Новые формы воспитательной работы

Новые формы воспитательной работы

Новые формы воспитательной работы
СОДЕРЖАНИЕ
0
06 мая 2021

Лариса Маркевич
Новые формы воспитательной работы. Сценарий мероприятия для 3–4 классов «Философский стол»

Новые формы воспитательной работы. «Философский стол».

«Философский стол» — одна из наиболее сложных форм воспитательной работы с учащимися по вопросам мировоззренческого характера, требующая серьезной подготовки педагога и достаточного уровня интеллектуального развития учащихся. Главная цель проведения «Философского стола» в стимулировании стремления учащихся самостоятельно анализировать, размышлять и искать ответы на проблемные вопросы. Успех проведения зависит от того, насколько тщательно была его подготовка,в ходе которой важно предусмотреть следующие моменты: заранее четко определить тему для обсуждения; до проведения предложить учащимся программу «Философского стола» и рекомендации по подготовке к мероприятию.

Составляется программа «стола» в виде вопросов, афоризмов. Эти вопросы логически связаны и, тем самым, определяют движение коллективной мысли в деловом разговоре.

Атмосфере активного обсуждения проблемы способствует и оформление помещения, где проводится «Философский стол», размещение участников. Наиболее благоприятные условия для непринужденного разго-вора создаются, если участники расположились за круглым столом. Стены помещения могут быть оформлены портретами философов, плакатами с афоризмами по теме разговора.

Путешествие в Королевство волшебного зеркала

(«философский стол» с элементами тренинга)

Тема: Добро и зло.

Цель: приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям через

представление детей о добре и зле как о качествах человека.

способствовать формированию представлений детей о добре и зле;

объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;

воспитывать доброе отношение к окружающим людям, стремление совершать добрые поступки, дела;

Оборудование: программа «Философского стола»; портреты философов, афоризмы; рисунок-карта; таблица этических правил дискуссии; свеча; карточки с перечислением качеств человека; словарь С. Ожегова; видеофильм «Притча о двух волках», мультимедийная презентация «Сказочный сундук»; рисунок солнышка; декоративные камешки; «практические советы».

Ход мероприятия:

I. Создание психологической атмосферы. «Хорошее настроение»

— Добрый день! Здравствуйте! Я очень рада нашей встрече и должна сказать, что сегодня у нас особенный день. Нам предстоит интересная работа. Мы будем думать, рассуждать и делать открытия. А любую работу лучше начинать тогда, когда у вас хорошее настроение.

— Я прошу всех участников стать в круг. Поздоровайтесь друг с другом глазками. Поделитесь своим хорошим настроением с помощью рукопожатия. Пожелайте удачного дня жестом. Спасибо. Садитесь на свои места.

II. Мотивация к действию

— Где-то очень далеко есть сказочная страна. Называется она Королевством волшебного зеркала. Все зеркала в этой стране не простые, а волшебные. В них можно увидеть всё хорошее и плохое.

-Самый главный закон в этой стране такой:

ПОСТУПАЙ ВСЕГДА ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ НЕ БЫЛО СТЫДНО ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ!

— Каждый, кто попадает в чудесное королевство, может увидеть в зеркале свои достоинства и недостатки.

— Поднимите руку, кто бы хотел отправиться в Королевство волшебного зеркала?

— Кто из вас хотел бы заглянуть в волшебное зеркало?

— В Королевство ведут две дороги (рисунок – карта). Попробуем вместе выбрать ту дорогу, которая приведёт нас к цели.

III. Объявление темы

— Добро и зло — тема «философского стола».

— Уважаемые юные мудрецы, приглашаю вас за наш «круглый стол».

— Давайте зажжем свечу, ведь свеча — символ живой мысли.

IV. Организация работы

— Напоминаю правила «круглого стола»:

Выслушивай говорящего до конца.

Будь активен и внимателен.

V. Программа круглого стола

I. Как различить добро и зло?

– Древний философ Сократ утверждал:

Люди поступают дурно только потому,

что не знают, что считать добром, а что злом…

— Начнём с определения.

-Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово ЗЛО?

— С чем ассоциируется слово ДОБРО?

(Перед детьми карточки разного цвета с перечислением качеств)

— Выберите 2-3 ключевых слова и дайте определение:

(Методика «Дерево решений»)

любовь к близким

— Обратимся к словарю С.Ожегова:

Добро- всё положительное, хорошее, полезное…

Зло- нечто вредное, беда, несчастье, злоба…

— Какую же дорогу мы выберем?

(Выслушиваются мнения детей)

— Идти по этой дороге будет не просто. Ведь в каждом человеке есть две половинки – светлая и тёмная. Это как битва двух волков. Послушайте притчу о добре и зле.

II. Притча о двух волках

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался,а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Как вы понимаете слова старого индейца?

Как идти по дороге добра?

Добро и зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор.

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

— Для нашего путешествия мы выбрали дорогу добра. Как идти по этой дороге? 3) Какие правила добра мы должны знать?

Упражнение-тренинг «Злюка»

Жила-была девочка злюка. Сдвигала девочка брови, надувала губы, размахивала руками, топала ногами, была всегда всем недовольна.

(Действия показывает ученица).

— Ребята, вам понравилась девочка? Почему?

— Поможем девочке стать добрее?

— Давайте потопаем ногами, представим, что мы надуваем шарик и все обиды и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо. Представим, как шарик исчезает, а вместе с ним злоба и обиды.

— Посмотрите друг на друга. А теперь улыбнитесь.

— Какое же первое правило вы возьмём с собой?

НЕ ЗЛИСЬ! БОЛЬШЕ УЛЫБАЙСЯ!

4) Задание-рассуждение «Солнышко добра»

Во внутреннем мире доброта – это солнце.

Игровое упражнение «Слово потерялось»

Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. На остановке вошла пожилая женщина.Витя встал и сказал ей: «Садитесь (пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива,она поблагодарила Витю и сказала ему: (спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»

— Ответьте, почему мужчина не рассердился на мальчика?

— Что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее и добрее?

— От чего зависит сила волшебных слов?

Обсуждение стихотворения З. Бядули «Петрусь»

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить.

Вот мальчишка со стараньем

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

— Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

— Извините, добрый вечер!

— Ты, – знакомый закричал, –

— И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

— Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?

— Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

— Так отчего же зависит сила волшебных слов?

(Ответы детей)

— Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.

— Какие вежливые слова знаете вы?

С помощью волшебных слов засветить «Солнышко добра».

— Перед вами солнечные лучики. Напишите на лучике любое вежливое слово и подарите Солнышку.

— Какое второе правило мы берём в дорогу?

БУДЬ ВЕЖЛИВЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ТЕМ,

КТО РЯДОМ С ТОБОЙ.

5) Где мы можем увидеть добро и зло?

Игра-рассуждение «Сказочный сундук»

Добро всегда побеждает зло.

— Где вы слышали такое высказывание? Где добро всегда побеждает зло?

— Доказать правильность данного высказывания помогут старые, добрые сказки.

— Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим? А поможет нам в этом «Сказочный сундук».

-Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь и доказать, по какому поступку мы можем отнести сказочного героя к доброму или плохому.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса — Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

2. Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

5. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Тотошка).

6. Вы знаете эту девушку, она работала, скромно жила, не видела ясного солнышка, только грязь и золу. А звали красавицу. (Золушка)

— Так почему всех этих героев можно назвать добрыми?

(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

— Чем отличается от них, например Баба — Яга, Карабас — Барабас?

Вывод: добро и зло можно увидеть в делах и поступках.

— Ещё одно правило, которое мы должны знать.

ДЕЛАЙ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

6) Игра-тренинг «Мостик добрых дел»

— Наше путешествие продолжается. Мы подошли к широкой реке. Как продолжить путь? Как перейти реку?

(Переплыть на лодке, обойти, построить мост)

— Я предлагаю своими руками построить мост, но не простой, а мост из добрых дел. Согласны?

— Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

— Нарисуйте в своем воображении Дорогу добра и хорошего настроения. Ярко светит Солнышко добра, оно согревает ваши ладони, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Поместите всё добро в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. По обочинам дороги вы собираете камешки. Согрейте их своим теплом.

— На тёплом камешке нарисуйте какой-нибудь знак или символ добра.

— Построим наш Мостик добрых дел (дети укладывают камешки-символы и строят мост через реку)

— Молодцы, мы можем продолжить наш путь.

7) Обсуждение сказки

…Человек должен поступать так, чтобы на земле было

— Наше путешествие в Королевство волшебного зеркала подходит к концу. Мы у ворот чудесной страны. Осталось совсем немного. Открыть эти ворота мы сможем, если узнаем ещё один секрет добра.

Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило ото Зла,оно сказало:

— Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю.

Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Вопросы для обсуждения:

— Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему?

— Как вы считаете, почему Добро так поступило?

— Согласны ли вы с утверждением:

Отвечай добром на зло и на земле будет меньше зла.

VI. Подведение итогов

— Мы достигли цели нашего путешествия. Мы в Королевстве волшебного зеркала.

— Как вы будете поступать, чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны?

(Дети рассказывают правила, которые составили в процессе работы)

«Практические советы»

— Уважаемые мудрецы, вам предлагаются высказывания, выберите из них наиболее значимые и дайте нам совет…

Чтобы не было стыдно посмотреть на себя со стороны…

• Дари улыбки людям

• Думай только о себе

• Всегда приди другу на помощь

• Будь внимательным к родным и близким

• Никогда не говори вежливых слов

• Будь вежливым с окружающими

• Совершай добрые дела

• Не обижай слабых

• Отвечай за свои поступки

• Никогда не обманывай

VII. Рефлексия «Волшебное зеркало»

— Готовы ли вы увидеть себя в волшебном зеркале?

— Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

— Давайте задуем нашу свечу, которая своим огнем поддерживала нашу мысль, помогала нам.

— А закончить я хочу ещё одним высказыванием о доброте

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

— Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Л. А. Маркевич, учитель начальных классов

СШ №1 г. Сморгони

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и.

Сценарий мероприятия для обучающихся 1–4 классов «Наши мамы лучше всех» Конспект мероприятия по теме: «Наши мамы лучше всех» Цель:Способствовать воспитанию уважительного отношения к матери, к женщине. Задачи:.

Консультация для воспитателей «Новые формы работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 муниципального образования Тимашевский район «Новые формы.

Круглый стол для родителей «Нетрадиционные формы рисования» Цель: раскрыть значение нетрадиционных форм рисования детей 3 – 4 лет для развития воображения, творческих способностей. Ознакомить родителей.

Новые формы организации работы с родителями Цель: 1. Установить с родителями партнёрские отношения по взаимодействию. 2. Активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

Сценарий мероприятия «Золотая осень» для учащихся 8–11 классов Сценарий мероприятия «Золотая осень» для учащихся 8 – 11 классов Дата проведения: 08.09.2017г. Время: 14.00-15.00 Место проведения: двор.

Программа воспитательной работы с учащимися 10–11 классов «Я — гуманная личность» Предлагаю Вашему вниманию программу воспитательной работы «Я — гуманная личность». муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «С чего начинается Родина?» Цель мероприятия: воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, растить.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов «Золотая осень» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тишанская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской.

Сценарий внеурочного мероприятия в форме квест-игры для учащихся 5–9 классов «Через тернии к звездам» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нименьгская основная общеобразовательная школа» Сценарий внеурочного мероприятия.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector