Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума»

Павел Афанасьевич Фамусов — один из центральных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824). Фамилия Фамусов в переводе с лат. fama — молва, слух, общественное мнение, а с французского слова fameux — известный, знаменитый.

Фамусов — человек средних лет, вдовец. Его амплуа в комедии – отец невесты. Он крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.

Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу. «Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину.

В фамусовском доме происходит действие комедии, и сам этот дом приобретает в сюжете важное значение. События начинаются рано, когда «день чуть брежжится», и заканчиваются, когда «последняя лампа гаснет». С того самого момента, как бой некстати заведенных часов нарушает сонное спокойствие утра, Фамусов вовлекается автором в череду комических розыгрышей, постепенно приобретающих драматический характер.

С служанкой Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».

Образ персонажа Фамусова — двойной. Развитие действия все время ставит его в комически нелепое положение: он никак не может проследить интриги молодежи. В первом акте его морочит дочь Софья своими выдуманными снами, во втором страшно пугает своими речами Чацкий , в третьем сам он ждет «разбоя и пожара»; поэтому со всей энергией, на которую способен, пытается спасти дочь и общество от «безумного» Чацкого.

Наконец, в финале, обнаружив дочь в сенях ночью, решает, что теперь уж разгадал все тайны и всему виной легкомысленность Софьи. Фамусову так и не удается поймать нить интриги, но его место в сюжете этим, конечно, не определяется.

Фамусов — воплощение той Москвы, которую с тех пор зовут фамусовской. Убеждения Фамусова непоколебимы, ибо проверены поколениями. Он недоступен для чужих доводов и мыслей, не случайно Грибоедов вводит мотив «глухоты», случающейся с Фамусовым каждый раз в беседах с Чацким («Не слушаю! под суд! под суд!»).

Следует отметить, что особенно страшным для Фамусова является свойство Чацкого размышлять, не глядя «на старших», его привычка «свое суждение иметь» и выражать его свободно. Умение мыслить воспитывается книгами, поэтому в момент кульминации Фамусов восклицает: «уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».

Все, что несет в себе Чацкий, для Фамусова — «чума», смертельная заразная болезнь, «безумие» целого поколения, от которого надо оградить и семью, и государство.

В характеристике Фамусова важную роль играют речевые особенности. Они позволяют прояснить такие черты, как двуличие, притворство. Подобно дяде Максиму Петровичу, и Фамусов способен «сгибаться вперегиб». А Молчалин может поучиться у Фамусова, как угождать тем, от кого зависят богатство, почет.

Даже в домашнем быту для Фамусова существует разграничение на тех, с кем он дает волю своим истинным «свойствам», и тех, кому вынужден оказывать особую честь. Органичность такого сочетания свидетельствует о том, что эта двойственность давно стала глубинным качеством натуры героя.

После первого появления Фамусов оставляет впечатление благоодушного барина, «ветреника» и заботливого отца («Скажи-ка, что глаза ей портить не годится…»). Однако в следующий его приход он обрисован уже иначе. Он не только беспокоится о безупречной репутации дочери («…Занятье для девицы!»), но намерен читать нотации и ей, и своему секретарю.

Та же эволюция в поведении совершается в отношении Чацкого. Он встречен как родственник, давно не писавший и приехавший неожиданно — «вдруг как с облаков»:
Ну выкинул ты штуку!
Здорово, (обнимаются) друг, здорово, брат, здорово.
После того как Чацкий отвергает советы Фамусова, тот приступает к нотации, убеждая учиться у старших. В монологе «Вот то-то, все вы гордецы!» Фамусов формулирует основные принципы своего мировоззрения. Они просты: стремление к золоту, чинам, придающим важность «в сорок пуд», способность ради «высочайшей… улыбки» «сгибаться вперегиб».

Уверившись, что его бывший воспитанник стал «опасным человеком», Фамусов «затыкает… уши», не желая вникать в «новые правила» («И знать вас не хочу, разврата не терплю»).

Антитезой является гостеприимство к Скалозубу, что был охарактеризован как солдафон, который «слова умного не выговорил сроду».

В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.

Фамусов действительно, по выражению Чацкого, «сильно бредит» возможным женихом, что выражается в том, как он суетится перед Скалозубом. В его речи появляются подобострастные выражения («…к нам сюда-с», «Прошу покорно»), признания в особой привязанности («Прозябли вы, согреем вас…

Фамусов готов поддержать мнение Скалозуба, даже если оно будет противоречить словам всех («Не поминайте нам, уж мало ли кряхтят!»). Но Чацкий встречает суждение о том, что «Пожар способствовал… много к украшенью» Москвы, резкой отповедью («Дома новы, но предрассудки стары»), вслед за тем приступая к разбору светских судей. Скалозуб не придает значения ни критике Чацкого, ни попыткам Фамусова подчеркнуть их особую близость: в армейской остроте отвергает свое родство с ним через Настасью Николавну («Мы с нею вместе не служили»), при известии о том, что кто-то «убился», предполагает насмешливо, что «старик» мог «дать маху». Он «ничуть не прочь» жениться, но не проявляет ни в поступках, ни в речи нежных чувств к Софии и ее семье. Несмотря на это, Фамусов продолжает заискивания перед ним.

Финальной характеристикой Фамусова является его неподдельное возмущение поведением дочери, которую он застает с Чацким в передней («где! с кем). Он не только выговаривает слугам, которые не досмотрели и не дослышали, но готов огласить поступки героя всей Москве, подать жалобу в Сенат, «Министрам, государю». Истинная причина его возмущения выясняется только в самом конце: его судьба «плачевна» из-за грядущих пересудов и сплетен.
Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Подводя итог, можно сказать, что Фамусов выступает в пьесе и как главный идейный антипод Чацкого, и как важное действующее лицо в любовной интриге, и как определенный общественный тип — крупный чиновник, и как индивидуальный характер — то властный и прямолинейный с подчиненными, то заигрывающий с горничной, то пытающийся «вразумить» и «наставить на путь истинный молодого человека», то обескураженный его ответами и кричащий на него, то ласковый и нежный с дочерью, то мечущий в ее адрес громы и молнии, услужливый и вежливый с завидным женихом, любезный хозяин, могущий однако, спорить с гостями, обманутый, одновременное смешной и страдающий в финале пьесы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *