Доклад; Традиции и современность; Образовательная социальная сеть

Доклад; Традиции и современность; Образовательная социальная сеть

Доклад; Традиции и современность; Образовательная социальная сеть
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Народное исскусство вчера, сегодня и завтра.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_traditsii_i_sovremennost.doc 138.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская художественная школа декоративно-прикладного искусства»

«Традиции и современность»

Преподаватель : Герман Л.В.

Традиции и современность

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства . Народное искусство — наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры.

«Любая традиция — это бывшая инновация, и любая инновация — в развитии будущая традиция. В самом деле, ни одна традиционная черта не присуща любому обществу искони, она имеет свое начало, откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией. И то, что мы видим как инновацию, либо не приживется в культуре, отомрет и забудется, либо приживется, со временем перестанет смотреться как инновация, а значит, станет традицией»

Каждая новая традиция первоначально выступает как инновационное действие, и именно путем апробирования инноваций коллективным опытом та или иная из них может войти в число традиций. Вместе с тем по всему ходу развития человечества должно сохраняться определенное соотношение между традиционным и инновационным, и только такое сочетание дает возможным обществу и сохраняться в своей самобытности, и приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. С этой точки зрения традиция — это и фактор адаптации (конкретного сообщества), и результат адаптации (предшествующих данному сообществу поколений).

Инновация только тогда приживается в социуме, когда вписывается в систему имеющихся значений социокультурного опыта, согласуется с имеющейся традицией или порождает новую традицию.

Вплоть до шестидесятых годов нашего века научный взгляд на понятие “традиция” определялся тем подходом, который был сформулирован Максом Вебером и сводился к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. Традиционные институты, обычаи и способ мышления рассматривались как препятствия к развитию общества. Собственно, интерес исследователей сосредотачивался на проблемах модернизации, и потому традиционные черты определялись главным образом в негативных терминах, как оппозиция модернизации. Соответственно, если исходить из данной точки зрения, процессы модернизации всегда подрывают, ослабляют и вытесняют традицию. Традиция рассматривалась как явление отмирающее, неспособное ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. На традиционные явления культуры смотрели как на рудимент, который должен был исчезнуть по мере все возрастающей активности модернизационных процессов.

Начиная с семидесятых годов все чаще стала высказываться мысль, что традиция и инновация, традиция и современность, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, Л. и С. Рудольфы на примере Индии показали, что даже те традиционные институты (каста, расширенная форма семьи и т.д.), которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные и потому безоговорочно противостоящие силам современности, прежде всего экономическому развитию, в действительности не только сосуществуют бок о бок с современными институтами, но и приспосабливаются к их требованиям, видоизменяясь при этом и по существу, выступая в качестве проводников современности в условиях данной традиционной социальной организации.

«Мы живем в современном мире и понимаем свою эпоху как эпоху модерна. Модерн — это, можно сказать, патетически современный мир. Но конкретный человеческий опыт никогда не бывает только современным. Будучи только современным, он бессмыслен, это — ‘информация’, лишенная культурных обертонов и не сопровождаемая переживанием. Как сказал когда-то Вальтер Беньямин, смысл опыту придает традиция».

Очевидно, что традиционность — это свойство содержания любой цивилизации, а конкретные традиции — ее элементы. Более того, характер традиций определяет сам облик цивилизации. Чем устойчивее традиции, тем устойчивее и цивилизация. Важно также соотношение между традиционным и инновационным в жизни цивилизации. С этой точки зрения различают «традиционные» цивилизации и обычные: в «традиционных» соотношение традиционное/инновационное сдвинуто в пользу традиционного, и такие цивилизации развиваются медленно, что может вести к отставанию их в развитии от других цивилизаций, а следовательно, и делать их уязвимыми к внешнему недоброжелательному воздействию. К примеру, цивилизации ацтеков, инков, майя при встрече с представителями европейском цивилизации — испанскими завоевателями.

Если традиция — консервативный элемент цивилизации, то культура — инновационный. При этом «традиционность» может — вторично — распространяться и на инновационность: в этом плане культура — явление, которое свойственно жизни человечества в ходе всей его истории, т. е. традиционное, она выступает как особое качество его деятельности. При этом «традиционными» становятся именно формы проявления культуры как инновационной деятельности, формы проявления творчества в его образной форме, а не сама культура как неотъемлемое свойство жизнедеятельности человека.

В любом обществе должны быть и традиции и инновации. Если в обществе не будет инноваций, то его поглотят инновационные общества. Если же общество будет состоять только из одних инновации, то оно распадется само, так как не будет традиций, одно из ролей которых объединяющая.

Особенности проявления архетипических форм традиций поведения в современной России

В нашей стране существуют множество разнообразных традиций. Некоторые существуют уже много столетий, другие же только появляются. Мы продолжаем соблюдать традиции просто, потому что привыкли к ним, но не помним уже, откуда они взялись.

Некоторые традиции в нашей стране уже существуют много лет, другие же только появляются. Но есть и традиции, которые заимствованы с Запада. Например хиппи, панки, яппи — корректные молодые бизнесмены с компьютерами и собственным кодексом поведения, позволяющим им держать дистанцию по отношению к традициям и обычаям ‘нормальной’ повседневной жизни.

Есть и такие традиции, которые заимствованы с Востока. Это йога, буддизм, индуизм, кришнаизм, различные школы восточных единоборств с соответствующим доктринальным содержанием — все это, часто через посредство Запада, интегрируется в современную русскую культуру.

Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Сохраняя нравственные идеалы национальной культуры, художественные промыслы накапливают уникальный опыт коллективного и индивидуального художественного творчества, ручного и механизированного производства. На протяжении столетий создавались многообразные изделия, сформировавшиеся как объекты гармоничной материальной предметной среды, окружающей человека и служащей ему.
Профессиональные художники многих поколений всегда находили и будут находить в богатейшем арсенале народного искусства черты, созвучные современности, и плодотворно используют их в своем творчестве. В настоящее время существует устойчивый интерес специалистов к тем областям народного творчества, которые нацелены на создание совершенных эстетических и практических свойств объектов материальной среды. В значительной мере этот интерес сосредоточен в области дизайна, объекты которого сочетают в себе совокупность эстетических, функциональных, эргономических и технологических свойств.

Кроме того существуют и такие традиции, которые существовали в прошлом и сейчас возвращаются в жизнь людей. Возрождается православие с его богатейшим культурным багажом.

В праздниках
В семьях существует тоже множества традиции. Некоторые идут из древности, некоторые появились только недавно, некоторые уходят, некоторые продолжают жить. Так постепенно ушла традиция обращаться на Вы между супругами. Кроме общих для всех традиций, таких как традиция отмечать Новый год в семейном кругу, но сейчас она уже не всегда соблюдается, у каждой семьи есть свои особенные традиции. 2.2.1. Современные новогодние традиции
Так традиция украшать на Новый год ёлку появилась лишь после 1700 года по указу Петра I. До этого на Новый год в домах стояла славянская новогодняя вишня, а не колючая ель.
Издревле считалось: каков будет первый день года, таков будет и весь год. Поэтому следовало в Новый год одеться во все новое, отложить заботы и веселиться от души всю ночь. Эта традиция продолжает существовать до сих пор: как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Поэтому и сейчас на праздник люди одевают всё новое и красивое, накрывают богатый стол, украшают квартиру и веселятся.

Что за Новый год без праздничного приветствия? «С новым годом! С новым счастьем!». Каждый год так мы поздравляем всех с Новым годом. Впервые эти слова могли быть произнесены в 153 году до нашей эры. Именно тогда древние римляне стали дарить под Новый год подарки с пожеланиями удачи и счастья. И сейчас каждый Новый год мы продолжаем дарить подарки друг другу.

Принося в дом елку, мало кто знает, что совершает обряд жертвоприношения. Когда-то люди верили, что вечнозеленая елка — бессмертное дерево. Века стерли память об этом божественном, а традиция жертвоприношения богам осталась.

Каждый год в конце декабря мы украшаем ёлку, но не задумываемся, зачем это надо. Для нас это просто дань старой традиции. В древности же традиция украшать новогоднюю елку была связана с поверьем древнегерманских племен о том, что духи скрываются в вечнозеленых елях, и, чтобы их умилостивить, надо сделать им подношения.

Некоторые новогодние традиции забываются. Так вершиной праздничного гулянья, раньше считался долгожданным лакомством пирог. Это отзвук того, что хлеб был главным блюдом на праздниках, источник и смысл всей жизни. Сейчас же пирог совсем не обязателен. Или раньше на Руси перед новогодним ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Потом стол покрывали чистой скатертью. Сейчас этой традиции тоже нет.

Исчезают старые, но появляются и новые традиции. Так в современной России существует традиция, каждый раз перед началом празднования слушать обращения президента, а после него чокаться бокалами шампанского под бой курантов, поздравляя друг друга с Новым годом.

Современные свадебные традиции.

Свадьба во все времена считалась одним из важных событий в жизни человека. Поэтому с ней связано множество обычаев и примет. Но в наши дни свадьба как строгая и сложная последовательность определенных обрядов не сохранилась. Сейчас это праздник, организованный в меру сил, возможностей, знаний родителями, молодыми, свидетелями и творческими работниками ЗАГСа. Но, несмотря на различное отношение к старине, отдельные элементы традиционного свадебного обряда все же сохранились, правда, зачастую в измененном виде.

Традиционно свадебный цикл делится на несколько этапов:

1. Досвадебные обычаи (знакомства, смотрины невест, девичьи гадания).

2. Предсвадебные обычаи (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки).

3. Свадебные обряды (выкуп невесты, свадебный поезд, венчание, свадебный пир).

4 Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

В старину редко женились по взаимной симпатии, чаще супруга выбирали родители. Но, в отличие от нынешних времен, единство и традиционность взглядов на жизнь, бытовые условия, вкусы и привычки гарантировали не меньшее число благополучных семей.

Где можно встретить свою вторую половину? В наши дни это может случиться где угодно. А раньше, если не считать браков по расчету, юноши и девушки могли познакомиться в отведенное специально для этого время и в определенном месте. Это были традиционные народные гуляния на святки, на Пасху, на Троицу и вечеринки, обычно осенью и зимой.

Свадьба была главным праздником в жизни девушки. Она ждала замужества, ждала свадьбы, и таинственный избранник тревожил душу. Поэтому почти все девичьи гадания – о суженом и будущей семейной жизни.

Одинаковым практически для каждого россиянина был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия были различны. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую.

Сегодня объективные изменения в обществе, в отношениях между мужчиной и женщиной изменили также и свадьбы. Досвадебные обычаи потеряли свою актуальность. Сейчас во многом эти обряды стали развлечением, шуткой. Поэтому в современной свадьбе можно выделить следующие этапы:

1. Предсвадебный (предложение руки и сердца, знакомство семей, помолвка, девичник, мальчишник).

2. Свадьба (выкуп невесты, свадебный кортеж, церемония регистрации брака, свадебное застолье).

3. Послесвадебный (второй день, визиты, медовый месяц).

В современной свадьбе набор обрядов также очень сильно отличается от местности и категории населения. Но, конечно, есть и общие моменты. Это знакомство и представление родителей и молодых друг другу. Договор о дне свадьбы и расходах. Возможно устройство помолвки, а накануне свадьбы – мальчишника и девичника. Редкая свадьба обходится без выкупа невесты. После выкупа все едут в ЗАГС красивым свадебным кортежем. Регистрация брака проходит по строго регламентированным правилам, с которыми вас ознакомят работники ЗАГСа.

Но и теперь свадьба сохраняет свое важное, сакральное значение как переход от одной, холостой жизни к семейной, со своими радостями и обязанностями. Решать, будут они следовать традициям, обрядам, ритуалам или нет, и каким именно: старинным или современным, в которых неким образом переплелись языческие, христианские и атеистические взгляды, молодожены должны сами.

В одежде и моде

Это относится к созданию костюма — бытового и сценического. Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры. Пути творческой трансформации источника разнообразны. Дать творческому специалисту готовые рецепты, как сделать костюм красивым, выразительным практически невозможно.
Народная одежда, обувь, создавшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Формы одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от климатических условий и уровня развития производительных сил, от занятий народа и сложившихся исторических условий. Народный костюм в своих классических, веками сложившихся формах сконцентрировал вековой опыт народа. Именно поэтому для большинства художников основной смысл и ценность народного костюма, логике форм и конструкций, рациональности и целесообразности.

Изучение образцов народного творчества в музейных коллекциях страны убеждает, насколько органично в народном костюме соединены утилитарные и эстетические качества. именно благодаря такому соединению были созданы предельно целесообразные, а поэтому чрезвычайно важные вещи. Жизненная основа народного искусства, как и костюма, в том, что оно всегда было обращено к человеку, к его повседневной жизни, что и сделало его понятным. Искусство народа формировалось в течение длительной истории, сохраняло все самое ценное и оправданное жизнью, убирало все случайное.

Современный костюм оказывается созвучным народному в использование похожих рисунков, в игре фактур материалов или общем колористическом решении. Весь ансамбль часто строится на применении элементов, характерных для народного костюма. Меховые головные уборы, сапоги, пояса уместно подчеркивают в современном костюме национальные особенности. Народный костюм, в котором согласованы и соподчинены все детали, подсказывает варианты решений современной одежды в ансамбле. В народном костюме соединены искусство обработки кожи, плетение, ткачества, аппликации и вышивки. Традиционный костюм каждого народа является памятником народного искусства, художественным ансамблем, главным в котором является сам человек.

В интерьере дома

Дизайн дома и офиса влияет не только на имидж хозяина, но и в значительной степени формирует его быт, душевное настроение, представление о себе. В минувшем веке в искусстве создания интерьеров произошло несколько революций. И сейчас мы наблюдаем великое разнообразие предлагаемых дизайнерских решений, стилей и подходов. За последние десять лет слова «дизайн» и «офис» стали у нас по-настоящему культовыми Сегодня Россия стремится поскорее расстаться с пресловутым «совком», который берет начало с 50-х годов после смерти Сталина и отличается умопомрачительной дешевизной и безвкусицей внутренних помещений. Сейчас российские магазины предлагают новейшие отделочные материалы и технологии, нет недостатка и в ультрасовременных «дизайнерских проектах». При желании и при наличии необходимых средств вы можете оформить свою квартиру или офис не хуже, чем в «лучших домах Европы».
И хотя интерес к проблемам интерьерного дизайна в минувшее десятилетие был очень большим, эйфория от «дизайнерской революции» начала спадать. Между тем вкусы и пристрастия российских заказчиков стали гораздо более изощренными. И наряду с понятным желанием копировать новинки западной моды возник интерес к древним, традиционным принципам формирования жизненной среды. В первую очередь широкую публику заинтересовало все китайское и японское. Стремление приобщиться к целостной и древней традиции и обустроить свое жилище в соответствии с ней выражает, однако, очень глубокую духовную потребность нынешнего человека. И если тут не могут помочь китайцы, может быть, стоит обратиться к нашему собственному наследию? Тем более что на Руси, как и в других странах, тоже существовали свои вековые законы организации жизненного пространства. Чтобы убедиться в этом, достаточно побыть подольше внутри старинной постройки XVI—XVII веков. Зимой там не холодно, а летом не жарко, глаз отдыхает на полукруглых сводчатых потолках, помещение хорошо поглощает шум и при этом обладает своеобразными акустическими свойствами. Но главное — в таких домах по непонятным причинам начинаешь чувствовать себя лучше, душа успокаивается, а мысли проясняются. Вероятно, такое благотворное воздействие старинных палат на современного человека не случайно, а обусловлено искусством их создателей. А раз такое искусство было, значит, его можно попытаться возродить
В очень популярном на Древней Руси толковании на Шестоднев (история Творения мира Богом) святого Иоанна Экзарха Болгарского рассказывается, как «…во дворце сделано перекрытие посередине (между верхом и низом), так и Господь как бы построил единый храм между землей и небом и создал перегородку (перекрытие) — второе небо…». Космос здесь уподобляется дому, а дом — храму. Мир для человека подобен дворцу, а в своем жилище, как и в храме, человек должен приобщаться к Творцу и воздавать Ему подобающую славу. Замечательный историк древнерусской архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев показал, что и город Москва в целом строился по образу Небесного Града и самой своей структурой должен был задавать определенное отношение к жизни.
Трудно даже представить, насколько далеко мы отошли от тех принципов, которые вдохновляли создателей и обитателей древнерусских домов. При разработке дизайна современного интерьера обычно исходят только из двух соображений: во-первых, функциональности, а во-вторых, художественного вкуса и оригинальности. О духовной же стороне при устройстве среды обитания почти всегда забывают. Жилище становится все более атеистическим. И в современной квартире часто для иконы не находится места: она, видите ли, совсем «не вписывается» в интерьер.
И все же кроме тенденции обезбоживания интерьера существует и другая, способная при благоприятных условиях привести к противоположному результату. Сегодня наиболее «продвинутые» дизайнеры и фирмы-производители модельной мебели стараются тщательно изучать душевный мир, образ жизни и быт, привычки и духовные ориентиры заказчика, чтобы приспосабливать к ним свои изделия. Поэтому, учитывая нарастающее желание многих русских людей привести свою среду обитания в соответствие с духовными приоритетами, можно надеяться, что в ближайшем будущем появится новое направление в дизайне, которое будет стремиться воплощать в современных формах традиционные для России принципы. По-прежнему, как и в предыдущий период, новизна интерьера, его привлекательность и «обновление» достигаются с помощью предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Так, полы покрываются паласами, а коридоры устилаются домоткаными половиками, такие же коврики вешаются на стенах (горизонтально или вертикально в несколько рядов). Мебель покрывается салфеточками, как в далекие 20 -30-е годы (кружевными, вышитыми). Большую роль в украшении интерьера, особенно шкафчиков, полок играет игрушка (дымковская, пензенская, филимоновская) — всевозможные барыньки, всадники, павлины, а также керамика, фарфор. Гжельские изделия занимают одно из важных мест в квартирах многих горожан, их коллекционируют, выставляют на специально изготовленных полках, шкафах и т.д. В коридорах развешиваются деревянные маски, керамические тарелки, устанавливаются «галошницы», вазы для зонтиков, ставятся стулья-чурбачки. Кухня у многих превращается в разноцветную шкатулку-разные досочки, ложки, прялки, плетеные абажуры, полочки, подставки, в которых много выдумки, изобретательства.

Так в условиях современности возрастает особенно роль декоративно-прикладного искусства, его задача — наполнить абстрактное пространство живыми эмоциями.

слова А.Синявского (“Голос из Хора”):

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

Народная кукла как современное педагогическое средство.

Процесс взаимодействия ребенка с окружающим его миром формирует определенные стереотипы поведения школьника. Подлинным барьером негативному воздействию современного мира на человека является искусство. Как отмечал СТ. Шацкий, «. искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развивать эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменять его поведение».

Современному, а особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой – общеизвестны веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным датам. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

К сожалению, мы люди 21 века видим в этих традиционных куклах только внешние, декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение. Символика многих праздничных обрядов со временем утратилась.

Отечественная практика использования искусства в условиях школы достигла в последние годы значительных успехов и показывает, что различные виды и средства искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы, происходящие в организме, так и на психоэмоциональное состояние школьников.

Воздействие искусства на субъект (арт-терапия) проявляется в реконструировании в условиях психотравмирующей ситуации переживаний, связанных с художественно-творческой деятельностью через продукт художественной деятельности, а также в создании новых позитивных переживаний. В арттерапии используются такие виды искусства, как музыка, литература, живопись, театр. Куклотерапия — это проведение серии занятий с куклами по формированию различных эмоционально-волевых качеств у ребенка.

Кукла — это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия в кукле важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность. Кукла в детских руках может стать райской веточкой или соблазнительным плодом с запретного дерева.

Зайдите сегодня в магазин детской игрушки. Вряд ли вы найдете на прилавках образцы народной игрушки. Есть другие:

яркие китайские побрякушки, трансформе, резиновые супермены, куклы с пустыми, ничего не выражающими лицами.

Может быть, покажется странным, но резиновый ящер и очаровательная кукла Барби созданы друг для друга, сопряжены в единокровную семью поработителей души ребенка. Барби — это гиперигрушка, ее идеал потенциально недостижим. За именем этой пластиковой куколки стоит огромная фирма-производитель. У Барби нет существенной глубины, как и у электронных мягких игрушек, поэтому ребенок относится к ней неестественно, сила детской души уходит в никуда.

Американский терапевт и сексолог Джек Уилки так пишет об этом: «О, эти роскошные красавицы с телами взрослых женщин. Играя с такой куклой, девочка постигает то, что целью ее жизни, должно быть — вырасти такой же красоткой, и чтобы рядом был такой же друг — мужчина, а не папа. Безобидная игра с куклой-красавицей, с ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом». Не подвергая сомнению, выводы американского врача, думаю, что он все же не совсем прав, объясняя без духовность Барби взрослым типажом куклы. Ведь куклы-пупсы появились лишь с середины XIX в. В нашей стране детский типаж вытеснил кукол-дам только во второй половине прошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин, и инстинкт материнства у девочек не угасал. Почему же опасной оказалась именно Барби?

«Нет искусства, если нет преображения», — писал французский художник Поль Гоген.

Что же делать? Обратимся к народной кукле, которую можно сделать своими руками, причем как родителям, так и детям. Как же влияет народная кукла на формирование духовного мира ребенка по сравнению с фабричной?

Домашняя кукла неуклюжа, косовата, с «занозочками». Хорошо ли это? Более чем хорошо. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье делали свои игрушки. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых, они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира, жизни человека. Причем понимание традиционное, воспитанное православием, а значит, нравственно здоровое. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы, матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Такая игрушка была не только атрибутом игры, но и символом святой заботы о ребенке. Дети чувствовали это и относились к своим куколкам и игрушкам бережно: их подшивали, если что-то в них ломалось. Разве можно выбросить родительскую «любовь»?

Народная кукла социальна. С одной куклой могли играть несколько детей. В давние времена кукол в семье делали сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. Детские игры отличались подражательностью: в игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Проигрывали свадебный обряд: со сватовством, с посиделками, девичниками, венчанием. Для этого изготовлялось до сорока кукол — действующих лиц свадьбы.

Нарядная расцветка народной куклы выбиралась не случайно. Игра — это праздник постижения мира. Веселая, почти иконная, Раскраска кукол способствовала радостному восприятию жизни, учила ребенка видеть все богатство палитры земного бытия.

В современной же игрушке часто используются гиперцвета, не существующие в природе. Ядовитые расцветки нарядов куклы привлекают детей, они быстро узнают нужную ему игрушку среди других. Но привычка к таким неприродным цветам бесплодно не проходит. Окружающая жизнь начинает казаться серенькой по сравнению с никелированным великолепием кукольного царства. Дети, привыкшие к подобным расцветкам, становятся невосприимчивыми к природным цветам.

Народная кукла всегда единокровна с природой. Сделанная из глины, дерева, мочала, соломы, она является прекрасным познавательным игровым средством. Кукла имеет закругленные мягкие формы, фигура ее гармонична и вписывается в конструкцию мира, ребенку с ней уютно. Поэтому она способствует обретению здоровых душевных реакций.

Современная же кукла слишком подробна, контуры ее жесткие, агрессивные, механизированные. По этой причине она провоцирует появление невротических, резких откликов детей на жизненные обстоятельства, требующие терпения и мужества.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что народная кукла глубоко и благотворно воздействует на психофизические структуры ребенка. Играя с ней, ребенок чувствует себя спокойно и уверенно. Иначе можно сказать, что народная кукла «лечит» малыша от грубого внешнего мира, уводит в мир добра и красоты.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации ребенка с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы. Технология проведения Куклотерапия заключается в том, что с любимым для ребенка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией. Желательно, чтобы в ходе игры инсценирование рассказа, сказки, ситуации захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ученика должно возрастать. Для этого сюжет строится по нарастающей, с разворачиванием конфликта в конце, а достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения спектакля ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии, было, начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным. Таким образом, технология куклотераиии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис.

Любимых героев — кукол учащиеся могут сделать сами из подручных материалов: лоскутков ткани, ниток, природного материала, глины, бросового материала, бумаги. Делая куклу, у ребенка развиваются практические навыки лепки, кройки и шитья, вязания, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки для одежды кукол, навыки работы с любым материалом. Стоит вспомнить, что кукольный театр создавали не только в детском садике или школе, но и в семье. Если попытаться вернуть добрую семейную традицию домашних концертов и поставок, тогда не надо будет вздыхать, что ребенок совсем от рук отбился и ничего не хочет знать, кроме улицы.

Детям понравились самодельные народные куклы.

Сделанная своими руками, кукла была дорога для ребенка и любима им. Причем оказалось, что изготовление кукол увлекает не только девочек, но и мальчиков. Наивность, примитивизм, отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая детская фантазия, нестандартность мышления учеников — с другой, дают возможность создавать замечательные образы кукол. А позже эти образы превращаются в героев какого-либо действия и начинают разыгрываться сценки, спектакли, жизненные ситуации (например, «Свадьба», «Ярмарка», «Гости» и др.).

По мере того как совершенствуется взаимодействие ребенка с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неуравновешенные школьники становятся более внимательными, сдержанными. Малообщительные и замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными. Оживляя куклу, ребенок отрабатывает механизм саморегуляции. Иногда ученики сами придумывают сюжет для театрализованного действия, а будущие педагоги лишь корректируют их содержание. Радует то, что будущие учителя получают огромное удовольствие, наблюдая положительный результат во время игр учеников с куклами. Дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т.д. Значит, не утратилась духовная ценность народной куклы, ее прекрасная способность

Реализация краткосрочного проекта «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре»

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Цель работы: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры; расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; обогащать речь детей с помощью потешек и поговорок; воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев.

Воспитательные задачи: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

Развивающие задачи: развивать социальные навыки – дети проигрывают роли, так девочка может примерить на себя роль хозяйки, жены, матери, бабушки.

Формы: консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре», мастер класс для родителей «Изготовление народных кукол», занятие по теме «Знакомство с русской народной куклой». Организация выставки самодельных кукол.

Результаты: обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились: это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат – яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.

I этап реализации

Ознакомление с типологией кукол.

Тряпичные куклы – это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связанно с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасности. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала куклу – оберег в колыбельную. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза т травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей – символы плодородия, волнообразные линии – знак воды, горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля, вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу – оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок делали ангелочка.

Игровые куклы предназначены для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали головку с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы – закрутки, которые изготавливались так: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик – голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее древний среди традиционных свернутых кукол России была кукла – полено. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры: туловище – кусок ткани, свернутый в «скалку», лицо тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой свернутой куклой считается барыня, распространенная в Тульской губернии. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички – руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку. Играли дети и в тряпичную куклу малышок-голышок. Ее отличительная особенность – ткань внизу не разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как ясно из названия, был без одежды, но пояс являлся не только атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что малышок – голышок, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородия, то будет достаток и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лыка, но обязательно использовали деревом- тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В тульской губернии, например, Масленица изготавливалась в человеческий рост, лыка или соломы. Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

II этап реализации

Описание современной куклы.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была близкой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Но, как гласит пословица, новое − это хорошо забытое старое.

Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники, архитекторы, дизайнеры, художники-конструкторы, мастера ДПИ.

Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника с народным искусством.

Я считаю, что если современный художник в первооснову своего творчества берет народные традиции, и его работы имеют практическую и эстетическую ценность, то этим он будет способствовать повышению культурного уровня потребителя и формированию модных тенденций, ориентированных на народные традиции.

Не секрет, что мы живем сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Смотрим западные фильмы, играем в иностранные игры, предпочитаем заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, мы не знаем своих предков, теряем свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

Народное искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Народное искусство-богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус.

Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение. Теперь мы уже хорошо знаем, что человек рассматривает свое предметное окружение не только как средство обеспечения функциональных процессов, но и как необходимую ему индивидуальную сферу, связанную с особенностями и своеобразием самой личности.
В конечном счете дифференциация художественных устремлений, вкусов, предпочтений, самого ассортимента «дизайн-вещей» связано с повышением культурного уровня потребителя и одновременно проектировщика-художника и любителя-дизайнера.

Дополнительно о куклах

Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово “кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кук”. Простейшая производная от этого корня – слово “кука” может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и “нечто страшное, обитающее в темноте”.

В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре же В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений:

Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”.

“Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”.

Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.

Связка ивовых прутьев.

Различные хлебы и пироги.

Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.

Форма, болванка у вязальщиков.

Фальшивые денежные знаки.

А как же возникла кукла в понимании игрушки, о которой мы сегодня вам и будем рассказывать?

Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце то же не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: “А кто все это делает”? И нашел для себя ответ: “Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги”. И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (огонь), Дажьбог (солнце), Макошь (вода, земля, семейного очага и рукоделия), Перун (гром и молнии), Стрибог (ветер) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Показ фотографий славянских богов (идолов).

Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека.

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел, у которых были свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем “отдавали” богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

Современному, а особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой – общеизвестны веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным датам. В народном сознании уживались христианские праздники, а также древние языческие приметы и обряды. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

К сожалению, мы люди 21 века видим в этих традиционных куклах только внешние, декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение. Символика многих праздничных обрядов со временем утратилась. Но, тем не менее, сегодня наши экскурсоводы расскажут вам о некоторых народных праздниках и о традиционных для этих праздников куклах.

Обрядовая свадебная кукла (неразлучники).

Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Из рассказов наших экскурсоводов вы уже поняли, что кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Если мы внимательно посмотрим на кукольную одежду, то увидим, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. То есть наряд куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы русской одежды. Всю одежду женщина испокон веков делала сама. На фотографиях видно, что женский костюм никогда не подчеркивает формы тела, они лишь угадываются под ним. Различали 2 основных вида народной одежды: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой (распашной юбкой). На Севере России рубахи носили с сарафаном и передником.

Женский костюм немыслим был без головного убора. Девочки на лбу носили узкие ленты 0,5 – 2 см, девушки – повязки-ленты, закрывавшие лоб и затылок, а вот женщин повязывала платок, надевала повойник, кокошник, сороку. По-разному укладывали они и волосы.

Обязательной принадлежностью любого костюма был пояс. Он являлся и оберегом и имел практическое назначение. Пояс являлся чертой, оберегавшей тело человека от злых сил. Так же пояс подвязывал передник, за него подтягивали сарафан, под него подтыкали поневу, он поддерживал порты, к поясу крепились ключи, кошельки и т.д.

В наряде любой куклы всегда присутствовал красный цвет и вышивка.

Это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. В старину считали, что они оберегают от сглаза и травм. Узор вышивки тоже был не случаен, каждый рисунок вышивки имел свое значение.

А что же сейчас? Полки современных магазинов радуют глаз огромным количеством кукольной продукции. Такими куклами любуются, коллекционируют, украшают интерьер, ими играют современные дети. Но такая кукла редко становится близкой подружкой, которой хочется рассказать все свои тайны. Об истории современной красавицы Барби вам расскажут наши экскурсоводы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. Рут Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как ее дочь Барбара играла с картонными фигурками-трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпускать куклу не в виде младенца, а придать ей облик взрослого человека. У этой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Этой кукле потребуются праздничная и будничная одежда, бытовые предметы, мебель и т.д. Но сначала надо было найти ее образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования ее фигуры. Куклу назвали в честь дочери Рут Хендлер – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы. Они решили, что она должна копировать пропорции известных топ-моделей. Так появившаяся в 1958 году Барби отражала стереотип женской фигуры. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, т.к. она отвечала их представлениям о прекрасном и изящном. Но компания “Маттел” не остановилась на этом. Она разработала куклу нового поколения – Синди Смарт. Кукла способна видеть с помощью встроенных камер, она распознает предметы. Кроме того, Синди оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В ее памяти заложат большое количество программ.

Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector