Характеристика Манилова в романе «Мертвые души»

Краткий разбор Манилова по пунктам

 

Дом Манилова

Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было….

Внешность Манилова

«Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

Занятия Манилова

Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы.

Манеры, речь

«В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…»

Покупка «мертвых душ»

Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

 Подробная характеристика образа помещика Манилова

Галерея помещиков в поэме “Мертвые души” открывается образом Манилова. Это первый персонаж, к кому Чичиков обращается с просьбой о мертвых душах. Чем же определяется “первенство” Манилова? Известно высказывание Гоголя, что герои у него следуют один пошлее другого. Получается, что Манилов в поэме представляет собой первую, самую меньшую, степень нравственной деградации.

Фамилия Манилов от глагола «манить», «заманивать». Возможные литературные источники образа Манилова — персонажи произведений Н. Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза».
Портрет Манилова построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, отрицательное качество; в лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…».

Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна. Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга, например, чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.

Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину». Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям — свойства миросозерцания Манилова. Манилов — западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни.

Жена Манилова изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова — Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование. Услышав их древнегреческие услышав Чичиков испытал некоторое удивление, легко себе представить и реакцию поместных жителей.

Образ Манилова в поэме статичен – с героем не происходит никаких внутренних изменений на протяжении всего повествования. Основные качества Манилова – сентиментальность, мечтательность, чрезмерное благодушие, учтивость и обходительность. Это то, что видно и лежит на поверхности.

Именно эти черты подчеркнуты в описании внешности героя. Манилов “был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”.

Однако далее Гоголь переходит к описанию внутреннего мира Манилова, и первое впечатление от “приятности” помещика у читателя снимается. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает, что такое!” – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета”.

Манилова ничего не интересует в жизни, он не имеет никакого “задора”. Говорит он очень мало, он часто думает и размышляет, но о чем – “разве богу…известно”. Так четко вычленяются еще несколько характерных свойств этого помещика – неопределенность, равнодушие ко всему, инертность и инфантилизм жизненного восприятия. “Есть род людей, – пишет Гоголь, – известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…” Именно к этому типу людей относится Манилов.

“Неоформленность, расплывчатость” внутреннего мира героя писатель подчеркивает характерным пейзажем. Так, погода в тот день, когда Чичиков приехал к Манилову, в высшей степени неопределенна: “День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат…”

В описании господской усадьбы нам открываются новые черты Манилова. Здесь уже мы видим человека, претендующего на “образованность”, “культурность”, “аристократизм”, однако Гоголь не оставляет читателям никаких иллюзий на этот счет: все попытки героя казаться образованным и утонченным аристократом пошлы и нелепы. Так, дом Манилова стоит “одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам”, зато гора, на которой стоит усадьба, “одета подстриженным дерном”, на ней “разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций”.

Неподалеку виднеется беседка “с деревянными голубыми колоннами” и надписью “Храм уединенного размышления”. А рядом с “храмом” заросший, покрытый зеленью пруд, по которому, “картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон”, бредут две бабы, влача за собой изорванный бредень. В этих сценах угадывается гоголевская пародия на сентиментальные повести и романы.

“Незавершенность натуры” Манилова (природа как будто остановилась на “приятной” внешности героя, “не доложив” в него характера, темперамента, жизнелюбия) сказывается и в описании его домашней обстановки.

Во всем у Манилова – незаконченность, создающая дисгармонию. Ряд деталей интерьера свидетельствует о склонности героя к роскоши и изысканности, однако в самой склонности этой все та же незаконченность, невозможность довести дело до конца. В гостиной Манилова стоит “прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей”, которая стоит “весьма недешево”, но на два кресла ее недостает, и кресла стоят “обтянуты просто рогожею”.

Вечером на стол подается “щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями”, а рядом с ним ставится “простой медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…”. Вот уже два года герой читает одну и ту же книгу, дойдя лишь до четырнадцатой страницы.
Все занятия помещика бессмысленны и нелепы, так же как и его мечты. Так, проводив Чичикова, он мечтает об огромнейшем доме “с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву”. Но кульминацией образа Манилова являются “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”. Как и все “благородные господа”, Манилов курит трубку.

Поэтому в кабинете его – своеобразный “культ табака”, который насыпан в картузы, и в табашницу, и “просто кучею на столе”. Так, Гоголь подчеркивает, что “препровождение времени” Манилова совершенно никчемно, бессмысленно. Причем бессмысленность эта заметна даже при сопоставлении героя с остальными помещиками.

Нам трудно представить за подобным занятием (размещение горок золы красивыми рядками) Собакевича или Коробочку.

Речь героя, “деликатная”, витиеватая, полностью соответствует его внутреннему облику. Обсуждая с Чичиковым продажу мертвых душ, он интересуется, “не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России”. Однако Павлу Ивановичу, присовокупившему к беседе два-три книжных оборота, удается убедить его в совершенной законности этой сделки – Манилов дарит Чичикову умерших крестьян и даже оформление купчей берет на себя.

Таким образом, портрет героя, его речь, пейзаж, интерьер, окружающая обстановка, детали быта обнажают сущность характера Манилова. При ближайшем рассмотрении становится заметной призрачность его “положительных” качеств – чувствительности и сентиментальности. “Чувство его удивительно маленькое и ничтожное, и сколько бы он ни расточал его, от этого никому ни тепло ни холодно. Его любезность – к услугам всякого, как и его доброжелательство, но не потому, что он действительно обладает такой любящей душой, а потому что они ему ничего не стоят – это просто манера…

Его чувства – не настоящие, а только их фикция”, – писал дореволюционный исследователь Гоголя.
Таким образом, Манилов не оценивает людей с точки зрения критериев добра и зла. Окружающие просто попадают в общую атмосферу благодушия и мечтательности.

Путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку не случайно изображен как путь в никуда: даже выбраться из Маниловки, не затерявшись на просторах русского бездорожья, — и то трудно.

В Манилове нет ничего отрицательного; он не пал так низко, как Плюшкин и тем более сам Чичиков; он не совершил в этой жизни ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного; в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки. И потому М. в отличие от остальных «полуотрицательных» персонажей не может рассчитывать на душевное преображение и возрождение (смысловая перспектива 2-го и 3-го томов) — в нем нечего возрождать и преображать.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *