Как известно, литература — это вид искусства, который служит для отображения действительности, своеобразное зеркало жизни во всем ее многообразии. Однако функции ее не ограничиваются только изображением окружающего мира.
Самые лучшие литературные произведения, ставшие классическими, посвящены тем или иным негативным сторонам действительности с целью заострить на них внимание читателя и тем самым способствовать исправлению отдельных людей и общества в целом.
Одним из жанров литературы, целью которого является именно борьба с пороками отдельного человека и общества в целом, является сатира. Злободневная, остросоциальная сатирическая литература безжалостно разоблачает многочисленные несоответствия общественной жизни, которых достаточно в любой период, высмеивает разнообразные недостатки людей. Оружие такой литературы — гротеск, то есть преувеличение пороков и несоответствий, а также разнообразные метафоры и условности.
В отличие от сатиры, философская литература редко бывает злободневной и остро- социальной. Однако это не значит, что в ней не описываются и не исследуются недостатки людей и общества. Просто темы, которые затрагивает философская литература, обычно другие. Они более масштабны, глобальны. Очень часто речь в таких произведениях идет об общечеловеческих ценностях. Добро и зло, любовь и ненависть, доверие и предательство — вот только немногие из тем, которые могут подниматься в них. Тем не менее для раскрытия и анализа этих тем используются приемы, очень похожие на те, которые характерны для сатиры.
Однако несмотря на сходство выразительных средств, очень редко случается, чтобы сатирический и философский жанр сочетался в одном произведении. Ведь злободневность очень трудно совместить с размышлениями на вечные темы. Тем не менее такие произведения встречаются. И одно из них — роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Это произведение написано в переломный для нашего государства момент, в 30-е годы XX века. Недавно отгремели две войны — Первая мировая и Гражданская. Только что страна преодолела послевоенную разруху, и уровень жизни оставался еще очень низким, что вызывало множество несоответствий в обществе и давало повод для написания сатирических произведений. В это сложное время повседневная жизнь была трудной: жилья и качественных товаров не хватало, обострились не только социальные противоречия. Стали гораздо более актуальны такие общечеловеческие ценности, как доброта, моральность, любовь. Именно их порой не хватало людям в это время. Все это и совместил Булгаков в одном произведении.
Для раскрытия многочисленных и разнообразных тем романа автор воспользовался всеми возможными средствами и воплотил их в образах Воланда и его свиты — Коровьева, кота Бегемота и Азазелло. Их глазами он показал современную действительность со всеми ее несообразностями. Причем сверхчеловеческие способности и своеобразное чувство юмора «пришельцев» сделали эти несоответствия особенно заметными и смешными. Однако с их же помощью Булгаков раскрыл и философский смысл романа, дав возможность не только наказывать людей за мелкие пороки, но и изменять их судьбы, судить и прощать.
На первый взгляд, сатирическая сторона деятельности Воланда и его свиты более очевидна. Именно их глазами показана современная Булгакову столичная жизнь. То, что они наблюдали ее со стороны, не являясь москвичами, делало ее недостатки и несоответствия особенно заметными. Интересовали этих знатоков человеческих душ и жители столицы с их пороками. При этом нечеловеческие способности сатаны и его слуг позволяли глубоко проникать в мысли людей и эффективно наказывать тех, кто достоин наказания.
Воланд приезжает в Москву под видом артиста, который хочет увидеть город и его жителей. И лучше всего это удается ему во время спектакля в театре Варьете. Именно здесь он обращает внимание на такие пороки людей, как жадность и лживость.
Правда, над зрителями, пришедшими на «сеанс черной магии с разоблачением», Воланд всего лишь шутит, хоть и не очень по-доброму: ведь, по его мнению, люди «любят деньги, но ведь это всегда было». Никто из зрителей не пострадал, однако по их жадности и гордости был нанесен удар: дармовые вещи исчезли, а деньги превратились в обыкновенные бумажки. А вот с обманщиками «артисты» поступили гораздо более жестоко: Аркадия Аполлоновича Семплеярова, обманывавшего жену, разоблачили и опозорили, а конферансье Бенгальскому Бегемот оторвал голову. Гораздо более сурово обошелся Коровьев сдругим жадным человеком — Никанором Ивановичем Босым, который за взятку оформил Воланду и его помощникам прописку в квартире, на которую имели право другие люди. Сон Никанора Ивановича и то, что он оказался в психиатрической клинике, шутник Фагот счел подходящим наказанием.
Обратил внимание Воланд и на «квартирный вопрос», который волновал в это время почти всех москвичей. «Квартира в Москве? Это серьезно», – говорит сам Булгаков, и Воланд с ним согласен. Именно поэтому он не слишком серьезно наказывает Поплавского, дядю Берлиоза, который приехал, чтобы добиться права на квартиру погибшего племянника. Помощники Воланда, обладая нечеловеческими возможностями, легко справляются с проблемой жилья, воспользовавшись «пятым измерением», о котором Коровьев рассказывал Маргарите. Однако он же рассказывает о мошенниках, которые умеют увеличить свою жилплощадь «без всякого пятого измерения».
С помощью этих же персонажей Булгаков показывает чиновников, которые находятся не на своем месте, и писателей, для которых их занятие — это только профессия. Так, руководителя Варьете Степана Лиходеева Азазелло охарактеризовал так: «Он такой же директор, как я архиерей». А из слов Коровьева стал понятен и этот человек, и его деятельность: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено».
Что же касается писателей, то Коровьева, как и Булгакова, огорчает и удивляет то, что принадлежность к этой профессии определяется только наличием удостоверения. «Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? – удивляется помощник Воланда, пытаясь пройти в “Грибоедов”. — «Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа».
Воланда и его помощников заинтересовали и другие пороки людей и общества — очковтирательство чиновников, состояние системы общественного питания и даже обыкновенное бытовое хамство. Они наказывают и буфетчика Варьете, предлагающего посетителям продукты «второй свежести», и Варенуху, отучая его лгать и хамить хотя бы по телефону, и работников зрелищного филиала, не отваживающихся отказаться от участия в многочисленных кружках и секциях, которые организует начальник. Однако все это — только сатирический пласт романа.
Что же касается философских тем, которые автор поднимает на страницах произведения, то здесь роль свиты Воланда гораздо меньше, зато большое значение при- обретает образ самого сатаны. Именно он помогает осмыслить, что такое добро и зло, любовь, верность и предательство. Если наказанием людей за мелкие грехи занимались в основном Коровьев и Азазелло, то судьбу ключевых персонажей романа решает сам Воланд. Именно он вознаграждает Мастера за роман, написанный им, и за страдания, перенесенные в связи с этим романом. Именно от него Маргарита получает награду за любовь, которая преодолела все преграды. Он же возвращает Мастеру сожженный роман, убеждая его в том, что «рукописи не горят».
Являются ли булгаковский сатана и его помощники злом? Возможно, и так: стоит только вспомнить, что Коровьев и Бегемот сожгли «Грибоедов», а Азазелло превратил Варенуху в вампира. Однако это всего лишь мелкое бытовое зло, которое они причиняют людям в наказание. Но является ли злом смерть Берлиоза? Нет, это также наказание, однако за более тяжкий грех. Редактор журнала не верил в Бога и пострадал из-за этого.
И это наказание не стоит считать слишком жестоким: неверие Берлиоза было безграничным. Он спорил с Воландом, которого «едва не свел с ума, доказывая ему, что его не существует».
Однако, как и Коровьев с Азазелло, Воланд не является носителем зла. Он не представитель противостоящей Богу силы, а, скорее, его помощник, выполняющий грязную работу. Добро изображено Булгаковым слабым и беззащитным. Задача Воланда и его свиты — защищать его. Это делает их выше добра и зла, их руками на земле творится справедливость. Воланд является в романе символом воздаяния по заслугам. Иногда это воздаяние кажется чересчур жестоким, но оно остается справедливым. Так, Берлиоза и Ивана Бездомного он наказал за одну и ту же провинность — за неверие. Однако первый был убит, так как уже не мог измениться. Второй же получил шанс поверить в Бога и остался жив.
Но даже Воланд не всегда в состоянии решить, какой участи достоин человек. Именно поэтому справедливое наказание для Пилата Воланд предложил определить Мастеру. И неудивительно: роман, в котором он так точно описал все, что происходило с Пилатом и Иешуа, поставил автора на одну ступеньку с Воландом.
Таким образом, с помощью образов сатаны и его свиты Булгакову удалось в одном произведении совместить сатиру и глубокую философию. При этом он использовал и гротеск, изображая шутки Коровьева и Бегемота, и условности, такие как бал у сатаны, и множество метафор. По сути, сами образы Воланда и его свиты метафоричны и услов- ны, как и то разрешение противоречий, которое они предлагали. На самом же деле, не обладая сверхчеловеческими возможностями этих персонажей, Булгаков так и не смог с помощью своего романа изменить современную ему действительность.