Сочинение по лирике русских поэтов 19 века — Как готовиться к написанию сочинения — Как научиться

Сочинение по лирике русских поэтов 19 века — Как готовиться к написанию сочинения — Как научиться

Сочинение по лирике русских поэтов 19 века — Как готовиться к написанию сочинения — Как научиться
СОДЕРЖАНИЕ
0
05 мая 2021

Примерный план анализа лирического произведения

1. Автор, название.

2. Время написания. Краткая характеристика поэтической эпохи (ведущее литературное направление, литературные журналы, литературная борьба).

6. Художественные средства и приемы.

7. Система образов.

8. Образ лирического героя*. Его сходства — различия с автором:

— по чувствам, настроениям;

— по восприятию мира;

9. Размер, ритм, рифма.

10. Значение стихотворения в творчестве поэта.

11. Какие чувства пробудило во мне стихотворение?

Тема: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов

19 века: Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е. А. Баратынского, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, А.К. Толстого.

Вспомни:

1. Что такое лирика?

(от греческого Lyra -лира — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) — один из трех родов литературы. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирика выражает непосредственное переживание.

* См. Приложение 1.

2. Что такое лирический образ?

Лирический образ — это образ — переживание, образ-чувство, вызываемое различными жизненными впечатлениями.

3. Каковы особенности лирического произведения?

— Сжатая выразительная речь, где каждое слово несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку.

— В произведении запечатлены личные переживания поэта, но они характерны для многих людей. Через личное передаются типическое.

4. Что такое лирический герой?

Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он не идентичен образу автора, хотя и отражает его черты, его отношением к природе, общественной жизни, людям.

Прочитай и запомни краткие сведения из биографии поэта.

1. Яков Петрович Полонский (1819 — 1898)

Родился в семье мелкого провинциального чиновника, рос без матери с 11 лет, учился в рязанской гимназии.

В 1838 году поступил в Московский университет на юридический факультет. На жизнь зарабатывал частными уроками в богатых семьях.

На издание первого сборника «Гаммы» средства собирали друзья Полонского. В Одессе познакомился с А.С. Пушкиным, который отправил рукопись в «Современник», где был помещен одобрительный отзыв о стихах Полонского.

В сентябре 188В году выходит собрание сочинений поэта в 10 томах.

За сборник стихов «Вечерний звон» Академия Наук присуждает Полонскому Пушкинскую премию.

Полонский писал так же прозаические и драматические произведения, полемические статьи и очерки. Тем не менее он считал: «Всю жизнь серьезно я был только поэтом, и больше ничем. »

2. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873 )

Родился в селе Овстуг Орловской губернии (ныне — Брянская область). Получил прекрасное образование. Семейный учитель будущего поэта — С.Е. Раич, человек блестяще образованный, наделенный незаурядным талантом, знаток зарубежной словесности и произведений античных классиков.

Первое опубликованное произведение Тютчева — перевод «Послания Горация к Меценату». В 14 лет Тютчев становится сотрудником Общества любителей российской словесности.

1819 год — поступает на словесное отделение Московского университета.

1821 год — получает степень кандидата.

1822 год — уезжает в Германию. Начало карьеры дипломата.

1833 год — совершает поездку на Ионические острова.

1837 год — получает назначение в Турин из-за самовольной отлучки в Швейцарию вынужден уйти в отставку. Живет в Мюнхене.

1836 — 1840 года — публикации в «Современнике» по рекомендации А.С. Пушкина.

На протяжении последних 14 лет не печатался.

1854 год- при содействии И.С. Тургенева издан сборник стихов Тютчева (вышел в приложении к одному из номеров «Современника»).

1844 год — переезд в Петербург.

3. Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892)

Рожден немкой Шарлоттой Фёт в имении своего приемного отца — русского помещика Афанасия Шеншина, записан и окрещен как его родной сын, тоже Афанасий. С 13 лет обучался в немецком пансионе в городе Верро ( в Эстонии).

Но подлог в документах обнаружили, и мальчик был вынужден носить фамилию матери — Фёт, из которой при напечатании потеряли две точки. Так он стал Фетом, незаконнорожденным, лишенным в России всех прав, как иностранец.

1837год — поступает на словесное отделение Московского университета.

На занятые деньги печатает сборник своих стихов.

Желая получить принадлежность к дворянству, после окончания университета идет на военную службу.

1853 год — знакомится с редакцией журнала «Современник».

1863 год — выходит двухтомное собрание сочинений.

1873 год — возвращает фамилию Шеншин и дворянское звание указом царя.

С 1883 года — выпускает сборники «Вечерние огни».

4. Евгений Абрамович Боратынский (Баратынский) (1800 — 1844)

Родился в семье тамбовского помещика, в 4 года умел читать, в 6 лет — писать и по-русски и по-французски.

1812 год — поступает в Пажеский корпус. В 1816 году исключен в связи с «дурным поведением».

В смоленских имениях Подвойское и Голощапово написаны первые стихи.

1819 год — знакомство с Пушкиным, Кюхельбекером, Дельвигом. Печатается в журналах «Благонамеренный», «Сын отечества», «Невский зритель».

1820 год — член-корреспондент Вольного общества любителей российской словесности.

1827 год — выходит первое собрание сочинений.

1843 год — путешествует с семьей за границу, где и скончался. Из Неаполя гроб с телом поэта был перевезен в Санкт- Петербург. Боратынский похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в 1845 году.

5. Иван Саввич Никитин (1824 — 1861)

Родился в зажиточной мещанской семье. Обучался грамоте у сапожника-соседа.

1833 год — поступает во 2-ой класс Воронежского приходского духовного училища.

1834 — 1839 годы — обучается в уездном духовном училище.

1839 год — переведен в духовную семинарию.

По семейным обстоятельствам уходит из семинарии и отказывается от обучения в университете.

Стихи начал писать тайком, боясь быть осмеянным, сжигал написанное.

Дебют в 1853 году, в «Санкт-Петербургских ведомостях».

1856 год — издает книгу «Стихотворения» на средства мецената Д.Н. Толстого.

1859 год — выходит последняя прижизненная книга стихотворений Никитина.

Скончался в возрасте 37 лет от тяжелой болезни.

6. В. Аполлон Николаевич Майков (1821 — 1897)

Из старинного дворянского рода. Его дед — директор Императорских театров. В доме царила творческая атмосфера. Детство прошло в Подмосковье, отрочество — в Петербурге. Домашним учителем Майкова был И.А. Гончаров.

Первые стихи появляются на страницах издававшегося в течение 3-х лет домашнего журнала.

1837 год — поступает на юридический факультет Петербургского университета.

1842 год — выпускает первый сборник стихотворений.

1842 год — совершает путешествие по Европе.

1844 год — окончательное решает заняться поэзией.

Конец 50-х годов — путешествует на корвете «Баян» по Средиземному морю. Впечатления от поездки выражены в циклах стихотворений «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие посни».

Но лучшие стихи Майкова — о России.

Он часто обращается к среднерусскому пейзажу. Его лирика напевна и музыкальна. По количеству положенных на музыку стихотворений Майкову среди русских поэтов принадлежит одно из первых мест.

7. Алексей Константинович Толстой 11817 -1875)

Начал писать стихи с шестилетнего возраста.

В 10 лет путешествует по Италии, Германии, где Гете подарил мальчику осколок бивня мамонта с собственным рисунком.

1834 год — служит в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем при русском посольстве во Франкфурте-на-Майне.

1854 год — в «Современике» — появляется первая крупная подборка стихотворений поэта.

Как считал сам Толстой, его склонности к поэзии необыкновенно способствовала природа. Особенно привлекала поэта оживающая и расцветающая весенняя природа, могущественное влияние которой исцеляет душу человека.

Вопросы к стихотворениям:

Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи. », «Посмотри — какая мгла. »;

Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. », «Листья»;

А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила. »;

Е.А. Боратынского «Весна, весна! Как воздух чист. »,

«Чудный град порой сольется. »;

И.С. Никитина «Встреча зимы», «Ярко звезд мерцанье»;

А.Н. Майкова «Рассвет», «Осень», «Пейзаж»;

А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы. ».

I группа вопросов: на тему: «О чем стихотворения?»

— Что сближает эти стихотворения?

(Все они написаны русскими поэтами 19 века о природе средней полосы России).

— Какие времена года описывают поэты?

(В стихотворениях описаны лето, осень, весна, зима).

-Какое время суток описывают поэты?

(Рассвет, ночь, день, утро, полдень).

— Какие явления природы описывают поэты?

(Дождь с громом и молниями, эхо, туман, яркое солнце,

теплый ветер, падение осенней листвы, росу, увядание природы осенью, буйные осенние ветры, голубое весеннее небо, бег ручья, лед на реке, пение жаворонка, первый снег, сияние месяца, мерцание звезд, созревание золотых хлебов). Какие из образов этих стихотворений ты отнес бы — к зрительным

II группа вопросов: Как изображена в этих стихах природа?

1. Какие звуки слышат поэты?

Г де он, бронзы звон

Запомни!

Такой литературный прием называется звукопись*.

В отличие от музыки в стихах нет чистого звукового фона, он звукосмысловой. Звуки воспроизводят содержание не сами по себе, а сливаются в смысловые единства (слова, словосочетания, предложения), объединенные интонацией и звучанием слова.

2. Какие краски природы можно встретить в стихотворениях? пурпур брусничных кистей;

снег блестит разноцветным огнем;

на ветках берез, как алмазы;

ярко звезд мерцание;

золотые нивы, светлые заливы;

уж обозначился восток;

бледнеют тверди голубые;

все черней фигуры;

в степи пасущихся коней,

* См. Приложение 1.

ясность прозрачных небес;

пестреет лес зеленый;

румянит осень клены;

ельник зелен и тенист.

Сделай вывод о многообразии палитры красок, используемых поэтами.

3. Найди среди приведенных примеров прилагательные и глаголы в переносном значении, наиболее понравившиеся и запомни. Распредели их в таблицу:

Зима недаром злиться,

пурпур брусничных кистей

* См. Приложение 1.

5. Найди сравнения*

Красные мухоморы, что сказочные карлы; фигуры пасущихся коней, словно вырезные; зелень, как иглы еж; белый снежок, что белый пушок; капли слез на ветвях, как алмазы, горят.

6. Соедини стрелочками антитезы* в двух столбиках.

Я.П. Полонский «Посмотри — какая мгла. »

мгла, сумрак сон ли сизых туч

озеро блестит, фосфорический луч

И.С. Никитин. «Встреча зимы».

дождь, туман, холод, осенняя грязь, угрюмые небеса

белый пушок, снежок,

разноцветный огонь как алмазы, горят воздух легок и чист

Объясни роль художественных средств.

III группа вопросов

1. Выпиши строки из стихотворений [по 1 -2 примера), указав их авторов и названия, по следующим разделам:

1) использование эпитетов*

2) использование цветовых эпитетов*

3) использование звукописи*

4) использование метафор*

* См. Приложение 1.

5) использование олицетворений*

6) использование сравнений*

IV группа вопросов

1 Что (чувства, мысли, описания, размер) объединяет эту группу стихотворений столь разных поэтов?**

2. Одно из наиболее понравившихся стихотворений выучи наизусть.

3. Повтори перед написанием сочинения весь проработанный тобой материал.

4. Напиши сочинение, используя следующие вопросы.

1) Со стихотворениями каких поэтов 19 века ты познакомился?

*См. Приложение 1.

* * Говорить о размере стихотворения в сочинении по лирике не обязательно, если использования определенного размера не связано с темой сочинения.

2) Какова тема этих стихотворений?

3) Какие образы и при помощи каких художественных средств созданы в этих стихотворениях?

4) Какие чувства рождают в душе лирического героя пейзажи средней полосы России?

5) Почему эти чувства столь противоположны?

Влияют ли на состояние внутреннего мира лирического героя явления природы, времена года?

6) Охарактеризуй мастерство русских поэтов 19 века (богатство красок, образов, ритмов, размеров).

Не забывай иллюстрировать свои письменные ответы на вопросы цитатами из стихотворений*.

7) Сделай вывод о собирательном образе русской природы, созданном в указанных стихотворениях

8. Поделись своими впечатлениями о стихотворениях, объясни, какие из них тебе понравились и почему? Какие чувства в тебе вызвали эти стихотворения?

Созвучны ли они переданным в стихотворениях чувствам и настроениям?

Используй полученные при подготовке к сочинению навыки анализа лирических произведений в работе над стихотворениями других авторов и другой тематики.

*См. Приложение 2.

Упражнения

Упражнение 14.

Образ учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

1. Каков смысл названия рассказа?

2. Почему повествование ведется от первого лица?

3. Какие жизненные трудности выпали на долю героя?

4. Кто и почему взял на себя роль старшего товарища, помощника мальчика?

5. Как раскрывается внутренний мир учительницы в ее портрете, увиденном глазами мальчика?

6. Проанализируй эпизод «Разговор учительницы после уроков». Что изменилось в результате беседы?

7. Что нового для раскрытия внутреннего мира Лидии Михайловны дает послесловие?

8. Кому посвящен рассказ «Уроки французского»?

9. Чьи слова звучат в посвящении и предисловии: мальчика или взрослого человека?

10. Сформулируй главную мысль рассказа.

Упражнение 15.

Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

1. Расскажи об особенностях художественного мира Пришвина по ранее известным тебе его произведениям.

2. Какова основная тематика его произведений?

3. Как в портретах Митроши и Насти выражается связь человека с природой?

4. Как животные, их клички показывают взаимосвязь в мире всего живого?

5. Как судьба ели и сосны связана с жизнью остальных обитателей Блудова болота?

6. Какое качество, нередко встречающееся и у людей, сделало деревья врагами?

7. Какой народный взгляд на мир отражен в мифе о деревьях? (Вспомни, что такое миф*).

8. Какова роль эпизода «Утро возле Лежачего камня»?

* См. Приложение 1.

9. Какие художественные средства помогают читателю понять мысль о единстве всего живого на земле и ценности любого живого организма?

10. Сделай вывод об отношении писателя к природе.

11. Какими качествами должен обладать человек, чтобы понять природу и увидеть ее красоту?

12. Обладают ли Настя и Митраша такими качествами? Каково их отношение к природе?

13. Куда бы ты отнес рассказ о Косаче: к миру реальности или к миру сказки? Почему?

14. Докажи текстом, что писатель очеловечивает природу.

15. Сделай вывод о тесной связке человека и природы.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector