Ходасевич, Владислав Фелицианович (1886–1939), русский поэт, литературный критик, мемуарист. Родился 16 (28) мая 1886 в Москве в семье польского дворянина; его дед по матери перешел из иудаизма в православие, а мать была воспитана ревностной католичкой. Сам он, однако, считал, что наиболее значительная роль в духовном воспитании детских лет принадлежала его кормилице, тульской крестьянке Е.А.Кузиной. Неукорененность в российской почве и вместе с тем ощущение своей чуждости польскому менталитету («России – пасынок, а Польше – не знаю сам, кто Польше я. ») создали особый психологический комплекс, который ощущался в поэзии Ходасевича с самой ранней поры. Не окончив Московского университета, где он учился на юридическом, а затем на историко-филологическом факультете, Ходасевич уже в юности ощутил призвание поэта. Дебютировал в 1907 книгой стихов Молодость, которую впоследствии считал крайне незрелой, более снисходительно оценивая второй свой сборник Счастливый домик (1914). К 1906 относится начало систематической деятельности Ходасевича-критика. В автобиографическом фрагменте Младенчество (1933) Ходасевич придает особое значение тому факту, что «опоздал» к расцвету символизма, тогда как эстетика акмеизма осталась ему далекой, а футуризм был решительно неприемлем. Тем не менее раннее творчество Ходасевича позволяет говорить о том, что он прошел выучку В.Брюсова, который, не признавая поэтических озарений, считал, что поэтическое вдохновение должно жестко контролироваться знанием тайн ремесла, осознанным выбором и безупречным воплощением формы, ритма, рисунка стиха. Одна из главных тем Брюсова – взаимоотношения искусства и жизни, тоже построенной как художественный текст, – находит многочисленные отзвуки у Ходасевича, который, однако, решительно отвергает идею превращения реальных жизненных отношений в феномен искусства, безразличного к этическим оценкам и отвергающего суд морали. Рано появившиеся у Ходасевича предчувствия ожидающих Россию потрясений побудили его с оптимизмом воспринять октябрьской переворот, однако отрезвление пришло очень быстро. Мысли и переживания, связанные с войной и революцией, отразились в книге стихов Путем зерна (1920, переработанное издание, 1922), где идея умирания ради нового рождения приобретает отчетливый трагический оттенок. В первые пореволюционные годы Ходасевич вел занятия с молодыми литераторами, входившими в московский Пролеткульт, заведовал московским отделением организованного М.Горьким издательства «Всемирная литература». В начале 1921 переехал в Петроград, получив жилье в «Доме искусств», который стал своего рода коммуной для ученых и писателей, оставшихся в северной столице. Там произошло знакомство с Н.Берберовой, его спутницей в первое эмигрантское десятилетие, начавшееся отъездом в Ригу по командировке, подписанной А.В.Луначарским. В эмигрантской среде Ходасевич долгое время ощущал себя таким же чужаком, как на оставленной родине. Живя в Берлине, а затем в Сорренто, Ходасевич был главной фигурой «Беседы» – журнала, задуманного Горьким как стоящее над политикой издание, должное восстановить единство русской культуры, расколотой отношением к революции. Прекращение этого издания, которое было запрещено к ввозу в СССР и закрылось из-за отсутствия средств, совпало для Ходасевича с необходимостью либо продлить, либо вернуть свой советский паспорт. В 1925 он уезжает в Париж, сделав окончательный выбор в пользу эмиграции, так как «при большевиках литературная деятельность невозможна». Ходасевич стал (вместе с М.Алдановым) редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского «Дни», печатался в «Последних новостях», а с 1927 до конца жизни возглавлял литературный отдел газеты «Возрождение», где еженедельно публиковались его обширные материалы о современной литературе эмиграции и метрополии, а также о русской классике. Как поэт Ходасевич печатается все реже, постепенно уверившись в том, что поэзия, которая вынуждена иметь дело с современной действительностью, лишается творческой силы, тогда как оставаться вне своего времени или над ним она не в состоянии. Решимость «омертвелою душой / В беззвучный ужас погрузиться / И лиру растоптать пятой» далась Ходачевичу ценой большого страдания, но к 1927, когда вышла его итоговая книга Собрание стихов (1927), Ходасевич уже покинул поэзию. В Берлине вышел переработанный и исправленный сборник Тяжелая лира (1923; петербургское издание 1922 автор считал дефектным), в котором главенствует образ Петербурга эпохи краха всего привычного уклада жизни. Тогда же, в Берлине, были написаны многие стихотворения большого цикла Европейская ночь, который появился в печати как часть Собрания стихов, куда не включены стихи из двух первых сборников Ходасевича. Тема «сумерков Европы», пережившей крушение цивилизации, создававшейся веками, а вслед за этим – агрессию пошлости и обезличенности, главенствует в поэзии Ходасевича эмигрантского периода. Вместе с тем его обращение к злободневным социальным мотивам, ставшее для многих неожиданным, не заглушает другие лирические сюжеты, непосредственно им соотносимые с поэзией пушкинской плеяды. Среди таких сюжетов особенно важен тот, который сопрягается с неутоленной мечтой об органичном единстве действительности и культуры, с переживанием резкой дисгармонии мира. Заветы Пушкина остаются для Ходасевича непреложными и в его оценках явлений современной литературы, а также в отстаиваемом им понимании сущности русского классического наследия. Свои взгляды Ходасевич отчетливо сформулировал в споре с Г.Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления (для него непреложеной) или как «человеческого документа», на чем настаивал оппонент. Ходасевич доказывал, что нет поэзии, если исчезают целостность и единство личности автора, которые находят для себя выражение не в «исповеди», но в сложно и органично построенной системе художественных приемов, которые передают мирочувствование художника. В ходе полемики, ставшей крупным событием литературной жизни Зарубежья в середине 1930-х годов, Ходасевич еще раз напомнил об аксиоматичном для него понимании русской поэзии не только как творчества, но как подвига духа, «единственного дела всей жизни». К 100-летию со дня гибели Пушкина ожидалась его биография, которую должен был написать Ходасевич, опираясь на свою раннюю работу Поэтическое хозяйство Пушкина (1924). Однако были написаны лишь несколько фрагментов, вошедших в переработанное издание старой книги, которая вышла под заглавием О Пушкине (1937) и строилась на предположении, что стихи Пушкина в конечном счете «почти всегда дают обильный материал для биографии». Та же предпосылка была положена в основу книги Державин (1931), в предисловии к которой сказано, что биографический роман – жанр гибридного типа и оттого бесперспективен, так как биографу «дано изъяснять и освещать, но отнюдь не выдумывать». Строго следуя фактам, Ходасевич стремился показать своего героя и как поэта, и как государственного деятеля, поскольку для Державина поэзия и служба являлись «как бы двумя поприщами единого гражданского подвига»: это в своем роде единственный пример единства вдохновения и долга. За несколько недель до смерти Ходасевича вышла его книга воспоминаний Некрополь (1939), для которой им отредактированы и дополнены мемуарные очерки о ярких личностях Серебряного века (Брюсов, А.Блок, Горький, А.Белый, Н.Гумилев, М.Гершензон и др.), которые появлялись в периодике с 1925. Стараясь не касаться политики, автор показал эпоху, когда «жили в неистовом напряжении, в вечном возбуждении, в обостренности, в лихорадке», и создал точный портрет времени, представшего запутанным «в общую сеть любвей и ненавистей, личных и литературных». Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939. (Из энциклопедии "Кругосвет")
Владислав Ходасевич: стихи, перед зеркалом.
"Стихи о любви и стихи про любовь" — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв
Достаточно полный список стихотворений Владислава Ходасевича, а также ранее не известные, которые были написаны под псевдонимом Василия Травникова.
Дата не известна
- «Поздно». 5 декабря
- «Схватил я дымный факел мой…». 7 ноября
- «В сумерках». 5 ноября
- «Звезде». (Пусть стены круты…). 15 декабря. Петербург
- «Осень…». Москва. 1 сентября
- «Вновь». 16 апреля
- «И снова голос нежный…». 8 февраля
- «Достижения». 22 января
- «Навсегда разорванные цепи…». Лидино. 25 октября
- «Белые башни». Лидино. 3 мая
- «Горгона». Лидино. 24-25 мая
- «Ухожу. На сердце — холод млеющий…». Лидино. 3 мая
- «Ряженые». Лидино. 1 января
- «Гадание». Лидино. 1 мая
- «Sanctus amor». 8 октября 1906-8 января
- «Один, среди речных излучин…». Лидино. 16 ноября
- «Вокруг меня кольцо сжимается…». Москва. 18 ноября
- «Все тропы проклятью преданы…». Москва. 4 октября
- «Зимой». Москва. 4-7 декабря
- «Нет, молодость, ты мне была верна…». Лидино. 19 июня
- «Опять во тьме. У наших ног…». Лидино. 23-25 мая
- «Как силуэт». Москва. 19-20 июля
- «В моей стране». Лидино. 9 июня
- «Протянулись дни мои…». Лидино. 14 мая
- «Портрету в черной рамке». Лидино. 11 мая
- «Утро». (Молчи, склони свое лицо…) Лидино. 3 июля
- «Ночи». Лидино. 7 мая
- «Вечер холодно-весенний…». Лидино. 21-22 мая
- «Passivum». Лидино. 27 мая
- «За снегами». 16 ноября
- «Цветку Ивановой ночи». Лидино. 23 июня
- «Кольца». ноябрь
- «Романс». (Накинув плащ, с гитарой под полою…) Москва. 27-30 августа
- «Пролог неоконченной пьесы». 12 декабрь
- «За окном гудит метелица…». Москва. 9 фераля
- «Мои слова печально кротки…». Лидино. 22-23 августа
- «Вечером синим». Начало
- «Зарница». Москва. 2 фераля
- «Время легкий бисер нижет…». 12 декабрь
- «Поэт». Элегия. Лидино. 22 апреля
- «Стихи о кузине».
- «Звезда». Лидино. 29 мая
- «Люблю говорить слова…». Лидино. 30 апреля-22 мая
- «Когда истерпится земля…». Лидино. Июль
- «Воспоминание». (Всё помню: день, и час, и миг…) Петербург. 30-31 октября 1907
- «К портрету в черной рамке». Лидино. 11 мая 1907
- «Плащ золотой одуванчиков…».
- «Дома». (От скуки скромно вывожу крючочки…). Москва.
- «Мышь». Москва.
- «Закат». Москва. 21 мая
- «Душа». (О, жизнь моя…) Гиреево. ноябрь
- «Элегия». (Взгляни, как наша ночь пуста и молчалива…). Гиреево. 15 августа
- «В тихом сердце — едкий пепел…». Гиреево. 3 августа
- «Поэту». (Ты губы сжал и горько брови сдвинул…). Гиреево. Весна
- «Дождь». Москва. 7 апреля
- «Прощание».
- «Увы, дитя! Душе неутоленной…». конец 1909
- «В альбом». Гиреева, лето
- «Стансы». (Святыня меркнущего дня…). январь
- «Ситцевое царство».
- «Новый год». декабрь
- «Матери». осень
- «Возвращение Орфея». 20 февраля
- «К музе». весна
- «Прогулка». весна
- « — Владислав Ходасевич’ > ». («Спишь ты, Юстина? Я жду у дверей…»)
- «Песни разбойников Татр».
- «Ущерб». Москва. 3 (10) апреля
- «Милому другу». Звенигород. 8 августа
- «Когда впервые смутным очертаньем…». май
- «Бегство». Осень
- «Успокоение». Генуя. июнь
- «Досада». Начало 1911
- «Портрет». Начало 1911
- «Зазвени, затруби, карусель…».
- «Раскаяние».
- «Века, прошедшие над миром…». конец 1912
- «Голос Дженни». февраль
- «Жеманницы былых годов…». конец
- «Завет». осень
- «Акробат».
- «Зима». декабрь
- «Когда почти благоговейно…». декабрь
- «Мыши».
- «Вечер». (Красный Марс восходит над агавой весна…)
- «Февраль». февраль
- «Рай». декабрь
- «Из мышиных стихов».
- «Пыль. Грохот. Зной. По рыхлому асфальту…».
- «Подпольной жизни созерцатель…». 27 мая
- «Вот в этом палаццо жила Дездемона…». май
- «Со слабых век сгоняя смутный сон…».
- «Авиатору».
- «Воспоминание».
- «На мостках полусгнившей купальни…». Томилино, 16 мая
- «П. Сухотину».
- «Поэту-пролетарию».
- «На новом, радостном пути…».
- «О, если б в этот час желанного покоя…».
- «Обо всем в одних стихах не скажешь…».
- «Уединение».
- «Предводителю хора». Август
- «Моисей».
- «Сойдя в Харонову ладью…».
- «Триолет». («Так! Больше не скажу я ни увы! ни ах!»)
- «Утро». («Утро [Как мячик, ] скачет по двору…»)
- «С грохотом летели мимо тихих станций…».
- «Помню, Лила, наши речи вкрадчивые…».
- «У черных скал, в порочном полусне…».
- «Мы вышли к морю. Ветер к суше…». апрель
- «На ходу».
- «Ручей».
- «Милые девушки, верьте или не верьте…».
- «В Петровском парке».
- «Смоленский рынок».
- «Утро».
- «Слезы Рахили».
- «Сердце».
- «За окном — ночные разговоры…». 1 января
- «Весной».
- «Отчаянье».
- «Santa Lucia».
- «Полно рыдать об умершей Елене…».
- «Я знаю: рук не покладает…». 3 декабря
- «О будущем своем ребенке…».
- «В заботах каждого дня…».
- «Сны».
- «Путем зерна».
- «Золото».
- «Швея».
- «У моря».
- «В этом глупом Schweizerhof».
- «Жестокий век! Палач и вор…».
- «Анюте».
- «Ищи меня».
- «Второго ноября».
- «Встреча».
- «Хлебы».
- «По бульварам».
- «Сладко после дождя теплая пахнет ночь…».
- «Полдень».
- «Эпизод».
- «Без слов».
- «Нет, есть во мне прeкpaсноe, но стыдно…».
- «Нет, ты не прав, я не собой пленен.…».
- «Завет Авраама. Идиллия из жизни евреев в Тавриде».
- «Вот, смотрите: я руку жгу…». 27 октября
- «Душа поет, поет, поет…». 5 декабря
- «Стансы». (Во дни громадных потрясений…).
- «Обезьяна».
- «Вариация».
- «Рыбак».
- «Газетчик».
- «Старуха».
- «В городе ночью…». 7 сентября
- «Листик».
- «Надо мной в лазури ясной…». 25 апреля
- «Четыре звездочки взошли на небосвод…».
- «Мечта моя! Из Вифлеемской дали…». январь 1920, ноябрь
- «Дом».
- «К психее».
- «Музыка».
- «Так бывает почему-то…».
- «Не люблю стихов, которые…». 13 декабря
- «Я сон потерял, а живу как во сне…».
- «Иду, вдыхая глубоко…».
- «Как выскажу моим косноязычьем…».
- «Буря».
- «Бельское устье».
- «Пускай минувшего не жаль…».
- «Лида».
- «Ни розового сада…».
- «Душа».
- «Друзья, друзья! Быть может, скоро…».
- «День».
- «Ласточки».
- «Искушение».
- «Порок и смерть».
- «Баллада». (Сижу, освещаемый сверху…).
- «Смотрю в окно – и презираю…».
- «Когда б я долго жил на свете…».
- «Автомобиль».
- «Гостю».
- «Сумерки».
- «Психея! Бедная моя…».
- «В заседании».
- «Пробочка».
- «Из дневника». (Мне каждый звук терзает слух…).
- «Люблю людей, люблю природу…».
- «На тускнеющие шпили…».
- «Вакх».
- «Элегия».
- «Горит звезда, дрожит эфир…».
- «Все жду: кого-нибудь задавит…».
- «Нынче день такой забавный…».
- «Слышать я вас не могу…».
- «Слепая сердца мудрость! Что ты значишь?…».
- «В каком светящемся тумане…». 21 июня
- «Памятник». («Павлович! С посошком, бродячею каликой…»)
- «Вот повесть. Мне она предстала…».
- «В этих отрывках нас два героя…». Saarow. 10 декабря
- «Я с Музою не игрывал уж год…».
- «Старик и девочка-горбунья…».
- «Он не спит, он только забывает…». Saarow. 26 декабря
- «Было на улице полутемно…».
- «Берлинское».
- «Лежу, ленивая амеба…».
- «Сидит в табачных магазинах…».
- «Черные тучи проносятся мимо…».
- «Не матерью, но тульскою крестьянкой…».
- «Улика».
- «Играю в карты, пью вино…».
- «Покрова Майи потаенной…».
- «Стансы».
- «Жизель».
- «Перешагни, перескочи…».
- «Большие флаги над эстрадой…».
- «Ни жить, ни петь почти не стоит…».
- «Март».
- «Леди долго руки мыла…».
- «Гляжу на грубые ремесла…».
- «Не верю в красоту земную…».
- «Странник прошел, опираясь на посох…».
- «Старым снам затерян сонник…».
- «Вечер».
- «Невеста».
- «Помню куртки из пахучей кожи…». Saarow. 28-29 января
- «НЭП».
- «В кафэ». Saarow. 28 февраля, 25 августа
- «Раскинул под собой перину…». Saarow. 1 марта
- «В этой грубой каменоломне…».
- «Жив Бог! Умен, а не заумен…».
- «An Mariechen».
- «Вдруг из-за туч озолотило…».
- «Дачное».
- «Нет, не найду сегодня пищи я…».
- «С берлинской улицы…».
- «Всё каменное. В каменный пролет…».
- «Весенний лепет не разнежит…».
- «Под землей».
- «Слепой».
- «Встаю расслабленный с постели…».
- «Изломала, одолевает…».
- «Пустился в море с рыбаками…».
- «Сквозь облака фабричной гари…».
- «Себе».
- «Трудолюбивою пчелой…».
- «Доволен я своей судьбой…».
- «Я родился в Москве. Я дыма…». Saarow. 25 апреля
- «Брента».
- «Мельница».
- «И весело, и тяжело…».
- «Мне б не хотелось быть убитым…». Париж. 28 июля
- «Проходят дни, и каждый сердце ранит…». Мариенбад. Конец 1923 — начало 1924
- «Оставил дрожки у заставы…». Рим. 26 марта
- «Как совладать с судьбою-дурой…». Рим. 4 апреля
- «Зимняя буря». 6 мая
- «Интриги бирж, потуги наций».
- «Перед зеркалом».
- «Окна во двор».
- «Хранилище».
- «Пока душа в порыве юном…».
- «Романс».
- «Песня турка».
- «Великая вокруг меня пустыня».
- «Сочинение».
- «Петербург».
- «Из дневника». (Должно быть, жизнь и хороша…).
- «Звезды».
- «Баллада».
- «Афродита».
- «Водопад».
- «Пан».
- «Кто счастлив честною женой…».
- «Нет ничего прекрасней и привольней…».
- «Как больно мне от вашей малости…».
- «Двор».
- «Я сердцеед, шутник, игрок…».
- «Бедные рифмы».
- «Джон Боттом».
- «Соррентинские фотографии».
- «Граммофон».
- «Мы». Париж. январь — 10 декабря
- «Утро». (То не прохладный дымок…)
- «Ночь».
- «Скала».
- «Сквозь дикий грохот катастроф…».
- «Париж обитая, низок был бы я, кабы…». Париж. январь
- «Cквозь ненастный зимний денек…».
- «Дактили».
- «Я». Париж. 10—11 мая
- «Памятник». Париж. 28 января
- «Веселье». Париж. 25 марта — 28 октября
- «Похороны». Париж. 9 марта
- «На реке Квор».
- «К Лиле». Париж. 12 марта – 30 апреля
- «Памяти кота Мурра».
- «Всё-то смерти, всё поминки…». январь
- «В последний раз зову Тебя: явись…». Париж. 13 февраля
- «Жалоба Амура». «Амур в слезах поэту раз предстал»
- «Сквозь уютное солнце апреля…». Париж. 21 апреля
- «Нет, не шотландской королевой…». Париж. 20 июня
«Владислав Ходасевич. Собрание сочинений», 2009-2021
Проект литературного общества «Треугольный стол»
При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник остается на вашей совести.