Царица голосом и взором
Свой пышный оживляла пир,
Все, Клеопатру славя хором,
В ней признавая свой кумир,
Шумя, текли к ее престолу,
Но вдруг над чашей золотой
Она задумалась — и долу
Поникла дивною главой.
И пышный пир как будто дремлет,
И в ожиданье всё молчит…
Но вновь она чело подъемлет
И с видом важным говорит:
«Внемлите мне: могу равенство
Меж вас и мной восстановить.
В моей любви для вас блаженство,
Блаженство можно вам купить:
Кто к торгу страстному приступит?
Свои я ночи продаю.
Скажите, кто меж вами купит
Ценою жизни ночь мою?»
Она рекла. Толпа в молчанье.
И всех в волнении сердца.
Но Клеопатра в ожиданье
С холодной дерзостью лица:
«Я жду,— вещает,— что ж молчите?
Иль вы теперь бежите прочь?
Вас было много; приступите,
Торгуйте радостную ночь».
И гордый взор она обводит
Кругом поклонников своих…
Вдруг — из рядов один выходит,
Вослед за ним и два других.
Смела их поступь, ясны очи.
Царица гордо восстает.
Свершилось: куплены три ночи.
И ложе смерти их зовет.
И снова гордый глас возвысила царица:
«Забыты мною днесь венец и багряница!
Простой наемницей па ложе восхожу;
Неслыханно тебе, Киприда, я служу,
И новый дар тебе ночей моих награда,
О боги грозные, внемлите ж, боги ада,
Подземных ужасов печальные цари!
Примите мой обет: до сладостной зари
Властителей моих последние желанья
И дивной негою и тайнами лобзанья,
Всей чашею любви послушно упою.
Но только сквозь завес во храмину мою
Блеснет Овроры луч — клянусь моей порфирой,—
Главы их упадут под утренней секирой!»
Благословенные священною рукой,
Из урны жребии выходят чередой,
И первый Аквила, клеврет Помпея смелый,
Изрубленный в боях, в походах поседелый.
Презренья хладного не снес он от жены
И гордо выступил, суровый сын войны,
На вызов роковых последних наслаждений,
Как прежде выступал на славный клик сражений.
Критон за ним, Критои, изнеженный мудрец,
Воспитанный под небом Арголиды,
От самых первых дней поклонник и певец
И пламенных пиров и пламенной Киприды.
Последний имени векам не передал,
Никем не знаемый, ничем не знаменитый;
.Чуть отроческий пух, темнея, покрывал
Его стыдливые ланиты.
Огонь любви в очах его пылал,
Во всех чертах любовь изображалась —
Он Клеопатрою, казалося, дышал,
И молча долго им царица любовалась.
Содержание
Анализ стихотворения «Клеопатра» Пушкина
Произведение «Клеопатра» Александр Сергеевич Пушкин позднее переработал для повести «Египетские ночи».
Стихотворение написано осенью 1824 года. Его автору в этот момент исполнилось 25 лет, он уже отправлен в отставку из-за возмутительных стихов, находится в родовой усадьбе Михайловское, куда был сослан. По жанру – элегия на историческую тему, по размеру – разностопный ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 6 строф. Лирическая героиня – царица Клеопатра, на пиру предложившая своим обожателям ценой жизни купить с ней ночь. Поэт старается придать повествованию правдоподобия, вводит подлинные исторические детали. Первое восьмистишие – экспозиция произведения. Идет пир, но вот «она задумалась». Далее следует скандальное предложение: свои я ночи продаю. Но не за деньги, а за жизнь. Поэт несколько раз подчеркивает гордыню женщины. Решив снизойти «до толпы», она требует расплатиться кровью за ее снисхождение. «Куплены три ночи». Дальше героиня призывает Киприду (божество любви) в свидетели: дар тебе ночей моих награда. То есть, героиня совершает жертвоприношение языческим богам своим поступком, в надежде заручиться их помощью, а заодно – удивить весь античный мир слухами о произошедшем. Недаром же она дает торжественным александрийским стихом обет «богам ада»: собственно, туда и сойдут три человека вскоре. «Клянусь главы их упадут!» Это восклицание – угроза смельчакам. Затем поэт дает три портрета обреченных. «Аквила поседелый»: старого вояку презрела жена. Себя считает он опозоренным, сгоряча решает таким эффектным аккордом завершить свою жизнь. «Критон мудрец»: изрядно запутавшийся в своей философии, заскучавший, желавший поразить людей своей выходкой. Последний «никем не знаемый»: романтически настроенный юноша, подаривший жар своего сердца пресыщенной царице. «Им царица любовалась»: эта добыча ей особенно дорога и приятна, ведь он и молод, и по-настоящему влюблен. А. Пушкина в этом сюжете, по-видимому, привлекает бескомпромиссность этих четырех главных действующих лиц. Лексика возвышенная, устаревшая. Инверсия: оживляла пир, возвысила царица. Метафора: шумя, текли, ложе смерти зовет, чашею любви. Эпитеты: пламенных пиров, дивною главой, стыдливые ланиты. Композиционный стык во 2 строфе: блаженство. Метонимия: сын войны.
«Клеопатра» А. Пушкина — попытка проникнуть в психологизм героев, исследовать ситуацию в момент наивысшего напряжения душевных сил. Античная тема – одна из любимых в творчестве поэта.
Умение, искусство соблазнять —
Игра на грани в жизненном театре,
Где в главной роли пламенно сыграть
Дал режиссёр прекрасной Клеопатре.
Вся жизнь царицы — чувственный роман,
Игра в любовь до гробового входа,
Единый соблазнительный обман,
Творец обмана — женская природа.
Закутанной в изысканный ковёр,
Проникла Клеопатра южной тайной
К кумиру Рима, Цезарю, в шатёр,
Что страстью вспыхнул к ней необычайной.
Потом в великолепном корабле,
В наряде Афродиты и на троне,
В дурманящем чаду, пристав к земле,
Она сошла — и вот у ног Антоний.
И даже в роковой своей игре,
Взять жизнь свою же предпочтя позору,
Она была прекрасна на одре,
И смертью — соблазнять искусству впору.
А я — Клеопатра, Египта царица,
В историю мира вписала страницу.
Прославилась быстрым умом, красотою.
И все до сих пор восхищаются мною!
Для меня войска сражались,
Гибли в море корабли,
Без ума в меня влюблялись
Полководцы и цари.
Я египетской землею
Твердой правила рукой
И, ужалена змеею,
Вечный обрела покой.
Нет ни в жизни, ни в театре
Женщин, равных Клеопатре.
Нет возврата. Уж поздно теперь.
Хоть и страшно, хоть грозный и темный ты,
Отвори нам желанную дверь,
Покажи нам заветные комнаты.
Красен факел у негра в руках,
Реки света струятся зигзагами…
Клеопатра ли там в жемчугах —
Лорелея ли с рейнскими сагами —
Может быть… — отворяй же скорей
Тайным знаком серебряной палочки! —
Там фонтаны из слез матерей —
И в распущенных косах русалочки —
Не горящие жаждой уснуть —
Как несчастны, как жалко-бездомны те!
Дай нам в душу тебе заглянуть
В той лиловой, той облачной комнате!
Отчасти чтоб в эпохе той найти какой-то штрих,
Отчасти для времяпрепровожденья
Вчерашней ночью я открыл одну из книг
О знаменитых Птолемеях — что за чтенье —
Хвалы и лести в изобилье
Все удостоились равно. Всяк знаменит,
Славен, могуч и милостив на вид;
В своих деяньях всяк наимудрейший.
А что касается до женщин из их рода, то они —
Все Береники, Клеопатры, какую ни возьми.
Когда же нужный штрих в эпохе удалось мне обнаружить,
Я был готов оставить книгу, не останови
Меня заметка небольшая о царе Цезарионе —
Она вдруг привлекла мое вниманье…
И вот вошел ты во всем неизъяснимом
Очаровании. В истории немного
Осталось по тебе невнятных строк,
Но тем свободней я создал тебя в своем воображенье,
Сотворил прекрасным, чувствующим глубоко;
Мое искусство наделило лик твой
Влекущей, совершенною красой.
Я живо так вообразил тебя
Вчерашней ночью, что, когда погасла
Лампа моя — намеренно дал я догореть ей, —
Вообразил я дерзко, как ты входишь в мою келью,
И вот мне мнится, что ты стоишь предо мною, как стоял ты
Перед Александрией, в прах поверженной,
Бледный и изнемогший, но совершенный, даже в скорби
Все еще надеясь, вдруг да пощадят
Подлые, те, что нашептывали: «Цезарей слишком много».
Мне не понятна холодность твоя…
Во мне сошлись
Все небыли и были.
Я – это я.
Но я – не только я.
Во мне живут
Все те, кто раньше были.
Ведь это мною очарован мир,
Ведь это мне,
Сыграв на фортепьяно,
Провинциальных барышень кумир Сказал:
«Ужель та самая Татьяна-»
Да, это я.
Мы с ней слились в одно,
В одно лицо…
Но если б только это!
Ведь я еще – Изольда и Манон,
Коробочка, Офелия, Джульетта.
Ту драму,
Не Шекспира, а мою
Сыграть
Не хватит целого театра.
Я – Маргарита.
Это я пою.
Ты не шути со мной.
Я – Клеопатра!
И сам Печорин,
Отдавая честь,
Сказал мне «Мадемуазель Реброва!
Я, видит бог, не знаю, кто вы есть,
Но пишете, голубушка,
Не ново! »
Открыт паноптикум печальный
Один, другой и третий год.
Толпою пьяной и нахальной
Спешим… В гробу царица ждет.
Она лежит в гробу стеклянном,
И не мертва и не жива,
А люди шепчут неустанно
О ней бесстыдные слова.
Она раскинулась лениво —
Навек забыть, навек уснуть…
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь…
Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный,
На воск, открытый напоказ…
Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:
«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь — я воск. Я тлен. Я прах». —
«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!
Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой —
Что я и Цезарь — будем оба
В веках равны перед судьбой-»
Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит…
И слышу тихие слова:
«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта — слезы,
У пьяной проститутки — смех».
16 декабря 1907
Год написания: 1907
Привык он рано презирать святыни
И вдаль упрямо шел путем своим.
В вине, и в буйной страсти, и в морфине
Искал услад, и вышел невредим.
Знал преклоненья; женщины в восторге
Склонялись целовать его стопы.
Как змеерушащий святой Георгий,
Он слышал яростный привет толпы.
И, проходя, как некий странник в мире,
Доволен блеском дня и тишью тьмы,
Не для других слагал он на псалтири,
Как царь Давид, певучие псалмы.
Он был везде: в концерте, и в театре,
И в синема, где заблестел экран;
Он жизнь бросал лукавой Клеопатре,
Но не сломил его Октавиан.
Вы пировали с ним, как друг, быть может —
С ним, как любовница, делили дрожь —
Нет, одиноко был им искус прожит,
Его признанья, — кроме песен, — ложь.
С недоуменьем, детским и счастливым,
С лукавством старческим — он пред собой
Глядит вперед. Простым и прихотливым
Он может быть, но должен быть — собой!
—Метки
—Рубрики
- история (1799)
- Жизнь Замечательных Людей (418)
- Женщины в истории (181)
- Музеи (176)
- Новейшее время (1918 год — наши дни). (169)
- История вещей, которые нас окружают (150)
- оружие и войны (136)
- История моды (131)
- Королевские истории (111)
- Новое время (конец XV в. — 1918 год) (106)
- Средневековье (96)
- археология (95)
- Древний мир (92)
- Жизнь под шляпкой (59)
- История от Олеся Бузины (35)
- По России (1620)
- Люди России (383)
- Москва и москвичи (185)
- По городам и весям (181)
- Слава русского оружия (163)
- Петербург-Петроград-Ленинград (143)
- Россия царская (133)
- Культура народов России (96)
- Россия современная (87)
- Родная речь (75)
- по Крыму и Кавказу (69)
- Дворянское гнездо (67)
- Русь древняя (59)
- моя Казань (55)
- Солнечное Забайкалье (51)
- Сказания о Земле Сибирской (29)
- Новгородские чудеса (26)
- Калининградская область- Восточная Пруссия (6)
- актуальное (1343)
- свидетельства очевидцев, фоторепортаж (561)
- живая память народа (425)
- Наши поздравления (186)
- Горячие события (125)
- Новости КамелотКлуба (33)
- Музыка (1149)
- Классическая музыка (589)
- Поп-музыка (155)
- История известных произведений (143)
- Народная и национальная музыка (91)
- Рок в роке (58)
- Джазовые композиции (55)
- Самодеятельня и бардовская музыка (47)
- альтернативный (панк, симфо, новая волна, глем, пр (35)
- Музыкальные инструменты (29)
- искусство (943)
- фотоискусство (241)
- Прикладное искусство (156)
- Мода и дизайн (121)
- Театр (112)
- Ювелирика (97)
- Скульптура (73)
- Игрушки (48)
- Инсталляции (11)
- Литература (925)
- Поэзия (168)
- О писателях и поэтах (Русская литература) (139)
- О писателях и поэтах (Иностранная литература) (87)
- ПУШКИН (77)
- Проза (75)
- Литературные герои (73)
- Книжное (59)
- Книжные иллюстрации (54)
- О ПУШКИНЕ (51)
- самиздат (41)
- Детская литература (35)
- ЛЕВ ТОЛСТОЙ (19)
- ЛЕРМОНТОВ (19)
- АХМАТОВА (18)
- ЕСЕНИН (17)
- ВЫСОЦКИЙ (16)
- ЦВЕТАЕВА (14)
- ГОГОЛЬ (13)
- БУЛГАКОВ (11)
- ЧЕХОВ (10)
- БЛОК (4)
- архитектура (905)
- Города и достопримечательности (343)
- Храмы, соборы, сакральная архитектура (204)
- Дворцы (125)
- Садово-парковое искусство (92)
- Замки (75)
- Интерьеры (63)
- Старая крепость (34)
- Кремли (30)
- живопись, графика, акварель (898)
- Рассказы о художниках (112)
- Жанровая живопись (94)
- Пейзаж (94)
- Портрет (83)
- Историческая живопись (70)
- Религиозная живопись (68)
- История известных живописных произведений (58)
- Музеи изобразительных искусств (45)
- Архитектурная живопись (44)
- Сюрреализм и современная живопись (42)
- Декоративная живопись (29)
- Анималистическая живопись (22)
- Натюрморт (22)
- Миниатюра (19)
- Импрессионизм (18)
- Марина (15)
- Батальная живопись (9)
- природа, экология (766)
- Окружающая среда (130)
- животные (128)
- Растительный мир (72)
- Природные явления (68)
- Весна (60)
- Звездное небо (59)
- Кошки, коты и котята (55)
- Цветы (55)
- Осень (55)
- Зима (51)
- Собаки и собачки (46)
- Лето (41)
- Пернатые (29)
- Галопом по Европам (738)
- Италия (98)
- Германия (93)
- Страны Скандинавии (88)
- Разные страны Европы (72)
- Прибалтика (72)
- Испания (54)
- Греция (41)
- Австрия (40)
- Польша (34)
- Чехия и Словакия (30)
- Страны-лилипуты (24)
- Грузия, Армения, Азербайджан (23)
- Кипр (21)
- Швейцария (19)
- Венгрия (15)
- Финляндия (10)
- Кинематограф (588)
- Любимые артисты (наши) (163)
- И всё кино (отечественное) (155)
- И всё кино (зарубежное) (124)
- Любимые артисты (зарубежное кино) (110)
- Праздничное настроение (577)
- Новый год (85)
- Праздничное ассорти (73)
- Религиозные праздники (70)
- Дни рождения (68)
- Рождество (63)
- Советские праздники (47)
- 8-е марта и День Матери (46)
- День Победы (37)
- 23 февраля — День защитника Отечества (32)
- День рождения сообщества Camelot_Club (23)
- День Святого Валентина (18)
- Языческие праздники (14)
- Масленница (14)
- культура (548)
- юмор (484)
- Забавности (90)
- Интересности (64)
- Артисты шутят (61)
- Мультяшное (41)
- Художники шутят (41)
- Лингвалидол (34)
- Писатели шутят (19)
- ВОСТОК- дело тонкое (всё про Азию) (354)
- Разные страны Азии (96)
- Китай (66)
- Япония (55)
- Индия (51)
- Турция и Иран (33)
- Израиль (20)
- Арабские Эмираты (17)
- Сирия (15)
- Обе Кореи (9)
- Таиланд (5)
- мифология (352)
- Религии и верования (122)
- Легенды и сказания (66)
- Мифы древнего мира (66)
- Поверья и предания (65)
- Бестиарий (35)
- Камелот и Рыцари Круглого стола (13)
- этнография (330)
- Традиции (174)
- Национальный характер (107)
- Национальный костюм (65)
- путешествия (322)
- Открывая АМЕРИКУ (213)
- США (99)
- Северная Америка (66)
- Южная Америка (28)
- Карибы (23)
- ОСТРОВ СВОБОДЫ (13)
- ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (209)
- Культура Великобритании (69)
- Англия (56)
- История Великобритании (36)
- Ирландия и Уэлс (30)
- Королевская династия Великобритании (30)
- Шотландия (17)
- Памятное (207)
- Солдатское (86)
- Бессмертный полк (69)
- Родное-любимое (33)
- Родительский день (27)
- Танец (207)
- Балет (85)
- Танго (37)
- Танец как праздник (31)
- Национальные танцы (27)
- Балы и Бальные танцы (23)
- Мюзиклы (14)
- Приключения, детективы и загадочные события (200)
- Тайны и загадочные события (84)
- Детективные истории (63)
- Мистика (48)
- ФРАНЦИЯ (186)
- Париж и парижане (87)
- Достопримечательности Франции (60)
- Королевские тайны (16)
- Взрослым о детях (169)
- Угощения (156)
- Кулинарные традиции (71)
- Рецепты со всего мира (63)
- Рецепты наших читателей (24)
- видео и ТВ (155)
- УКРАЇНА / УКРАИНА, (149)
- Люди Украины (55)
- КИЕВ (36)
- Украинская Земля (23)
- ХАРЬКОВ (22)
- ОДЕССА (22)
- философия, цитаты, афоризмы (133)
- наука (116)
- Мой адрес Советский Союз (113)
- homo homini (105)
- Психология (87)
- Любовь — прекрасная страна (80)
- Добрые дела (71)
- кич (67)
- спорт (66)
- Имена и именины (58)
- Филателия (47)
- genius loci (46)
- секс (39)
- ПО АФРИКЕ (30)
- БЕЛОРУССИЯ (17)
- Австралия и Антарктида (16)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Великий русский классик не обошел вниманием в своем творчестве образ легендарной египетской царицы
Стихотворение "Клеопатра" о знаменитой египетской царице Александр Сергеевич Пушкин сочинил осенью 1824 года в Михайловском, где находился в ссылке. В этот период он разрабатывал темы античности и знакомился с историческими трудами. Один из римских историков, живший в VI веке нашей эры, Аврелий Виктор, написал о Клеопатре Седьмой: "Была она так сластолюбива, что часто продавалась, и так прекрасна, что многие покупали ее ночь ценой смерти". Эта фраза привлекла внимание русского поэта, он домыслил ее художественно, нарисовав в своем стихотворении сцену пира в александрийском чертоге, на котором надменная царица предлагает свой холодящий душу торг.
Клеопатра – легендарная личность. Событий, происшедших в ее жизни, хватило на множество художественных произведений, но к реальным историям добавлялись и мифы. Так, фраза римского историка Аврелия Виктора несомненно относится к мифотворчеству или просто к историческому анекдоту, который и приглянулся Александру Сергеевичу в качестве яркого психологического сюжета.
Не будем думать, что Пушкин принял сказанное на веру: будущий классик в то время изучил и другие исторические материалы о Клеопатре, но его внимание привлекли страсти роковые – здесь было где разгуляться поэтической фантазии.
Подтверждением этому может служить известный пример с "Капитанской дочкой" и "Историей Пугачевского бунта". Александр Сергеевич, пользуясь одними и теми же материалами, в одном произведении рассказал о зверствах Пугачева, а в другом – изобразил его добрым человеком, таким, каким он был в мифах.
Но вернемся к стихотворению "Клеопатра". Через четыре года Пушкин продолжил работу над этим произведением. Вторая его редакция позже и была включена издателями в неоконченную повесть "Египетские ночи". Книгу опубликовали в 1837 году в "Современнике" вскоре после смерти поэта.
Стихотворение "Клеопатра" начинается с описания пышного александрийского пира, который царица оживляла "голосом и взором". Но "вдруг над чашей золотой она задумалась – и долу поникла дивною главой…" Ей пришла мысль бросить вызов пирующим:
Царица голосом и взором
Свой пышный оживляла пир,
Все, Клеопатру славя хором,
В ней признавая свой кумир,
Шумя, текли к её престолу,
Но вдруг над чашей золотой
Она задумалась — и долу
Поникла дивною главой.
И пышный пир как будто дремлет.
И в ожиданье всё молчит…
Но вновь она чело подъемлет
И с видом важным говорит:
«Внемлите мне: могу равенство
Меж вас и мной восстановить.
В моей любви для вас блаженство,
Блаженство можно вам купить:
Кто к торгу страстному приступит?
Свои я ночи продаю.
Скажите, кто меж вами купит
Ценою жизни ночь мою?»
Она рекла. Толпа в молчанье.
И всех в волнении сердца.
Но Клеопатра в ожиданье
С холодной дерзостью лица:
«Я жду,— вещает,— что ж молчите?
Иль вы теперь бежите прочь?
Вас было много; приступите,
Торгуйте радостную ночь».
И гордый взор она обводит
Кругом поклонников своих…
Вдруг — из рядов один выходит,
Вослед за ним и два других.
Смела их поступь, ясны очи.
Царица гордо восстаёт.
Свершилось: куплены три ночи…
И ложе смерти их зовёт.
И снова гордый глас возвысила царица:
«Забыты мною днесь венец и багряница!
Простой наёмницей на ложе восхожу;
Неслыханно тебе, Киприда, я служу,
И новый дар тебе ночей моих награда,
О боги грозные, внемлите ж, боги ада,
Подземных ужасов печальные цари!
Примите мой обет: до сладостной зари
Властителей моих последние желанья
И дивной негою и тайнами лобзанья,
Всей чашею любви послушно упою…
Но только сквозь завес во храмину мою
Блеснёт Авроры луч — клянусь моей порфирой,—
Главы их упадут под утренней секирой!»
Благословенные священною рукой,
Из урны жребии выходят чередой,
И первый Аквила, клеврет Помпея смелый,
Изрубленный в боях, в походах поседелый.
Презренья хладного не снёс он от жены
И гордо выступил, суровый сын войны,
На вызов роковых последних наслаждений,
Как прежде выступал на славный клик сражений.
Критон за ним, Критон, изнеженный мудрец,
Воспитанный под небом Арголиды,
От самых первых дней поклонник и певец
И пламенных пиров и пламенной Киприды.
Последний имени векам не передал,
Никем не знаемый, ничем не знаменитый;
Чуть отроческий пух, темнея, покрывал
Его стыдливые ланиты.
Огонь любви в очах его пылал,
Во всех чертах любовь изображалась —
Он Клеопатрою, казалося, дышал,
И молча долго им царица любовалась.