Онегин и Печорин — сравнительная характеристика

Онегин скучает, Печорин глубоко страдает, не находя применения необъятным силам своей души.

В. Белинский

Неразрывная связь существует между двумя известнейшими литературными персонажами – Евгением Онегиным и Григорием Печориным. И в романе А. С. Пушкина, и в произведении М. Ю. Лермонтова показана драматическая судьба ярких и неординарных людей, во многом очень типичных для своего времени. В литературоведении оба эти героя названы «лишними людьми». Персонажи не только дополняют друг друга, но и развивают в русской литературе общую тему.

Роман “Евгений Онегин” был начат в годы подъема декабристского движения, а завершен уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского режима. В образе Печорина получили свое отражение коренные особенности последекабристской эпохи. Разные исторические периоды, с которыми связаны и время написания, и время действия романов, обусловили основные различия в характерах, взглядах, поведении, отношении к людям Онегина и Печорина, а также различия в приемах создания образов этих героев.

У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой “страсти нежной”, умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга.

Светское общество, в котором вращались Евгений Онегин и Григорий Печорин, не могло не наложить на героев своего отпечатка. У них одинаковое происхождение, воспитание и образование, схожи характеры. Оба стоят на более высокой ступени развития, чем окружающие. Высший свет требует от них лёгкости и поверхностности во всём, а знание французского языка и изящные манеры в свете ценят гораздо выше ума. Онегин «Легко мазурку танцевал/ И кланялся непринуждённо…», все свои лучшие годы потратив на балы, театры и любовные интрижки. Такое же существование ведёт и Печорин. Ежедневная и однообразная суета светской жизни делают жизнь героев внешне яркой, но совершенно лишённой внутреннего содержания. Оба понимают, что их жизнь пуста, обоим надоедает вся внешняя мишура. Пушкин пишет об Онегине: «Хандра ждала его на страже,/ И бегала за ним она,/ Как тень иль верная жена». Такая же хандра и скука толкают Печорина на жестокие и опасные эксперименты над собой и другими людьми.

Онегин много читал, но в книгах не нашёл ответов на мучившие его вопросы, «Хотел писать – но труд упорный/ Ему был тошен…». Евгений умён, мог бы приносить пользу обществу, но не находит применения своим силам, не находит занятия по душе. Он пассивно плывёт по течению, не может найти своего места в жизни и страшно от этого страдает.

Биография Онегина представлена очень полно: отец “промотал ” состояние, воспитанием, как и положено, занималась сначала madame, “потом monsieur ее сменил”, учеба “чему-нибудь и как-нибудь ” завершилась головокружительным успехом у дам светского общества. Однако Онегину очень скоро это надоело, чтение также не принесло удовлетворения, к “труду упорному” не был приучен, поэтому “…русская хандра им овладела понемногу…”. Жизнь в деревне и те новшества, которые он завел для облегчения жизни крестьян, тоже не стали для него событием. Судьба народа его мало волновала.

К моменту знакомства читателя с Онегиным Пушкин отмечал в нем “резкий охлажденный ум”, “неподражательную странность”, “мечтам невольную преданность” и непонимание окружающих его людей.

Прошлое Печорина не дается так развернуто. Лермонтов скупо говорит о формировании личности своего героя, но сам Печорин в нескольких местах романа приоткрывает завесу над своим прошлым. Он даже Максиму Максимычу говорит, что его “душа испорчена светом”. Исповедуясь Мери, он рассказал историю “увядания ” своей души, как под влиянием лукавства, обид, недоверия и насмешек окружающих в нем исчезли чистота, скромность, искренность.

Печорин, в отличие от Онегина, пытается найти смысл жизни в опасных приключениях, но и они надоедают ему. Полностью равнодушный к происходящему, он бросает всё и уезжает на войну в Персию. Образ Григория Печорина раскрыт глубже образа Онегина, потому что Лермонтов, автор первого в России психологического романа, наделяет его новой для литературного персонажа чертой – склонностью к рефлексии. Печорин, желая разобраться в себе, ведёт дневник. И если образ Онегина складывается у читателей из различных характеристик автора и окружающих, то Печорина мы узнаём изнутри. В дневнике он бичует все свои слабости и пороки, искренне исповедуется, раскрывая свои мысли и чувства. Так читатель находит разгадку его противоречивого характера, объяснение всех его странных поступков. Печорин говорит о себе: «Во мне два человека: один живёт, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Герой потерял веру в людей, его скептицизм и эгоизм порождены временем, эпохой безнравственности, трусости и пошлости.

Лучшие чувства, “осмеянные светом”, приходилось хоронить “в глубине сердца”. Теперешний Печорин не верит друзьям, которые могут возвести “бог знает какие небылицы”, не верит возлюбленным, “которые, обнимая другого, будут смеяться” над ним. Общение с простыми людьми, поначалу приносившее удовольствие, также наскучило.

Многие поступки Печорина, с точки зрения нормального человека, кажутся загадочными и непонятными.

Таким образом, между Онегиным и Печориным много общего: происхождение, воспитание, положение в обществе и неприязнь к светскому обществу, критический ум, оторванность от народа, загадочность и странность. Оба героя проходят испытания через любовь и несчастья. Здесь также видим момент сходства. Онегин и Печорин становятся виновниками гибели людей: Онегин убивает на дуэли Ленского, а Печорин – Грушницкого.

Любовь не принесла радости и счастья ни тому, ни другому; более того, Онегин стал виновником несчастья Татьяны, а из-за Печорина гибнет Бэла, Вера и Мери глубоко страдают. Однако Онегин и Печорин – не близнецы-братья, это очень разные люди.

Онегину чужды романтическое чувство, какой-либо протест, стремление к приключениям. Он презирает светское общество, также и поместное дворянство, однако вывоз Ленского на дуэль он принимает потому, что боится сплетен этого самого общества. Онегин не сухарь: в конце романа в нем вспыхивает любовь к Татьяне, и он глубоко и искренне переживает. Не таков Печорин.

Он не может спокойно созерцать жизнь, бешено гоняется за приключениями. Он сам ощущает в себе большие возможности. В откровенной беседе с самим собой, на страницах своего дневника, он признается в том, что ему было дано “назначение высокое”, но он все же не знает, зачем он жил и для какой цели родился. Сознание потерянных возможностей постоянно преследует его.

Силы Печорина разбрасываются по мелочам, он вечно увлекается “приманками страстей пустых и неблагородных”. Вся его жизнь – это цепь донжуанских подвигов. Белинский даже в пороках Печорина увидел “проблески великого”.

Эти различия в судьбах и характерах героев объясняются разли чиями эпох, в которых проходила их сознательная жизнь. В романе Пушкина отражена жизнь России накануне декабрьского восстания. Онегин, по мысли Пушкина, должен был сблизиться с декабристами и начать общественно значимую жизнь. Печорин же – герой другой эпохи; эпохи разгрома декабрьского восстания и торжества политической реакции.

Судьба его поколения бесперспективна и трагична. Белинский, почувствовав связь между романами и их героями, назвал Печорина Онегиным “нашего времени”.

Что же дало Герцену основание назвать наших героев “лишними людьми”? Конечно же, Онегин и Печорин выше светского общества, но в то же время они дети этого общества. Они не могут зажить другой, более достойной и общественно значимой жизнью, приносить пользу людям.

Они эгоисты. Они только могут критически оценивать свои и чужие достоинства, но что-либо изменить в своей жизни, принести себя в жертву во имя чего-то – им не дано. Поэтому-то и назвал их Герцен “лишними людьми” и “умными ненужностями”.

Критик В. Г. Белинский писал, что «Печорин – Онегин нашего времени». Печорин развивает в русской литературе тему, начатую Онегиным. Роман «Герой нашего времени» – это горькое раздумье над «историей души человеческой», погубленной «блеском обманчивой столицы», ищущей и не находящей ни дружбы, ни любви, ни применения своим силам.

Об Онегине Белинский говорил: «Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца». То же самое можно сказать и о Печорине. По выражению Белинского, Лермонтов изобразил «внутреннего человека» не только как художник-реалист, но и как глубокий психолог. Писатель поставил в литературе вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей, которые не могут найти применение своим силам.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *