Учебно-исследовательская работа по теме; Канада два общества, одно государство; Образовательная

Учебно-исследовательская работа по теме; Канада два общества, одно государство; Образовательная

Учебно-исследовательская работа по теме; Канада два общества, одно государство; Образовательная
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Учебно-исследовательская работа по теме «Канада: два общества, одно государство» выполнена учащимся 11В класса МАОУ «Лицей народной дипломатии» г. Сыктывкара Умбрасасом Артуром.

Канада — страна иммигрантов, поэтому ей присущи проблемы между различными национальностями, старыми и новыми иммигрантами, потомками европейцев и североамериканских индейцев, а также, конечно, разлад между франко- и англо-говорящими канадцами. Именно эти две национальные группы заслуживают особого внимания. Каким образом, несмотря на существующее множество разногласий и проблем, канадцам удается уживаться вместе? Канада – это многонациональное государство с единым канадским национальным самосознанием. Но так ли это с культурной и бытовой точки зрения? Именно попытка решения этого вопроса была предпринята Умбрасасом Артуром в этой исследовательской работе на основе анализа исторических данных, современных политических взаимоотношений между Квебеком, франкоязычной провинцией, и остальными, англоязычными провинциями, а также, на основе статистических данных, высказываний политиков и ученых, работающих в сфере антропологии и политологии, взаимоотношений непосредственно представителей национальных групп и проведенного опроса жителей Канады.

Несомненной заслугой является глубокая и качественная проработка учащимся имеющихся по данной теме научных источников (как отечественных, так и зарубежных), умелая опора на них в процессе раскрытия темы и грамотное использование отдельных положений в тексте учебно-исследовательской работы, а также проведение опроса: самостоятельное формулирование вопросов, их перевод на английский и французский языки и обработка полученных результатов.

Теоретическая значимость данной работы состоит в прогнозировании некоторых изменений в общественной структуре, в частности между двумя титульными обществами Канады. Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в использовании практической составляющей работы, как образовательного материала на уроках страноведения, в возможности использования опроса жителей Канады, как источника суждений о менталитете канадцев.

Содержание

Скачать:

Вложение Размер
uchebno-issledovatelskaya_rabota_umbrasas_artur.docx 131.28 КБ

Предварительный просмотр:

Канада — страна иммигрантов, поэтому ей присущи проблемы между различными национальностями, старыми и новыми иммигрантами, потомками европейцев и североамериканских индейцев, а также, конечно, разлад между франко- и англо-говорящими канадцами.

Именно эти две национальные группы заслуживают особого внимания: взаимоотношения между англоязычными и франкоязычными канадцами, которые, прожив бок о бок не одно столетие, так и не трансформировались в некий единый народ, хотя и умудрились остаться под крышей одного правительства.

Итак, тема исследовательской работы: «Канада: два общества, одно государство».

Каким образом, несмотря на существующее множество разногласий и проблем, канадцам удается уживаться вместе? Какие пути решения этих проблем на данный момент существуют, а какие еще предстоит предложить? Что думают об этом сами канадцы? Именно в поиске ответов на эти вопросы заключается актуальность данной исследовательской работы.

Канада – единое государство. Но так ли это с культурной и бытовой точки зрения? Именно попытка решения этого вопроса будет предпринята в этой исследовательской работе. Таким образом, целью является доказать, что Канада – это многонациональное государство с единым канадским национальным самосознанием.

Много можно рассуждать о национальном самосознании, особенно если речь идет о государстве в такой части света, как Америка, где потомки колонизаторов зачастую затрудняются ответить, к какой национальности они себя относят? В таком случае на помощь приходит такое понятие как нация. Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Но и тут проблема: нельзя назвать франко-канадцев и англо-канадцев идентичными. Разные языки – это уже признак индивидуальности. Таким образом, мы сталкиваемся с еще большим количеством вопросов. И все-таки данная исследовательская работа будет следовать гипотезе , гласящей, что канадцы – единая нация.

Существует множество областей сравнения: история, культура, быт, уровень жизни и т.д. В исследовательской работе рассуждение о сосуществовании двух национальных групп, франко-канадцев и англо-канадцев, идет на основе анализа исторических данных, современных политических взаимоотношений между Квебеком, франкоязычной провинцией, и остальными, англоязычными провинциями. А также, на основе статистических данных, высказываний политиков и ученых, работающих в сфере антропологии и политологии, взаимоотношений непосредственно представителей национальных групп и проведенного опроса жителей Канады.

  1. Выявить истоки национальных разногласий через изучение истории Канады;
  2. Изучить сходства и различия франко-канадцев и англо-канадцев;
  3. Исследовать современные отношения между франкоговорящими и англоговорящими канадцами;
  4. Изучить мнение политиков и ученых на предмет отношений франко-канадцев и англо-канадцев.
  1. теоретические методы: анализ, сравнение, классификация;
  2. практические методы: наблюдение, сравнение, опрос.

Теоретическая значимость данной работы состоит в прогнозировании некоторых изменений в общественной структуре, в частности между двумя титульными обществами Канады.

Практическая значимость исследовательской работы состоит:

  • в использовании практической составляющей работы, как образовательного материала на уроках страноведения;
  • в возможности использования опроса жителей Канады, как источника суждений о менталитете канадцев.

Объект исследования : государство Канада.

Предмет исследования : франкоязычное и англоязычное общества Канады.

1. История

1.1. Колонизационный период

Современная Канада возникла как переселенческая страна. Впервые европейцы появились на канадской земле на рубеже XV и XVI веков; в конце XV века Дж. Кабот, моряк на английской службе, открыл остров Ньюфаундленд. С того времени стали появляться временные поселения испанских, португальских, английских и французских рыбаков.

Ранний период канадской истории проходит под знаком борьбы двух держав: Франции и Великобритании.

В колонизации Канады главенствующую роль играли французы. Именно они первыми начали колонизацию и впоследствии стали ядром франко-канадской нации, которая сложилась в конце XVIII — начале XIX века. Они двигались с востока и закрепились вдоль реки Святого Лаврентия. Так в 1605-1608 гг. французами были основаны такие поселения как Порт-Рояль (ныне г. Аннаполис) и французская Канада или Новая Франция (ныне — провинция Квебек). Однако в дальнейшем позиции Франции ослабели.

Англичане оказались более активными. Они двигались с юга, со стороны Великих озер, и образовали английскую Канаду (ныне провинция Онтарио). В 1713 году англичане окончательно завладели Французской колонией Акадия и превратили ее в британскую колонию — Новую Шотландию. Окончательный переход колоний в Северной Америке под правление Великобритании произошёл в середине XVIII века, когда британцы решили расширить свои колонии за счёт Новой Франции и избавиться от своего единственного конкурента в Северной Америке. В то время как население Новой Франции насчитывало 60 000 человек, в британских колониях проживало более 2 000 000 человек. Кроме того Великобритания имела большой перевес на море и могла снабжать свои колонии всем необходимым. После короткого боя, британские колонисты захватили Квебек в 1759 году и Монреаль в 1760 году. Французская колония была завоевана. В 1763 году, в итоге Семилетней войны вся Канада была захвачена англичанами.

Поражение было неизбежным ввиду неравенства сил. Успешная иммиграция в британские колонии была вызвана двумя условиями, которых не хватало французской колонии:

  • наличие сил отталкивания в метрополии: религиозные преследования в Великобритании побудили некоторых британских граждан уехать в Америку в поисках лучшей жизни;
  • привлекательность земель сельскохозяйственного назначения в сочетании с мягким климатом в британских колониях.

Французское поражение было закреплено Парижским договором в 1763 году. В это время Франция должна была выбирать между своей колонией Новая Франция или карибскими колониями. Франция выбрала страны Карибского бассейна в связи с наличием легкодоступных природных ресурсов, а также потому, что она знала, что не в состоянии защищать свои огромные колонии Новой Франции против процветающих британских колоний.

Британское поражение, нанесённое Лафайетом и Вашингтоном, дало американцам независимость. Это заставило 50 000 лоялистов бежать в Канаду, что стало предпосылкой создания англоязычной Канады.

Квебекский Акт был принят через 4 месяца после Бостонского Чаепития. Это стало ответом на начавшееся повстанческое движение. В Квебеке жило 90 000 франкофонов и только 2 000 британцев. Чтобы предотвратить восстание в Квебеке и особенно избежать присоединения франко-канадцев к Войне за Независимость США, британская администрация пошла на следующие уступки:

  • дала франкофонам право использовать французский Гражданский кодекс, применительно к вопросам наследования имущества, завещаний и наследства;
  • гарантировала им право исповедовать свою религию и отменила клятву, исключавшую назначение католиков на должности судьи и государственного служащего;
  • расширила территорию провинции Квебек, присоединив регионы Великих Озёр, Огайо и Лабрадора.

Однако вскоре англичане почувствовали себя некомфортно среди франкоязычного большинства и настаивали, чтобы британские власти уменьшили те льготы, которые были предоставлены франко-канадцам Актом 1774 года.

В 1791 году, после обращения лоялистов, британцы приняли Акт 1791 года, который разделял Канаду на два политических образования: преимущественно франкоязычную Нижнюю Канаду и Верхнюю Канаду (к западу от реки Оттава), где преобладал английский язык. Эта организация предоставила некоторые элементы демократии политической жизни в колонии, потому что определенные политические должности избирались, но окончательный контроль над принятием политических решений остался в руках метрополии. Не существовало ответственности министров, которая сделала бы их ответственными перед избирателями.

В 1837-1838 гг. франко-канадцы выказали своё недовольство ограниченными полномочиями, предоставленными им Актом 1791 года. Отсутствие реальных властей, способных устанавливать законы и взимать налоги парламента Нижней Канады, социальные сложности и отношение к франкоязычным канадцам как к меньшинству приводят к восстанию патриотов. Под руководством Луи-Жозефа Папино провозглашается независимость Республики Канада. Это желание самоуправления жестоко подавляется британской армией, которая сжигает и грабит многочисленные деревни Монтережи. Многие патриоты повешены, некоторые сосланы в Австралию, другие вынуждены бежать в Соединённые Штаты.

В 1840 году в ответ на восстание патриотов и после доклада Дарема, в котором был сделан вывод, что проблемы Канады были вызваны в основном из-за наличия двух культурных групп в регионе, британский парламент принял Закон о Союзе объединявший обе Канады, и принявший меры по ассимиляции франко-канадцев. Обе законодательные ассамблеи были сведены в одну палату, в которой франко-канадцы имели меньшинство голосов.

На выборах 1841 года, лидер франко-канадцев в палате Луи-Ипполит Лафонтен заключил союз с лидером группы английских реформаторов. Франко-канадцы поддержали проекты экономического развития, предложенные англичанами, в свою очередь англичане поддержали законы о сохранении французского языка и культуры. Коалиция одержала победу на выборах.

С переходом Канады к Великобритании начинается быстрое заселение ее англоязычными эмигрантами из Англии и американских колоний.

Первую волну массового переселения составила главным образом шотландская и ирландская беднота. В 1840-70 гг. шла вторая массовая волна британской колонизации Канады, в которой значительное место занимали рабочие. Приток новых поселенцев создал численный перевес англоязычного населения над франкоязычным. Господствующее положение в стране заняли англо-канадцы, хотя вначале канадцами признавались лишь франко-канадцы, а англичане, будучи колонизаторами, к канадцам себя не причисляли. Однако экономическое развитие страны, борьба с колониализмом метрополии, вооруженная борьба против неоднократных попыток США аннексировать Канаду, а также против экономического и политического господства монополистического капитала США содействовали росту национального самосознания англо-канадцев и сознанию ими общности интересов с франко-канадцами и другим населением страны. Англо-канадцы сформировались в нацию в конце XIX — начале XX вв. Составляя около 44% населения Канады, они создали свою национальную культуру. Этнические компоненты англо-канадцев: англичане, шотландцы, ирландцы и ассимилировавшиеся переселенцы из стран континентальной Европы. Язык англо-канадцев несколько отличен от языка США и Англии. Большинство верующих англо-канадцев – протестанты, но ирландцы – католики.

В 1867 году под названием Канада была создана федерация в составе четырех провинций: Новой Шотландии, Нью-Брансуика, Онтарио и Квебека. В дальнейшем к федерации присоединились и другие провинции: в 1870 — Манитоба, в 1871 — Британская Колумбия, в 1873 — остров Принца Эдуарда, в 1905 — Саскачеван и Альберта. В 1949 в федерацию вступил Ньюфаундленд. Для обозначения статуса вновь созданного политического объединения был впервые применен термин “доминион”. Таким образом, 1867 год явился датой основания современного канадского государства.

1.2. Период мировых войн

В 1917 году имел место Кризис призыва, который представлял собой массовые выступления франко-канадцев против призыва для отправки на европейский театр 1-й мировой войны. Около 70 % добровольцев составляли выходцы из эмигрантских семей родом из Великобритании. Лишь 9 000 солдат происходили из Канады, и из них 11 %, то есть около 1000 человек, были франко-канадцами. Этих франко-канадцев рассеяли по различным англоязычным подразделениям. Англоязычные средства массовой информации распространили информацию, будто франко-канадцы вовсе отказываются участвовать в войне, проигнорировав все вышеперечисленные обстоятельства.

Такое распределение франкоязычных солдат по англоязычным подразделениям не было случайностью. В то время в Онтарио разворачивался процесс запрета образования на французском языке и преподавания французского языка в целом (Регламент 17), что вызвало возмущение среди франкоязычных канадцев и не способствовало среди них желанию умереть «за короля и родину».

В ходе многочисленных манифестаций и общественных выступлений в Квебеке его жители потребовали сформировать франкоязычные подразделения для участия в войне, несмотря на Регламент 17 в Онтарио и сопротивление ряда видных квебекцев, таких, как директор газеты Devoir, Анри Бурасса. Последний выпустил книгу с красноречивым заголовком «Что мы должны Англии?» Монреальская газета La Presse опубликовала редакторскую статью, где говорилось, что Квебек должен создать собственный контингент, чтобы сражаться на стороне французской армии. Франкоязычный батальон был сформирован, но успеха на войне ему достичь не удалось.

В апреле 1942 году был проведен плебисцит, в ходе которого правительство просило у населения не столько поддержки немедленного призыва, сколько разрешения на отказ от обещания, данного в ходе выборов 1940 года. Если среди жителей Канады в поддержку высказалось 63 % голосовавших, то среди англо-канадцев их число составило 83 %. Франко-канадцы предпочитали голосовать против призыва (см. прил. 1). Среди франко-канадцев возникли группы поддержки голосования против призыва, одну из которых возглавил ветеран канадской политики Анри Бурасса, известный подобной же позицией во время кризиса призыва 1917 года.

1.3. Вторая половина XX века

В 1960 году к власти приходит новое либеральное правительство, начавшее перемены в Квебеке, получившие название «тихой революции». Было создано министерство образования, произошло отстранение церкви от многих институтов жизни Квебека. Стали открываться полноценные государственные учреждения. Энергетическая промышленность была национализирована, несмотря на то, что это потребовало значительных займов у США.

С 60-70 годов XX века еще больше обострилась франко-канадская проблема.

В 1966 году к власти приходит партия Национальный Союз, провозгласившая принцип “Равноправие или независимость”. Согласно этому принципу, Канада должна либо признать полноту политических, национальных, культурных и экономических прав квебекцев, или признать независимость Квебека от Канады.

Шарль де Голль, посетивший Квебек в 67-м, произнес свой знаменитый лозунг «Пусть живет Квебек! Пусть живет Свободный Квебек!».

Федеральный закон об официальных языках, принятый в 1969 году усилил позиции французского языка, что вызвало острое недовольство в англоязычных провинциях. Вместе с тем этот закон не удовлетворил и франко-канадских националистов. В 1970-74 годах либералы продолжили тенденцию идентификации Квебека, что особенно важно – был принят закон «О защите французского языка». Английский и французский языки стали официальными языками Канады, которые в плане пользования имеют равные статус и права. Однако, согласно правительственному объяснению, оказалось, что термин «официальный» имеет значение лишь в смысле признания французского языка как средства коммуникации, а не как выражение какого-то национального или культурного начала. Закон предусматривал выполнение государственной службы на языке, который предпочитают сами граждане. Он был частичной уступкой франко-канадцам, в определенной степени повышал статус французского языка, с целью укрепления канадской федерации. Полностью же решить проблему квебекского сепаратизма федеральная власть не смогла.

Вторая половина 70-х годов была периодом длительного и затяжного выхода из глубокого экономического кризиса. Правительство Пьера Эллиота Трюдо (1968-1979) провозгласило целью своей деятельности создание «справедливого общества». Однако, реагируя на террористические акты со стороны Квебекских сепаратистов, в частности членов организации «Фронт освобождения Квебека», правительство в 1970 г. ввело войска в франко-канадскую провинцию, что отвечало идее либерала Трюдо: «Одна страна — одна нация».

С приходом к власти в Квебеке в 1976 году сепаратистской партии вопрос о выходе этой провинции из федерации встал очень остро.

В 1980 году был проведен первый референдум по вопросу независимости канадской провинции Квебек. Решение о референдуме было принято правительством Квебека в 1979 году под названием «La nouvelle entente Québec-Canada. Proposition du gouvernement du Québec pour une entente d’égal à égal: la souveraineté-association».

Вопрос был таков: «Правительство Квебека сделало публичное предложение о новом сотрудничестве с остальной Канадой, основанное на равенстве наций; это соглашение позволит Квебеку получить эксклюзивную власть на создание законов, введение налоговых ставок и установление международных отношений, другими словами суверенитет, и в то же время сохранить с Канадой экономическую ассоциацию, включая единую валюту; любые изменения в политическом статусе в результате этих переговоров будут осуществлены только путём народного одобрения другого референдума; по этим условиям, предоставляете ли вы правительству Квебека мандат вести переговоры о предложенном соглашении между Квебеком и Канадой?»

Результаты референдума (см. прил. 2) не превзошли ожиданий сепаратистов: только около 40% квебекцев проголосовали за независимость провинции. После проведения референдума Рене Левек (23-й премьер-министр провинции Квебек) сказал: «Если я правильно вас понял, вы говорите мне „до следующего раза“». Несмотря на поражение в референдуме движение за суверенитет Квебека продолжало набирать силу, в том числе на региональных выборах 1981 года правительство Квебека было переизбрано.

В Квебеке был принят закон, ограничивающий обучение на английском и требующий постепенного перехода учреждений и фирм целиком на французский. В 1994 году ситуация повторилась. Вновь к власти пришли сепаратисты и на начало 1995 года был назначен референдум о членстве Квебека в федерации. Он был проведен — 50,58 % против независимости Квебека (см. прил. 3). Однако достижение независимости предстало вполне достижимой целью.

2. Квебек и англоязычная Канада сегодня

2.1. Политическая и экономическая стороны конфликта

Современное население Канады состоит из двух наций (франко-канадской и англо-канадской), нескольких национальных групп и индейско-эскимосских национальных меньшинств.

С самого 1867 года, когда Канада была оформлена как государство, существует две модели восприятия ее как государственного образования:

  • франко-канадская: «Канада была создана как федеративное объединение равноправных наций»;
  • англо-канадская: «Канада была создана как федерация провинций с единым центром управления».

Это противоречие и есть ядро конфликта, определяющее его нынешнее состояние.

Квебекцы воспринимают Канаду как союз, оставляющий гарантию на равноправное сосуществование двух культурных миров – англов и франков. Англо-канадцы же видят свою страну федеративным союзом, но с фиксированным центром-источником власти.

Раскол по национальному и религиозному признакам вносит серьезный диссонанс в общественно-политическую жизнь страны. Квебекская проблема имеет не только национально-религиозный, но и, прежде всего, социально-экономический характер. Подтверждение этому — более высокий жизненный уровень англо-канадского населения, значительное преобладание англо-канадцев над франко-канадцами по занятию престижных и высокооплачиваемых должностей. В 70-х годах, например, доля франко-канадцев в экономической элите страны составляла лишь 8,4%, в то время как англо-канадцев — 88,2%. В наше время ситуация значительно улучшилась, однако соотношение количества населения обеих наций к количеству занимаемых ими престижных и высокооплачиваемых должностей до сих пор не в пользу Квебека.

Геополитическое положение расставило приоритеты не в пользу квебекцев — все наиболее прибыльные отрасли хозяйства и промышленности находились на территориях англоязычных провинций, что привело к становлению Квебека как бедного региона. Именно это и дало толчок становлению четко выраженной национальной идентичности квебекцев. Возникло стремление «быть хозяином в собственном доме».

Стороны конфликта ведут себя неконструктивно, не могут поймать и удержать уровень равновесия в компромиссах. Едва только одна сторона идет на уступки, она начинает считать их слишком большими, вторая же – видит их ничтожно малыми.

Вместе с тем, главной особенностью рассматриваемого конфликта можно считать то, что движение за самоопределения провинции в основном носит мирный характер. Исключением является деятельность Фронта Освобождения Квебека, террористической организации, в период деятельности которой конфликт имел насильственную составляющую, и имел потенциал перерасти в военный конфликт федерального правительства с провинцией.

Можно говорить также о том, что проблему отделения Квебека не стоит рассматривать исключительно на уровне антагонизма «франко-канадцы – англо-канадцы». Результаты последнего референдума показали, что острая дискуссия о статусе Квебека ведется и на уровне собственно франко-канадцев: среди самих франко-квебекцев только 40% высказались за независимость, а 60% – были против. Таким образом, на сегодняшний день, в квебекском обществе не сложилось критической массы, готовой безоговорочно поддержать обособление от Канады. Подавляющее большинство политических сил Квебека не стремится «к отделению ради отделения», а стремится реформировать канадскую федеративную систему так, лишь бы она приносила по возможности большую пользу провинции. Все большему количеству квебекцев присуще чувство «двойной приналежности» – к Квебеку (малая родина) и к Канаде (большая родина).

Кроме того, интересно, что иммигранты, которые имеют право голосовать, не поддерживают суверенизма Квебека (ведь они ехали в Канаду, а не в Квебек, которому в случае отделения предстоит противостоять неопределенным вызовам, с которыми он может и не справится, в результате чего они окажутся в невыгодном положении). Эти самые этнические голоса и подавляют электоральную силу Квебека на референдумах, определяющих его положение.

Несмотря на то, что в целом суверенистские идеи в Квебеке сейчас базируются на идее об экономической самодостаточности, ключевым историческим фактором раскола признается этнический и лингвистический.

2.2. Культура и национальные особенности. Религия

Фактически культура Канады — это культура коренных жителей, поскольку все другие канадцы были иммигрантами. Они привозили с собой манеру одеваться, кулинарные традиции и обычаи, присущие их бывшей родине. В 1988 году, после принятия правительством Законодательного Акта о многокультурности, многоплановый культурный характер страны получил официальное признание. Представители каждого народа празднуют собственные праздники и придерживаются традиций своей родины, а также празднуют и государственные праздники Канады. Ежегодно в стране проводятся сотни национальных фестивалей, которые помогают разным народам лучше понять традиции друг друга, попробовать блюда национальной кухни, послушать музыку, посмотреть выступления артистов, костюмы и образцы народного прикладного искусства.

Среди культурных мероприятий Канады выделяют такие события как:

  • Шекспировский фестиваль в Онтарио;
  • Фестиваль канадских культур в Оттаве;
  • Международный фестиваль фестивалей.

Примечательно, что практически все глобальные культурные мероприятия Канады являются общими для всех людей, любой расы и национальности, они способствуют единению нации внутри страны. Отдельно от этой закономерности стоит Шербрукский «Фестиваль де Кантон» в Квебеке, на котором представлена культура и кухня канадских французов, и это не удивительно, учитывая то, что главной составляющей канадской кухни является именно квебекская кухня, поскольку рецепты французских кулинаров исторически и географически Канаде ближе. В остальной же Канаде национальной кухни нет.

Пожалуй, одним из главных различий франко-канадцев и англо-канадцев является их приверженность к разным течениям христианства. Большинство франко-канадцев — католики; раньше католическое духовенство стремилось подчинить своему контролю не только образование, но и всю жизнь франко-канадцев, особенно сильно его влияние проявлялось в сельских районах. Вместе с реакционными силами оно пыталось направить национальные чаяния франко-канадцев по руслу буржуазного национализма и обострения взаимоотношений между двумя основными нациями Канады. Но рост политического сознания Канады, втягивающихся в борьбу народов против империализма, ослабил позиции церкви и реакции. Англо-канадцы же в большинстве своем – протестанты.

В настоящее время Канада не имеет официальной религии, и правительство официально поддерживает религиозный плюрализм, что опять же способствует сближению двух рассматриваемых обществ.

2.3. Мнение ученых. Критика

Многие политологи в своих статьях или речах о сепаратизме затрагивают тему Канады. Нередко обычный пример превращается в предмет обсуждений, и мнений может быть огромное множество. Однако на сегодняшний день в вопросе с Канадой учёные сходятся во мнении, что Квебек неотделим от Канады, и данная проблема на повестке дня не стоит. Тем более, почти все эксперты солидарны в том, что в ближайшее время интересы населения Квебека будут больше сосредоточены на социально-экономических проблемах, а не на политических.
Вот несколько цитат из речей и статей, затрагивающих тему квебекского сепаратизма.

Выступая в 1971 г. в парламенте с обоснованием программы «мультикультуризма на двуязычной основе», Пьер Эллиот Трюдо, премьер-министр Канады, так изложил её основную направленность: «Политика мультикультуризма на двуязычной основе представляется правительству наиболее подходящим средством обеспечения культурной свободы канадцев. Такая политика должна помочь покончить с дискриминационным отношением и культурной подозрительностью… восстановить изначальное доверие и создать базу общества, основанного на «честной игре для всех».

Валерий Тишков, академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН: «В Канаде и даже в самом Квебеке мною преимущественно фиксировались мнения, что радикалы-франкофоны никогда не добьются отделения Квебека от Канады и результаты народных референдумов только подтверждают призрачность и безответственность проекта расчленения Канады».

Катрин Люсье, канадский антрополог, проживающая в Монреале: «Уж если Квебек получит независимость, то только тогда, когда он надоест всей остальной Канаде и она его просто выпихнет. Многие канадцы и сейчас относятся легкомысленно к этому вопросу, как будто речь идет всего лишь о том, чтобы поменять форму своей прически. В итоге чуть не проспали последний референдум, когда число сторонников сепаратистов приблизилось к половине голосов».

Итак, три данных мнения отражают общую точку зрения всех аналитиков, касающихся этой темы: Квебек и остальная Канада – единое государство.

3. Практическая часть

Безусловно, о состоянии канадского конфликта можно судить по различным фактам, статистике, сравнениям, а также, следуя обычной логике. Но кто лучше, чем сами непосредственные участники сможет рассказать о ситуации, то есть сами жители Канадской федерации?

С юридической точки зрения, канадцы — это все граждане страны, независимо от их этнических корней или веры.

С целью узнать мнение граждан Канады о состоянии конфликта между Квебеком и англоязычными провинциями, между франкоязычным и англоязычным обществами, был проведен опрос шести канадцев из разных языковых групп. Двое – франкоговорящие Кристин и Жули. Двое – англоговорящие Энн и Майк. И еще двое – владеющие и тем, и другим языком Оливьер и Себастьян.

Опрошенным были заданы следующие вопросы:

Все анкеты были дополнены комментариями опрошенных людей.

И квебекцы, и представители английской Канады убеждены в том, что Квебек необходим Канаде так же, как и Канада необходима Квебеку. И там, и там существуют похожие проблемы, которые необходимо решать сообща и немедленно, забыв о прошлом и откинув мысли о возможном отсоединении Квебека от Канады. Квебек имеет тот революционный запал, который можно направить не в русло сепаратизма, а в сторону решения насущных проблем всей Канады. Квебек, как ни одна другая провинция, может возглавить эту миссию.

В вопросе о ценностях представители разных национальностей также сходятся во мнениях. Общечеловеческие ценности одинаковы у всех народов, и канадцы не исключение. Различия в стиле жизни у двух этих народов столь незначительны, что и на уровень жизни не влияют. Таким образом, опрошенные не видят разницы, где лучше жить, все зависит от человека.

Однако в вопросе о будущем Квебека как административной единицы Канады мнения разделились. С одной стороны это странно, ведь обе стороны много потеряют, если лишатся друг друга. К счастью, все имеет объяснение. Так, Майк является одним из немногих английских представителей, кто «за» сепаратизм в Квебеке, с его точкой зрения можно ознакомиться ниже (прил. 4). А остальные, выбравшие в качестве ответа «отсоединение Квебека от Канады и провозглашение его независимым государством», никак не объяснили это. Возможно, это проявление национальной индивидуальности, и глубоко в душе каждый квебекец хочет независимости Квебека. Помимо этого надо заметить, что количество опрошенных ничтожно мало по сравнению с населением Квебека, и мы не можем сделать вывод, имея недостаточное количество данных. Тем более, как известно, «сколько людей, столько и мнений».

Этому же правилу подчинились ответы опрошенных канадцев и в последнем вопросе. Интересно то, что французские канадцы преимущественно ответили, что канадская нация – это две многонациональные общины с разными ценностями и интересами. А английские канадцы в большинстве ответили «канадская нация – одно многонациональное общество с общими ценностями и интересами». Это объясняется тем, что французские канадцы много больше переживают за свою культуру и национальную идентичность, нежели английские канадцы, которые таким большим культурным запасом не обладают.

Итогом опроса стал вывод, который можно сформулировать таким образом. Безусловно, жители Канады чувствуют некое противостояние между франкоязычным и англоязычным обществами, но это противостояние ни в коем разе не обозначает открытой антипатии или неприязни представителей одного народа к другому.

Существует несколько причин противостояния франкофонов и англофонов, но основной является несовместимость культур. Истоки требования суверенизации французской части Канады лежат в этнических корнях, общем культурном коде, языке, непрерываемых связях Квебека с Францией.

Ранняя языковая политика Канады исходила из обычных практических и коммерческих соображений, при новых контактах колонистам удобнее было пользоваться привычными для них европейскими языками, а интересы местного населения не привлекали серьезного внимания. Но противоборство между колониальными силами в Северной Америке положило начало конфликту и созданию характерной языковой политики, что, в конце концов, привело к решению использовать английский и французский языки как государственные.

Долгие годы языковое поведение жителей Канады было социально обусловлено: англо-канадцы, которых было в стране большинство, считали французскую речь Канады ущербной, не имеющей ничего общего с речью жителей метрополии. Борьба английского и французского языков за сферы влияния велась в течение всего времени сосуществования франко-канадцев и их англоязычных соотечественников. Она протекала в разных формах.

Франко-канадцы на протяжении всей истории Канады стремились к достижению равноправия. В борьбе против британского колониализма они отстаивали свой язык, за выживание которого боролись, стремились сохранить его в семье, богослужении, образовании. Нужно сказать, что реформы «тихой революции» хоть и заложили прочный фундамент для изменений положения и ситуации внутри Квебека, однако усилий либералов 1960–1970 гг. оказалось недостаточно для ликвидации дисбаланса в провинции. Хотя не следует отрицать те успехи, которых удалось достичь. Изменения в политической, экономической, социально-культурной жизни в Квебеке были очевидны и достигли того уровня, когда можно было говорить о франко-канадцах как об отдельной и самодостаточной нации. Наконец, в 1968 году французский язык стал одним из двух официальных языков страны, французские канадцы сохранили свою национальную культуру и поставили вопрос о национальном самоопределении.

С тех пор отношения франко-канадцев и англо-канадцев значительно улучшились, а вопросы взаимной неприязни отошли на второй план.

Как следствие, мы можем классифицировать настоящий конфликт следующим образом:

  • Мирный, ненасильственный конфликт (на данном этапе, когда он миновал этап наличия насильственной составляющей).
  • Открытый конфликт (стороны понимают наличие конфликта, осознают столкновение интересов и предпринимают открытые действия для достижения своих целей).
  • Конструктивный конфликт (конфликт с позитивным знаком; направлен, прежде всего, на конструктивное развитие собственной общности и без обязательного условия «уничтожения» противоборствующей стороны).

Еще несколько лет назад политологи давали весьма пессимистичные прогнозы относительно будущего канадского федерализма, который бы в случае отделения Квебека потерпел серьезный удар.

Как бы то ни было, но итоги минувших парламентских выборов с точки зрения федерального правительства можно считать успехом.

И пусть до конца проблема со статусом Квебека не решена, в ближайшем будущем новых разговоров о независимости вестись, по всей видимости, не будет. А потому у канадского правительства есть время задуматься над укреплением государственности.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector