Доклад на тему: Слова-паразиты в речи учеников

Доклад на тему: Слова-паразиты в речи учеников

Доклад на тему: Слова-паразиты в речи учеников
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Содержание

Оглавление

І. Введение 3 – 4
ІІ. Основная часть4 – 10
1. Теоретическое содержание исследования:
1. Определение термина4-5
2. Причины употребления 5
3. Список литературных слов- паразитов
4. Как слова-паразиты характеризуют человека
5. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся_
6. Способы избавления от слов-паразитов
ІІІ. Заключение _10
Литература__11

I.Вводная часть

«У каждого времени есть свой вербальный вирус, нечто вроде лихорадки на губе. У нашего
поколения это словечко «как бы». Все реже человек говорит, все чаще – как бы хочет
сказать».

Актуальность моего исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий»
русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной,
невыразительной.

Цель моего исследования: изучение распространения слов-«паразитов» среди учащихся
нашей школы.

Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Выявить наличие и причины возникновения в речи учащихся слов-паразитов;
3. Выявить путем анкетирования и анализа ,наиболее употребляемые школьниками словапаразиты;
4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Для этого я:
1.Изучил теоретический материал о словах-паразитах;
2. Наблюдал за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3. Провел Анкетирование;
4.Сделал анализ полученных результатов

Объект исследования: речь учеников СШИ №28.

Моя Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке
употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей
речи и к собеседникам.

Практическая значимость выбранной темы заключается в том, что она может стать основой
для привлечения более пристального внимания к данной проблеме, углублённого
исследования причин употребления слов-паразитов и наиболее эффективных путей
избавления от них.

Новизна данной работы заключается в поиске и представлении некоторых рекомендаций для
снижения риска появления слов-паразитов в речи
В качестве основного источника информации я использовал литературу по русскому языку и
культуре речи.

«Слова-паразиты» – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие
никакой смысловой нагрузки— лингвистическое явление, выраженное в употреблении
лишних и бессмысленных в данном контексте слов , вроде «типа», «как бы», «это самое»,
«собственно», «понимаешь», «а именно» и другие. Такое явление наблюдается или в связи с
недостаточной речевой культурой говорящего, или . в связи с тем, что говорящий
затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.
Проще говоря, это слова-связки, накрепко вошедшие в разговорную речь человека и
ставшие привычкой. Эти совершенно пустые слова сбивают ритм речи и мешают ее
пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а
слушатель очень устает.
Красивая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному
языку. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

Причины употребления «слов-паразитов».

Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности
словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова
возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с
речью.
Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например,
чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных
случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О
том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда,
когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в
данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а
отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои
«видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над
тем, что и как ответить.
Есть и индивидуальные слова-паразиты, характерные для одного конкретного человека.
Итак, причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

1.Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное
слово)
2.Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3.Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4.Мода на некоторые слова

Список некоторых литературных слов-паразитов: собственно говоря, в некотором роде, как говорится, как бы ,так сказать ,в общем и др.

Наиболее часто употребляемые слова-паразиты у подростков: типа, как бы, блин, короче, прикинь, ну ваще, че-кого…..

Как слова-паразиты характеризуют человека: Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто. Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни. «Короче» – человек не расположен к общению.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе.«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
Первая группа: Стараются объясняться исключительно языком Тургенева, но…злоупотребляет эпитетами и крылатыми выражениями.
Вторая группа: Лидирующую позицию занимает определение «модно». Этилюди просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.
Третья группа: Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.

Я провел анкетирование среди учеников 5-9 классов.

Вопросы для анкетирования:

-Какое по Вашему мнению у Вас самое (ые) распространённое (ые) слово (а)-паразит (ы)?
-Почему Вы его (их) употребляете?
-Часто ли Вы его (их) используете.
— Считаешь ли ты, что эти слова:
А)засоряют речь говорящего;
Б)украшают речь говорящего;
В)помогают сформулировать речь говорящего?

Мне удалось выявить следующие результаты:

Первый вопрос доказал актуальность поднятой проблемы.

На вопрос, Какое по Вашему мнению у Вас самое (ые) распространённое (ые) слово (а)-
паразит (ы)? 60,8% учащихся ответили, слова: « Короче, типа, блин, прикинь».
23,6% ответили, «вообще-то, значит, так сказать, просто,» 21,6% — «ваще, -че-кого» . Это
показывает, что «слова-паразиты» употребляют практически 96 % учащихся нашей школы.

Второй вопрос звучал так: -Часто ли Вы его (их) используете?. -на этот вопрос 36 учеников,
что составило 70,6% опрошенных, дали положительный ответ «да», 15 учеников, что
составило 29,4% опрошенных, ответили «Нет».

Почему Вы его (их) употребляете? Дать ответ смогли только 37,3%, а подавляющее
большинство это 62,7% опрошенных учащихся не смогли объяснить. Из этого следует, что
многие ученики не следят за своей речью.

На Четвертый вопрос: Считаешь ли ты, что эти слова:
А)засоряют речь говорящего;
Б)украшают речь говорящего;
В)помогают сформулировать речь говорящего?

39 учеников, что составило 76,5% опрошенных, ответили «Да- засоряют», 12 учеников, что
составило 23,5% опрошенных, ответили ,что помогают сформулировать речь говорящего? .

На вопрос, замечаете ли вы слова-паразиты в речи своих собеседников? 86,3%
старшеклассников ответили, что да замечают и только 13,7% — нет, не замечают.

Из вышеизложенного следует, что подавляющее большинство учащихся употребляют слова-паразиты. А значит речь учеников, засорена . Слова-паразиты вошли в нашу речь и стали настолько привычными, что большинство опрошенных не замечают их в речи своих
собеседников.

III. Заключение

Вывод: Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся , я могу сделать вывод, что слова-паразиты — это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает. На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего словапаразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью. В ходе исследовательской работы я убедился, что среди учащихся нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов».,самыми распространенными словами- «паразитами» стали слова «блин», «короче»; «типа», эта проблема прогрессирует все больше и больше;слова-«паразиты» сильно коверкают нашу речь, мешают нам правильно и грамотно выражать свои мысли. Данная исследовательская работа поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», — писал И.С. Тургенев

Рекомендации школьникам.

Способы избавления от слов-паразитов. В литературе я нашел несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них. 1.Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. 2. Не нужно бояться тишины. 3.Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова- «паразиты». 4.Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема. 5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. 6. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова. 7.Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. 8.Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. 9.Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить.

IV. Литература

1.Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. juliadar@mail.ru..
2.Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев — Одесса, 1984
3 Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004
4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
5.«Словарь по общественным наукам» http:// www/ i-u / biblio / archive / kuitura %5Irehti / 07/ aspx. 1
6. Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.
7.«Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
8.www.gramo

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector