Вы здесь
О Кашире. Наталья Бузовкина
Я будто попала в сказку.
А может попала и в рай,
Когда проезжала мимо
До боли знакомый мне край.
Жемчужное поле окраин
Сверкало весенним ручьём.
И в воздухе где-то летала
Душистая нотка простор.
Зелёные тени деревьев
Наполнили соком тебя.
Ты стала богаче и прянней,
Душистее день ото дня.
Своим удивительным видом,
Что лицезрится с моста,
Сердца заставляешь ты биться,
Которые любят тебя.
Сказ о Кашире. Елена Абакумова
О Кашире сказать сможет даже немой
У нас в подмосковном районе.
Стоит замечательный город-герой
Здесь люди намного спокойней.
У Каширы родной,справим мы юбилей,
Это праздник большой для России,
Ровнее дорог и красивей аллей
Нигде не найдёте отныне.
А какие здесь церкви,какие поля,
Приезжайте скорее к нам в гости,
Возле пруда сидеть и смотреть как зоря
Согревает верхушки у рощи.
Я хочу рассказать,как работает ГРЭС,
Электричество наше богатство,
А ещё в самом центре стоит АТС.
У нас город большое пространство.
Мы печём сами хлеб и плавим железо,
Мы клеим картон и строим дома,
Мы делаем чипсы и макароны,
Есть даже водка и святая вода
У нас есть коровы и куры и яйца,
Грибы шампиньоны и вешанка есть,
У нас есть больница и санаторий
Супермаркетов в нашей Кашире не счесть.
У нас вокалисты и шахматисты,
Чемпионы России у нас даже есть,
Художники есть и танцовщицы,
А Каширских поэтов не перечесть.
О Кашире сказала совсем я немного
Но думаю этого хватит для вас.
Что бы быстро собрать чемоданы в дорогу
Порадовать нашей Каширой свой глаз.
650 ведь великая дата,
Хочу я поздравить свой город родной
Кашира всегда у нас будет богата
Желаю цвести тебе край дорогой.
Стихи о Кашире. Владислав Бусов
Своё начало положила
На левом берегу Оки —
Кашира, древняя Кашира,
Ты славный город у реки.
Твоих родных полей приволье
Всем сердцем как не полюбить,
И заливных лугов раздолье,
И берегов туманных нить.
Из пепла ты, как Феникс-птица,
Возникла из глубин веков.
Твой правый берег стал границей
Непроходимой для врагов.
Росла ты улицей торговой,
Церквами и монастырём,
Железною дорогой скорой
И новой станцией при том.
Осуществлён был план советский —
Построена в Кашире ГРЭС.
В войне разбит фашист немецкий,
Нашёл свою погибель здесь.
Тебе быть снова возрождённой,
Кашира, зажигай огни!
Ты за победу награждённой
По праву стала в наши дни.
Золотые купола Каширы. Владислав Бусов
Золотые купола Каширы,
Край туманных берегов Оки.
Испокон веков в подлунном мире
Бьют твои святые родники.
И страной "берёзового ситца"
Неспроста назвал тебя поэт.
Созревает золотом пшеница,
Излучая "несказанный свет".
В небе ясном, небе светлосинем
Серебром струятся облака.
Будешь добрым символом России
Ты в земной юдоли на века.
Выбранный для просмотра документ Кашира кл. час.docx
Классный час “Моя малая Родина”
Основные принципы работы:
Принцип созидательной творческой деятельности.
Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Метапредметные цели:
Познавательные УУД — развитие познавательного интереса в исследовании родной страны, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД– развитие и умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника.
Регулятивные УУД- формирование оценочной самостоятельности, контролирование своей деятельности.
Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Содействовать моральному развитию детей.
Форма проведения:
Презентация, стихи, песни и клипы о Кашире.
Ход занятия
“ Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I. Вступление.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми
Ученики читают стихотворение :
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная.
Нет земли красивей!
Для меня Россия — белые березы,
Для меня Россия — утренние росы,
Для меня Россия — ты всего дороже,
До чего на маму, ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная.
Нет земли красивей!
Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями, для кого-то небольшая деревенька.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Ученики читают стихотворение Хайдара Бедретдинова “Яблоневый рай»
Мест красивых много в мире,
Но один милее край —
Называется Каширой
Этот яблоневый рай.
Колокольнями обильный
С черной братьей на крестах,
В гроздьях яблок молодильных
И в рябиновых кистях.
Ученик:
Песней горлицы докучной
Городок встречает рань.
И в окне, как солнца лучик,
Непременная герань.
В день ворвется ветер пришлый
Так, что листья бросит в дрожь,
И ударит вдруг по крышам
Гулкий яблоневый дождь.
Ученик:
В городских названьях старых
Колорит особый свой:
"Платомойня" и "Пушкарка",
Переулочек "Глухой".
"Спуск Колодезный" грохочет,
Обрываясь над рекой,
И бессчётные лопочут
Родники с живой водой.
На закате солнце ало
Заиграло над Окой —
Будто яблочко упало
В воду с ветки золотой.
Льют куранты звон над дымом,
Речку бакены хранят.
И бессменно часовыми
Колоколенки стоят.
Ученик:
Загадать мечту успел я
В миг пленительный, когда,
Словно яблочко, слетела
С неба спелая звезда.
Разве, странствуя по миру,
Сердцу скажешь: "Выбирай!"
Ведь оно уже в Кашире
Обрело душевный рай.
Учитель: — А как же называется наша с вами малая Родина? (Кашира)
Песня «Ах, Кашира» в исполнении Ольги Реппель ( муз. и сл. — О. Реппель)
Учитель: Наш древний город богат историей, первое упоминание Каширы в летописях относится к 1356 году. Но поселения на берегах Оки возникали еще в глубокой древности.
Слайд «Кашира археологическая»
Каширское городище, Старшее, одно из древнейших (7—4 вв. до н. э.) городищ дьяковской культуры. Находится в г. Кашире Московской области, на правом берегу р. Оки. Первоначально Исследовано в 1925—26.
Было укреплено валом, рвом, дубовым тыном. Открыты 22 круглых жилища-землянки с каменными очагами в центре. Найдены изделия из глины (посуда), кости (стрелы, гарпуны), железа (ножи, серпы) и бронзы (украшения), привозные бусы. Население составляло родовую патриархальную общину. Основным занятием было скотоводство, подсобными — охота и рыболовство; мотыжное земледелие играло незначительную роль.
Учитель: Кашира впервые упоминается в 1356 в духовной грамоте сына Ивана Калиты московского князя Ивана II Красного как село, завещанное им своему сыну Дмитрию.
К началу XV века Кашира уже известна как важный стратегический город при защите Московского княжества. Находясь между Серпуховом и Коломной, она не раз подвергалась вражескому разорению.
Слайд «Первое упоминание в летописях»
Ученики читают историческую справку:
В 1480 Кашира уже была городом, который Иван III приказал сжечь, не надеясь защитить его от ожидавшегося набега татарского хана Ахмата.
В 1483 по договору между рязанским и московским князьями Кашира окончательно переходит под власть Москвы.
В 1497—1526 Каширой владели бывшие казанские татарские цари, поддерживающие московского князя.
В 1517 на город был совершён первый набег крымских татар, после чего до конца столетия Кашира пережила более 20 набегов.
В 1531 в Кашире построена крепость: земляной вал с деревянными укреплениями. Наиболее разрушительный набег крымских татар произошёл в 1571. После набегов, эпидемии чумы и военных действий 1607—1611 гг. Кашира запустела.
В 1618 году город оконательно разорён казаками гетмана Сагайдачного, бывшими на польской службе. Ныне на месте старого города — сёла Городищи и Старая Кашира.
Слайд «Исторические хроники. Кашира на левом берегу Оки.»
В 1619 Кашира отстроена вновь — уже на правом берегу Оки, где к 1629 возведен земляной вал с деревянной крепостью, служившей одним из опорных пунктов Большой Засечной черты.
Во второй половине XVII века оборонная роль Каширы уступает место торговой.
В первой половине XIX вв. Кашира является важным торговым центром. В городе развернулось каменное и деревянное строительство, строятся церкви и жилые дома в стиле классицизм. Жители занимаются садоводством и огородничеством, а также мелкокустарным производством.
С проведением в 1860-х гг. в стороне от Каширы Курской и Рязанской железных дорог торговля в городе сильно сократилась.
Развитие города возобновляется только в 1900 году, когда в непосредственной близости строится Павелецкая железная дорога и возводится станция Кашира.
Осенью 1918 в окрестностях Каширы происходили волнения крестьян, недовольных насильственным изъятием хлеба.
В 1919—1922 в 5 км от города построена Каширская ГРЭС. В мае 1923 Кашира передана в Московскую губернию, а в 1929 стала районным центром Московской области.
В 1963 году в состав Каширы вошёл город Новокаширск.
Слайд «Кашира на правом берегу Оки.»
Учитель: Исторический герб Каширы (1778 г.): " Щит, разрезанный надвое горизонтальною чертою: в верхней части щита в лазоревом поле золотой крест, а в нижней части в серебряном поле, черный с червлеными крыльями и увенчанный золотым венцом дракон, представляющий герб Казанский, для напоминания о том, что этот город при великом князе Василии Иоанновиче был дан в удел Абдыле Летифу, снизверженному царю казанскому; а верхняя часть щита показывает, что он и тогда не выходил из под Российской державы".
Современный герб Каширы повторяет исторический герб города: " В пересечённом лазоревом (синем, голубом) и серебряном поле; вверху — золотой греческий крест; внизу — на зелёной земле чёрный дракон с золотым клювом, лапами и короной и с червлёными (красными) глазами, языком.".
Слайд «Герб города Кашира»
Ученик : Наша Кашира является городом воинской славы
Во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года после обхода немецкими войсками Тулы Кашира оказалась в зоне военных действий. В результате прорыва немцев 24 ноября, к концу следующего дня передовые части 2-й танковой армии группы армий «Центр» появились в 3 км от города. Город подвергался налётам немецкой авиации. Однако закрепиться им там не удалось, и 27-29 ноября под контрударами 1-го кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова и 173-й стрелковой дивизии они вынуждены были отступить. В начале декабря 1941 года в результате Тульской наступательной операции немецкие войска были отброшены от Каширы.
Слайд «Кашира во время великой отечественной войны»
II Архитектура
Учитель: А теперь давайте проведем экскурсию по нашему родному городу.
Слайд «Архитектура исторической части Каширы»
Улицы Каширы служат образцом планировки русских городов эпохи классицизма. Застройка их строга и гармонична. В городе частично сохранились гражданские постройки ХVIII-ХIХ веков — гимназия, городское училище, выполненное в стиле модерн, бывшее здание казначейства, торговые ряды.
Слайд «Каширский краеведческий музей»
Является одним из лучших музеев Московской области. В его фондах хранится свыше 13 тыс. экспонатов, из них 400 — уникальные памятники материальной и духовной культуры. Весьма примечательно и само здание, в котором находится музей – это красивый двухэтажный особняк начала XX в. в неоготическом стиле с типичными для этого стиля башенками и узкими сводчатыми окнами.
Слайд «Введенская церковь»
На главной улице города на бывшей торговой площади стоит Введенская церковь (1802-1817), она служит центром старого города.
Слайд «Успенский собор»
В центре бывшей Соборной площади возвышается Успенский собор, возведенный в XIX веке в стиле позднего классицизма.
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Выстроен на средства купца Лепешкина в 1829-1842. Закрыт в 1930-х, открыт в 1989.
Слайд «В западной части города расположен Никитский монастырь.»
Деревянная Никитская церковь на месте будущего монастыря существовала ещё в XVII веке. Новый каменный Никитский храм был большей частью построен в 1823 году на средства купца Фёдора Руднева; достроен и освящён в 1855 году.
В 1884 году община получила статус женского монастыря.
Учитель: Наш край богат не только исторически, на территории нашего района находится множество промышленных предприятий.
Клип «Экскурсия по промышленным предприятиям Каширы» (4,20 мин.)
III. Викторина «Отгадай улицу по старым открыткам.
Учитель: А теперь давайте попробуем отгадать, как называется в наше время улица со старой открытки и на современной фотографии.
Слайд «Какие улицы и здания изображены на открытках начала XX века?»
Слайд «Женская гимназия, на какой улице и какое теперь учреждение?»
Ученики: Почта на улице Коммуны
Слайд «Что это за улица?»
Ученики: Улица Советская, вид на церковь Николы Ратного.
Слайд «Что это за здание в настоящее время?»
Ученики: Таможня на улице Ильича.
Слайд «Вид на Каширу»
Учитель: Вот такой унас древний красивый древний и молодой город. Давайте посмотрим клип о нашей малой родине о Кашире.
Клип «Песня о Кашире»(3.07 мин)
I V. Заключение.
— Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?
Выслушиваю ответы учащихся, подводит итог:
“ Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Ученик читает стихотворение
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Учитель просит заполнить карточки рефлексии с вопросами:
О чем был наш классный час?
Понравился ли классный час?
Если что-то не понравилось, то что?!
Что нового ты узнал для себя?
Чтобы ты хотел еще узнать для себя?
Учитель собирает карточки рефлексии и зачитывает ответы учащихся.
Выбранный для просмотра документ Кашира перезентация.ppt