Стихи О Полезных Ископаемых Для Детей — подборка стихотворений

Стихи О Полезных Ископаемых Для Детей — подборка стихотворений

Стихи О Полезных Ископаемых Для Детей — подборка стихотворений
0
09 мая 2021

"Рисуя Минералы"

© Виктор Слётов

Стихи о камнях и кристаллах
Малые каменные острова

— СТИХИ О КАМНЯХ —

Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего — желан и е
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что — случайно.
И поделиться, рассказать
О том, что удалось узнать.

Однажды, камни наблюдая
Мне вдруг подумалось о том
Что быть немалой пользе в том,
Чтоб из того, что мне открылось,
Хотя бы маленькая часть —
В стихах однажды воплотилась.
Так родились в моих сенях
Стихи о милых мне камнях.

— КРАСОТА И БЛЕСК КРИСТАЛЛОВ —

Красота и блеск кристаллов
Всем и каждому понятны.
Беглый взгляд они чаруют,
Формы их уму занятны

Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность.
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.

Искушённый наблюдатель
Разглядит их жизни тайны,
И по полочкам разложит
Всё, что кажется случайным.

Сколько их — неповторимых
Восхитительных кристаллов,
Божьим промыслом рождённых,
Где-то были — и не стало!

Дерзкой мастера рукою
Превращённых в украшения
Дам капризных. Много-ль толку
От их праздного ношения?

А любовь и созерцание,
Силой тёмною гонимы,
Как и праведные души —
Нынче мало кем ценимы.

— КРИСТАЛЛ —

Когда наскучит суета,
Дела, людские лица,
Я знаю выход — я могу
В кристалле раствориться.
В его прозрачной глубине
— Незыблемая вечность
В нём есть и радость, и покой,
И мира бесконечность.

— МОРИОН —

Откуда, чёрный морион, в тебе такая сила?
— С доисторических времен Земля её копила.
В своих камнях она дала — защиту нам от силы зла,
И помощь от безумья, и повод для раздумья,
И тихие мгновенья души отдохновенья.

— ДРУГИЕ ИЗМЕРЕНИЯ —

Иные камни в те уносят измерения,
Где Инь и Ян ещё не знали разделения,
Где в диком хаосе гармония рождалась.
Застыла в нём. И с ним переплеталась.

— КРИСТАЛЛ И СОЛНЦЕ —

Таинственных хранитель сил
И древности преданий
— Кристалл холодный, дар Земли
В одежде дивных граней.

Вот он лежит передо мной,
Глубин земных посланец,
И с ним играя, Солнца луч
Свой исполняет танец.

— СТАВРОЛИТ —

Еще не выросли леса, не волновались воды,
Земля, безвидна и пуста — начало всей Природы.

Земная твердь и твердь небес,
И свет первоначальный.
До времени безлюдных мест
Вид грозный и печальный.

Но всемогущий Божий Дух,
Как первый благовест,
Уже вложил в земную твердь
Предвечный Божий Крест.

Настала полнота времён, и нам из недр творения
Как чудо Божье явлен Он, — знак скорби и спасения.

— И ШАЛЬНОЙ ХОЛОДОК ИЗУМРУДА —

И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
— Лишь они не обманут ни разу.

В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.

Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой
С нашей бренностью — в вечности звенья.

— ТУРМАЛИН —

Однажды с неба радуга упала в огорчении
Что краток в небе век её, и нету приключений
А Мать-Земля, приняв её, нашла ей применение —
Мол, хватит дурью маяться, раскрась-ка мне каменья!

И каждый камень взял, что смог. И что ему положено
Один проказник-турмалин всё мечется встревоженно
Любой наряд ему к лицу. А то и два, и три к концу
Он всех камней нарядней стал, и все цвета в себя вобрал.

Прозрачные и яркие кристаллы одиночные,
В срастаниях похожие на клумбочки цветочные —
Сверкают, душу радуя. И украшают полочки —
И призмочки пузатые, и тонкие иголочки.

И дома моего уют
Наполнен тем, что в нём живут —
Мои друзья, прекрасные каменья,
Дары Природы и источник вдохновения.

— ЧЁРНЫЕ КВАДРАТЫ —

В рисовании кристалла смысла нет в серьёзном смысле
Если ты его не любишь, не одушевляешь мыслью
Если ты в него не вложишь — понимание природы
Если есть оно, конечно. Если нет — рисуй восходы
Или, может быть, закаты. Или чёрные квадраты.

— ОТ ГРАНЕЙ ХРУСТАЛЯ —

От граней хрусталя
Блеснёт холодный свет.
И луч его, скользя к границе мира,
Со взглядом перекрестится твоим,
Как золотая тонкая рапира.

— МАГМА и РУДЫ —

Чтоб снять в земной коре напряг,
Где твердь её волнуется —
В ней магматический очаг
Местами образуется.

Текучесть магмы ей дает
Возможность к продвижению
К земной поверхности,
Чтоб там — случиться извержению.
Застывши же на глубине
(отнюдь не по своей вине)
Рождает магма дивные
Массивы интрузивные,
Которых газами и жаром
Для нас, людей, великим даром
— Родятся, крепнут и растут
Скопления различных руд.

— ПИРИТ —

Маршрут позади, разбираем трофеи,
Подарок судьбы или сказочной феи —
Средь кварцевой жилы на счастье добыта
Прекрасная друза кристаллов пирита.

Такие находки — всегда как впервые:
Сверкают вершины кубов золотые,
На гранях штриховка, ступенечки роста,
Порядок и хаос — всё сложно и просто.

И, самую малость, на гранях пирита
Пестрит побежалости радуга. Свита
Его окружает из кварца, кальцита,
Покрытых присыпками халькопирита.

— ТЕЛА из СРОСШИХСЯ КРИСТАЛЛОВ —

Внутри пород, средь руд, отвалов,
Подобны то ежу, то шару,
Встречаются то тут, то там
— Тела из сросшихся кристаллов
Пирита, кварца и иных
Разнообразных минералов.
От центра в стороны растут,
Конкрециями их зовут.

Плотны, зернисты иль лучисты
Но формы, в принципе, любой,
Они — конкреции. А что же
Они являют нам собой?

Как для великого началом
Явиться может всякий вздор,
Так и кристаллов зарождению
Способствует мельчайший сор.

Конкреции подобны взрыву
В сильно замедленном кино —
Кристаллов группы, зарождаясь,
Растут от точки, расщепляясь.
Природа-ж малой точки той
Бывает сложной иль простой,
Но для пытливого ума
О том написаны тома.

В жеодах всё наоборот:
От стенок каверн и пустот,
Поверхность оных покрывая,
Кристаллов дружная семья
У основания срастаясь,
Лишь к центру пустоты растёт.
Внутри которой создаёт —
Подобие дворцовых залов,
В которых стенки из кристаллов.

— ДРУЗА —

Друза — это полный хаос
Разно сросшихся кристаллов.
Взрыв, обвал, нагроможденье,
Форм и бликов наважденье.
Только в каждой новой друзе
Что-то новое таится.
В друзах кварц непредсказуем,
И со всех сторон искрится.
Этот хаос привлекает,
Граней множеством сверкает.
Если в прочем беспорядок
Огорчает и смущает,
То в срастаниях кристаллов
— Неизменно восхищает.

Дар природы первозданной,
Друза с горным хрусталём
— Чувства добрые рождает,
И приносит радость в дом.

— БЕРИЛЛ —

Тихий вечер. Тоска, одиночество.
И усталость, и нет больше сил.
Опостылело всё. И лишь хочется
Взять, и молча глядеть на берилл.

Что ни грань — то картина изографа
И на каждой — особый сюжет,
Не создаст гармоничней которого
Ни художник, ни маг, ни поэт.

В глубине его — воды текучие,
Он струится, как вешний ручей,
Этот камень поможет при случае
Лучше тысячи лучших врачей.

— ИЗУМРУД —

Изумруд зеленоокий
Цветом сочный и глубокий,
Восхитительный и скромный
— Не бывает он огромный,
Но, не мал и не велик
Он отбрасывает блик.

Сохраняя в себе тайны
Жизни каменной событий,
Наблюдательному взору
Дарит радости открытий.
А умело обработан,
Обрамлён в златой каркас,
Сочной зеленью своею
Он бодрит, и тешит глаз.

Холодочек изумруда
Не возникнет ниоткуда.
Много лет трудиться надо,
Чтоб он стал вам как награда.
Камень мудрости и силы,
Страж душевного покоя.
С суетой соприкоснётся —
Треснет, может расколоться.

— ХРИЗОЛИТ —

Хризолит подарит мягкость,
Гнев ненужный устранит.
Он к уму притянет ясность,
И любовь воспламенит.

Только хризолит, носимый
На груди подруги милой —
Обладает благотворной,
Исключительною силой.

Если радостно сияют
Хризолиты на груди,
Впереди — любовь и счастье
А все беды — позади!

— САМОЦВЕТЫ —

Для тех, кто носит самоцветы,
Жизнь и прекрасна, и проста —
Открыты вечности врата,
Подвластны тайна и мечта.

«ВОДОПРОВОД»

В подземном царстве для жеод
Был проведён водопровод:
Они проточные с тех пор,
Струится через них раствор.

И в направлении той струи
Кристаллов тонкие слои
Растут быстрее. И они
Вдоль по течению реки
Дают ростки и гребешки,
Подобно водорослям рек.
Меж тем — проснулся человек
И фантастический свой сон
В научный труд оформил он.

Мораль сей басни такова.
Нет, не помогут тут слова.
.
(В тему псевдонаучной схоластической концепции «протекания растворов» через агатовые и иные жеоды)

Кристалл под Солнцем заискрился,
И пробудил в душе мечты —
Весь мир вокруг преобразился
Когда на камень смотришь ты!

Взирай почаще на каменья,
Смелее трогай их рукой,
И будет в мыслях озарение
И обретёт душа покой!

— КАМНИ МОЛЧА НАБЛЮДАЮТ —

Сегодня, по статистике,
Пол-мира тонет в мистике,
Сплошь псевдо-эзотерики
В коммерческой истерике.

Меж тем в умах брожение
О «правильном ношении»,
И о бредовых практиках
С камнями обращения.

Камней же душам молчаливым —
Быть высоко над этим сором.
Они лишь молча наблюдают,
Смеясь над ним своим узором.

— Много граней у кристаллов —

Много граней у кристаллов,
Блеск, включения, прозрачность,
И волнуют ум пытливый
Цвет, и форм неоднозначность.

В одном из них — бездонность моря,
В другом журчание реки.
Вобрал топаз всю синь небес,
А кварц включений буйный лес.

Когда же камень достаётся
Тому, кем верховодит бес,
Его пытаются представить
Как кладезь всяческих чудес.

Но только всё это пустое,
В кристаллах — Божья благодать.
И если камни созерцать,
То можно многое понять.

— ПЕРЕД ТВОРЦОМ —

Прежде чем кристалл разрушить,
Создавая украшение —
Помолись перед Творцом,
Попроси прощения.

— ТВОРЦА НИКТО НЕ ПРЕВЗОШЁЛ! —

Попытки Божью красоту
Своим умом разнообразить —
Наверно, тщетны.
Исказить — возможно. Иль обезобразить.
Творца никто не превзошёл,
Велик лишь тот, кто путь нашёл.

— МОЯ ТИХАЯ ГАВАНЬ —

Возможно, я жив до сих пор потому,
Что Бог посылает в прощение
За грешно-сумбурную бытность мою
— Способность с камнями общения.

Какое общение? — спросите Вы.
Сказать на словах не сумею, увы.
Но если по жизни запутался я
В них — тихая, добрая гавань моя.

Стихотворения опубликованы в авторских сборниках
"Стихи разных лет" (2005),
и "Благодаря и вопреки" (2013)

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).

Показать их применение в жизни человека.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

— Доброе утро! Солнцу и птицам,

-Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей.

Воспитатель: В виде полезных ископаемых.

Воспитатель: Почему полезных?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ископаемых?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Он очень прочен и упруг,

Строителям –надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Гранит — полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу.Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей.

Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур.Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей.

Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище — каждому нужна. (соль)

Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей.

Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей.

Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это?

Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей.

Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли.А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?

Ответы детей

-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Ответы детей.

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

Итог занятия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей.

Анализ занятия воспитателем

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что хлеб расскажет о себе?» Конспект занятий по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Что хлеб расскажет о себе» Программное содержание:.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дружный хоровод» Цель занятия : расширять представление детей о национальной культуре народов России, совершенствовать знания о национальных костюмах,их.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звёзды-сёстры Солнца» Тема: «Звёзды – сёстры Солнца». Цель: Расширить кругозор детей, представления о Вселенной, дать понятие, что такое звёзды, вызвать интерес.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство со скульптурой» Воспитатели: Бондаренко А. А. и Попова С. А. Программные задачи: продолжать знакомить детей с различными жанрами скульптуры, с материалами.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с кубанской хатой» "Знакомство с кубанской хатой" Цель: формировать первичные представления о малой Родине и представлений о социокультурных ценностях кубанского.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» Конспект непосредственно.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Спасаем Василису» Тема: Спасаем Василису Прекрасную Группа старшая Оборудование для детей: формата А4 красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Новые приключения Колобка» Цель: развитие познавательной сферы детей. Задачи: — развитие внимания и наблюдательности; — развитие зрительной памяти; — совершенствование.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Эти разные профессии» Программное содержание:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Для чего нужны витамины» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно
Adblock
detector