Оттепель Стихотворение Элегантный Как Рояль

Оттепель Стихотворение Элегантный Как Рояль

Оттепель Стихотворение Элегантный Как Рояль
СОДЕРЖАНИЕ
0
14 мая 2021

Содержание

Стихи (32):

«Чего ты снишься каждый день»

«Жила с сумасшедшим поэтом»

«Отпоют нас деревья, кусты»

«Собака ты, собака»

«Я к вам травою прорасту» ®

Бывают крылья ®

«Влетел на свет осенний жук» ®

«Я иду по городу»

«Под ветром сосны хорошо шумят»

Рио-рита ®

«По несчастью или к счастью» ®

«Мы поехали за город»

Садовое кольцо ®

Батум

О собаках

«Не принимай во мне участья»

Палуба

«Ах улицы, единственный приют»

«Бывает всё на свете хорошо»

«Я шагаю по Москве» ®

«Людей теряют только раз» ®

«Лают бешено собаки»

«Ах, утону я в Западной Двине» ®

«Хоронят писателей мёртвых»

«Стоял себе расколотый»

Половина девятого

Апрельский вечер

Можайск

Песня

«Солнце бьёт из всех расщелин»

«Далеко ли, близко»

Геночка

29 октября 1974

Бывают крылья

Рио-рита

Садовое кольцо

Батум

О собаках

Палуба

***
(Песня из пьесы)

Половина девятого

Апрельский вечер

Можайск

Песня

Геночка

Биография

Родился в семье военного инженера Фёдора Григорьевича Шпаликова, строившего бумажно-целлюлозный комбинат в городе Сегежа (погиб в 1944 году при освобождении Польши) (по другим сведениям пропал без вести 29 января 1945 года в Германии).

Геннадия растила мать Людмила Никифоровна, сестра генерала Семёна Никифоровича Перевёрткина. В июле 1955 года Геннадий окончил Киевское суворовское военное училище, куда был направлен в 1947 году военкоматом Ленинградского района. Там же, в училище, начал писать стихи и рассказы.

Затем поступил в Московское высшее военное командное училище. Спустя год, во время учений, он повредил ногу (мениск колена) и был комиссован. По словам Бориса Захарова, который учился и дружил со Шпаликовым в училище, нога стала болеть по его вине: «Один из последних экзаменов, на физику идти неохота. „Боря, дай мне по ноге!“. Не туда попал. Гена попал в медсанчасть, на физику не пошёл». Позже Шпаликов сдал за Бориса физику на «отлично», когда тот поступал в Менделеевский институт. С 1956 по 1961 год обучался во ВГИКе на сценарном факультете. На параллельных курсах учились Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, с которыми у него сложилась общая компания.

Первая крупная работа — кинофильм «Застава Ильича» режиссёра Марлена Хуциева. Сценарий Шпаликов писал, будучи студентом последнего курса. Никита Хрущёв, посмотрев картину, сравнил её с идеологической диверсией, попеняв на то, что «три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают». Фильм подвергли цензуре, был исключён ряд сцен, от сценария потребовали многочисленных правок и доработок. На одном из худсоветов Шпаликов не выдержал и выступил с резкой критикой цензурных ограничений. Переписывать сценарий он не хотел, часто пропадал днями и неделями, что ещё больше тормозило выпуск картины. В 1965 году фильм всё же вышел на экраны в сокращённом варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков — создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и прочем.

В 1962 году его пригласил Георгий Данелия для работы над фильмом «Я шагаю по Москве». По воспоминаниям Данелии, худсовет изначально не хотел утверждать сценарий по тем же причинам, что и «Заставу Ильича» — в нём тоже три парня и девушка «шлялись и ничего не делали». Но после того, как режиссёр, минуя все инстанции, отнёс сценарий первому заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову и заверил его, что никакой «фиги в кармане» в нём нет, работа пошла «легко, быстро и весело». Правда, худсовет отказывался принимать финальный вариант сценария под предлогом «непонятно о чём фильм». Поэтому Шпаликову и Данелии пришлось срочно придумывать сцену «со смыслом» (ею стал эпизод с полотёром в исполении Владимира Басова, в котором они подспудно высмеяли членов худсовета), а также новый жанр «лирической комедии». Выйдя на экраны, картина сразу же полюбилась зрителям. Популярной стала песня из финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве…» (по свидетельству очевидцев, написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке).

В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена — Наталия Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная (сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими») актриса Инна Гулая. Новая семья и рождение дочери Даши на некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки.

В 1966 году на экраны страны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь» — как оказалось впоследствии, единственная режиссёрская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Кирилл Лавров и Инна Гулая, для которой эта роль и писалась. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясён Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств». На Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина прошла малозамеченной.

В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства» режиссёра Виктора Турова по сценарию Шпаликова, считающийся белорусскими критиками лучшей картиной, созданной за всю историю белорусского кино. Затем у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированными лишь два мультипликационных фильма — «Жил-был Козявин» (1966) и «Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату, которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактёра, но несмотря на это Шпаликов помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов перестали печатать.

На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю (причём, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов ушёл из дома, перебивался временным жильём у друзей и знакомых.

В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «Ты и я», в сценарии которого Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен наградой молодёжной программы на Венецианском кинофестивале, но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным оказался фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш назначил картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат.

В последние годы жизни Шпаликов работал над романом, завершить который не успел, хотя по сохранившимся фрагментам можно ощутить масштабность авторского замысла.

В 1970-е годы в письмах и дневниках писателя настойчиво звучит тема подведения итогов: «…Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать — не исполнить. Я мог сделать больше, чем успел».

В 1974 году Геннадий Шпаликов покончил с собой — повесился в Доме творчества писателей (по другим сведениям, на одной из дач) в Переделкине. Рядом нашли предсмертную записку: "Вовсе это не малодушие, — не могу я с вами больше жить. Не грустите. Устал я от вас. Даша, помни. Шпаликов".

Также в его доме было обнаружено последнее стихотворение, которое также часто называют его завещанием родным:

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (уч. 34). Незадолго перед смертью от него ушла жена Инна Гулая, которая, устав бороться с пьянством мужа, уже просто опасалась за судьбу дочери. Родные и близкие Шпаликова немедленно обвинили её в том, что она подтолкнула бывшего мужа к самоубийству. Это, по словам матери Инны, привело к депрессиям, алкоголизму, потере работы и, в конечном итоге, к гибели самой актрисы, которую некоторые также считают самоубийством.

Стихи Геннадий Шпаликов начал писать в конце 1940-х годов. Первые стихи были опубликованы в 1955 году: 26 июня газета «Сталинское племя» напечатала «Два стихотворения», 1 ноября — подборку стихотворений под общим названием «Лирические стихи». Первый сборник стихов был опубликовам посмертно: «Избранное» (1979). Позднее также вышли и другие сборники, в том числе «Я жил как жил» (1998), «Прощай, Садовое кольцо» (2000), «Пароход белый-беленький».

Статья из «Википедии»

Родился 6 сентября 1937 в г. Сегежа Карело-Финской АССР в семье Фёдора Григорьевича Шпаликова (1908-1945) и Людмилы Никифоровны (1918-1985). В 1939 году семья Шпаликовых переезжает в Москву. «Младенчество своё помню плохо. До пяти лет — туман…»

1941-1943 — эвакуация в Киргизии, возвращение в Москву. «…В Москве поехали на старой машине домой. Стояла зима… В нашей квартире — разбой. Не украли ничего, но нагажено, перепачкано всё и повсюду…»

29 января 1945 года в Западной Польше погибает отец, инженер-подполковник Ф. Г. Шпаликов. «…Скоро отец уехал на фронт. Позже он приезжал в отпуск, на неделю, кажется, а в феврале — погиб, вернее, пропал без вести. Мы с сестрёнкой не ревели. По малолетству.»

Военкомат Ленинградского района г. Москвы направляет Геннадия в Киевское Суворовское военное училище. Начинает писать стихи и рассказы. После окончания направляется в Московское Краснознамённое военное училище им. Верховного Совета.

С января по март 1956 находится в Хлебниковском военном госпитале по случаю тяжёлого ранения ноги в ходе батальонных учений. «Я лежал где-то в Хлебникове, заросший, небритый, обыкновенный солдат со средним образованием, мало чем отличающийся от остальных». В марте окружной медкомиссией признаётся негодным для дальнейшего пребывания в училище и отчисляется по состоянию здоровья.

Шпаликов поступает на сценарный факультет ВГИКа. «…Меня приняли во ВГИК. Пройдя чудовищный конкурс, я попал в один из самых интересных институтов. Радости не было, лёгкости тоже. Ответственность за будущее и настоящее — это самое главное в мыслях и тогда и сейчас. Как-то всё сложится впереди». Знакомится с людьми, дружба с которыми пройдёт через всю его жизнь, кому он посвятит многие стихотворения, кого он сделает просто героями своих стихов — режиссёр Юлий Файт, сценарист Павел Финн, оператор Александр Княжинский…

Недолгое пребывание Шпаликова в искусстве оставило заметный след. Первой крупной его удачей стала лирическая комедия «Я шагаю по Москве» (1963). В своём сценарии Шпаликов не поднимал глобальных вопросов, но сумел абсолютно без пафоса показать удивительно узнаваемую жизнь обыкновенных москвичей. Сам Шпаликов написал и слова к песне для фильма, которая зажила собственной жизнью, приобрела огромную популярность, превратилась в неофициальный лирический гимн Москвы и стала музыкальным символом 1960-х годов.

Следующим шагом Шпаликова в кино был сценарий (совместно с Марленом Хуциевым) фильма «Застава Ильича». Картина ещё не вышла на экраны, когда на неё вылился водопад злобной критики. Рецензенты так и писали: «выдвинув целый ряд жизненно важных вопросов, волнующих нашу молодёжь, авторы решают их поверхностно, а порой далеко не бесспорно, философская путаница в умах героев, право же, возникает не столько в силу их внутреннего развития, сколько привнесена «от автора», точнее, «от авторов». Хуциева, абсолютно советского художника, и его группу обвинили в «подражательстве образцам западного кино». Фильм резали по-живому. Зрители увидели его в 1965 году в сокращённом варианте под названием «Мне двадцать лет». Настоящая премьера «Заставы Ильича», под этим названием, состоялась десятилетия спустя — в 1988 году…

Со временем Шпаликова потянуло к режиссуре, первым его постановочным опытом стал фильм «Долгая счастливая жизнь» (1966) о несбывшихся надеждах, о конце оттепели, предвещавший тягучий долгий застой. Фильм удостаивается премии на фестивале авторского кино в Бергамо (Италия).

Среди других его сценарных работ: «Я родом из детства» (1966), «Ты и я» (1972), «Пой песню, поэт» (1972) об одном из самых любимых поэтов Шпаликова — Есенине .

Но сценарии Шпаликова всегда с трудом проходили сквозь цензурные рогатки. Нарастало его разочарование в работе. Шпаликов всё больше уходил в поэзию. В последние годы жизни для кино работал главным образом как автор текстов песен к фильмам. В состоянии депрессии Геннадий Шпаликов покончил с собой 1 ноября 1974 в подмосковном доме творчества «Переделкино». Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Первый стихотворный сборник «Избранное» вышел посмертно, в 1979-м, далее появились книги «Я жил как жил», «Прощай, Садовое кольцо», «Бывает всё на свете хорошо»…

ШПАЛИКОВ, Геннадий Фёдорович (р. 6.IX.1937, г. Сегежа, ныне Карельской АССР, — 1.XI.1974, Москва) — русский советский кинодраматург, режиссёр. Окончил сценарный факультет ВГИКа (1963). Печатался с 1956. Автор киносценариев «Мне двадцать лет…» (совместно с М. Хуциевым, другое название «Застава Ильича», опубликован 1961; фильм 1964), «Я шагаю по Москве» (1964); «Я родом из детства» (1967), «Долгая счастливая жизнь» (опубликовано 1965, фильм 1967 в постановке Шпаликова, приз фестиваля авторских фильмов в Бергамо), «Пой песню, поэт!» (1972, совместно с С. Урусевским) и др. В центре внимания Шпаликова-сценариста и режиссёра — память о войне, духовная преемственность поколений, личная ответственность молодого современника, поэтическое исследование судеб своих сверстников. Отсутствие динамичного сюжета, мягкий юмор — основные стилистические особенности работ Шпаликова. Совместно с И. Маневичем написал пьесу «Тайное общество» [опубликована под названием «О доблести, о славе, о любви (Поручик Каховский)», 1967; постановка 1968].

Лит.: Ханютин Ю., [О сценарии «Мне двадцать лет» М. Хуциева, Г. Шпаликова], «Иск-во кино», 1961, № 7; Юренев Р., Один день юных, там же, 1964, № 4; Гребнев А., Музыка жизни, «Сов. культура», 1965, 30 янв.; Строков П., Можно было ожидать большего, там же; Капралов Г., Талант, фантазия, экран, «Правда», 1968, 7 июля; Пульхритудова Е., Раздумья об истории, «Театр», 1969, № 4; Рунин Б., Поиски поэтики и соблазны оптики, «Иск-во кино», 1972, № 7.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 8. — М.: Советская энциклопедия, 1975

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются законом.
Если Вы считаете, что Ваши права нарушены, — свяжитесь с автором сайта .

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector