Рецензия На Стихи Образец — подборка стихотворений

Рецензия На Стихи Образец — подборка стихотворений

Рецензия На Стихи Образец — подборка стихотворений
0
11 мая 2021

Человек, именуемый поэтом, пришёл на сайт и выложил свою работу. Думаю, его преследует желание не только "пожать лавры", но и услышать критику, конструктивную критику о своей работе.
Может эта выдержка , взятая с другого ресурса (да простят мне их авторы) сможет помочь.Написание рецензии на стихотворение — процесс индивидуальный. Тем не менее, есть несколько составляющих, которых стоит придерживаться.1. Техника написания.
Здесь обратите внимание на рифмовку и ритмику.
a. Что бы не говорили, стихотворение, в котором есть рифма — а тем более красивая, неожиданная — доставляет удовольствие и просто читателю, и рецензенту. Указывайте автору на слабые или избитые рифмы, на обилие глагольных рифм, чем грешат все начписы. Каждый случай такой рифмы не преступление, но если стихотворение состоит только из них — это плохо. Не стесняйтесь предлагать свои варианты рифмовки.
b. Не менее важно прочесть произведение без запинки, на одном дыхании. Ритм — это база стихосложения, то, что отличает стихи от прозы. Начинающему рецензенту будет достаточно подсчитать количество слогов в рифмующихся строках. Более продвинутые будут оперировать стопами. Самые опытные рассмотрят строку — наиболее важную самостоятельную ритмическую единицу. Лучше всего действовать наглядно — привести схему стиха, то есть чередование ударных и безударных слогов. Если каждая строка будет разбита на слоги, сразу выявятся все огрехи. И снова: подскажите автору как переделать ту или иную строку. Часто использование инверсии решает проблему ритма. Однако, не стоит слишком увлекаться и этим приемом. Поскольку мы все здесь учимся, такой процесс принесет пользу и автору, и читателям. Указывайте автору на несовпадение ритмического ударения со словарным, если таковое имеет место.2. Следующим важным условием хорошего произведения является язык стихотворения.
Применение автором литературных приемов, тропов, риторических и стилистических фигур обогащает его творение, заставляет читателя задуматься. Излишне говорить, что рецензент должен как минимум понимать эти термины. Определите, не использует ли автор стилизацию, и нет ли слов, выпадающих из оборотов речи, характерных для данного стиля.3. Если рецензент чувствует себя достаточно уверенным в области грамматики, пусть укажет на ошибки, хотя в случае пунктуационных неточностей, и можно попасть впросак. Лучше всего позвать на помощь стражей грамматики.4. После того, как вы "разобрались" с начинающим автором, отвлекитесь от всего, что наговорили и постарайтесь определить,какую мысль автор хотел донести до читателя, для чего было написано стихотворение. Посмотрите, соответствует ли его смысл названию, соблюдается ли какой-либо логический ряд от начала и до конца произведения — то, что в прозе называется сюжетом. Попытайтесь найти сильные стороны стихотворения, увидеть индивидуальность автора, сравнить, по возможности, его творчество с произведениями известных поэтов.

Рецензия на стихотворение неизвестного автора

Рецензия написана для конкурса в сообществе "Стихи" (социальные сети Mail.ru)

* * *
Тебе хочется плакать?
Милая, мы все еще живы,
Несмотря на сообщения спутников —
Глупых метеоспутников
С глупыми именами.
Начинаем атаку!
С Луны к нам спешат приливы,
Забираются в мокрые тапочки.
Загораются первые лампочки
Между нами.

Тебе хочется смерти?
Милая, я все еще рядом.
Несмотря на нестойкую психику,
Принимать спазмолитики
Еще слишком рано.
Между первой и третьей
Баллистические снаряды
По касательной рвутся выше.
Звезды так же спокойно дышат
Нам на раны.

Тебе хочется верить
В то, что мы все еще живы,
Несмотря на сообщения датчиков —
Глупых нательных датчиков?
Три разряда
Перед нами открыли двери.
И за ними — всегда приливы!
И всегда только лето!
И не действуют пистолеты!
Ты не рада?!
(с)
Рецензировать такие стихи всегда нелегко, потому что они опираются на авторские ассоциации.
Читатель же чаще всего не воспринимает авторских связей и видит в стихах свое — личное, или не видит ничего и отправляет стихи в корзину.
Но, на мой взгляд, всякое произведение имеет право на жизнь. Надо дать ему этот шанс – быть прочитанным.
Замечу, с первого раза стихи мне не очень понравились по той причине, что я отдаю предпочтение классическим формам стихосложения, но не отрицаю и с удовольствием знакомлюсь с новаторскими произведениями.
Хотя можно ли здесь говорить о новаторстве?
Такие формы используются поэтами уже давно.
Я согласна с челябинской поэтессой Ниной Ягодинцевой в том, что просторы классической поэзии давно освоены.
— Не то чтобы они освоены отдельными авторами, а в принципе освоены, — пишет Н. Ягодинцева.
Чтобы не топтаться на месте, надо идти вперед, экспериментировать, находить что-то новое – не использованное никем прежде.
Мне кажется, что автор рецензируемого стихотворения сделал такую попытку, и хочется похвалить его за это, но завершился эксперимент, с моей точки зрения, не совсем удачно.
В чем же дело?
Я понимаю, что формальные критики, которые обычно считают слоги в строках, определяют стихотворный размер и точность рифмы, следят за соблюдением всех норм стихосложения, в этом случае оказались не у дел.
Можно было бы заняться ритмом стихотворения. Кстати, ритм как раз и является первым китом стихосложения, а не рифма, как многие думают.
Мне кажется, ритм соблюден в строфах, хотя могу и ошибиться. Я не приверженница дотошного подсчета ударных и безударных слогов.
И рифма в стихотворении присутствует, правда не везде и часто довольно слабая
Живы – приливы, тапочки –лампочки, именами – между нами, рядом – снаряды, выше – дышат, разряда – не рада, рано – раны, лето – пистолеты — это разного рода рифмы
Но спутников – метеоспутников, психику – спазмалитики, датчиков – датчиков — рифмами назвать сложно.
Хотя в поэзии имеет место прием использования омонимов как рифмы.
Не могу на память воспроизвести, но что-то вроде:
Станет небо голубей,
Если стая голубей
Взмоет вверх…
Но даже невооруженным глазом видно, насколько отличаются эти образцы.
Показалось даже, что повторы в стихе притянуты искусственно, чтобы выровнять количество строк.
В последнем десятистишии (весьма оригинальная форма и редкая) я бы могла оправдать двойное использование слова «датчики» авторским замыслом, но тогда получается, что и в первом десятистишии та же ситуация. Тем не менее, на меня это не произвело должного впечатления.
Кстати, мне показалось, что стихи написаны не новичком.
Немного озадачили эпитеты: тапочки почему-то мокрые от лунных приливов, а использование эпитета «глупые» трижды несколько утомило и, на мой взгляд, применительно к именам или названиям спутников — еще туда-сюда, но к самим спутникам – не очень подходит.
Особой метафоричности я в стихотворении не нашла, разве только — «Звезды…. Дышат нам на раны», да эти самые мокрые тапочки. Может быть, по замыслу автора, все стихотворение – это одна большая метафора? Не могу поручиться.
Сначала подумалось, что поэт ассоциирует с войной страсть, взрывающуюся в героях, как снаряды или баллистические ракеты
Параллель между отношениями полов и военными действиями не нова, но автор разворачивает сюжет стихотворения в другом направлении и, читатель (т.е. я) начинает размышлять о том, что же на самом деле с героями происходит.
Последнее десятистишие изменило мое представление, мне пришло в голову, что герои погибли от ракетных залпов, тем более что речь к тому же идет о смерти во втором десятистишии, и о потустороннем мире — в третьем. И это логично.
— А причем же здесь лампочки? Может, это биороботы? Тогда откуда спазмалитики?
Их я пристроить никуда не смогла.
Почему-то вспомнилось название фильма-катастрофы «2012 год»
Даже поразмыслив над стихотворением, так и не смогла определиться, что же предполагал автор, а отражения своих переживаний я там не нашла.
Только первые две строчки первоначально резанули по нервам… до спутников, а потом сюжет свернул не в мою сторону

Тебе хочется плакать?
Милая, мы все еще живы,
Несмотря на…

Мне бы хотелось прочесть::
Тебе хочется плакать?
Милая, мы все еще живы,
вопреки обидам, подозрениям и сомнениям…
Назло сплетникам, злопыхателям и завистникам…
Мы все еще живы, но мир наш уже расколот,
И трещина становится все шире и выпускает воздух

Но это уже другая тема…
Можно было бы не замечать всех тех мест, о которых я пишу в рецензии. Но тогда надо назвать стихотворение идеальным. Думается, что все со мной согласятся: от идеала эти строки далеки. Следовательно, есть этому свои причины,
Не хотелось, чтобы кто-то решил, что стихи совсем уж никуда негодные, но, к сожалению, оказались не «моими», поэтому два других произведения я рецензировать не взялась.

ЛИТЕРАТУРНОЕ АГЕНТСТВО «НОВЫЕ ИМЕНА»

Рецензия на стихи участника программы «Новые имена» Владимира Земши

Сборник стихов https://ridero.ru/books/sbornik_stihov/

Многие думают, что жизнь состоит из череды событий. Однако, если разо-браться, то она складывается скорее из эмоций или отношения к тем самым событиям, которые в последствии остаются в памяти лишь смутными обра-зами, подтолкнувшими к определенному решению, вызвавшими те или иные чувства. Сборник стихотворений Владимира Земши вобрал в себя произведения, написанные в период с 1981 года и до 2016. Они различаются и по настроению, и по тематике, и по стилистики, и по технике написания, отражая тем самым душевное состояние автора в разные периоды. Между тем, все они являются слепком эмоций, которые довелось ему пережить и мало общего имеют с конкретными фактами, которые можно было бы включить в биографию.

В целом атмосфера сборника лиричная, грустная, ностальгическая. Влади-мир Земша рассуждает о быстротечности бытия, о годах, неумолимо уно-сящихся в даль, оставляя лишь смутные воспоминания и томление по свет-лым мгновениям, которые никогда не повторятся.

"Вы были счастливы? — Быть может!
Любили жарко? — Ну и пусть!
Вам никогда не стать моложе.
И в Вашем сердце ноет грусть.

Как жаль тех трепетных свиданий,
Тех нежных слов, ушедших в быль.
Как жаль тех сладостных
страданий,
Давно годами стёртых в пыль."

Он говорит со своим читателем о жизни и смерти, которые являют собой две стороны одной медали, и конечности всего сущего, будь то человек:

" Остановись, идущий мимо
Вдохни в себя печаль мою
Мой кроткий взгляд застыл незримо
И с ветром песни я пою.

Листвы унылое молчанье.
Луч света с синей вышины.
Несёт печаль со мной свиданье,
Не знать мне радостей весны";

"Мы покоряемся к старости лет.
Не поднимая вверх руки.
Гибнут планеты и наша Земля.
Тоже погибнет от скуки. "

Автор рассуждает на философские темы и стремится мыслью прикоснуться к космосу, объять Вселенную, но прекрасно понимает тщетность подобных мечтаний:

"Далёки звёзды, времени не хватит.
Пожалуй, нам до них не долететь.
Коротка жизнь, и смерть всех нас
охватит.
Не даст глазком на мир тот
поглядеть."

Несмотря на меланхолический настрой, есть в творениях Владимира Замши и жизнеутверждающие нотки. Призыв не опускать руки, двигаться дальше, надеяться, мечтать, желать, верить в будущее, любить, быть любимым и ценить своих близких:

"Годы мчат нас по жизни как кони.
Мы — по грешному Миру скитальцы.
Я сгребу свои годы в ладони,
И согрею замерзшие пальцы.

Тянут взор бесконечные дали.
Горизонты мечтою открыты.
Не жалейте, чем в жизни не стали,
Ведь важнее, что вы не забыты!"

В стихотворениях, попавших на страницы сборника, отчетливо слышатся патриотические нотки. Владимир Замша посвящает свои произведения при-роде родного края, ее красотам:

"Там, далеко, на сопках хмурых,
Лежат пушистые снега.
А на реке, под льдом Амура,
Бежит игривая вода.

Там ветви инеем покрыты.
То ветер свищет, то— покой,
Снегов объятия раскрыты,
Там мир далёкий, Мир иной"

Он восхищается доблестью русского народа, гордится своей страной и по-бедами, которые одержали ее люди. Некоторые его стихи звучат несколько пафосно, очень торжественно. Они, словно победный марш, звенят в ушах, набатом бьются в висках, пульсируют вместе с током крови:

"Берёзы, русские леса,
Девчонки милые глаза,
Родимый дом и голос мамы
За них дерёмся мы упрямо.

И наших жизней всех значенья,
Руси великие стремленья
Слились в могучем корне «Род»:
Природа, родина, народ!"

Родина ассоциируется в творчестве Владимира Земши с образом матери. Подобный ассоциативный ряд не является диковинным или новым, однако подобный прием неизменно работает и создает именно те эмоции, на кото-рые рассчитывает автор, стремясь зацепить читателя за живое:

"Все мы есть суть материнских стремлений,
Жизненный путь её, полный волнений.
С детства в учёбе, в работе, в бою
С нежностью помните маму свою!

Русское поле, дыхание трав,
Помни раздолье зелёных дубрав!"

Произведения поэта проникновенные и красивые. В них чувствуется и ды-хание осени и веяние весны, и тоска и надежда, и вера и страх. Их нельзя назвать банальными или пустыми, неинтересными или скучными. Важно то, что они оказывают воздействие на эмоциональную сферу читателя и заставляют его, в след за писателем, испытывать эмоции, терзавшие его в тот или иной момент, рисуют яркие образы перед мысленным взором и просто погружают в воздушную, немного эфемерную атмосферу, которую создает хорошая поэзия.

Однако, не обошлось в тексте стихов и без огрехов, над которыми имеет смысл немного поработать. В большинстве случаев Владимимира Земши правильно считает ритмы и расставляет ударения. В результате стихи льют-ся как музыка, будь то легкий вальс или военный марш.

Рифмы, которые берет Владимир Земша, по большей части красивы и ори-гинальны. Автор предпочитает простым типам рифмовки: перекрестную

"Ночь растаяла в утреннем свете.
За былое себя не кори!
Лишь взгляни, как луна на рассвете
Погибает под светом зари";

"Суету я покидаю, в грёзах видя страсть,
Мир знакомый окунаю в сказочную власть,
Я хочу забыть тревогу, зависти огни.
Жизни скучную дорогу, пасмурные дни.."

Лишь иногда проскальзывают ожидаемые, успевшие набить оскомину риф-мы, как, например, сочетание слов "счастье" — "ненастье":
или "нас"-"вас":

Подводя итог хочется сказать, что сборник Владимира Земши производит приятное впечатления. Стихотворения оставляют в душе след и заставляют думать и чувствовать. Однако, имеет смысл провести обязательную работу над ошибками, чтобы приблизить произведения к недостижимому идеалу как можно ближе.

С уважением, рецензент программы «Новые имена», руководитель pr- от-дела издательства «Союз писателей», писатель, журналист Екатерина Кузнецова (г.Москва).

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector