Дуэль Онегина и Ленского — анализ эпизода

Главной темой сюжетного действия в пушкинском романе «Евгений Онегин» стали внутренняя противоречивость и душевная сложность героев, ограниченность и односторонность их представлений о жизни. Внешнее действие романа развивается в замедленном темпе – лениво.

И только со второй половины пятой главы, движение сюжета неожиданно ускоряется, события начинают разворачиваться стремительно и бурно. Немалую роль в этом резком повороте сыграет… сон Татьяны. Это он переводит сюжет в другую плоскость — во взаимоотношения Онегина и Ленского; это он сгущает тревожную атмосферу (вместо бывшей, почти идиллической); это он пророчит события печальные и тревожные.

Итак, движение сюжета набирает темп, и в пятой-шестой главах романа события вытекают один из другого: именины Татьяны, раздражение Онегина, его желание «Ленского раздражить», его ухаживания за Ольгой, злость Ленского и его внезапный отъезд, вызов на дуэль, поединок и, в конце концов, трагическая гибель юного поэта, которая круто изменила жизнь героев романа,- событие, которое можно назвать настоящей сюжетной катастрофой. Поговорим о нем детальнее.

Давайте прежде всего, уточним мотивы ссоры Онегина и Ленского и причины дуэли. Ведь Ленский не сделал будто бы ничего плохого. Ему очень хотелось, чтобы он и его друг поехал вместе с ним на именины Татьяны… Ради этого он и уверил его, что это будет сугубо семейный праздник, что посторонних на нем не предполагается. Вроде невинная неправда? Но Ленский знал, что Онегин не терпел соседей-помещиков, демонстративно игнорировал их.

Нетрудно представить, как было Онегину неожиданно попасть «на пир огромный», ощутить всю вульгарность и мизерность этого общества…

Понятно, что вынужденное общение с ними должно было казаться Онегину обидным. В глазах человека, который привык к придворным балам и аристократическим раутам, это был просто сброд. Недаром герой сразу стал явно рисовать карикатуры всех, гостей.

Однако чуть ли не более всего Онегина вывело из равновесия то, что его посадили на почетное место — «напротив Тани» (намек на возможность его сватанья!), а сама она от волнения побледнела и чуть не упала в обморок. Такая «трагически-нервозная» сцена показалась Онегину пошлой и провинциальной.

Евгений решает отомстить Ленскому за то, что привез его на этот скучный праздник и он флиртует и любезничает с Ольгой на глазах у Ленского. Ревнивец Ленский злится и в конце концов уезжает домой. На следующий день Ленский вызывает Онегина на дуэль. Конечно же, месть Онегина была неоправданно жестокой… Он и сам вскоре понял, что был не прав. И все-таки это была только шутка! Реакция же Ленского была совсем неадекватной. Романтику-максималисту, человеку крайностей, ему вдруг представилось, будто бы Онегин всерьез хочет обольстить Ольгу, а Ольга готова предать его с Онегиным… Впрочем, со своей, идеальной точки зрения он был целиком последовательный и логичный.

Итак, Онегин жестоко пошутил над по-юношески чистой любовью своего друга, и конечно, был не прав. Плохо и то, что Ленский предоставил этой шутке столь важное и трагическое значение. Возможно, Онегин не должен был принимать вызов Ленского, показать, что он испугался суда того самого общества, которым так сильно и глубоко пренебрегал. Но прямой отказ от дуэли расценивался в дворянском обществе как трусливость, как грубое нарушение кодекса дворянской чести. А честь была абсолютной нормой дворянского общества. Итак, отказаться от дуэли дворянин просто не мог. Для Онегина это значило не просто подорвать свою репутацию, но и навсегда потерять самоуважение.

К тому же, застигнутый врасплох внезапным появлением Зарецкого, Онегин рефлекторно, автоматически ответил на присланный вызов согласием. Эта автоматизированность поведения, подчиненность определенному ритуалу отличает поведение Онегина и Ленского, на протяжении всего хода поединка ощущающих себя «как в страшном непонятном сне».

С другой стороны, сам по себе вызов на дуэль, или даже принятие этого вызова совсем не означали, что она должна была непременно состояться, что неизбежен ее кровавый, а тем более смертельный исход. В частности задачей секундантов было сделать все возможное для примирения противников . В таком случае сам факт вызова на дуэль, сама демонстрация готовности к поединку были достаточными для восстановления чести. Тем временем Зарецкий эту свою прямую обязанность не выполнил. Более того он вел себя провокационно — как человек, заинтересованный в скандале, в кровавом исходе дуэли.

Судя по всему, Онегин был убежден, что поединок не состоится: ведь особых оснований для него не было… И конечно, в намерения Онегина не входило убивать Ленского. Поэтому в ночь перед дуэлью Онегин в отличие от Ленского беспечно спал, не подыскал секунданта, не сделал каких-нибудь распоряжений на случай возможной гибели, опоздал более чем на час к назначенному времени, секундантом Онегина стал Гильо –  его слуга. То есть Евгений всячески демонстрировал свое равнодушие и пренебрежение ко всей этой истории, подчеркивая, что не воспринимает вызов Ленского серьезно.

И уж конечно, в намерение Онегина не входило убивать Ленского. Именно поэтому он и выстрелил первым, во время сближения с противником. Обычно настоящий дуэлянт, который стремится к кровавому результату, предпочитает дать возможность выстрелить неприятелю первым, а потом подозвать его к барьеру и хладнокровно выстрелить по неподвижной мишени.

Люди, знакомые с дуэльной практикой, это прекрасно понимали. Так, А. И. Герцен заметил, что Онегин любил Ленского «и, целясь в него, не хотел ранить»… Онегин, очевидно, целился в ногу Ленскому и поэтому был так поражен трагическим исходом поединка.

Дуэль может быть названа без преувеличения главным, поворотным событием романа. Ее роковой исход имел страшные последствия для всех героев, круто изменил их судьбы, разрушил устоявшийся прочный уклад их мирной деревенской жизни.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *