки является эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому: он выступает проводником детей в миры, создаваемые сказкой, как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, то есть сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

3. Классификация сказок

Изучению русского фольклора и, в частности, сказок посвятили свои работы братья Б. и Ю. Соколовы, А.Н.Никифоров, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, В.Я.Пропп, М.Н.Мельников и многие другие. Ученые по – разному трактовали понятие «сказка». Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие говорили о том, что в сказках показана окружающая действительность глазами народных рассказчиков, а третьи называли сказкой все то, что «сказывалось».

Для того чтобы определиться с понятием сказки, необходимо проанализировать исторические предпосылки возникновения классификации сказок.

Сказки чрезвычайно разнообразны и многогранны, поэтому их изучение требует выделение видов. Проблемами описания сказки занимались мало, предпочитая взять ее как нечто готовое, целое. Сказки начали классифицировать в середине 19 века. Они разделялись и по разряду, и по сюжету.

Одним из первых составителей и исследователей сказки стал А.Н.Афанасьев. В основу его классификации легло два принципа: сюжетный и принцип типизации героя. По сюжету сказки А.Н.Афанасьев выделяет:

  • сказки – цепочки;
  • сказки о животных;
  • волшебные сказки;
  • бытовые сказки.

Немного позднее появилась классификация В.М.Миллера. Он разделяет сказки на три вида:

  • сказки с чудесным содержанием;
  • сказки бытовые:
  • сказки о животных.

Дальнейшая классификация принадлежит Вундту. В своей работе «Психология народов» он предлагает следующее деление:

  • мифологические сказки – басни;
  • чистые волшебные сказки;
  • биологические сказки и басни;
  • чистые басни о животных;
  • сказки «о происхождении»;
  • шутливые сказки и басни;
  • моральные басни.

В 1924 году появилась книга Р.М.Волкова, в которой он определяет 15 сюжетов сказки:

  • о невинно гонимых;
  • о герое – дурне;
  • о трех братьях;
  • о змееборцах;
  • о добывании невест;
  • о мудрой деве;
  • о заклятых и зачарованных;
  • об обладателе талисмана;
  • об обладателе чудесных предметов;
  • о неверной жене и т.д.

Антти Аарне – один из основателей финской школы. Представители данной школы занимаются сравнением вариантов сюжетов сказок по их мировому распространению. Аарне выделял следующие разряды сказок:

  • сказки о животных;
  • собственно сказки;
  • анекдоты.

В каждом перечисленном разряде он создал подразряды, которые, в свою очередь делятся на разновидности. По мнению Аарне, волшебные сказки можно разделить на следующие категории:

  • чудесный противник;
  • чудесный супруг (супруга);
  • чудесная задача;
  • чудесный помощник;
  • чудесный предмет;
  • чудесная сила или умение;
  • прочие чудесные мотивы.

Как считал, В.Я.Пропп все вышеперечисленные классификации имеют недостатки и несовершенны, так как в их основу положены не совсем верные признаки и принципы деления. Он в качестве дифференциального признака для классификации выбрал структурный принцип. Согласно его концепции, все сказки отличаются некоторыми структурными закономерностями, то есть независимо от сюжета, детали сказки имеют общие типы строения. В.Я.Пропп выделяет основные типы.

Кумулятивная сказка, или сказка-цепочка, основана на многократном повторении одного и того же звена, в результате чего происходит нагромождение, цепь или последовательный ряд встреч. Такие сказки обладают особой композицией, тяготеют к ритму и рифме («Теремок», «Колобок», «Репка» и др.).

В.Я.Пропп выделяет 10 типов сказок – цепочек:

. отсылка, вызванная бедой;

. ряд избегнутых или осуществленных пожираний;

. ряд мен или обменов;

. напрашивание в избу и изгнание из нее;

. ряд приобретений или наград;

. ряд действий невпопад;

. ряд отказов в помощи;

. цепляние друг за друга;

. убивание о пустяках;

.многократное спрашивание или рассказывание.

В.Я.Пропп собственно сказкой называл только волшебную сказку. В качестве определения он выбрал следующее: «волшебная сказка есть рассказ, построенный на чередовании. функций в различных видах, при отсутствии некоторых из них для каждого рассказа и при повторении других».

Таким образом, можно говорить о том, что волшебная сказка выделяется не по признаку волшебности или чудесности, а по совершенно четкой композиции. Практически всегда волшебная сказка начинается с какой – нибудь «беды» — это может быть нарушение запрета, похищение, разлука. Затем появляется герой, отправляющийся на поиски, встречает на пути дарителя, который передает ему волшебные предметы и т.п. Какие – то действия могут быть пропущены или изменены, но структура всегда сохраняется.

В.Я.Пропп считает, что рождение сказки связано с упадком верования. Он выделил три принципа, по которым строятся все сказки мира:

-постоянными элементами сказки являются функции действующих лиц;

-число функций ограниченно;

-последовательность функций всегда одинакова.

В.Я.Пропп выделил и описал 31 функцию. Джанни Родари выбрал из них 20. А Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова, учитывая особенности дошкольного возраста, выделили шесть функций:

  1. «Обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;
  2. герой встречается с дарителем (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание;
  3. герой получает от дарителя волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый предмет;
  4. герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание;
  5. герой побеждает противника и получает искомый объект;
  6. герой возвращается домой и получает заслуженную награду».

Сказки о животных имеют своеобразную структуру, что отличает их от других сказок. Композиция такой сказки состоит из четырех частей:

  1. экспозиция – одно – два предложения, рассказывающие об изначальном положении дел;
  2. завязка действия – появление героя – антагониста:
  3. кульминация – схватка истинного героя с героем – антагонистом, повторяющаяся трижды;
  4. развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет.

С.В.Гольцер отмечает, что «сказка о животных имеет жестко фиксированную систему героев: герой-жертва (Заяц или Петух, реже Волк), герой-антагонист (Лиса, Волк, Медведь), истинный герой (Петух, Кот).

Бытовые сказки, или новеллистические, не имеют четко выраженной структуру, а состоят из отдельных эпизодов. Отличительной особенностью бытовых сказок является комический эффект. Как правило, их герои реальные люди – представители различных социумов, действие разворачивается в реальном мире и не переходит в ирреальное пространство.

Все вышеперечисленные классификации относятся к народной (фольклорной) сказке, но не стоит забывать, что сейчас существует много и авторских (литературных) сказок. Авторская сказка тесно связана с народной, но, в отличие от нее, имеет автора. Именно авторское воображение, его представление о добре и зле создает особый мир литературной сказки. В некоторых авторских сказках использованы переработанные фольклорные сюжеты и образы, однако это не меняет сути дела – литературная сказка выражает, в первую очередь, взгляд на мир, присущий конкретному писателю, а не всему народу. В отличие от фольклорной сказки, она создается на материальном носителе, не допускает внесение изменений и можно с высокой точностью определить время ее создания. Это основные отличительные признаки.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сказка – это занимательный рассказ (устный или письменный) о невероятной, но поучительной истории.

4.Сказка как средство развития словесно-логического мышления

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе ребёнка с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

Раскрывая значение сказки как педагогического средства, надо признать, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно.

Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиции и даже на бытовые мелочи.

Конечно, образовательное значение сказок зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно такие моменты всегда стараются использовать, ставя в ходе рассказывания сказки вопросы вроде: «Как вы думаете, ребята, сколько было всего котлов? Сколько горшков?» и т. п.

Дети рано приучаются верно, оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально — этические нормы поведения в обществе.

К изучению сказки обращаются философы, раскрывающие ее смыслы как формы духовного опыта человечества. Филологи, прежде всего фольклористы, размышляющие о » сказочном наряде памятливой души народа». Этнографы и историки, привлекаемые тем, что подобно культурному археологическому срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном сказочном пространстве; а так же представители многих других дисциплин.

Тема сказки была объектом неутихаемых споров и дискуссий на протяжении всей истории существования психологии как самостоятельной области науки.

Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием воспитывающего, развивающего, психодиагностического, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознается в широких кругах психологов. Однако и на сегодняшний день нельзя сказать о том, что он максимально востребован, что может объясняться неоднозначностью решения вопроса о его сущности, масштабах в исследовательском и теоретическом планах.

Особенно остро рассматриваемый вопрос должен стоять при разработке различных технологий использования сказок в работе с ребенком.

Ребенок в силу того, что он совершенно иначе воспринимает и взаимодействует со сказкой, чем взрослый, и, следовательно, сравнения с подобными процессами восприятия и взаимодействия со сказочным материалом у взрослого невозможны.

В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, большинством авторов называется процесс идентификации ребенка с главным героем сказки, которому способствует ряд специфических особенностей, свойственных и сказочному сюжету, и характеристикам персонажей, и устройству сказочному мира в целом.

В терминах аналитической психологии К.Г. Юнга сообразность сказки природе ребенка сводится к тому, что архетипические символы, наиболее прямо представленные в этом жанре фольклора, составляют «первоначальный разум» ребенка, еще не вытесненный прижизненным опытом и привычкой логического мышления в область бессознательного. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется также их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно- следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки, ее предикативностью, семантической неперегруженностью и т.д.

Несмотря на все многообразие взглядов на проблему сказки в психическом развитии ребенка, все авторы солидарны в признании её несомненного существования. Причем многие из них склонны полагать, что её положительный характер очевиден лишь при рассмотрении сказки фольклорного происхождения. Развивающий и воспитывающий потенциал авторских сказок, а также психологические механизмы их воздействия на ребенка, находящиеся в их распоряжении, остаются для многих исследователей под большим вопросом.

Сказка имеет свой язык – лаконичный, выразительный, ритмический. Он близок ребенку, хорошо им воспринимается, поэтому и служит прекрасным образцом для развития речи. Сказка старается ненавязчиво научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению, что, естественно, благотворно влияет на ее восприятие. Сказка проста, но в тоже время загадочна. Она предлагает ребенку образы, которыми дети наслаждаются, и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.

Сказки умело использовались народной педагогикой. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями.

Важнейшими средствами развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, разнообразны малые формы – потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен.

Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека. М.Н.Мельников считает, что именно этим предопределен язык страшилок: «Фантастика для ребенка – средство познания окружающего мира: встреча с необычным, таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать».

Л.С.Выготский говорил о том, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии».

По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Воспитание средствами сказки представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – всестороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.

  1. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. //Дошкольное воспитание. – 1996. — №5. – С.79-84.
  2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
  3. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании дошкольника. – М.: Педагогика, 1972. – 150с.
  4. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. — №8. – С.34-41.
  5. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 358 – 369.
  6. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с.
  7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160с.
  8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. – 240с.
  9. Нам весело. / Сост. Ф.М.Орлова, Е.Н.Соковнина. — М.: Просвещение, 1973. – 207с.
  10. Недоспасова В.А. Растем играя. — М.: Просвещение, 2002. – 96с.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998. – 512с.

  1. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 319 – 331.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 488с.
  3. Сказка как источник творчества детей. / Научный руководитель Ю.А.Лебедева. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
  4. Смирнова Е.А., Ушакова О.С. Использование серии сюжетных картин в развитии связной речи дошкольников.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – С. 434 – 439.
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector