Ходасевич Стихи О Любви — подборка стихотворений

Ходасевич Стихи О Любви — подборка стихотворений

Ходасевич Стихи О Любви — подборка стихотворений
СОДЕРЖАНИЕ
0
09 мая 2021

Ходасевич, Владислав Фелицианович (1886–1939), русский поэт, литературный критик, мемуарист. Родился 16 (28) мая 1886 в Москве в семье польского дворянина; его дед по матери перешел из иудаизма в православие, а мать была воспитана ревностной католичкой. Сам он, однако, считал, что наиболее значительная роль в духовном воспитании детских лет принадлежала его кормилице, тульской крестьянке Е.А.Кузиной. Неукорененность в российской почве и вместе с тем ощущение своей чуждости польскому менталитету («России – пасынок, а Польше – не знаю сам, кто Польше я. ») создали особый психологический комплекс, который ощущался в поэзии Ходасевича с самой ранней поры. Не окончив Московского университета, где он учился на юридическом, а затем на историко-филологическом факультете, Ходасевич уже в юности ощутил призвание поэта. Дебютировал в 1907 книгой стихов Молодость, которую впоследствии считал крайне незрелой, более снисходительно оценивая второй свой сборник Счастливый домик (1914). К 1906 относится начало систематической деятельности Ходасевича-критика. В автобиографическом фрагменте Младенчество (1933) Ходасевич придает особое значение тому факту, что «опоздал» к расцвету символизма, тогда как эстетика акмеизма осталась ему далекой, а футуризм был решительно неприемлем. Тем не менее раннее творчество Ходасевича позволяет говорить о том, что он прошел выучку В.Брюсова, который, не признавая поэтических озарений, считал, что поэтическое вдохновение должно жестко контролироваться знанием тайн ремесла, осознанным выбором и безупречным воплощением формы, ритма, рисунка стиха. Одна из главных тем Брюсова – взаимоотношения искусства и жизни, тоже построенной как художественный текст, – находит многочисленные отзвуки у Ходасевича, который, однако, решительно отвергает идею превращения реальных жизненных отношений в феномен искусства, безразличного к этическим оценкам и отвергающего суд морали. Рано появившиеся у Ходасевича предчувствия ожидающих Россию потрясений побудили его с оптимизмом воспринять октябрьской переворот, однако отрезвление пришло очень быстро. Мысли и переживания, связанные с войной и революцией, отразились в книге стихов Путем зерна (1920, переработанное издание, 1922), где идея умирания ради нового рождения приобретает отчетливый трагический оттенок. В первые пореволюционные годы Ходасевич вел занятия с молодыми литераторами, входившими в московский Пролеткульт, заведовал московским отделением организованного М.Горьким издательства «Всемирная литература». В начале 1921 переехал в Петроград, получив жилье в «Доме искусств», который стал своего рода коммуной для ученых и писателей, оставшихся в северной столице. Там произошло знакомство с Н.Берберовой, его спутницей в первое эмигрантское десятилетие, начавшееся отъездом в Ригу по командировке, подписанной А.В.Луначарским. В эмигрантской среде Ходасевич долгое время ощущал себя таким же чужаком, как на оставленной родине. Живя в Берлине, а затем в Сорренто, Ходасевич был главной фигурой «Беседы» – журнала, задуманного Горьким как стоящее над политикой издание, должное восстановить единство русской культуры, расколотой отношением к революции. Прекращение этого издания, которое было запрещено к ввозу в СССР и закрылось из-за отсутствия средств, совпало для Ходасевича с необходимостью либо продлить, либо вернуть свой советский паспорт. В 1925 он уезжает в Париж, сделав окончательный выбор в пользу эмиграции, так как «при большевиках литературная деятельность невозможна». Ходасевич стал (вместе с М.Алдановым) редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского «Дни», печатался в «Последних новостях», а с 1927 до конца жизни возглавлял литературный отдел газеты «Возрождение», где еженедельно публиковались его обширные материалы о современной литературе эмиграции и метрополии, а также о русской классике. Как поэт Ходасевич печатается все реже, постепенно уверившись в том, что поэзия, которая вынуждена иметь дело с современной действительностью, лишается творческой силы, тогда как оставаться вне своего времени или над ним она не в состоянии. Решимость «омертвелою душой / В беззвучный ужас погрузиться / И лиру растоптать пятой» далась Ходачевичу ценой большого страдания, но к 1927, когда вышла его итоговая книга Собрание стихов (1927), Ходасевич уже покинул поэзию. В Берлине вышел переработанный и исправленный сборник Тяжелая лира (1923; петербургское издание 1922 автор считал дефектным), в котором главенствует образ Петербурга эпохи краха всего привычного уклада жизни. Тогда же, в Берлине, были написаны многие стихотворения большого цикла Европейская ночь, который появился в печати как часть Собрания стихов, куда не включены стихи из двух первых сборников Ходасевича. Тема «сумерков Европы», пережившей крушение цивилизации, создававшейся веками, а вслед за этим – агрессию пошлости и обезличенности, главенствует в поэзии Ходасевича эмигрантского периода. Вместе с тем его обращение к злободневным социальным мотивам, ставшее для многих неожиданным, не заглушает другие лирические сюжеты, непосредственно им соотносимые с поэзией пушкинской плеяды. Среди таких сюжетов особенно важен тот, который сопрягается с неутоленной мечтой об органичном единстве действительности и культуры, с переживанием резкой дисгармонии мира. Заветы Пушкина остаются для Ходасевича непреложными и в его оценках явлений современной литературы, а также в отстаиваемом им понимании сущности русского классического наследия. Свои взгляды Ходасевич отчетливо сформулировал в споре с Г.Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления (для него непреложеной) или как «человеческого документа», на чем настаивал оппонент. Ходасевич доказывал, что нет поэзии, если исчезают целостность и единство личности автора, которые находят для себя выражение не в «исповеди», но в сложно и органично построенной системе художественных приемов, которые передают мирочувствование художника. В ходе полемики, ставшей крупным событием литературной жизни Зарубежья в середине 1930-х годов, Ходасевич еще раз напомнил об аксиоматичном для него понимании русской поэзии не только как творчества, но как подвига духа, «единственного дела всей жизни». К 100-летию со дня гибели Пушкина ожидалась его биография, которую должен был написать Ходасевич, опираясь на свою раннюю работу Поэтическое хозяйство Пушкина (1924). Однако были написаны лишь несколько фрагментов, вошедших в переработанное издание старой книги, которая вышла под заглавием О Пушкине (1937) и строилась на предположении, что стихи Пушкина в конечном счете «почти всегда дают обильный материал для биографии». Та же предпосылка была положена в основу книги Державин (1931), в предисловии к которой сказано, что биографический роман – жанр гибридного типа и оттого бесперспективен, так как биографу «дано изъяснять и освещать, но отнюдь не выдумывать». Строго следуя фактам, Ходасевич стремился показать своего героя и как поэта, и как государственного деятеля, поскольку для Державина поэзия и служба являлись «как бы двумя поприщами единого гражданского подвига»: это в своем роде единственный пример единства вдохновения и долга. За несколько недель до смерти Ходасевича вышла его книга воспоминаний Некрополь (1939), для которой им отредактированы и дополнены мемуарные очерки о ярких личностях Серебряного века (Брюсов, А.Блок, Горький, А.Белый, Н.Гумилев, М.Гершензон и др.), которые появлялись в периодике с 1925. Стараясь не касаться политики, автор показал эпоху, когда «жили в неистовом напряжении, в вечном возбуждении, в обостренности, в лихорадке», и создал точный портрет времени, представшего запутанным «в общую сеть любвей и ненавистей, личных и литературных». Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939. (Из энциклопедии "Кругосвет")

Владислав Ходасевич: стихи, перед зеркалом.
"Стихи о любви и стихи про любовь" — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Достаточно полный список стихотворений Владислава Ходасевича, а также ранее не известные, которые были написаны под псевдонимом Василия Травникова.

Дата не известна

  • «Поздно». 5 декабря
  • «Схватил я дымный факел мой…». 7 ноября
  • «В сумерках». 5 ноября
  • «Звезде». (Пусть стены круты…). 15 декабря. Петербург
  • «Осень…». Москва. 1 сентября
  • «Вновь». 16 апреля
  • «И снова голос нежный…». 8 февраля
  • «Достижения». 22 января
  • «Навсегда разорванные цепи…». Лидино. 25 октября
  • «Белые башни». Лидино. 3 мая
  • «Горгона». Лидино. 24-25 мая
  • «Ухожу. На сердце — холод млеющий…». Лидино. 3 мая
  • «Ряженые». Лидино. 1 января
  • «Гадание». Лидино. 1 мая
  • «Sanctus amor». 8 октября 1906-8 января
  • «Один, среди речных излучин…». Лидино. 16 ноября
  • «Вокруг меня кольцо сжимается…». Москва. 18 ноября
  • «Все тропы проклятью преданы…». Москва. 4 октября
  • «Зимой». Москва. 4-7 декабря
  • «Нет, молодость, ты мне была верна…». Лидино. 19 июня
  • «Опять во тьме. У наших ног…». Лидино. 23-25 мая
  • «Как силуэт». Москва. 19-20 июля
  • «В моей стране». Лидино. 9 июня
  • «Протянулись дни мои…». Лидино. 14 мая
  • «Портрету в черной рамке». Лидино. 11 мая
  • «Утро». (Молчи, склони свое лицо…) Лидино. 3 июля
  • «Ночи». Лидино. 7 мая
  • «Вечер холодно-весенний…». Лидино. 21-22 мая
  • «Passivum». Лидино. 27 мая
  • «За снегами». 16 ноября
  • «Цветку Ивановой ночи». Лидино. 23 июня
  • «Кольца». ноябрь
  • «Романс». (Накинув плащ, с гитарой под полою…) Москва. 27-30 августа
  • «Пролог неоконченной пьесы». 12 декабрь
  • «За окном гудит метелица…». Москва. 9 фераля
  • «Мои слова печально кротки…». Лидино. 22-23 августа
  • «Вечером синим». Начало
  • «Зарница». Москва. 2 фераля
  • «Время легкий бисер нижет…». 12 декабрь
  • «Поэт». Элегия. Лидино. 22 апреля
  • «Стихи о кузине».
  • «Звезда». Лидино. 29 мая
  • «Люблю говорить слова…». Лидино. 30 апреля-22 мая
  • «Когда истерпится земля…». Лидино. Июль
  • «Воспоминание». (Всё помню: день, и час, и миг…) Петербург. 30-31 октября 1907
  • «К портрету в черной рамке». Лидино. 11 мая 1907
  • «Плащ золотой одуванчиков…».
  • «Дома». (От скуки скромно вывожу крючочки…). Москва.
  • «Мышь». Москва.
  • «Закат». Москва. 21 мая
  • «Душа». (О, жизнь моя…) Гиреево. ноябрь
  • «Элегия». (Взгляни, как наша ночь пуста и молчалива…). Гиреево. 15 августа
  • «В тихом сердце — едкий пепел…». Гиреево. 3 августа
  • «Поэту». (Ты губы сжал и горько брови сдвинул…). Гиреево. Весна
  • «Дождь». Москва. 7 апреля
  • «Прощание».
  • «Увы, дитя! Душе неутоленной…». конец 1909
  • «В альбом». Гиреева, лето
  • «Стансы». (Святыня меркнущего дня…). январь
  • «Ситцевое царство».
  • «Новый год». декабрь
  • «Матери». осень
  • «Возвращение Орфея». 20 февраля
  • «К музе». весна
  • «Прогулка». весна
  • « — Владислав Ходасевич’ > ». («Спишь ты, Юстина? Я жду у дверей…»)
  • «Песни разбойников Татр».
  • «Ущерб». Москва. 3 (10) апреля
  • «Милому другу». Звенигород. 8 августа
  • «Когда впервые смутным очертаньем…». май
  • «Бегство». Осень
  • «Успокоение». Генуя. июнь
  • «Досада». Начало 1911
  • «Портрет». Начало 1911
  • «Зазвени, затруби, карусель…».
  • «Раскаяние».
  • «Века, прошедшие над миром…». конец 1912
  • «Голос Дженни». февраль
  • «Жеманницы былых годов…». конец
  • «Завет». осень
  • «Акробат».
  • «Зима». декабрь
  • «Когда почти благоговейно…». декабрь
  • «Мыши».
  • «Вечер». (Красный Марс восходит над агавой весна…)
  • «Февраль». февраль
  • «Рай». декабрь
  • «Из мышиных стихов».
  • «Пыль. Грохот. Зной. По рыхлому асфальту…».
  • «Подпольной жизни созерцатель…». 27 мая
  • «Вот в этом палаццо жила Дездемона…». май
  • «Со слабых век сгоняя смутный сон…».
  • «Авиатору».
  • «Воспоминание».
  • «На мостках полусгнившей купальни…». Томилино, 16 мая
  • «П. Сухотину».
  • «Поэту-пролетарию».
  • «На новом, радостном пути…».
  • «О, если б в этот час желанного покоя…».
  • «Обо всем в одних стихах не скажешь…».
  • «Уединение».
  • «Предводителю хора». Август
  • «Моисей».
  • «Сойдя в Харонову ладью…».
  • «Триолет». («Так! Больше не скажу я ни увы! ни ах!»)
  • «Утро». («Утро [Как мячик, ] скачет по двору…»)
  • «С грохотом летели мимо тихих станций…».
  • «Помню, Лила, наши речи вкрадчивые…».
  • «У черных скал, в порочном полусне…».
  • «Мы вышли к морю. Ветер к суше…». апрель
  • «На ходу».
  • «Ручей».
  • «Милые девушки, верьте или не верьте…».
  • «В Петровском парке».
  • «Смоленский рынок».
  • «Утро».
  • «Слезы Рахили».
  • «Сердце».
  • «За окном — ночные разговоры…». 1 января
  • «Весной».
  • «Отчаянье».
  • «Santa Lucia».
  • «Полно рыдать об умершей Елене…».
  • «Я знаю: рук не покладает…». 3 декабря
  • «О будущем своем ребенке…».
  • «В заботах каждого дня…».
  • «Сны».
  • «Путем зерна».
  • «Золото».
  • «Швея».
  • «У моря».
  • «В этом глупом Schweizerhof».
  • «Жестокий век! Палач и вор…».
  • «Анюте».
  • «Ищи меня».
  • «Второго ноября».
  • «Встреча».
  • «Хлебы».
  • «По бульварам».
  • «Сладко после дождя теплая пахнет ночь…».
  • «Полдень».
  • «Эпизод».
  • «Без слов».
  • «Нет, есть во мне прeкpaсноe, но стыдно…».
  • «Нет, ты не прав, я не собой пленен.…».
  • «Завет Авраама. Идиллия из жизни евреев в Тавриде».
  • «Вот, смотрите: я руку жгу…». 27 октября
  • «Душа поет, поет, поет…». 5 декабря
  • «Стансы». (Во дни громадных потрясений…).
  • «Обезьяна».
  • «Вариация».
  • «Рыбак».
  • «Газетчик».
  • «Старуха».
  • «В городе ночью…». 7 сентября
  • «Листик».
  • «Надо мной в лазури ясной…». 25 апреля
  • «Четыре звездочки взошли на небосвод…».
  • «Мечта моя! Из Вифлеемской дали…». январь 1920, ноябрь
  • «Дом».
  • «К психее».
  • «Музыка».
  • «Так бывает почему-то…».
  • «Не люблю стихов, которые…». 13 декабря
  • «Я сон потерял, а живу как во сне…».
  • «Иду, вдыхая глубоко…».
  • «Как выскажу моим косноязычьем…».
  • «Буря».
  • «Бельское устье».
  • «Пускай минувшего не жаль…».
  • «Лида».
  • «Ни розового сада…».
  • «Душа».
  • «Друзья, друзья! Быть может, скоро…».
  • «День».
  • «Ласточки».
  • «Искушение».
  • «Порок и смерть».
  • «Баллада». (Сижу, освещаемый сверху…).
  • «Смотрю в окно – и презираю…».
  • «Когда б я долго жил на свете…».
  • «Автомобиль».
  • «Гостю».
  • «Сумерки».
  • «Психея! Бедная моя…».
  • «В заседании».
  • «Пробочка».
  • «Из дневника». (Мне каждый звук терзает слух…).
  • «Люблю людей, люблю природу…».
  • «На тускнеющие шпили…».
  • «Вакх».
  • «Элегия».
  • «Горит звезда, дрожит эфир…».
  • «Все жду: кого-нибудь задавит…».
  • «Нынче день такой забавный…».
  • «Слышать я вас не могу…».
  • «Слепая сердца мудрость! Что ты значишь?…».
  • «В каком светящемся тумане…». 21 июня
  • «Памятник». («Павлович! С посошком, бродячею каликой…»)
  • «Вот повесть. Мне она предстала…».
  • «В этих отрывках нас два героя…». Saarow. 10 декабря
  • «Я с Музою не игрывал уж год…».
  • «Старик и девочка-горбунья…».
  • «Он не спит, он только забывает…». Saarow. 26 декабря
  • «Было на улице полутемно…».
  • «Берлинское».
  • «Лежу, ленивая амеба…».
  • «Сидит в табачных магазинах…».
  • «Черные тучи проносятся мимо…».
  • «Не матерью, но тульскою крестьянкой…».
  • «Улика».
  • «Играю в карты, пью вино…».
  • «Покрова Майи потаенной…».
  • «Стансы».
  • «Жизель».
  • «Перешагни, перескочи…».
  • «Большие флаги над эстрадой…».
  • «Ни жить, ни петь почти не стоит…».
  • «Март».
  • «Леди долго руки мыла…».
  • «Гляжу на грубые ремесла…».
  • «Не верю в красоту земную…».
  • «Странник прошел, опираясь на посох…».
  • «Старым снам затерян сонник…».
  • «Вечер».
  • «Невеста».
  • «Помню куртки из пахучей кожи…». Saarow. 28-29 января
  • «НЭП».
  • «В кафэ». Saarow. 28 февраля, 25 августа
  • «Раскинул под собой перину…». Saarow. 1 марта
  • «В этой грубой каменоломне…».
  • «Жив Бог! Умен, а не заумен…».
  • «An Mariechen».
  • «Вдруг из-за туч озолотило…».
  • «Дачное».
  • «Нет, не найду сегодня пищи я…».
  • «С берлинской улицы…».
  • «Всё каменное. В каменный пролет…».
  • «Весенний лепет не разнежит…».
  • «Под землей».
  • «Слепой».
  • «Встаю расслабленный с постели…».
  • «Изломала, одолевает…».
  • «Пустился в море с рыбаками…».
  • «Сквозь облака фабричной гари…».
  • «Себе».
  • «Трудолюбивою пчелой…».
  • «Доволен я своей судьбой…».
  • «Я родился в Москве. Я дыма…». Saarow. 25 апреля
  • «Брента».
  • «Мельница».
  • «И весело, и тяжело…».
  • «Мне б не хотелось быть убитым…». Париж. 28 июля
  • «Проходят дни, и каждый сердце ранит…». Мариенбад. Конец 1923 — начало 1924
  • «Оставил дрожки у заставы…». Рим. 26 марта
  • «Как совладать с судьбою-дурой…». Рим. 4 апреля
  • «Зимняя буря». 6 мая
  • «Интриги бирж, потуги наций».
  • «Перед зеркалом».
  • «Окна во двор».
  • «Хранилище».
  • «Пока душа в порыве юном…».
  • «Романс».
  • «Песня турка».
  • «Великая вокруг меня пустыня».
  • «Сочинение».
  • «Петербург».
  • «Из дневника». (Должно быть, жизнь и хороша…).
  • «Звезды».
  • «Баллада».
  • «Афродита».
  • «Водопад».
  • «Пан».
  • «Кто счастлив честною женой…».
  • «Нет ничего прекрасней и привольней…».
  • «Как больно мне от вашей малости…».
  • «Двор».
  • «Я сердцеед, шутник, игрок…».
  • «Бедные рифмы».
  • «Джон Боттом».
  • «Соррентинские фотографии».
  • «Граммофон».
  • «Мы». Париж. январь — 10 декабря
  • «Утро». (То не прохладный дымок…)
  • «Ночь».
  • «Скала».
  • «Сквозь дикий грохот катастроф…».
  • «Париж обитая, низок был бы я, кабы…». Париж. январь
  • «Cквозь ненастный зимний денек…».
  • «Дактили».
  • «Я». Париж. 10—11 мая
  • «Памятник». Париж. 28 января
  • «Веселье». Париж. 25 марта — 28 октября
  • «Похороны». Париж. 9 марта
  • «На реке Квор».
  • «К Лиле». Париж. 12 марта – 30 апреля
  • «Памяти кота Мурра».
  • «Всё-то смерти, всё поминки…». январь
  • «В последний раз зову Тебя: явись…». Париж. 13 февраля
  • «Жалоба Амура». «Амур в слезах поэту раз предстал»
  • «Сквозь уютное солнце апреля…». Париж. 21 апреля
  • «Нет, не шотландской королевой…». Париж. 20 июня

«Владислав Ходасевич. Собрание сочинений», 2009-2021
Проект литературного общества «Треугольный стол»

При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник остается на вашей совести.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector