Пастернак Стихи О Музыке — подборка стихотворений

Пастернак Стихи О Музыке — подборка стихотворений

Пастернак Стихи О Музыке — подборка стихотворений
СОДЕРЖАНИЕ
0
09 мая 2021

Вчера на канале «Культура» у Сати Спиваковой был в гостях Вениамин Смехов. Речь шла о родстве музыки и поэзии. «Для Скрябина поэзия была чуть выше музыки. Для Бориса Пастернака – наоборот. Он любил музыку больше всего…» Стихи – это тоже музыка! Я еще раз восхитилась эрудицией ведущей и гостя. С удовольствием послушала стихи о музыке и о музыкантах в исполнении Вениамина Смехова.

Стихи для тех, кто не видел передачи:

Борис Пастернак

Дом высился, как каланча.

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль

Над ширью городского моря,

Как с заповедями скрижаль

На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,

И город в свисте, шуме, гаме,

Как под водой на дне легенд,

Bнизу остался под ногами.

Жилец шестого этажа

На землю посмотрел с балкона,

Как бы ее в руках держа

И ею властвуя законно.

Вернувшись внутрь, он заиграл

Не чью-нибудь чужую пьесу,

Но собственную мысль, хорал,

Гуденье мессы, шелест леса.

Раскат импровизаций нес

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем, стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью, при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой,

Свой сон записывал Шопен

На черной выпилке пюпитра.

Или, опередивши мир

На поколения четыре,

По крышам городских квартир

Грозой гремел полет валькирий.

Или консерваторский зал

При адском грохоте и треске

До слез Чайковский потрясал

Судьбой Паоло и Франчески.

Осип Мандельштам

За Паганини длиннопалым

Бегут цыганскою гурьбой —

Кто с чохом чех, кто с польским балом,

А кто с венгерской немчурой.

Девчонка, выскочка, гордячка,

Чей звук широк, как Енисей,-

Утешь меня игрой своей:

На голове твоей, полячка,

Марины Мнишек холм кудрей,

Смычок твой мнителен, скрипачка.

Утешь меня Шопеном чалым,

Серьезным Брамсом, нет, постой:

Мучным и потным карнавалом

Иль брагой Вены молодой —

Вертлявой, в дирижерских фрачках.

В дунайских фейерверках, скачках

И вальс из гроба в колыбель

Переливающей, как хмель.

Играй же на разрыв аорты

С кошачьей головой во рту,

Три чорта было — ты четвертый,

Последний чудный чорт в цвету.

5 апреля — июль 1935

Булат Окуджава

МУЗЫКАНТ ИГРАЛ НА СКРИПКЕ

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,

Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил.

А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.

И вселяет в нас надежду; остальное — как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосерднее и праведней она.

Евгений Евтушенко

Я не знаю, что со мною станется.

Устоять бы, не сойти с ума,

но во мне живёт пацан со станции —

самой тёплой станции — Зима.

Я иду по улице Карлмарксовой,

а с марксизмом нынче — недород.

Увязался сирота-комар за мной,

и навстречу бабушка идёт.

Бабушка, которой лет за семьдесят,

тронула тихонько за плечо:

«Женичка, на чо же ты надеесси?

Я вот не надеюсь ни на чо…»

Я не верю в то, что верить не во что,

и внезапно вздрогнул всем нутром:

сквозь морщины проросла в ней девочка

та, что встретил я в сорок втором.

Боже мой, да это ты, рыжаночка,

Жанночка, чуть-чуть воображаночка,

в десять лет, как гриб-боровичок,

и красноармейская ушаночка

на кудряшках детских — набочок.

Безнадёжно стоя за продуктами,

мы хотели хлеба и тепла,

но в скупой тарелке репродуктора

музыку Россия подала.

В несвободной той стране свободная,

хлам бараков превращая в храм,

эта Ленинградская симфония

донеслась сквозь все бомбёжки к нам.

Ты была единственная, стоящая

снившейся мне истиной любви.

Я тогда тайком под Шостаковича

ткнулся носом в пальчики твои.

Помню, не разлюбленная девочка,

между пальцев у тебя была

тоненькая беленькая стрелочка

от картох, что ты перебрала.

Музыку давали не по карточкам.

Нас не Сталин — Шостакович спас.

Голод нас покачивал, подкашивал.

Музыка кормила верой нас.

Никакой нас грязью не запачкало.

Наши руки не были в крови.

Дай я снова поцелую пальчики,

пальчики тяжёлые твои.

Жанночка, нам есть на что надеяться.

Были и похуже времена.

И Россия никуда не денется,

если все поймут, что мы — она.

Бабушка, сам дедушка сегодня я,

но себя мальчишкой помню так,

будто ленинградской той симфонии

худенький, но вечный нотный знак…

Самое сокровенное, что западает в душу, заставляет сильнее биться сердце – это выраженные через музыку и поэзию вера, надежда, любовь.

Презентация анализа стихотворения Б.Пастернака, представленная на районную лингвистическую конференцию "Поэтический мир одного стихотворения"

Содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Б.Пастернак "Музыка" 573.45 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Бессмертный мир музыки» (Анализ стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Музыка ») Районная лингвистическая конференция «Поэтический мир одного стихотворения» Работа учащейся 7 класса филиала МКОУ Кудринской ООШ « Пелеговская ООШ» Смирновой Дарии Руководитель учитель русского языка и литературы Ильинская Е.В. с. Пелегово 2015 год

Стихотворение «Музыка» написано Борисом Леонидовичем Пастренаком . Тема стихотворения не случайна для поэта: он вырос в музыкальной семье. Мать Розалия Исидоровна была пианисткой, а отец Леонид Осипович был замечательным художником. Пастернак учился музыке и мог бы стать пианистом. Но и став поэтом, он никогда не расставался с музыкой – ни в жизни, ни в поэзии. Возможно, писав это стихотворение, он вспоминал детство или описал тот момент, когда его семья приобрела новый рояль для его учебы.

Музыка Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. И вот в гостиной инструмент, И город в свисте, шуме , гаме, Как под водой на дне легенд, Внизу остался под ногами. Жилец шестого этажа На землю посмотрел с балкона, Как бы ее в руках держа И ею властвуя законно. Вернувшись внутрь, он заиграл Не чью – нибудь чужую пьесу, Но собственную мысль хорал, Гуденье мессы, шелест леса. Раскат импровизаций нес Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колес, Жизнь улиц, участь одиночек . Так ночью, при свечах, взамен Былой наивности нехитрой, Свой сон записывал Шопен На черной выпилке пюпитра . Или, опередивши мир На поколения четыре, По крышам городских квартир Грозой гремел полет валькирий Или консерваторский зал При адском грохоте и треске До слез Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески .

Значения незнакомых мне слов: Каланча – это высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды. Скрижаль – доска с написанным на ней священным текстом . Хораль – церковная многоголосая песня. Месса – литургия в католической церкви. Пюпитр – подставка для нот. Валькирия – персонаж скандинавской мифологии, забирающая души падших воинов.

Описание Первая строфа стихотворения начинается сравнением . Если сказать не в стихотворной форме, дом был очень высоким как пожарная башня, имеющий очень узкую лестницу, по которой грузчики – силачи и тащили рояль, как выяснится потом, на шестой этаж. Завершается эта строфа опять же сравнением. Музыка Дом высился, как каланча . По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню …

Описание Следующая строфа посвящена опять же сравнению . С помощью него из двух этих строф можно понять, что рояль очень дорогой и очень важный для хозяина. И вот рояль на месте. И для его хозяина, кажется, нет ничего важнее чем этот, дорогой его сердцу, рояль. Музыка Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. И вот в гостиной инструмент, И город в свисте, шуме , гаме, Как под водой на дне легенд, Внизу остался под ногами.

Описание С появлением одного только инструмента, город стал легендой. Лирический герой с «клавишами» чувствует себя великим человеком, и ему кажется что весь мир у его ног. Он смотрит на землю с высоты, точнее с балкона, и этот жилец шестого этажа держит планету в своих руках – об этом повествует четвертая строфа.

Описание И это виденье настолько великолепно, что Пастернак использует еще одно «грандиозное» выражение «Раскат импровизаций» для того чтобы окончательно доказать что лирический герой великий композитор. Пятая строфа показывает что лирический герой не плохой композитор. Пастернак использует слово, выражающее отличное умение героя писать музыку – заиграл. Заиграл не чью – нибудь чужую пьесу, а свою, свою пьесу, как написал автор – хорал свою мысль, то есть выражал свое виденье мира и жизни.

Описание Раскат импровизаций нес все, что окружало музыканта. Город, ночь, людей и разные звуки. Он играл до ночи, до глубокого сна – гласит седьмая строфа. Он играл и записывал ноты, забыв свою нехитрую невинность.

Описание Жилец шестого этажа написал такую великую, замечательную композицию, что опередил время — ее будут помнить вечно. Далее передается звук с помощью громкого полета валькирий — персонажей мифов, с помощью адского грохота передавал как сложилась судьба персонажей Чайковского, Паоло и Франчески .

Описание Из последней строфы можно понять последствие ситуации стихотворения логически: Чайковский, скорее всего, тот композитор которому грузчики – силачи тащили рояль, тот раскать импровизаций – это судьба Паоло и Франчески , потрясшая всех слушателей до слез и все это та самая бессонная ночь композитора закончилась успехом и долгими авациями .

Описание До последнего Пастернак держал в секрете кто этот музыкант – это лирический герой, для его описания автор использует контекстуальные синонимы: жилец шестого этажа, Шопен, Чайковский .

Композиция Все стихотворение можно разделить на три части. Первая: как грузчики – силачи тащили рояль на шестой этаж. Вторая: рояль в гостиной и третья: создание музыкальной пьесы.

Изобразительно – выразительные средства языка Все стихотворение метафорично, почти в каждой строфе есть олицетворение. Так же много сравнений . Имеется Гипербола. Дом высился , как каланча; Несли рояль два силача; Как колокол на колокольню; И город в свисте, шуме , гаме; Внизу остался под ногами ; На землю посмотрел с балкона; Как бы ее в руках держа; Но собственную мысль хорал; Раскат импровизаций нес; Грозой гремел полет валькирий; При адском грохоте и треске …

Синтаксис Почти все строфы являются целыми предложениями. Все они повествовательные, то есть нет ни знаков вопроса, ни восклицания, ни многоточий, зато очень много запятых, указывающих на однородные члены.

Отзывы и значение Стихотворение названо в честь «хобби» лирического героя – создания музыки. Прекрасно зная свое дело, он написал великолепную мелодию, достойную больших похвал. Значение для современников в том что не нужно бросать свою мечту, нужно стремится к ней и сделав первый шаг к приближению, не отступать, а верно знать свое дело.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
  • Поиск по теме

    О стихотворении Б.Пастернака "Музыка"

    Интересует, что имел в виду автор в выделенных мною болдом след. строках:

    Так ночью , при свечах, взамен
    Былой наивности нехитрой,

    Свой сон записывал Шопен
    На черной выпилке пюпитра.

    ==================
    з.ы. Итак, на мой вопрос получено три ответа:

    1) Речь идет о сравнении зрелого Шопена с ранним Шопеном, т.е. о росте мастера.
    2) В этих строчках вообще нет никакого смысла, они — для рифмовки
    3) Речь идет о сравнении творчества Шопена с предшественниками или его современниками.

    В пользу первой версии говорит статья филолога Роднянской ( http://novymirjournal.ru/images/prep. a-2-2006-v.pdf ), которая усматривает ответ в самих словах, используемым поэтом, например,пюпитр, как символ зрелого мастерства.

    p.s.2
    Против версии Роднянской говорит цитата композитора Скрябина:
    ""Шопен колоссально музыкален. Он несравненно музыкальнее всех современников, и с его данными можно было бы стать величайшим композитором мира, но, к сожалению, музыкальность эта не находилась в соответствии с широтой его умственного кругозора. История музыки знает такие случаи, когда эти две стороны не находились в соответствии. Поразительно в Шопене то, что он, как композитор, почти не эволюционировал . Чуть не с первого орus’а это был уже законченный композитор, с ярко определённой индивидуальностью . Это была гордая, высоконравственная натура, которая целиком отразилась в его творчестве . Можно, не читая биографии Шопена, рассказать её, изучив его сочинения, — настолько ярко это отражение.""

    Re: О стихотворении Б.Пастернака "Музыка"

    Re: О стихотворении Б.Пастернака "Музыка"

    Re: О стихотворении Б.Пастернака "Музыка"

    Интересует, что имел в виду автор в выделенных мною болдом след. строках:

    Так ночью , при свечах, взамен
    Былой наивности нехитрой,

    Свой сон записывал Шопен
    На черной выпилке пюпитра.

    Re: О стихотворении Б.Пастернака "Музыка"

    Да, с большой вероятностью, Вы правы.

    " Вот более сложный пример, в котором одни элементы
    «инструментовки», звуковой формы слова, играют роль кон-
    структивную, роль выделителей словесных значений, предна
    значенных для «взаимоотражения», а другие — сами являют ся «значимостями».
    Строфа из стихотворения Пастернака:
    Так ночью, при свечах, взамен
    Былой наивности нехитрой
    Свой сон записывал Шопен
    На черной выпилке пюпитра.
    На первый взгляд строфа представляет собою строго ло
    гический период. Однако это иллюзия. Во внешне логичном
    противопоставлении «былой наивности» и «записи сна» нет
    никакой логики, одна лишь видимость логики, возникающая
    из синтаксического строя фразы. Между тем мы «чудесным об
    разом» понимаем, что хотел сказать поэт, что именно он про
    тивопоставил «былой наивности». Секрет в том, что «прорыв»
    в логическом смысле фразы здесь восполняется внелогиче-
    скими, хотя и «значимостными», средствами. Обратим вни
    мание на слова «на черной выпилке пюпитра»
    Мы хо рошо представляем себе эту выпилку, фигурную, сложную,
    изощренно орнаментальную, искусную — мы ведь ее не раз
    видели. (Слово вонзается в мозг и порождает яркие, нагляд ные представления, так как оно выделено: оно по звуковому
    составу перекликается со словом «записывал», а когда меж ду звучанием двух или нескольких слов в стихе имеется такая
    тесная корреляция, они становятся выдвинутыми, взаимоот
    ражаются, отбрасывая рефлексы друг на друга
    49
    . Затем сама
    внутренняя форма слова «выпилка» (префикс «вы-») намека
    ет на ту же изощренность, тщательность, завершенность рабо ты
    50
    . Наконец, произнесение слова «пюпитр» (редчайшее фо нетическое сочетание «пьу»; два «п») требует «экзотической»
    для русской речи артикуляции, связано с филигранным ар тикуляционным усилием, с искусным напряжением органов
    речи (звуковая форма слова обладает самостоятельной «зна чимостью»). Вот эти-то «хитрости» и «изощренности», застав
    ляющие вспомнить о труде мастера, осознающего себя тако вым, противопоставлены его прежней «нехитрой наивности».
    Сознательное и искусное творчество (и вдохновенное притом:
    записывается « сон
    », записывается «
    ночью
    » — слово «ночью» по
    ассоциативному представлению и по звучанию поддержано
    словом «черной» и отражено им) — взамен нехитрой наивнос ти. Именно такое искусство способно покорять души, поко рять землю, «как бы в руках ее держа и ею властвуя законно» («об этом», упрощенно говоря, и написано стихотворение).
    На этом примере видно, что логический «пробел» в сти
    хотворном высказывании может быть заполнен усилиями сов
    мещенных и сопоставленных внелогических смысловых от
    тенков («значимостей»), в том числе «значимостей», происхо
    дящих из непонятийных слоев (звучание слова «пюпитр»).
    Итак, в стихе есть только один безусловный организаци
    онный принцип — метричность, выделяющая, выдвигающая
    слова (вне метрической организации сопоставление, скажем,
    близких по звучанию слов «записывал» и «выпилка» не состо ялось бы, не было бы ощутимо — об этом уже говорилось в
    начале статьи), и только один безусловно доминирующий
    слой — слой словесных значений, не только логически связан ных, но и сопоставленных друг с другом при посредстве про
    чих слоев, так что в словах пробуждаются дополнительные
    49
    Слово «выпилка» не только поддержано прозвучавшим
    прежде словом «записывал», но и (вместе с управляемым им словом
    «пюпитра») бросает на этот глагол, которым внешне обозначен твор ческий процесс, обратный отсвет, то есть переносит на него свой от
    тенок мастерской изощренности и творческого усилия.
    50
    Чуткий к слову человек скажет: «Плохо побелено», но «Хоро шо, тщательно выбелено». «Плохо выбелено» — это стилистически
    небрежный оборот, так как первое слово противоречит определен
    ному смысловому оттенку второго.

    Слово и «музыка» в лирическом стихотворении
    «значимости», новые валентности, сродственности и соверша
    ется образотворческая «химическая реакция».

    "

  • Комментировать
    0
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    ;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

    Это интересно
    Adblock
    detector