Сочинения по литературе 19 века — Как готовиться к написанию сочинения — Как научиться писать

Сочинения по литературе 19 века — Как готовиться к написанию сочинения — Как научиться писать

Сочинения по литературе 19 века — Как готовиться к написанию сочинения — Как научиться писать
СОДЕРЖАНИЕ
0
05 мая 2021

Как готовиться к написанию сочинения по сказу* Николая Семеновича Лескова «Левша».

Возможные темы сочинений:

1. Черты русского национального характера в сказе «Левша».

3. Народ и власть в сказе «Левша».

4. Мотив соревнования представителей двух народов в сказе «Левша».

5. Мастерство русского народа в сказе «Левша».

6. Лесков как бытописатель.

7. Язык сказа «Левша».

8. Особенности жанра «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе»

9. Художественное своеобразие сказа «Левша».

10. Тематика и проблематика сказа «Левша».

Список тем сочинения можно продолжить. Но перед тем, как выбрать для написания одну из них, следует провести общую подготовительную работу.

Что следует сделать еще перед выбором темы:

1. Внимательно прочитай и проработай вступительные статьи к тексту произведения, в них ты найдешь много полезного. Например, то, что в основе «Сказа. » лежит народная прибаутка или шутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Это можно использовать как во вступлении к сочинению, так и в основной его части.

2. Найди определение сказа в литературоведческом словаре.

* См. Приложение 1

3. Познакомься с вопросами и заданиями, помещенными после текста «Левши» в твоем учебнике. Они делятся на пять разделов. Первые помогут тебе грамотно проанализировать текст «Сказа. », следующие — сделать выводы о прочитанном.

4. На заданные к тексту «Левши» вопросы ответь письменно, обязательно выверив по орфографическому словарю написание трудных слов.

5. Также исправь речевые и грамматические ошибки.

а) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, ставь либо перед, либо непосредственно после определяемого словосочетания или слова.

б) Деепричастный оборот относи к тому же действующему лицу, что и сказуемое.

в) В рамках одного предложения не употребляй глаголы — сказуемые в равных видовременных формах.

г) Сложноподчиненное предложение не строй только из придаточных частей, оно должно состоять из главного и зависимого (придаточного) или зависимых (придаточных) предложений.

д) Обращай внимание на правильность употребления личных и притяжательных местоимений (он, его), особенно при замене прямой речи косвенной. Не смешивай прямую речь с косвенной.

е) Не допускай в составленных тобой ответах неточности, непонятности, двусмысленности.

ж) Ставь второстепенные члены предложения рядом с теми словами, к которым они относятся.

з) Правильно образовывай формы сравнительной степени прилагательных.

полная форма прилагательного

Если в прилагательном есть —ейш— -айш-, то эти слова не прибавляются

и) Не употребляй в качестве однородных членов:

глагольные формы с разным управлением (восхищаясь и оценивая его);

слова обозначающие одно и то же (дорога и шоссе); деепричастный или причастный обороты и придаточное предложение( девочка, заплела косички, отправившиеся на прогулку).

к) Следи за словосочетаниями управления:

Проверь, все ли употребленные тобой слова соответствуют литературному стилю.

Не употребляй в одном предложении однокоренных слов (проявил упорное упорство), лишних слов (ладонь руки — ладонь бывает только у руки), следи за сочетаемостью слов (играть значение — нельзя, играют роль, а значение можно иметь), при использовании фразеологизмов не смешивай

близкие по значению сочетания [чаша его терпения лопнула — неправильно; терпение может лопнуть, а чаша терпения — переполниться).

Нарушение лексической сочетаемости является речевой ошибкой, две речевые ошибки снижают оценку за сочинение на один балл.

Чтобы правильно употребить в контексте ответа или сочинения слово, необходимо точно знать его значение, справиться о котором можно в толковом словаре.

Это то, что касается грамотности твоей речи при подготовке к сочинению. Теперь о его содержании.

6. Прочитав текст художественного произведения, перескажи его, удостоверься, что ты хорошо знаешь содержание того произведения, по которому будешь писать сочинение. Но сочинение — это не пересказ. Знание текста необходимо для его анализа, отбора материала по теме.

В подготовительной работе анализируется весь художественный текст, а после выбора темы сочинения используется лишь соответствующий ей материал. Тебе необходим большой объем знаний, из которого ты и будешь выбирать нужные сведения.

7. Работа с текстом произведения Ответь на вопросы и выполни задания:

От чьего имени ведется повествование?

1. Особенности «Сказа. »

2. Найди в тексте языковые особенности разговорного стиля, распределив выписанные слова по графам таблицы (см. ниже)

«захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть»

«везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры»

«все его. на свою сторону преклонять хотели»

«все французские разговоры считал за пустяки»

«ну уж тут шабаш»

«граборатый [горбатый) нос»

«двухсестная (двухместная) карета»

«подъезд неописанный, коридоры до бесконечности»

«огромные бюстры (смешение люстр и бюстов)

«Аболон полведерский» — Аполлон Бельведерский

«мерблюзьи монтоны» — верблюжьи пальто (манто)

«Платов держит свою ожидацию»

«еще больший стакан кислярки выдушил»

«Платов к государю с добрым утром явился»

«осмотрели керамиды и всякие чучелы»

«начнет дансе танцевать»

«не стал усиливаться»

«лежал на досадной укушетке» — нежелательная болезнь заставила лежать на постели-кушетке «Платов умом виляет»

лексически переосмысленные слова

лексически переосмысленные сочетания слов

3. Чем «Сказ. » напоминает произведения устного народного творчества?

Заполни таблицу примерами из текста.

Расскажи о характере левши сначала устно, затем письменно, используя цитаты из текста сказа, подобранные тобой самостоятельно, и цитаты из задания учебника.

Проверь себя, все ли качества характера левши ты увидел:

4. Найдите эпизоды, где звучит авторская ирония при изображении Александра, Николая, Платова.

Как характеризует Александра Павловича то, что после участия в Венском конгрессе [в «Сказе. » — венский совет) «захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть», и то, что «государь чем-нибудь иностранным очень интересуется»?

Почему попытка Платова убедить Александра в превосходстве русского оружия «огорчила императора», а напоминание об особом сахаре Бобринского завода и вовсе расстроило?

Чем отличается поведение Платова за пределами России и в России?

Кто виноват (или виноваты) в гибели левши?

5. В чем видит Лесков причины культурной и экономической отсталости России?

6. Сравни отношение в России к английскому полшкиперу и к левше.

Отношение к Платову

Герой войны 1812 года, ближе к народу, чем царь; уважение, прощение грубости; лихой казак, имеющий право даже бить простого человека: смелый никакого врага не боялся.

Образ создан по законам народных сказов.

Грубый, жестокий, хитрый царедворец, просчитывающий свои шаги: шкатулку спрятал, а Левшу в крепостной каземат «без сроку» посадил. Реалистический взгляд на действительность в России.

7. Каковы четыре основных идейных мотива сказа?

8. В чем заключается жанровое своеобразие рассказа Лескова «Левша»?

Можно ли определить жанр «Левши» как сказ? Почему?

9. Каковы особенности языка сказителя:

10. Критики назвали произведение Лескова «Левша» сказовой повестью. Сделай вывод о том, что такое сказовая повесть на основании анализа «Левши».

Подтверди или опровергни это мнение.

11. Почему Лесков говорил: «. там, где стоит «левша», надо читать «русский народ»? Почему косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

12. Прежде чем писать сочинение, повтори проработанный и проанализированный тобой материал.

13. Теперь выбери тему и, тщательно отбирая к ней материал, напиши сочинение.

Ты можешь пользоваться текстом произведения и любыми видами лингвистических словарей. Старайся не заглядывать в рабочую тетрадь.

Упражнения

Упражнение 7.

Черты русского национального характера в сказе Н.С. Лескова «Левша»

1. Какие произведения русских писателей и поэтов о жизни народа ты знаешь?

2. Каким изображен в них простой народ?

3. В чем отличие и сходство образа левши от образов представителей народа в других известных тебе произведениях?

4. Какие черты левши проявились во взаимоотношениях с генералом Платовым, с императором?

5. Какие черты левши проявились в Англии?

6. Можно ли утверждать, что под образом левши автор понимает весь русский народ? (Предварительно прочитай в учебнике высказывание Лескова об образе левши).

7. Прокомментируй смысл пословицы «У него. хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Как она соотносится с образом левши?

8. В каких словах в конце «Сказа. » выражена боль левши за судьбу Родины?

9. Сравни отношение к Родине левши и представителей правящих классов.

10. Сделай вывод об основном идейном содержании сказа «Левша».

Упражнение 8.

Тема «блудных детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

1. Вспомни библейскую «Притчу о блудном сыне», изученную тобой ранее.

2. Можно ли провести некоторые параллели в содержании легенды и повести Пушкина?

3. О чем говорит наличие картинок на стенах жилища станционного смотрителя?

4. Кто является главным героем повести?

5. Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?

6. Что изменилось через несколько лет? Почему Вырин превратился в хилого старика?

7. Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе?

8. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви?

9. Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина в первое посещение дома ротмистра Минского?

10. Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина?

11. Как эти события отражены в пейзаже? Как называется такой художественный прием?

12. Как финал повести соотносится с «Притчей о блудном сыне»? Найди сходство и различие в образах «отцов» и «детей».

13. Как автор отвечает на вопросы: «Что является истинным счастьем для человека?», «Как следует относиться к родителям?»

Упражнение 9.

Тема: «Пейзаж и его роль в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1. Какую роль в произведении может играть пейзаж?

Может ли пейзаж помочь в раскрытии внутреннего мира героя?

Может ли пейзаж выполнять эстетическую функцию?

Может ли пейзаж рассказать о чувствах автора?

Может ли пейзаж помочь увидеть недостатки в жизни общества?

2. Приведи примеры многофункциональности пейзажа в ранее изученных тобой произведениях, в том числе в произведениях Н.В.Гоголя.

3. Есть ли описания природы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

4. С описания чего начинает автор свою повесть?

5. Какую роль в начале повести играет зимний пейзаж?

6. Какие средства выразительности (олицетворение, метафору, сравнение, эпитеты) использует в зимнем пейзаже в середине повести Н.В. Гоголь?

7. Как писатель добивается органичного соединения реальности и фантастики в повести?

8. Какие чувства вызвал в тебе фантастическое описание зимнего неба в повести?

9. Чем эти два описания (в начале и в середине повести) отличаются друг от друга? А чем они схожны?

10. Как фантастический пейзаж подготавливает главного героя и читателя к восприятию образа Петербурга?

11. Сделай вывод об особенностях гоголевского пейзажа в повести «Ночь перед Рождеством» и его органичности в сюжетном повествовании.

12. Повесть стала бы лучше или хуже, интереснее или скучнее без таких пейзажей?

Упражнение 10.

Тема: «Восприятие, оценка, истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

1. Кратко расскажи об истории создания стихотворения «Парус».

2. В какой период творчества написано стихотворение?

3. Каково настроение стихотворения? Почему?

4. Каково жизненное предназначение человека, по мнению Лермонтова?

5. Что в стихотворении «Парус» является выразителем авторских взглядов?

6. Какая черта лирического героя, олицетворенного в парусе, является главной? Свойственна ли эта же черта самому поэту?

7. Какой образ возникает в начале первой строфы стихотворения? Истолкуй смысл этого образа-символа.

8. О каком состоянии лирического героя, наблюдающего за парусом, говорят последующие два риторических вопроса?

9. Какие противоположные стремления, чувства в течение всей жизни борются в человеке?

Как «поведение» паруса подтверждает эту мысль?

10. Какой образ создается поэтом в начале второй строфы?

11. Как в состоянии бури и покоя отражено равновесие добра и зла? Стремление к счастью?

12. Олицетворением чего является для Лермонтова буря? Можно ли утверждать, что жизненная активность — это нравственная категория?

13. Назови художественно-изобразительные средства стихотворения (олицетворение, эпитет, метафора, сравнение).

14. Определи роль художественных средств в стихотворении.

15. Повлияло ли на художественность стихотворения то, что Лермонтов был неплохим живописцем и создал замечательные картины?

16. Каким размером написано стихотворение и почему?

17. Какова смысловая роль восклицательных, вопросительных предложений, тире, многоточий в стихотворении?

18. Как характеризует стихотворение то, что композитор Варламов написал на его стихи романс?

19. Сделай вывод о том, что мятежный характер паруса отражает внутренний мир молодого Лермонтова.

20. Какие мысли и чувства вызвало это стихотворение у тебя?

Упражнение 11.

Тема: «Быт и нравы народа в повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством»»

1. Определи место Н.В. Гоголя в русской литературе.

2. Как отнеслись читатели и критики к появлению «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?

3. Чем был вызван такой интерес?

4. Какое место в повести занимают поверья, легенды, передающиеся из поколения в поколение с незапамятных времен?

5. В какой местности разворачиваются события, описанные в повести?

6. От чьего имени ведется повествование? Почему?

7. Каким предстает прошлое на страницах повести?

8. Как характеризуется в повести кузнец Вакула? (Определи его отношение к религии, к труду, к людям).

9. О каких обычаях малороссийской народной среды повествует Н.В.Гоголь?

10. Какова, по мнению автора повести, роль праздников в жизни людей?

11. Каковы взаимоотношения Вакулы с нечистой силой?

12. Что в поведении черта делает его похожим на обычного человека, на «настоящего губернского стряпчего в мундире»?

13. При помощи каких качеств, по мнению автора, человек способен многого добиться в жизни?

14. Что в содержании произведения ты отнес бы к реальности? К фантастике?

15. Как Н.В. Гоголь утверждает в повести победу добра над злом?

16. Какие жизненные взгляды писателя отразились в повести?

Упражнение 12.

Композиция повести А.С. Пушкина «Метель»

1. Связана ли композиция художественного произведения с его идейным содержанием?

2. Как традиционно строятся эпические произведения?

3. Повесть «Метель» продолжает в композиции традиции русской литературы или является в этом отношении новаторским произведением?

4. Какова роль экпозиции в повести?

5. Какую роль в экпозиции играют портреты Марьи Гавриловны и Владимира?

6. Какое событие служит завязкой? Какова роль завязки в развитии действия?

7. Определи композиционную роль эпизода «Вечер накануне побега».

8. Определи в эпизоде «Венер накануне побега» художественную роль сна героини.

9. Какой эпизод повести является самым важным в развитии ее действия?

10. Как изображаются события: соблюдается или нарушается их хронология? С какой целью это делает автор?

11. Какую роль в развитии действия играет эпизод с метелью?

12. В чем сходство и различие отношений Марьи Гавриловны с Владимиром и Бурминым?

13. Какое событие можно считать развязкой повести?

14. Сделай вывод о роли композиции в повести А.С. Пушкина «Метель».

Упражнение 13.

Тема: «Чем мне нравятся произведения А.С. Пушкина?»

1. Что я уже знаю о жизни и творчестве А.С. Пушкина?

2. Что мне нравится в языке Пушкинских произведений?

3. Что мне нравится в характерах героев А.С. Пушкина?

4. Что мне нравится в пушкинских сюжетах?

5. Интересны ли мне проблемы, поднимаемые А.С. Пушкиным?

6. Какие мысли и чувства вызывают у меня произведения нашего величайшего поэта?

7. Хочу ли я продолжить свое знакомство с творчеством А.С. Пушкина?

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Без кейворда_4 Сочинения
0 комментариев

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ А Сочинения
0 комментариев
Adblock
detector