Исследовательская работа; Мастера музыкального искусства Чувашии — мои земляки

Исследовательская работа; Мастера музыкального искусства Чувашии — мои земляки

Исследовательская работа; Мастера музыкального искусства Чувашии — мои земляки
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Забудешь предков — потеряешь себя. Культура только тогда может успешно развиваться, когда осваивается наследие предшествующих поколений. В работе рассказывается о ярких, знаменитых музыкальных деятелях Чувашии, уроженцев Янтиковского района Чувашской Республики прошлого, настоящего и будущего. Ученые считают, что из всех собранных образцов народной музыки России чувашская музыка и песни отличаются своим колоритом и богатством. И нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы и наши села. Но самое главное богатство – это люди, мастера музыкального искусства Чувашии, а если проще — земляки.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
mastera_muzykalnogo_iskusstva_chuvashii_-_moi_zemlyaki_.docx 985 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Янтиковская детская школа искусств»

Мастера музыкального искусства Чувашии — мои земляки.

(прошлое, настоящее, будущее)

учащаяся 4 класса

Григорьева Анастасия Евгеньевна

Глухова Светлана Анатольевна

с. Янтиково, 2012 г.

2. Введение (цель, задачи)………………………………………… стр.3

3. Основная часть

Василий Петрович Воробьев.…………………………….. стр.5

Геннадий Васильевич Воробьёв………………………….. стр. 6

Максимов Степан Максимович…………………………. стр.7

Морис Николаевич Яклашкин ……………………………. стр.9

Александр Георгиевич Васильев…………………………. стр.11

Юрий Павлович Григорьев ………………………………….стр.12

Николай Нилович Казаков…………………………………..стр.13

Виктория Владимировна Захарова………………………. стр. 14-

5. Список использованной литературы и сайтов.………………….. стр.17

У каждого человека есть своя маленькая родина – место, где он родился, где живут и работают его родители, бабушки и дедушки. Для меня моя маленькая родина – это Янтиковский район. Недавно я задумалась: «А что я знаю о своём районе? О каких выдающихся людях нашего района мне известно?» Я занимаюсь в Янтиковской школе искусств. На уроках музыкальной литературы мы знакомимся с творчеством великих композиторов, таких как Бах, Моцарт, Чайковский и многих других. Я подумала о том, что, возможно, и в моём районе были, а может быть и есть сейчас, свои великие люди искусства, которые писали, пишут и исполняют музыку в национальном колорите, тем самым раскрывая душу чувашского народа, его неповторимость и самобытность, ведь не зря Чувашию назвали «краем ста тысяч песен». Я спросила своих одноклассников о том, знают ли они всех чувашских композиторов и видных деятелей искусства, выходцев Янтиковского района разных лет? В основном ответ был отрицательным. Интерес к прошлому и настоящему своего народа, желание побольше узнать о таких творческих людях — захватило меня. Я решила стать исследователем.

Тема работы очень актуальна для нашей школы искусств, т.к. результаты работы будут интереснейшими дополнениями к урокам музыкальной литературы. Не зная о творчестве национальных композиторов-земляков, нельзя считать себя по-настоящему образованным и культурным человеком. Поэтому, выполняя данную исследовательскую работу, были поставлены конкретные цель и задачи.

Цель — собрать о выдающихся деятелях искусства нашего района материал для того, чтобы с их творчеством познакомить моих друзей и одноклассников.

  1. Осуществить поиск нужной информации (литература, личный фотоархив преподавателей, опрос, СМИ, Интернет);
  2. Структурировать информацию;
  3. Сохранить информацию в виде реферата.

Основная часть — ПРОШЛОЕ

Первый исследователь чувашской музыки В.А.Мошков выразил такие мысли:

«Я не исчерпал и тысячной доли того, что заключает в себе поучительного для науки народная музыка чуваш, а потому я смотрю на свой труд только как на почин в деле изучения этой музыки, за которым желательно было бы видеть в печати ряд новых исследований того же предмета, — более обстоятельных, чем мое, а главное – проведенных людьми более меня компетентными в знании чувашской жизни, чувашского языка и вообще духа чувашского народ а». [1]

Основой профессиональной музыки любого народа являются богатства музыкального фольклора, т.е. песни и инструментальные мелодии, созданные народом веками. Весьма ценный метод претворения народности в музыке – широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка народной музыки, т.е. типичных мелодических оборотов, характерных ритмов, а иногда и подлинных народных тем. Это делает их произведения доступными широким массам. Так писали и продолжают писать многие чувашские композиторы. Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П.Павлов, С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, В.П.Воробьёв, А.Н.Тогаев. Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен. [2]

Забудешь предков — потеряешь себя. Культура только тогда может успешно развиваться, когда осваивается наследие предшествующих поколений, поэтому начну с самых истоков…

Одним из основоположников чувашской профессиональной музыки является Василий Петрович Воробьев . Он родился 19 марта 1887 г. в д. Алдиарово Янтиковского района. С детства впечатлительный и наблюдательный, он страстно увлекался музыкой и пением. Страстное желание посвятить себя музыкальному искусству, а для этого получить необходимые знания, взяли свое, и он поступает в Шихазанскую второклассную учительскую школу, где учится и работает с хором. В это же время Василий Петрович начал записывать народные песни и проводить робкие попытки композиторской работы. Работа со школьным хором практически убеждала будущего композитора в его способностях в хоровом и музыкальном искусстве. Ценой больших жертв (он был из бедной семьи) В. Воробьев отправляется в Петербург и поступает учиться на регентско-учительские курсы, по окончании которых начинает в качестве самообразовательной работы усиленно заниматься композиторской работой, продолжая преподавательскую работу по пению и дирижерскую работу с любительскими хорами в городе Чебоксары. Общественная и музыкальная деятельность В. Воробьева открыла ему дорогу к осуществлению мечты стать профессиональным музыкантом. Основными сферами деятельности стали хоровое дирижирование и композиторское творчество в музыкальном образовании Чувашии. Его преподавательская деятельность огромная: он — учитель пения в школе II ступени, преподаватель в Чебоксарской музыкальной школе, художественный руководитель, и дирижер Чувашского государственного хора, преподаватель пения в Чувашском Педагогическом училище, преподаватель музыкального училища и театрального училища по классу хорового пения. Композитор Воробьев – это автор многих первых популярных в народе песен. Создавая первые образцы профессиональной музыки, он исходил из глубинных пластов народной песни. Тематика его произведений ярко отражала социальные процессы, строительство новой жизни. Среди его знаменитых произведений такие песни, как «Кай, кай Ивана» («Выйди, выйди за Ивана»), «Килмен те курман Шупашкарне » («Мы в Чебоксарах побывали»). Хоровая музыка композитора в свою очередь базировалась в основном на чувашской народной песне, которая в простых ярких образах отражает историческую судьбу и быт чувашского народа. Для расширения хорового репертуара и обогащения его новыми песнями, Воробьев провел большую работу по собиранию богатейших сокровищ народного песенного творчества, для чего совершал специальные выезды по районам Чувашии. В результате кропотливой работы им было собрано и записано около 800 народных песен старого и нового быта. На основе всего изученного он сочинял новые, оригинальные музыкальные сочинения на слова чувашских поэтов. Эти песни получали большую популярность среди трудящихся Чувашии. Им создано большое количество оригинальных произведений, многие из них стали подлинно народными песнями. Не забывал он и про детей. Свыше 50 песен написано им для детей школьного и дошкольного возраста. Среди учеников Василия Петровича множество известных деятелей искусств Чувашии. [3]

У Василия Петровича был очень талантливый сын — Геннадий – Геннадий Васильевич Воробьёв , который прожил всего 21 год ( 1918 – 1939), но навсегда вошел в историю чувашской музыки. Он говорил: «Корни моего творчества – в чувашской народной песне». Геннадий Воробьёв принадлежит к числу наиболее одарённых чувашских композиторов конца 30х годов. Им написано около 70 произведений разных жанров. Несмотря на молодость, Геннадий Воробьёв был первым чувашским композитором, сумевшим вынести музыку своего народа на всесоюзную эстраду. Многие известные исполнители включали её в свой репертуар. Произведения Геннадия Васильевича, первого из чувашских композиторов, стали широко исполняться не только в Чувашии, но и в России. Часто Геннадий обращается к жанру фортепианных пьес-миниатюр. Так появляется программная сюита для фортепиано « Праздник в колхозе». Программная сюита «Праздник в колхозе» (чувашское название «Акатуй») завоевала большую популярность среди исполнителей.

Наиболее крупное свое произведение — четырехчастную симфонию Геннадий Васильевич не успел закончить, но эта первая симфония, написанная чувашским композитором, до сих пор считается одним из лучших произведений чувашской музыки. Именем композиторов Воробьевых названа улица в столице Чувашской Республики. [4]

Не менее знаменитый и талантливый композитор, о котором есть множество публикаций, это Максимов Степан Максимович (1892-1951), композитор, исследователь самобытной песенной культуры чувашей, стоявший у истоков музыкального образования в республике. Он родился 31 октября 1892 года в селе Яншихово-Норваши Янтиковского района. Чем знаменит мой земляк? Став учителем пения, он собирал и изучал произведения чувашского фольклора. В 1918 г. был издан первый сборник народных песен, гармонизированных им для хора. С 1926 г. возглавил музыкальную школу в г. Чебоксары, которая под его руководством становится центром подготовки национальных музыкальных кадров.

Во время обучения в Московской государственной консерватории на композиторском отделении, в 1933 г., вступил в члены Союза советских композиторов в Москве. В консерватории Степан Максимович обратился к новым для чувашского искусства инструментальным жанрам, создал Увертюру и Чувашскую сюиту для симфонического оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, Сонатину для фортепьяно, Марш для духового оркестра. Увертюра, написанная им к окончанию консерватории, впервые прозвучала в 1935 г. в дни празднования 15-летия Чувашской автономии. Занимался он научно-исследовательской и педагогической деятельностью. Работая директором и преподавателем музыкального техникума, писал учебники по музыке для чувашских школ. В 1935 г. в городе Чебоксары вышел в свет учебник музыкальной грамоты на чувашском языке, детские песни.

Степан Максимов – композитор-фольклорист, выдающийся собиратель чувашской народной музыки. Им было собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий в Чувашии, Ульяновской и Самарской областях, Татарстане, Башкортостане, на Урале и Сибири. Очень богатый фольклорный материал содержится в его сборнике «Песни верховых чувашей» (1932), ныне хранящемся в фонде Госархива печати Чувашии.

Одна из его обработок чувашской народной песни для хора – «Алран кайми аки-сухи» стала очень популярной в народе и мы её часто можем услышать на сельских праздниках Янтиковского района.

Как музыковед он часто публиковался в газетах «Канаш», «Красная Чувашия», журналах «Сунтал», «Халăха вĕрентес ĕç». Свои взгляды на явления музыкальной и общественной жизни композитор выразил в таких статьях, как «Чувашская песня» (1927), «Чувашская музыка», «Симбирская чувашская школа в первые годы революции», «Обучение пению» (1928), «Чувашский хор в Москве и Нижнем Новгороде» (1929), «Музыкальная работа за 10 лет» (1930), «Подготовка музыкальных кадров» (1937) и др.

Самобытное творчество С. Максимова является ценным вкладом в чувашскую национальную музыку. К 100-летию со дня рождения композитора, широко отмечавшегося в 1992 году, в его родном селе Яншихово-Норваши прошел вечер памяти. «Сотни людей — односельчане и гости – участвовали в этом торжественном событии, — пишет газета «Советская Чувашия» от 14 ноября 1992 года. – Величаво и трогательно звучала под осенним небом одна из двух тысяч народных песен, записанных и обработанных когда-то выдающимся чувашским композитором».

Неиссякаемый интерес к личности С. Максимова до сих пор не угас. Признанными исследователями творческого наследия композитора являются видные деятели музыкальной культуры прошлого и современности Ф. Лукин, Ю. Илюхин, М. Кондратьев. В 2003 г. в Чебоксарах впервые издана монография о жизни и деятельности музыканта-педагога «Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности». Ее автор – академик Национальной академии наук и искусств ЧР, доктор искусствоведения, профессор М.Г. Кондратьев.

Потомки, отдавая дань заслугам Степана Максимова в области музыкального искусства, увековечили его имя: в родном селе композитора была открыта памятная доска, а в городе Чебоксары его именем названы музыкальная школа и одна из улиц столицы. [5]

Основная часть — НАСТОЯЩЕЕ

В настоящее время среди выдающихся деятелей культуры и искусства можно выделить таких ярких личностей, как Морис Николаевич Яклашкин, Александр Георгиевич Васильев, Григорьев Юрий Павлович, Николай Нилович Казаков.
Морис Николаевич Яклашкин — известный хоровой дирижер и педагог, профессор, почётный гражданин г. Чебоксары, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Чувашской Республики, народный артист Российской Федерации. Является лауреатом Государственной премии Чувашской Республики, дипломантом международных фестивалей. Он уроженец села Чутеево Янтиковского района (род.04.08.1947 г.).

Умение и энергия, организаторские способности Мориса Николаевича ярко проявились в создании по его инициативе на базе хора «Гостелерадио» в 1992 году Чувашской государственной хоровой капеллы (ныне Чувашской государственной академической симфонической капеллы) – одного из ведущих профессиональных коллективов республики. Под его управлением капелла становится лауреатом Государственной премии Чувашской Республики им. К.И.Иванова, дипломантом Международных фестивалей в Венгрии, Первого фестиваля «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» (Санкт-Петербург, 1991), участвует в XIV музыкальном фестивале «Московская осень».
«Профессор Морис Яклашкин в истории нашей национальной хоровой культуры – фигура видная и крупная. Если судить по большому счету, с его именем, в основном, связано бурное развитие чувашской школы академического пения, пения без музыкального сопровождения. С его именем также связана последовательная и настойчивая пропаганда богатейшего наследия чувашских, русских и зарубежных классиков хоровой культуры, пропаганда произведений русских, татарских, башкирских, мордовских, марийских и других композиторов. Велики заслуги дирижера и перед музыкой своего народа. Сделано огромное количество записей песен и хоровых произведений чувашских композиторов и их обработок народных песен. Заново перезаписаны антологии песен Федора Павлова, Степана Максимова, Василия и Геннадия Воробьевых, Григория Лискова. Впервые исполнены изумительно красивые хоровые обработки и фрагменты из опер Владимира Иванишина, Григория Хирбю, Анисима Асламаса, Тимофея Парамонова, Петра Миронова.

Большое внимание Морис Николаевич уделяет воспитанию молодых исполнителей и учителей музыки и пения. Многие из его учеников продолжают обучение в консерваториях России. [6]

9 января 2012 года исполнилось 64 года со дня рождения Александра Георгиевича Васильева (1948), чувашского композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики, лауреата премии молодежи Чувашии им. М. Сеспеля, лауреата Государственной премии Чувашской Республики. Родился в д. Турмыши (Тăрмăш) Янтиковского района Чувашской Республики. Александр Васильев д олгое время возглавлял Союз композиторов Чувашской Республики. С его именем связано формирование нового стиля национальной музыки – национально–нетрадиционного. Произведения композитора неоднократно с успехом звучали в городах Москва, Вильнюс, Минск, а также и в Италии, Германии, Чехословакии, Венгрии, Бельгии, Франции. Пишет преимущественно в академических жанрах симфонической, камерно–инструментальной и хоровой музыки без сопровождения. Про него пишут: «В настоящее время творчество Александра Васильева является одной из ярких страниц современной музыкальной культуры Чувашии и чувашского народа. Благодаря таланту и неустанному творческому труду он стал автором ряда произведений, получивших статус шедевров национальной музыки, вошел в ряд крупных деятелей чувашского искусства». Автор оперы «Чакка», Праздничной увертюры, Торжественной увертюры, Концерта–рапсодии, Токкаты, «Приношения Ф. Павлову», сюиты для камерного оркестра, крупных хоровых циклов – концертов «Бабье лето», «Поклонение Земле и предкам», кантат «Весенние хороводы», «Шаги эпохи», сюиты «Жаворонок» и др. [7], [8].

Можно отметить духовную преемственность музыки А.Г.Васильева с творчеством чувашских композиторов 20-х гг. С.М.Максимова и Г. В. Воробьёва. В свою очередь, своеобразие искусства Васильева оказывает влияние на творчество более молодого поколения чувашских композиторов, таких как — Юрий Григорьев, Николай Казаков, Олег Трифонов, Лолита Чекушкина.

Григорьев Юрий Павлович (род.08.11.1955) — уроженец села Турмыши Янтиковского района. Юрий Павлович — композитор, член Союза композиторов России и Чувашии, доцент Факультета искусств Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики. Его сочинения: одноактная опера «Шуйттан чури» (Раб дьявола) по К.В.Иванову(1988); камерно-инструментальные произведения: Концерт для струнных и ударных (1988), Концерт для валторны с оркестром (1990), Музыка для струнных, ударных, трубы и валторны (2001); Хоровой концерт «Халал» [ (Благопожелание), стихи В.Хлебникова в переводе Г.Айги,2000 ]. Стремление к воплощению драматической образности связано с экспериментами в сфере музыкальной выразительности. Юрий Павлович проявляет себя в жанре эстрадной песни. Он автор музыки к спектаклям, вокально-хореографическим сюитам.

Юрия Павловича знают наши учащиеся школы искусств. Он приезжает к нам со своими студентами на творческие встречи, чтобы рассказать ребятам нашей школы о своих произведениях, о творческих планах, об учёбе на факультете искусств ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им.И.Н. Ульянова». Эти встречи всегда заканчиваются исполнением произведений, как студентами, так и нашими учащимися. Нам очень приятно, что наша выпускница нашей детской школы искусств Захарова Виктория – является его ученицей.

Активистом чувашской эстрады можно назвать заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики, композитора — Николая Ниловича Казакова , уроженца села Турмыши Янтиковского района (род. 16 сентября 1962 ) . Он является создателем первого чувашского национального мюзикла «Нарспи»(2008 г.) по поэме чувашского классика Константина Иванова , задуманный 20 лет назад (либретто Бориса Чиндыкова). Этот мюзикл удостоился Гранта Президента Чувашской Республики как первое чувашское произведение в этом жанре. В настоящее время Н.Н.Казаков является председателем Союза композиторов Чувашской Республики. В отличие от своих старших коллег и сверстников, пишущих в основном в академических формах композиторского творчества, он выбрал себе новый путь — создание чувашской эстрадной песни. Он является организатором и руководителем телевизионного детского конкурса чувашской песни «Мехел». Вот уже много лет учащиеся отделения «Эстрадный вокал» нашей школы принимают активное участие в этом конкурсе и занимают призовые места.

На музыку Николая Казакова Чувашский государственный академический драматический театр имени К. В. Иванова поставил спектакли «Айдар», «Ежевика вдоль плетня»; Театр юного зрителя им. М. Сеспеля — «Бесприданница», «Ужин после полуночи». Всего Николаем Казаковым написана музыка более чем к 40 спектаклям, ставившимся в театрах республики. Его произведения звучали на фестивалях музыки композиторов Поволжья и Приуралья, на съездах и пленумах Союза композиторов, на концертах в разных городах страны. Им написано много песен для солистов и вокально-инструментальных ансамблей. Организатор вокальных групп «Сансăр» (1989), «Тин» (2003). С ними и сам выступает в концертах как автор-исполнитель. [9].

Чувашская эстрада развивается сегодня быстрыми темпами. И это заслуга не только исполнителей, но и тех, о которых, к сожалению, нередко умалчивают на концертах – композиторов, авторов текстов. В Чувашии ни один концерт или конкурс не проходит без чувашских песен, написанных молодым современным чувашским композитором и поэтом — Эдуардом Табаевым (р. 13.03.1974 –село Турмыши Янтиковского района). К сожалению, фотографию композитора достать не удалось. Сведения о нём, как о композиторе, в интернете очень скудны. Известно, что он окончил музыкальное училище им.Ф.П.Павлова. В честь своего родного села им был написан Гимн села Турмыши. В его песнях мы слышим слова любви. Он много пишет для детей. Среди его авторских песен можно отметить такие уже известные, как «Вăйăра», « Тыткăнри юрату », « Кил манпата », « Асăмра юлсам », « Саваççĕ юттисем », «Кил ман пата», «Инщетри савни», «Сар пике», «Ас», «Сава», «Ир», «Асăмра юлсам», «Саваççĕ юттисем», «Ирĕклĕх», «Киремет çалкуçĕ», «Шурё кёвакарчён».

Также он пишет песни на народные слова и слова других поэтов, например: «Чун чĕререн савăнар» — на слова Михаила Юхмы, слова народные «Ике печек сар автан».

Основная часть – БУДУЩЕЕ

Самым молодым будущим композитором Янтиковского района я могу назвать Захарову Викторию Владимировну. Она родилась 11 сентября 1990 года в селе Шимкуссы Янтиковского района. Ей всего 22 года. Мне очень приятно осознавать, что она училась и закончила нашу детскую школу искусств. Здесь она получила первые уроки сольфеджио, которые ей пригодились впоследствии. После окончания школы она поступает на факультет искусств Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова, где по настоящее время учится композиторскому ремеслу у своего земляка — композитора Григорьева Юрия Павловича, о котором мы говорили выше. Виктория Владимировна проявляет себя в жанре эстрадной песни. За это время выходят в свет такие песни, как «Сенкер тÿпе евĕр куçусем», «Малтанхи юрату», «Кет манна», «Вӑрманта ҫырлара», «Еметри савни», «Санчарларан», «Туй юрри», «Юратна анне», «Дискотека» , «Тушкил», «Савнищем» , «Юрамасть савма..», «Пурнас суле» , «Ай — юрлари. » , «Поле чудес» , «Юрату – тухату», «Мое поколение», «Ты мне нужен», «Ӑнсӑртран». [10]. Свою новую песню « Тăвайсем» Виктория посвятила Янтиковскому району. Будущий композитор принимает участие и в профессиональных конкурсах. В 2010 году за создание песни «Ветераны войны», она стала «дипломантом месяца»(апрель)Всероссийского конкурса на лучшую песню о Великой Отечественной влойне в рамках XVIII Всероссийского фестиваля авторской песни «Гринландия – 2010».

Ежегодно на Всечувашском конкурсе-фестивале Чувашской эстрадной песни «Кĕмĕл сасă» (Серебряный голос), который ежегодно проводится Чувашским национальным конгрессом и Министерством культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Виктория Захарова удостаивается определённых наград. Так, в 2009 г., где жюри фестиваля при подведении итогов учитывало вокальное и сценическое мастерство, национальный колорит, индивидуальность, музыкальное оформление, костюм – Виктория удостоилась специальной премии. [11]. В 2011 году она исполнила песню «Пурнăç çулĕ» и стала победителем в номинации «Лучший композитор Чувашии». [12].

Недавно вышел в свет диск с её авторскими песнями. Свои песни она исполняет своим землякам на праздничных концертных площадках района.

Сейчас готовится к выходу в свет её детский мюзикл «Перемеш утамсем» («Первые шаги») на слова чувашской поэтессы Раисы Сарби.

Ученые считают, что из всех собранных образцов народной музыки России чувашская музыка и песни отличаются своим колоритом и богатством.

И нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы и наши села. Но самое главное богатство – это люди, мастера музыкального искусства Чувашии, а если проще — мои земляки.

Из многих сёл Янтиковского района в нашу школу искусств приезжают ребята. Они также хотят научиться петь и играть на различных инструментах, сочинять свои песни. Чтобы было на кого равняться и к чему стремиться, я им расскажу об их земляках, которыми можно гордиться. Преподаватели поддержали это хорошее начинание. Мы решили в фойе школы вывесить информацию о деятелях культуры и искусства Янтиковского района, а на уроках музыкальной литературы знакомиться с их творчеством. Потому что «будущее» — это мы, нынешние ученики будущей музыкальной жизни Чувашии.

4. Литература и сайты:

  1. Кондратьев, М. Г. Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма/М. Г. Кондратьев.–Москва, 2007.
  2. «Культура чувашского края», ч.I — учебное пособие, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1994 г., стр. 259-260
  3. http://www.gasi.archives21.ru/default.aspx?page=./3699/3953/4960 Государственный архив современной Чувашской Республики
  4. М.Г. Кондратьев. Композиторы Воробьёвы. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2006г.
  5. http://www.gap.archives21.ru/memorials.aspx?id=6179&s_page=20

С любовью к музыкальному делу (К 115-летию со дня рождения С.М. Максимова)

6. http://www.tvorite.ru/2010/09/28/moris-nikolaevich-yaklashkin.html — Иван Ахрат, заслуженный работник культуры Чувашии.
Отрывок из статьи «Серебряный звук академической капеллы», «Республика» №

7. http://www.lib.cap.ru/w_090108.asp — сайт Национальной библиотеки Чувашской Республики

8. Композитор Александр Васильев: творчество в контексте времени и традиций : сб. науч. ст. / коллектив авт. ; науч. ред. М. Г. Кондратьев. – Чебоксары, 1999. – 179 с.

9. Новый мюзикл — на пять с плюсом // «Республика» № 11 (697) 26 марта 2007

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector