Ищут Пожарные Ищет Милиция Стихотворение Полностью

Ищут Пожарные Ищет Милиция Стихотворение Полностью

Ищут Пожарные Ищет Милиция Стихотворение Полностью
0
14 мая 2021

Вторник, 19.06.2012, 00:50:00

В Орле во время пожара едва не погибли пожилые супруги, но на помощь им неожиданно пришли молодые люди. Они вынесли погорельцев из огня. И отправились по своим делам.. Некоторое время сын спасенных супругов искал их.. Вот такое сообщение.. И невольно вспомнились строки из забытого детского стихотворения . Самуила Яковлевича Маршака "Рассказ о неизвестном герое". Стихотворение, воспоминания автора иллюстраций 1937 года — художника А.Пахомова, а также ( для бабушек и дедушек!) — методические рекомендации о занятии с детишками с использованием этого замечательного произведения предлагаем Вашему вниманию

В Орле во время пожара едва не погибли пожилые супруги, но на помощь им неожиданно пришли молодые люди. Они вынесли погорельцев из огня. И отправились по своим делам.. Некоторое время сын спасенных супругов искал их.. Вот такое сообщение.. И невольно вспомнились строки из забытого детского стихотворения . Самуила Яковлевича Маршака "Рассказ о неизвестном герое". Стихотворение, воспоминания автора иллюстраций 1937 года — художника А.Пахомова, а также ( для бабушек и дедушек!) — методические рекомендации о занятии с детишками с использованием этого замечательного произведения предлагаем Вашему вниманию

Из письма С. Я. Маршака В. Д. Разовой от 26 апреля 1962 года:

«Относительно «Рассказа о неизвестном герое» Вы правы. Родилась эта баллада от газетного сообщения. А рассказа Житкова на ту же тему я не знал и до сих пор не знаю» .

Пожалуй это — единственное упоминание автора о истории создания этого стихотворения. Люди старшего поколения помнят стихи эти наизусть с дошколятства. Понятные слова, смыловая наполненность, яркие образы естественно воспринимаются детьми , помогая формированию в детских душах понятия добра и зла. Пафосно звучит? А скажите об этом не пафосно! Тема такая. И как бы не складывались обстоятельства жизни, но когда, не очень осознанно, мы недовольны собой, или наоборот, — уверены , что сделали все что могли.. Мы словно сравниваем себя самого с собой-Идеальным. А не отзывается ли в этой внутренней цензуре детские представления о добре, благородстве, порядочности, человечности. Представления, сформированные под влиянием , в часности, и стихотворений Самуила Яковливеча Маршака.

С. Маршак. "Рассказ о неизвестном герое"

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки.
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков.
Каждый
К труду-обороне
Готов.

Кто же,
Откуда
И что он за птица
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чем виноват?
Вот что в народе
О нем говорят.

Ехал
Один
Гражданин
По Москве —
Белая кепка
На голове,-
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая.

Вдруг он увидел —
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребенок
Протягивал к ним.

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.

Третий этаж,
И четвертый,
И пятый.
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону.
Еле стоит ,
На карнизе нога,
А до балкона —
Четыре шага.

Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шел по карнизу.
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл —
И в квартире исчез.

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Миг — и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —
Один за другим —
Лезут
По лестницам
В пламя и дым.

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
— Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

— Нет,-
Отвечают
Пожарные
Дружно,-
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли.

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На площадку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!


А. Пахомов. Про свою работу в детской книге.
М., "Детская литература", 1982. С. 79-82.

Долгое время в работе над иллюстрациями я не прибегал к рисованию с натуры. Рисунки к книгам "Лагерь" Е. Шварца, "Р.В.С." А. Голикова (Гайдара), "От моря до моря" Н. Тихонова, "Впереди всех" В. Каверина я делал без помощи натуры, по представлению. Работая над иллюстрациями к книгам "Том Сойер — сыщик" М. Твена и "Гулливер у лилипутов" Дж. Свифта, я по материалам библиотек зарисовал только костюмы тех времен. Для работы над книгой "Кошка, гулявшая сама по себе" Р. Киплинга я только поинтересовался предками домашних животных. В книгах "Мастер", "Лето", "Коса", "Топор" я пользовался беглыми набросками с натуры, которые делал не специально для этих книг, а так, для удовольствия и на всякий случай: авось когда-нибудь пригодится. Пользование этими набросками наглядно показывало, насколько благодаря им живее и убедительнее получались персонажи книг, и постепенно я стал делать натурные наброски специально для того или иного книжного рисунка.
Представление дает лишь общие, приблизительные черты образа, и только работа с натуры делает эти приблизительные черты конкретными, неповторимыми, такими подлинными, каких, кажется, невозможно выдумать.
Рисунки к книге "Рассказ о неизвестном герое" сделаны целиком с натуры. К тому времени мое увлечение работой с натуры достигло высшей точки, я как бы передоверил натуре и создание образа, а это уже была другая крайность. Натура может помочь созданию образа, но нельзя полагаться на то, что она предоставит художнику образ в совершенно готовом виде: садись и копируй.

Образ надо облюбовать в своем представлении, и тогда наш глаз подчинится нашей воле и будет брать с натуры только то, что нужно для этого образа. Но в "Рассказе о неизвестном герое" речь идет о нашей молодежи, о людях нашей страны. Я вижу их ежедневно, они мне дороги и милы, мне хочется их изображать, и мое решение срисовать всех с натуры было оправданным.
В рисунках этой книги молодежь — это молодежь 24-й литографии, с которой я рядом живу и в которой часто бываю. Милиционер — это наш участковый милиционер, пожарники — это пожарники нашей 10-й пожарной части Петроградского района, "неизвестный герой" -этой мой знакомый студент Института физкультуры им. Лесгафта, тяжелоатлет, рекордсмен по поднятию тяжестей, и, наконец, я даже изобразил самого себя в роли одного из пожарников.
Мне хотелось сделать книгу "Рассказ о неизвестном герое" такой, чтобы и стихи и рисунки в этой книге дружно пели гимн рядовым людям нашей Родины.

Методические рекомендации к изучению стихотворения С.Я. Маршака "Рассказ о неизвестном герое"

В начальных классах огромную важность для эстетического воспитания имеет чтение стихотворений. Поэзия обогащает мир ребенка, учит видеть красоту в природе, в поступках людей, развивает поэтическую чуткость, радует и удивляет читателя музыкальностью и яркостью родного языка.

“Рассказ о неизвестном герое” С.Я.Маршака — это маленькая поэма с напряженным драматическим сюжетом.

Стихотворение насыщено лирическим подтекстом: тревога за неизвестного юношу и ребенка; не высказанное словами, но заражающее восхищением мужеством и ловкостью юноши; удивление его скромностью.

В этой маленькой поэме выражаются и переживания автора: в кульминационной части стихотворения он очень напряжен; предложения короткие, часто отрывистые.

Третий этаж
И четвертый
И пятый…
Вот и последний
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь у окна…

Читая эти строки, обратите внимание на усиливющееся напряжение, ускорение, которое создает ритм текста. Страйтесь его не скомкать, обращайте внимание на восприятие и состояние ребенка. Будьте рядом с ним. Для ребят дошкольного возраста важно такие напряженные моменты пережить вместе с взрослым.

Перед началом работы над стихотворением детям можно задать вопрос:

— Какие рассказы о людях достойных вы знаете, читали?

После некоторых высказываний сделать обобщение:

— Вы все старались рассказать о хороших людях, которые понимают, что их долг — служить Родине. Таких примеров в жизни очень много. Надо их замечать, так как такие люди обычно очень скромные и не хвастаются хорошими поступками.

Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение С.Я.Маршака “Рассказ о неизвестном герое”. Событие, которое описывается в нем, было на самом деле в Москве, Маршак решил рассказать о нем в стихах.

После этих слов учитель выразительно читает это стихотворение. Сначала тревожно, загадочно, чтобы подготовить ребят к вопросу автора:

— Что натворил он?

— И в чем виноват?

А знакомство с героем рассказа читает спокойно, беспечно; сцену пожара наоборот — тревожно, взволнованно, чтобы передать растерянность людей, бессильных помочь ребенку. Первые действия юноши для спасения ребенка учителю, я считаю, необходимо читать стремительно и быстро.

Но вот опасные минуты, затаив дыхание, “ждут люди, смотревшие снизу, как осторожно он шел по карнизу”. Учитель читает медленно, напряженно, и слушатели следят за каждым шагом храбреца.

Силой и гордостью проникнуто чтение последних строк стихотворения:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке,
Знак ГТО
На груди у него
Больше не знают
О нем ничего.

И медленное прочтение последних строк стихотворения. Это автор доносит до детей идею стихотворения.

Дальше учитель задает вопросы детям, которые помогают им осмыслить все переживания вызванные чтением учителя:

— Как называется это стихотворение?

— Кто же назван здесь героем?

— Почему к слову герой прибавлено “неизвестный”?

Затем читают это стихотворение вслух по частям и с разбором содержания каждой из них. По ходу разбора частей, учитель задает вопросы.

— По каким приметам ищут человека?

— Почему не могут найти?

— Какие слова показывают, что юноша был решительным и смелым?

— При каких словах в стихотворении, вы особенно волновались?

— Почему пожарные не нашли девочку в доме?

— Из чего видно, что парень не ждал благодарности?

— Какие слова в этой части стихотворения, вы считаете главными?

После разбора стихотворения по частям, его необходимо проанализировать. Чтобы это сделать, учитель задает детям вопросы:

— Каким словом, назвал поэт поступок неизвестного героя?

— Почему спасение девочки названо подвигом?

— Скажите, почему герой остался неизвестным?

— Что сказано о внешности героя?

— Что можно сказать, о чертах характера героя? ( Находчивый, решительный, смелый, ловкий, скромный)

Павловская Светлана Сергеевна,

учитель начальных классов

Иллюстрации:
Иллюстрации А. Пахомова к "Рассказу о неизвестном герое" С.Маршака. 1937г
http://s-marshak.ru/illustr/pahomov/pahomov05.htm
Лауреат сталинских премий писатель С.Я. Маршак.Фото Г. Вайль. Почтовая карточка. 1951 г.
http://s-marshak.ru/art/post/postcards01.htm

Обзор С.Кореневой, "Новый пенсионер"

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы первыми получать самые интересные новости пенсионной системы в России, статьи по вопросам законодательства и права, информацию о благотворительных и социальных программах, обзор культурных, спортивных, зарубежных и других новостей.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector