Стихи О Каравае — подборка стихотворений

Стихи О Каравае — подборка стихотворений

Стихи О Каравае — подборка стихотворений
СОДЕРЖАНИЕ
0
11 мая 2021

Эти "стишки" изначально были написаны мной к одноимённому альбому для дошкольников (посмотреть альбом можно здесь: https://vk.com/doc7996888_450514070), потому они и написаны в соответствии с имеющимися в альбоме иллюстрациями для рассматривания. Думаю, можно использовать всё это, как речевой материал по тематике "Хлеб".
Пришлось подредактировать всё уже отдельно от слайдов, чтобы воспринималось единым целым, поэтому кое-что в данный текст не вошло. Размер не везде одинаковый, есть много нюансов. И всё же, думаю, это будет хорошим подспорьем воспитателям для работы с дошколятами.
С ув. Светлана Богдан.

***
Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно!
В каждом вызрело зерно.

А из зёрнышка в свой срок
Будет новый колосок.
Всё сначала, по порядку —
Разгадаем мы загадку.

Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!

К севу всё уже готово!
И кипит работа снова…
В сеялки полным-полно
Насыпается зерно.
С ранней зорьки до темна
В землю сеется оно!

Солнце землю согревает,
Дождик щедро поливает.
К концу лета вышел срок —
Вырос в поле колосок!

Поле солнцем залитое,
Говорят, что золотое…
Колоски росли, трудились,
Светом солнечным налились,
Силу взяли от Земли —
Золотыми стать смогли!

Дни промчались… Наступает
Время сбора урожая…

Вышел в поле агроном —
Близко он с землёй знаком.
Знает, что растить и как –
В этом деле он — мастак!
Колосочки в руки взял…
«Урожай готов!» – сказал.

Дружно взялись все за дело
И работа закипела!
С ранней зорьки и до ночи
Комбайна двигатель клокочет…

Он колосья жнёт умело,
Зерно ссыпает в грузовик!
Как благородно это дело!
И хлебороб к труду привык!

Машины едут на поля,
Чтоб урожай успеть убрать,
Пока тепла, суха земля,
Комбайн спешит колосья жать.
А небо уже в тучах серых…
Успеть бы до дождя… За дело!

Везут зерно на элеватор.
А там трудяга-экскаватор…
Перемешает он зерно,
Чтобы проветрилось оно,
Чтобы под солнцем просушилось,
И лучше в зиму сохранилось.

Лишь зерно проветрится –
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы готовьте лишь мешки –
Хватит здесь для всех муки!

Белый-белый порошок
Насыпают нам в мешок.
… Вот и есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка –
Качества отличного!
Как теперь нам дальше быть?
Тесто из чего месить?

Что ж, начнём… Муку просеем.
Горкой насыпаем.
В серединку воду льём,
Маслом заправляем.
А теперь немного соли —
Лишь щепоточку, не боле…

Яйцо добавим, сахар тоже,
Тесту это всё поможет
Пышным быть и очень вкусным.
Поработаем искусно!

А тем временем опару
Мы для теста ставим:
Дрожжи с молоком, мукой
Взобьём и оставим.
Постоит пускай в тепле,
Чтобы выросло вдвойне!

Вот опара и готова.
Теперь можно всё смешать.
Тщательно и аккуратно,
Чтобы хлебу силу дать!

Есть у пекарей секрет
Терпеливым лишь здесь место!
Чем мы дольше месим тесто –
Тем пышнее будет хлеб!

Тесту нужно дать подняться,
Чтобы сил могло набраться,
Чтоб воздушным было, пышным…
Вкусный хлеб не будет лишним!

В формы тесто помещаем,
Пусть немного постоит.
В печке жару прибавляем —
Веселей огонь горит!
Ещё нужно подождать –
Подрастёт… и в печь сажать.

Время быстро пробежало –
Тесто в формах задышало:
Стало рыхлым, ноздреватым
И воздушным, словно вата.
Пора тесто ставить в печь,
Чтобы хлебушек испечь!

Вот запахло хлебом дома.
Это значит — всё готово!
Достаём мы из печи,
Ватрушки, плюшки, калачи,
Булки ароматные,
Караваи знатные!
Корочки хрустящие,
Румяные, блестящие!

Каравай… Ах, красота!
Хлеб такой для торжества.
Не у всякой мастерицы
Может Хлеб такой родиться!

Хлеб пшеничный и ржаной,
Заварной и отрубной…
Булки, плюшки и ватрушки,
Баранки, бублики и сушки,
Вафли, сухари, печенье,
И пирожное с вареньем,
Пирожки и пироги —
Всё из хлебной из муки!
Макароны все на свете:
Рожки, ракушки и спагетти,
Манты и знатные пельмени…
Муку ничем мы не заменим!

Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог!

Фото для обложки: http://www.vestnik57.ru/page/chto-posejalito-ne-pozhali

Примечание: Чтобы посмотреть одноимённый альбом для дошкольников, скопируйте ссылку https://vk.com/doc7996888_450514070 и вставьте в адресную строку любого браузера.

И ещё, пожалуйста, при использовании данного материала (даже частично) в ваших презентациях, проектах и других разработках, указывайте автора и ссылку на источник, ведь это элементарная читательская этика. По интернету "гуляет" уже множество презентаций с этими стихами без ссылки на автора и ресурс. И это нехорошо.

И закон об авторском праве гласит:
Статья 19. Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения
1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ).
Так что, указывайте, пожалуйста, автора и ссылку на источник.

ЛЮДМИЛА ЕФРЕМОВА
«Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»

Конспект образовательной ситуации

с детьми старшего дошкольного возраста

«Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай

Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.

1) Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

2) Познакомить с профессиями людей, связанных с производством хлеба.

3) Активизировать и расширять словарный запас детей.

4) Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.

5) Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук.

6) Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности.

7) Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

8) Обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб». Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Рожь», С. А. Куприянова «Вспашка».Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Оформление мини-музея хлеба.Беседа о профессиях: комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец.Дидактические игры: «Что сделано из муки?», «Хлеб всему голова».Словесные игры: «Образуй словечко», «Что лишнее?», «Что где храниться». Подвижные игры «Каравай», «Хлебец».

Картинки с изображением хлебобулочных изделий; сельскохозяйственной техники; профессий, принимающих участие в уборке зерна. Настоящие хлебобулочные изделия на подносе, каравай на «рушник», соль в солонке, карточки с изображением различных этапов выращивания хлеба, мяч. Зерна пшеницы, семечки подсолнуха и горох. Фартуки, колпаки. Мерные стаканчики, мука, соль, вода, сито, поднос, чаши для замешивания теста. Приспособления для лепки (доска, стеки, влажные салфетки, формочки. Самовар, чашки.

Методы и приемы,используемые в ходе образовательной ситуации:

Метод создания условий для свободного восприятия.

Прием направленного диалога с детьми.

Прием «тематического стихотворного каскада».

Прием направленного диалога с детьми.

Прием использования вопросов.

Ход образовательной ситуации:

Педагог привлекает внимание детей к изображению каравая на экране.

Каравай! Ах, красота!

Хлеб такой для торжества.

Не у всякой мастерицы

Может Хлеб такой родиться!

— Кто из вас видел каравай?

Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома. Рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, к тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

— Ребята, я предлагаю отправиться в гости к хозяюшке и узнать о каравае. Хотите?

Хозяюшка. Встреча гостей с караваем.

Здравствуйте, гости дорогие!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем!

— Осень, с полей, садов и огородов убран весь урожай и начинаются посиделки. И сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на посиделки.

— А вы знаете, что делали на посиделках?

— Сегодня на наших посиделках мы будем много говорить о хлебе.

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на наш стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом,надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.У меня проблема: все зерна перемешались. Помогите мне выбрать пшеничные зернышки. (Выбирают из общего подноса. Складывают в мешочек. Хозяюшка уносит мешочек.)

Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришел»

Воспитатель: Я вам предлагаю еще поиграть. Становитесь в круг. (Игра с мячом).

Назови хлеб ласково (Хлебушек).

Крошки хлеба какие? (Хлебные).

Квас из хлеба как называется? (Хлебный).

Хлебница? (Посуда для хлеба).

Хлебороб? (Тот, кто выращивает хлеб).

Хлебопёк? (Тот, кто печёт хлеб).

Хлебозавод? (Где выпекают хлеб).

Хозяюшка. Игра «Каравай» (считалочкой выбирается ведущий)

В осенний день у каравая

Хороводы, звон и смех.

Сам друзей он выбирает.

Выбирает – да не всех.

Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай! (дети ходят по кругу)

«Я люблю, конечно, всех,

Ну а больше всех…» (останавливается и кланяется перед одним из участников игры)

Тот, кого выбрал ведущий,отвечает:

«Я иду, иду, иду и друзей с собой веду» (берёт за руки тех, кто стоит рядом,

они выходят в круг, танцуют).

— Хорошо мы с вами поиграли. Послушайте стихотворение Степанова В. и вспомните профессии людей,участвующих в выращивании хлеба:

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода —

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Время жаркое — страда

— Праздник мирного труда.

Убран хлеб — и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

(тракторист, агроном, комбайнер, мельник, пекарь, шофер, продавец)

— А кто из вас видел людей этих профессий? Где?

Хозяюшка. – Ребята, зернышки пшеничные вы мне отобрали, а из них я намолола муки.

— Что можно приготовить из муки?

Насыпают нам в мешок.

… Вот и есть у нас мука

Из зерна пшеничного.

Как белёшенька, мелка –

Как теперь нам дальше быть?

Тесто из чего месить?

— Ребята, проходите к столу, надевайте фартуки и колпаки. Мы с вами будем месить тесто, из которого приготовим хлебобулочные изделия для нашего магазина. Это тесто особенное – соленое тесто. Еще с давних пор люди использовали его для изготовления игрушек, сувениров.

Есть у пекарей секрет

Терпеливым лишь здесь место!

Чем мы дольше месим тесто –

Тем пышнее будет хлеб!

— Положим наши изделия на поднос и поставим сушиться.

— Хлеб на Руси почитали и слагали о нем пословицы и поговорки. Что в народе про хлеб говорили? (Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлебушко — калачу дедушка. Хлеб на стол — стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Без хлеба везде тоска. Много снега — много хлеба. Не трудиться — хлеба не добиться. Плох обед, коли хлеба нет. У кого хлеб родится, тот всегда пригодится). Как вы их понимаете? (обсуждение 2-3 пословиц)

— Порадовали вы меня, много пословиц о хлебе вспомнили.

Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки.

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный,

Хлеб душистый и чудесный!

— Как мы должны обращаться с хлебом?

— Бережно — это как?

(не крошить хлеб, не бросать, не выбрасывать)

— Я вас приглашаю к самовару с караваем!

Как мы каравай пекли. Мы на прошлой неделе изучали "Хлеб. Хлебобулочные изделия. "Всю неделю читали о хлебе,учили короткие стишки,пословицы,разгадывали загадки,рисовали. А.

Конспект итогового мероприятия «Вот он, хлебушек душистый» (средняя группа) Цель: Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в наше время и в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий,.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector